Основная информация
Дата опубликования: | 02 апреля 1998г. |
Номер документа: | В199804659 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199804659
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
02.04.98 N ГКПИ 98-66
[В удовлетворении заявления о признании незаконной
Федеральной Целевой Программы "Государственные жилищные
сертификаты" отказано]
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Черняева А.Ф.
при секретаре - Поповой Ю. В.
с участием прокурора - Федотовой А. В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черемных Владимира Борисовича о признании незаконной Федеральной Целевой Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, установил:
Черемных В.Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" противоречит, по его мнению, положениям Конституции Российской Федерации (ст.19) и Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (ст.15), т.к. Программа практически на 5 лет приостанавливает государственные гарантии на предоставление военнослужащим жилых помещений, отменяет основной способ обеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления по договорам социального найма, нарушает права военнослужащих, предусмотренные Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" на бесплатное получение жилья.
Черемных В.Б. просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражая против единоличного рассмотрения дела судьей (л.д-26).
Выслушав представителя Правительства Российской Федерации Маслова Н.В., возражавшего против удовлетворения заявления, заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшую, что требования Черемных В.Б. необоснованны. Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что заявление удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Оспариваемая заявителем Программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998 г. N 71, принятым Правительством в пределах своей компетенции.
Программа принята Правительством Российской Федерации на основании поручения Президента Российской Федерации от 2.11.1997 года N 1777.
Указом Президента Российской Федерации N 102 от 28.01.1998 года Федеральной целевой Программе "Государственные жилищные сертификаты" придан статус президентской программы и Правительству Российской Федерации поручено внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона, предусматривающего направление в 1999-2002 годах средств от продажи пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, на дополнительное финансирование мероприятий Президентской Программы "Государственные жилищные сертификаты".
Программой установлено, что участие в ней добровольное, а также и то, что в случае если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы в установленные Программой сроки и не воспользовался средствами, выделенной ему безвозмездной субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, как очередник на получение государственного или муниципального жилья и что только после приобретения жилья по государственным жилищным сертификатам граждане - участники Программы исключаются из списков очередников на улучшение жилищных условий (ст.5 Программы).
С учетом приведенных Положений Указа Президента Российской Федерации и Программы, суд не может согласиться с доводами Черемных о том, что оспариваемая им Программа противоречит ст.15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и ущемляет права военнослужащих на получение жилья, установленного Законом, поскольку указанная Программа не исключает возможность получения военнослужащими жилых помещений в порядке ст.15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", участие в Программе возможно только на добровольной основе, т.е. военнослужащие имеют право, как и до утверждения Правительством Российской Федерации Федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты", на улучшение жилищных условий, как очередники на получение государственного или муниципального жилья.
По этим же основаниям, суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что Программа отменяет способ обеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления по договорам социального найма и что ее положения противоречат ст.19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод граждан.
Суд при этом учитывает, что после утверждения Программы у военнослужащих, имеющих право на улучшение жилищных условий, появилась возможность выбора "пути" получения жилья, в т.ч. и на вторичном рынке жилья, не ожидая окончания срока строительства нового жилья.
Кроме того, граждане - участники Программы могут также приобрести жилье, только за счет средств безвозмездной субсидии и без привлечения собственных или кредитных ресурсов. При этом размер приобретаемого жилого помещения (в расчете на одного члена семьи) не может быть ниже нормы постановки на учет на улучшение жилищных условий, установленной в месте расположения жилья (п.2 Программы).
Неоснователен и довод заявителя о том, что Программа является единственным финансируемым Правительством каналом для обеспечения жилья военнослужащих, увольняемых с военной службы, поскольку в подтверждение этого довода Черемных суду не представил доказательств.
Федеральным законом от 26.03.1998 г. N 42-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1998 года" утверждены расходы федерального бюджета на 1998 года на обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы в размере 2100000,0 тысяч рублей (ст.26 Закона).
Ст.ст.29, 30 указанного Закона признано необходимым привлечение дополнительных средств для обеспечения социальных гарантий увольняемых военнослужащих, т.е. сверх объемов, предусмотренных ст.26 Закона. Как было отмечено выше, финансирование мероприятий президентской Программы "Государственные жилищные сертификаты" планируется за счет средств от продажи пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-194, 196, 203 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
Черемных Владимиру Борисовичу в удовлетворении заявления о признании незаконной Федеральной целевой Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года, N 78, отказать.
Решение в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежит, но может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора.
[отформатировано 07.05.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199804659
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
02.04.98 N ГКПИ 98-66
[В удовлетворении заявления о признании незаконной
Федеральной Целевой Программы "Государственные жилищные
сертификаты" отказано]
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Черняева А.Ф.
при секретаре - Поповой Ю. В.
с участием прокурора - Федотовой А. В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черемных Владимира Борисовича о признании незаконной Федеральной Целевой Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, установил:
Черемных В.Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" противоречит, по его мнению, положениям Конституции Российской Федерации (ст.19) и Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (ст.15), т.к. Программа практически на 5 лет приостанавливает государственные гарантии на предоставление военнослужащим жилых помещений, отменяет основной способ обеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления по договорам социального найма, нарушает права военнослужащих, предусмотренные Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" на бесплатное получение жилья.
Черемных В.Б. просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражая против единоличного рассмотрения дела судьей (л.д-26).
Выслушав представителя Правительства Российской Федерации Маслова Н.В., возражавшего против удовлетворения заявления, заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшую, что требования Черемных В.Б. необоснованны. Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что заявление удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Оспариваемая заявителем Программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998 г. N 71, принятым Правительством в пределах своей компетенции.
Программа принята Правительством Российской Федерации на основании поручения Президента Российской Федерации от 2.11.1997 года N 1777.
Указом Президента Российской Федерации N 102 от 28.01.1998 года Федеральной целевой Программе "Государственные жилищные сертификаты" придан статус президентской программы и Правительству Российской Федерации поручено внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона, предусматривающего направление в 1999-2002 годах средств от продажи пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, на дополнительное финансирование мероприятий Президентской Программы "Государственные жилищные сертификаты".
Программой установлено, что участие в ней добровольное, а также и то, что в случае если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы в установленные Программой сроки и не воспользовался средствами, выделенной ему безвозмездной субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, как очередник на получение государственного или муниципального жилья и что только после приобретения жилья по государственным жилищным сертификатам граждане - участники Программы исключаются из списков очередников на улучшение жилищных условий (ст.5 Программы).
С учетом приведенных Положений Указа Президента Российской Федерации и Программы, суд не может согласиться с доводами Черемных о том, что оспариваемая им Программа противоречит ст.15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и ущемляет права военнослужащих на получение жилья, установленного Законом, поскольку указанная Программа не исключает возможность получения военнослужащими жилых помещений в порядке ст.15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", участие в Программе возможно только на добровольной основе, т.е. военнослужащие имеют право, как и до утверждения Правительством Российской Федерации Федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты", на улучшение жилищных условий, как очередники на получение государственного или муниципального жилья.
По этим же основаниям, суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что Программа отменяет способ обеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления по договорам социального найма и что ее положения противоречат ст.19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод граждан.
Суд при этом учитывает, что после утверждения Программы у военнослужащих, имеющих право на улучшение жилищных условий, появилась возможность выбора "пути" получения жилья, в т.ч. и на вторичном рынке жилья, не ожидая окончания срока строительства нового жилья.
Кроме того, граждане - участники Программы могут также приобрести жилье, только за счет средств безвозмездной субсидии и без привлечения собственных или кредитных ресурсов. При этом размер приобретаемого жилого помещения (в расчете на одного члена семьи) не может быть ниже нормы постановки на учет на улучшение жилищных условий, установленной в месте расположения жилья (п.2 Программы).
Неоснователен и довод заявителя о том, что Программа является единственным финансируемым Правительством каналом для обеспечения жилья военнослужащих, увольняемых с военной службы, поскольку в подтверждение этого довода Черемных суду не представил доказательств.
Федеральным законом от 26.03.1998 г. N 42-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1998 года" утверждены расходы федерального бюджета на 1998 года на обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы в размере 2100000,0 тысяч рублей (ст.26 Закона).
Ст.ст.29, 30 указанного Закона признано необходимым привлечение дополнительных средств для обеспечения социальных гарантий увольняемых военнослужащих, т.е. сверх объемов, предусмотренных ст.26 Закона. Как было отмечено выше, финансирование мероприятий президентской Программы "Государственные жилищные сертификаты" планируется за счет средств от продажи пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-194, 196, 203 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
Черемных Владимиру Борисовичу в удовлетворении заявления о признании незаконной Федеральной целевой Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года, N 78, отказать.
Решение в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежит, но может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора.
[отформатировано 07.05.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 050.000.000 Жилище, 050.030.000 Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере (см. также 030.090.090), 050.030.010 Общие положения, 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.020 Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.030 Льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: