Основная информация

Дата опубликования: 02 марта 2006г.
Номер документа: В200604410
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0604410

В200604410

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.05.2006, N 5, СТР. 127

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

02.03.2006 N 16679/05

[Об отказе в удовлетворении заявления

о признании недействующим пункта 13.3 Инструкции

о совершении таможенных операций при внутреннем

и международном таможенном транзите товаров,

утвержденной приказом Государственного

таможенного комитета Российской Федерации

от 08.09.2003 N 973; НГР:В0303159]

Резолютивная часть решения объявлена

26.02.2006

В полном объеме решение изготовлено

02.03.2006

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Андреева Е.И., судей Березия А.Е., Чистякова А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление республиканского унитарного предприятия "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" о признании недействующим пункта 13.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973; НГР:В0303159, в части слов "путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца".

Протокол вела помощник судьи Сызранцева М.В.

В судебном заседании приняли участие:

от республиканского унитарного предприятия "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" - Карпенко П.В. (доверенность от 10.10.2005 N Д-35);

от Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации - Жигастова Н.М. (доверенность от 23.01.2006 N 557-ГГ/Д02), Мамыркина О.А. (доверенность от 20.02.2006 N 2138-ГГ/Д02), Турбенева Г.Н. (доверенность от 20.02.2006 N 2136-ГГ/Д02). Суд установил:

Республиканское унитарное предприятие "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" (Республика Беларусь) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 13.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров (далее - инструкция), утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973; НГР:В0303159, в части слов "путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца".

Названная инструкция Государственным таможенным комитетом Российской Федерации издана в пределах его компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, содержит признаки нормативного правового акта, действие которого на момент обращения заявителя в арбитражный суд и рассмотрения настоящего дела не прекращено.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314; НГР:Р0400775 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - министерство), в связи с чем данное министерство привлечено к делу в качестве заинтересованного лица.

В обоснование заявления республиканское унитарное предприятие "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" (далее - предприятие), осуществляющее международные перевозки воздушным транспортом, сослалось на то, что оспариваемое им положение пункта 13.3 инструкции не соответствует абзацу четвертому статьи 72 и абзацу второму пункта 3 статьи 120 Таможенного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9303342 (далее - ТК РФ; НГР:Р9303342), предусматривающим возможность сообщения таможенному органу недостающих сведений путем представления документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.

В судебном заседании представителем предприятия поддержано заявленное требование.

Представители министерства возражают против удовлетворения заявления, считая, что пункт 13.3 инструкции соответствует требованиям ТК РФ; НГР:Р9303342. При этом ими заявлено ходатайство о прекращении производства по делу со ссылкой на следующие обстоятельства: заявителем не представлено подтверждение наличия у него статуса юридического лица; Соглашением стран СНГ от 20.03.1992 "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" не предусмотрено право иностранного предприятия оспаривать нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти Российской Федерации.

Ходатайство оставлено судом без удовлетворения по следующим основаниям.

Заявителем представлены устав предприятия и свидетельство о государственной регистрации предприятия, подтверждающие его юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Соглашение стран СНГ от 20.03.1992, по мнению суда, подлежит применению с учетом положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ; НГР:Р0203806, введенного в действие с 01.09.2002, которым к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, в отличие от ранее действовавшего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не относившего к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел указанной категории. Согласно части 2 статьи 248 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 в исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся предусмотренные в разделе III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Раздел III предусматривает, в частности, рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов. Пунктом 4 статьи 5 ТК РФ; НГР:Р9303342 установлено, что нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.

Суд, исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него, выступлениях представителей участвующих в деле лиц, находит, что заявление предприятия не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Главы 9 и 13 ТК РФ; НГР:Р9303342, включающие в себя соответственно статьи 72 и 120, определяют таможенные процедуры, устанавливающие порядок действий таможенных органов, перевозчиков и заинтересованных лиц для осуществления ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров и транспортных средств с этой территории.

В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 72 ТК РФ; НГР:Р9303342 и абзаца второго пункта 3 статьи 120 ТК РФ; НГР:Р9303342 при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации перевозчик вправе сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него или дополнительных документов, составленных им в произвольной форме.

Между тем пункт 13.3 инструкции устанавливает: если представленные документы не содержат всех сведений, указанных в пункте 13.1 настоящей инструкции, лицо, получающее разрешение на внутренний таможенный транзит или международный таможенный транзит, представляет недостающие сведения путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца.

Из этого пункта инструкции следует, что содержащееся в нем требование не распространяется на установленные статьями 72, 120 ТК РФ; НГР:Р9303342 таможенные процедуры при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и их убытии с этой территории, а регулирует порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита и таможенный режим международного таможенного транзита.

Статьей 156 ТК РФ; НГР:Р9303342 предусмотрено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 ТК РФ; НГР:Р9303342 "Таможенные режимы".

Следовательно, организация, выступающая перевозчиком и осуществляющая международный рейс, по прибытии на таможенную территорию Российской Федерации обязана поместить товар под соответствующий таможенный режим.

Согласно статье 169 ТК РФ; НГР:Р9303342 при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит осуществляется по правилам, установленным статьями 80 - 86 ТК РФ; НГР:Р9303342 в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.

Пунктом 4 статьи 81 ТК РФ; НГР:Р9303342 предусмотрено: если представленные документы не содержат всех сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, эти сведения представляются дополнительно путем внесения недостающих сведений в письменной форме в транзитную декларацию.

Таким образом, оспариваемое предприятием положение пункта 13.3 инструкции, принятой с целью реализации положений ТК РФ; НГР:Р9303342, не состоит в противоречии с нормами статей 72, 120 ТК РФ; НГР:Р9303342, соответствует главам 10 (статьи 80 - 86) и 18 (статьи 167 - 172) ТК РФ; НГР:Р9303342. Следовательно, оснований для признания его недействующим не имеется.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

признать пункт 13.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973; НГР:В0303159, в части слов "путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца" соответствующим Таможенному кодексу Российской Федерации; НГР:Р9303342.

Республиканскому унитарному предприятию "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" в удовлетворении заявленного требования отказать.

Председательствующий

Е.И. Андреев

Судьи

А.Е. Березий

А.И. Чистяков

[введено: 06.04.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 06.04.2009 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2006 Стр. 127
Рубрики правового классификатора: 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 100.170.000 Таможенное дело (см. также 200.100.050), 100.170.050 Таможенное оформление, 100.170.100 Таможенный и иные виды контроля (см. также 080.130.060), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений, 200.000.000 Международные отношения. Международное право

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать