Основная информация

Дата опубликования: 03 апреля 2008г.
Номер документа: В200805606
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0805606

В200805606

В200805606

В0805606

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

03.04.2008 N ГКПИ08-49

[О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ АБЗАЦА 2 ПУНКТА 4

ПРАВИЛ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАСТРОЙЩИКАМИ ЕЖЕКВАРТАЛЬНОЙ

ОТЧЕТНОСТИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ОКТЯБРЯ 2005

Г. N 645; НГР:Р0504540, В ЧАСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ДАТОЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ДАТУ ПОСТУПЛЕНИЯ

ОТЧЕТНОСТИ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН]

(оставленное без изменения определением

Кассационной коллегии Верховного Суда РФ

от 24 июня 2008 г. N КАС08-301; НГР:В0805703)

(Извлечение)

В соответствии с п. 4 Правил о представлении застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 645; НГР:Р0504540 (далее - Правила), отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.

Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.

ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" обратились в Верховный Суд РФ с заявлениями о признании недействующим абз. 2 п. 4 Правил в части, определяющей датой представления отчетности дату поступления отчетности в уполномоченный орган.

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О бухгалтерском учете", ГК РФ; НГР:Р9405309, изданы с превышением полномочий Правительства РФ и возлагают на хозяйствующий субъект дополнительные обязанности.

В суде представитель заявителей ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" поддержал заявленные требования и пояснил, что Правительство РФ превысило свои полномочия, определив дату поступления отчетности в уполномоченный орган, а не дату направления отчетности.

Правительство РФ поручило представлять свои интересы в Верховном Суде РФ Федеральной службе по финансовым рынкам.

Представители Правительства РФ возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают прав хозяйствующих субъектов.

Верховный Суд РФ 3 апреля 2008 г. заявленные требования удовлетворил, указав следующее.

Согласно ст. 251 ГПК РФ; НГР:Р0205496 гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 645; НГР:Р0504540 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ; НГР:Р0405566 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Данный Федеральный закон устанавливает государственное регулирование, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 3 ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ; НГР:Р0405566).

Соответственно, на застройщике лежит обязанность представить такую отчетность по формам и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Правительство РФ, реализуя предоставленные ему Федеральным законом полномочия в сфере установления форм и порядка представления застройщиками ежеквартальной отчетности, утвердило указанные Правила (постановление Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 645; НГР:Р0504540).

Срок является одним из юридических фактов, с которыми ГК РФ; НГР:Р9405309, другие законы и иные правовые акты связывают возникновение как гражданских прав и обязанностей, так и иных обязательств.

Гражданское законодательство устанавливает порядок совершения действий в последний день срока. Согласно ч. 2 ст. 194 ГК РФ; НГР:Р9405309 письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Под письменными заявлениями и извещениями данная норма понимает любые письменные материалы, в том числе отчеты, которые участники гражданских, административных, финансовых и иных правоотношений должны сообщить друг другу.

Данное право юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Положения п. 4 Правил обязывают застройщика в течение 30 дней по окончании квартала представить в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств, при этом датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.

В соответствии с абз. 2 п. 2 Правил в состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность входит в состав ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в качестве обязательного элемента, без чего отчетность не может быть принята, а контролирующие органы - считать ее достоверной. Ежеквартальная отчетность застройщика относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер.

Статья 2 Федерального закона "О бухгалтерском отчете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ; НГР:Р9605470 определяет бухгалтерскую отчетность как единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Настоящий Закон, устанавливая сроки представления бухгалтерской отчетности, определил также способы представления бухгалтерской отчетности, которая может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При этом днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности.

В состав отчетности, которую представляет застройщик уполномоченному органу, как указывалось выше, включена бухгалтерская отчетность, для которой Законом установлены сроки и порядок ее представления более благоприятные, чем это предусмотрено п. 4 Правил. Следовательно, положения п. 4 Правил в части, определяющей датой представления отчетности дату ее поступления в уполномоченный орган, противоречат действующему законодательству и нарушают права застройщиков в сфере предпринимательской деятельности. Статья 14.28 КоАП РФ; НГР:Р0102426 устанавливает административную ответственность для застройщика в случае непредставления в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения (статья 14.28).

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит Федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.

Верховный Суд РФ заявления ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" удовлетворил и признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абз. 2 п. 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 645; НГР:Р0504540, в части, определяющей датой представления отчетности дату поступления отчетности в уполномоченный орган.

[введено: 07.12.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 10.12.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.090 Учет. Отчетность. Статистика (см. также 080.110.050, 080.150.060), 080.000.000 Финансы, 080.150.000 Бухгалтерский учет и финансовая отчетность, 080.150.060 Особенности бухгалтерского учета и отчетности экономических субъектов. Отраслевые особенности (см. также 020.030.090, 080.110.050), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.050.000 Градостроительство и архитектура, 090.050.050 Градостроительные нормативы. Градостроительная документация. Экспертиза, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать