Основная информация

Дата опубликования: 03 сентября 2020г.
Номер документа: RU27011205202000026
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Хабаровский край
Принявший орган: Совет депутатов Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратило силу решением Совета депутатов Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 21.12.2020 № 23/54

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

БИЧЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

03.09.2020 № 15/33

с. Бичевая

Об утверждении программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Бичевского сельского поселения района имени Лазо Хабаровского края на 2020-2024 годы»

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.8.2 статьи 6 устава Бичевского сельского поселения Совет депутатов Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края

РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемую программу «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Бичевского сельского поселения района имени Лазо Хабаровского края на 2020-2024 годы».

2. Настоящее решение подлежит опубликованию в Сборнике муниципальных правовых актов Бичевского сельского поселения и размещению на сайте сельского поселения для ознакомления гражданами.

3. Признать утратившим силу решение Совета депутатов Бичевского сельского поселения:

- от 21.12.2018г. №22/53 «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Бичевского сельского поселения района имени Лазо Хабаровского края на 2018-2022» годы.

4. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.

Глава Бичевского сельского поселения

И.М. Самодурова

Председатель Совета депутатов

Ю.С. Боровцова

Приложение

к решению Совета депутатов

Бичевского сельского поселения

от 03.09.2020 № 15/33

ПРОГРАММА

«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БИЧЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2020-2024 ГОДЫ»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программы

Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Бичевского сельского поселения района имени Лазо Хабаровского края.

на 2020-2024 годы» (далее по тексту Программа).

Основание разработки Программы

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2018 г. N 568-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 1-р»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Заказчик Программы

Администрация Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

Разработчик Программы

Администрация Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

Цель Программы

Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности по объектам расположенных на территории Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо

Задачи Программы

1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением в подведомственных учреждениях, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при потреблении энергетических ресурсов и их мониторинга.

2. Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте объектов бюджетной сферы.

3. Проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов во всех учреждениях и предприятиях, подлежащих обязательному энергетическому обследованию;

4. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов. Создание системы мониторинга реализации мероприятий энергосбережения на каждом объекте, включенном в Программу.

5. Создать на территории Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо инфраструктуру для отбора и реализации и контроля за реализацией проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Направления реализации программных мероприятий

- Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе;

- Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде;

- Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.

Сроки и этапы

реализации Программы

До 2024 года

Исполнители Программы

Муниципальные организации и бюджетные учреждения муниципальной принадлежности, предприятия топливно-энергетического комплекса и коммунальной инфраструктуры, компании осуществляющие содержание жилого фонда, энергосервисные компании.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Целевые показатели охвата муниципальной Программой объектов бюджетной сферы:

2020 год – 70% от общего количества объектов;

2021 год – 100% от общего количества объектов.

объектов жилого фонда:

2020 год – 10% от количества жилых домов;

2021 год – 30% от количества жилых домов;

2022 год – 50% от количества жилых домов;

2023 год – 75% от количества жилых домов;

2024 год – 100% от количества жилых домов.

объектов коммунальной инфраструктуры:

2020 год – 30% от количества объектов;

2021 год – 80% от количества объектов;

2022 год – 100% от количества объектов.

Доля бюджетных учреждений оборудованных приборами учета электроэнергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды в общем количестве бюджетных учреждений:

2020 год – 80% от общего количества объектов;

2021 год – 100% от общего количества объектов.

Доля многоквартирных домов полностью оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды в общем количестве многоквартирных домов:

2020 год – 50% от количества жилых домов;

2021 год – 80% от количества жилых домов;

2022 год – 100% от количества жилых домов.

Потери коммунальных энергоресурсов при их выработке, транспортировке и распределении по сетям централизованных систем, снизятся по тепловым сетям на 20% от уровня 2017 года и по водопроводным сетям – на 25% от уровня 2017 г.

Количество аварий и инцидентов в расчете на 1 километр сетей организаций коммунального комплекса снизится до 50 % от уровня 2017 года в системах централизованного теплоснабжения и водоснабжения и до 70% к уровню 2017 г. в системах электроснабжения.

Наличие в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях энергетических паспортов (энергетических обследований):

2020 год – 30% от количества объектов;

2021 год – 75% от количества объектов;

2022 год – 100% от количества объектов.

Создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности.

Система организации контроля за исполнением программы

Программой предусматривается контроль за реализацией мероприятий и проектов программы, в том числе:

Внутренний контроль через Рабочую группу администрации Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо по разработке, реализации и корректировке Программы.

2. Внешний контроль через подсистемы Государственной информационной системы в области энергоэффективности (ФГУ «РЭА).

Корректировка и уточнение Программы

Осуществляется заказчиком-координатором Программы ежегодно на основе результатов реализации программы в прошедшем году и уточненных адресных планов реализации Программы в последующие годы.

1.Содержание проблемы

Основной проблемой, решению которой способствует муниципальная Программа, является сокращение потребления энергоресурсов предприятиями и учреждениями Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо.

Мероприятия муниципальной Программы сбалансированы, охватывают основные отрасли экономики Бичевского сельского поселения, в том числе бюджетный сектор, жилой фонд и коммунальную инфраструктуру, и должны стать не только инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов, но и одним из базовых элементов технологического перевооружения систем ресурсоснабжения. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформулированы в основных стратегических документах, определяющих приоритетные социально-экономические задачи Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу – «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

В бюджетных учреждениях остаются, недофинансированы расходы по содержанию систем ресурсоснабжения, отсутствует практика эффективного использования ресурсов. До вступления в силу Федерального закона 261-ФЗ не работали механизмы использования полученной экономии энергоресурсов. При наступлении аварий и критических ситуаций выделялись средства из муниципального местного бюджетов для ремонта изношенной инфраструктуры.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления жилищным фондом, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Тем не менее, конечные цели реформы – обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры, оптимизация затрат на потребление ресурсов в бюджетном секторе и затрат по эксплуатации жилищного фонда – на сегодняшний день не достигнуты.

Несмотря на проведенные в 1991-2009 годах масштабные реформы в жилищно-коммунальной сфере коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных технических, экологических, социально-экономических и политических рисков.

На территории Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо расположено 3 теплоисточника. По состоянию на 1 января 2019 г. протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении в поселении составляет 85,2 километров, из которых 16 % сетей нуждаются в срочной замене. Ежегодно коммунальными предприятиями района ремонтируется порядка 0,8 километров теплотрасс, что составляет 6 % от общей протяженности, но это практически соответствует текущему износу сетей, что не меняет общей ситуации.

В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. Модернизация водопроводной и канализационной систем острейшая проблема, к решению которой необходимо приступать в краткосрочной перспективе. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют около 30 процентов, по электроэнергии - 15 процентов, по теплу - до 40 процентов.

Устаревшая коммунальная инфраструктура не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов. Каждая пятая проба питьевой воды не соответствует санитарным нормам по санитарно-химическим и каждая десятая - по микробиологическим показателям.

Связанный с постоянным ростом издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные ресурсы приводит к росту совокупного платежа граждан, который в значительном количестве регионов опережает темп роста доходов населения. Продолжающийся рост межрегиональной дифференциации стоимости жилищно-коммунальных услуг усиливает тенденции оттока населения из таких регионов, в первую очередь из субъектов Севера и Дальнего Востока России.

Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, подлежащих комплексному капитальному ремонту, составляет сегодня около 30%. В капитальном ремонте нуждается до 40% от общего количества жилых домов. Как правило, капитальный ремонт осуществляется в минимально-необходимых объемах, в лучшем случае – с частичной модернизацией. При капитальных ремонтах не ставится задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и, тем более, повышения уровня благоустройства дома. В результате только что отремонтированные дома не соответствуют современным требованиям энергоэффективности.

Общее количество проживающих на территории Бичевского сельского поселения 1935 человек, 80 человек проживают в многоквартирных домах. Общая площадь жилых помещений 47,08 тыс. кв.м. Общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах 2126 м2, в среднем на одного жителя проживающего в многоквартирном доме выходит 27,8 –квадратных метра общей площади.

Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги 70 %.

Необходимость кардинально повысить эффективность потребления энергии как фактора, определяющего конкурентоспособность страны и ее регионов, была определена Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

В рамках этой работы разработан и принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и план мероприятий по реализации Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р.

В условиях роста цен на газ, электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период до 2024 года повысится в полтора и более раз. Близкие значения дает прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению.

В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию Бичевского сельского поселения становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики, эффективности управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития. Это приведет к следующим негативным последствиям:

- росту затрат предприятий, расположенных на территории Бичевского сельского поселения, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;

- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;

- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

В этих условиях для улучшения ситуации с энергосбережением основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение областных, муниципальных и межмуниципальных целевых программ энергосбережения.

Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:

1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;

2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.

3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления.

4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.

5. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств и снижения рисков развития.

Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов исполнительной власти, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.

Для осуществления контроля над выполнением мероприятий Программы, оценки эффективности выделения средств и тиражирования лучшего опыта Правительством Российской Федерации создается система мониторинга реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Система должна обеспечивать возможность мониторинга хода выполнения мероприятий Программы (целевых показателей и индикаторов) на основе фактических данных потребления энергоресурсов, получаемых от ответственных за энергоэффективность по объекту.

Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:

- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий;

- неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий.

В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития муниципального района имени Лазо.

Для общего руководства реализацией Программы на местном уровне создается Рабочая группа по разработке, корректировке и реализации, которая организует работу на муниципальном и местном уровне по достижению целевых индикаторов Программы, обеспечивать контроль выполнения мероприятий, своевременно выявлять риски реализации Программы и предпринимать меры по их снижению.

2. Цели и задачи Программы

Основной целью Программы является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и оптимизация потребления энергоресурсов всеми группами потребителей Бичевского сельского поселения за счет снижения к 2024 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создание условий для перевода экономики поселения и бюджетной сферы на энергосберегающий путь развития.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации Программы органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга.

Для этого в предстоящий период необходимо:

формирование среднесрочных (на 2-3 года) планов по основным направления реализации Программы повышению показателей энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов на предприятиях и в организациях на территории Бичевского поселения;

реализация пилотных проектов по основным направлениям Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Бичевском поселении;

разработка схем и применение энергосервисных договоров при поставке топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, направленных на стимулирование энергосбережения;

создание и внедрение системы мониторинга реализации мероприятий Программы, информационное обеспечение деятельности ответственных за энергоэффективность;

подготовка кадров в области энергосбережения.

2. Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте объектов.

3. Проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов во всех учреждениях и предприятиях, подлежащих обязательному энергетическому обследованию и жилом фонде;

4. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов. Создание системы мониторинга реализации мероприятий энергосбережения на каждом объекте, включенном в Программу. Необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии все органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.

5. Создать в Бичевском поселении инфраструктуру для отбора и реализации и контроля за реализацией проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Достижение поставленной цели не решит в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы и экономики поселения, но позволит создать к 2024 году условия для перевода экономики и бюджетной сферы области на энергосберегающий путь развития и значительно снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов, тем самым создав механизмы перехода к снижению удельных показателей энергоемкости и энергопотребления экономики и организаций на 40% к 2024 году.

Этого можно достичь, обеспечив максимальное включение потребителей и поставщиков энергоресурсов муниципального района имени Лазо в постоянный процесс энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов.

Основными индикаторами выполнения Программы (в части реализации энергоэффективных мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, без учёта мероприятий и проектов по возобновляемым источникам энергии), позволяющими осуществлять мониторинг прогресса в достижении установленной цели Программы, являются:

обеспечение годовой экономии электрической энергии;

обеспечение годовой экономии тепловой энергии;

обеспечение годовой экономии воды;

получить суммарную экономию средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов;

обеспечить масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в различных секторах экономики, применение которых позволит получить эффект и за пределами 2024 года.

3. Система программных мероприятий

Программа содержит набор тиражируемых мероприятий по направлениям реализации Программы, оценку масштабов их применения, энергосберегающих эффектов и затрат на их реализацию.

Своевременный вывод из эксплуатации старого оборудования, прекращение использования неэффективных технологических процессов должны осуществляться в соответствии с техническими регламентами, содержащими требования энергетической эффективности.

С учётом имеющейся бюджетной и социальной нагрузки на органы местного самоуправления и ограничений по срокам подготовки Программы определены следующие направления реализации программных мероприятий:

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе;

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде;

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с требованиями к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными Постановлением Правительства России № 1225 от 31 декабря 2009 года, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано ежегодно проводить корректировку программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части уточнения планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации.

Основные программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны соответствовать комплексу работ, предусмотренных в прорабатываемых в настоящее время проектах под руководством Министерства экономического развития Российской Федерации, а именно:

«Энергоэффективный квартал» (реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергетической эффективности);

«Новый свет» (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства);

«Энергоэффективный квартал» (реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергетической эффективности);

«Малая комплексная энергетика» (внедрение оборудования для локальной энергетики);

«Считай, экономь и плати» (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учёта);

«Энергоэффективный социальный сектор» (тиражируемые программы повышения энергетической эффективности и энергосбережения школ, поликлиник и больниц);

Проект «Инновационная энергетика» в части использования возобновляемых источников энергии.

Целевые показатели энергоэффективности по Программе в соответствии с Постановлением Правительства России от 31.12.2009 за № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» рассчитаны по исходным данным, полученным от ответственных исполнителей.

3.1. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе

В бюджетном секторе Бичевского сельского поселения действует 3 муниципальных учреждения, из них, 2 учреждения культуры.

Ежегодный расход электроэнергии организациями бюджетной сферы, включенными в Программу, составляет 18450 кВтч, тепловой энергии 440,0 –Гкал, водопотребление –м3.

В период реализации Программы основной проблемой
в бюджетной сфере будет снижение эффективности муниципального управления и оказания услуг, связанное с опережающим ростом стоимости коммунальных ресурсов, и вызванное этим резкое увеличение удельного веса расходов на оплату коммунальных услуг в общих расходах бюджетных организаций.

Целью данной подпрограммы является повышение эффективности использования энергоресурсов в органах местного самоуправления и организациях бюджетной сферы, обеспечение на этой основе снижения потребления топливно-энергетических ресурсов при соблюдении установленных санитарных правил, норм и повышении надежности обеспечения коммунальными услугами.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

обеспечить проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов по объектам муниципальных организаций;

установить и обеспечить достижение целевых показателей энергоэффективности, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий;

обеспечить оснащение приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии основные энергопотребляющие объекты муниципальной бюджетной сферы и перейти на расчеты между муниципальными организациями и поставщиками коммунальных ресурсов, исходя из показаний приборов учета;

реализация пилотных проектов по основным мероприятиям Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

обеспечить применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства за счет средств местного бюджета;

сформировать систему местных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение.

Механизм реализации данной Программы предусматривает осуществление программных мероприятий с использованием существующей схемы отраслевого управления, дополненной системой мониторинга и оценки достигнутых промежуточных и итоговых результатов.

Проверка целевого использования средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на реализацию мероприятий, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Перечень основных программных мероприятий энергосбережения и повышение энергоэффективности, с оценкой объёмов экономии энергии, в бюджетном секторе приведен в Приложении № 1.

3.2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах коммунальной инфраструктуры

Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью Бичевского сельского поселения.

Поставщиками топливно-энергетических ресурсов на территории Бичевского сельского поселения явлется: МУП «Лазовская пассажирская автоколонна»

Основной проблемой для ЖКХ является рост аварийных ситуаций и ремонтов, которые из-за высокого износа инфраструктуры имеют непредвиденный характер, что приводит к снижению финансовой устойчивости предприятий и надежности обеспечения коммунальными услугами, электрической и тепловой энергией потребителей и ухудшению качества предоставляемых услуг.

Целью данной программы является повышение энергоэффективности за счет сокращения удельного расхода первичных энергоресурсов, сокращения потерь, увеличения доли использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

сократить непроизводительный расход энергоресурсов;

обеспечить наличие у энергоснабжающих организаций нормативов потерь, расходов и запасов при выработке и передаче тепловой и электрической энергии;

провести техническое перевооружение и модернизацию производства с целью сокращения сверхнормативных потерь энергоресурсов при производстве, передаче и распределении ТЭР;

отработать технологии использования современных возобновляемых топливных ресурсов и нетрадиционных энергетических ресурсов;

повысить эффективность функционирования энергоснабжающих предприятий и реализации программ снижения потерь и издержек.

Мероприятия на 2020- 2024 годы реализации Программы включают:

1. Разработку нормативно-правовой и методической базы реализации Программы;

2. Мероприятия по финансовому обеспечению выполнения Программы, в том числе:

распространение Внешэкономбанком требований к квалифицированным заемщикам и типовых механизмов кредитования мероприятий Программы;

предоставление Внешэкономбанком кредитов исполнителям мероприятий Программы в рамках пилотных проектов;

содействие субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в привлечении международных институтов развития к финансированию мероприятий Программы.

3. Мероприятия по организационному обеспечению реализации Программы, в том числе отбор пилотных проектов.

Мероприятия на 2020-2024 годы реализации Программы включают:

1. Разработка Муниципальным образованием Бичевского сельского поселения программ комплексного развития территорий (ПКР).

Разработка программы комплексного развития территории является базовым элементом реализации Программы и подразумевает разработку комплексной инвестиционной программы развития коммунальной инфраструктуры поселения, включающей набор взаимоувязанных проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с оценкой их стоимости и эффектов от их реализации, построенной в расчете на максимизацию интегральных эффектов и достижение конкретных, количественно выраженных целей, сбалансированной по срокам и источникам финансирования, проверенной на соответствие критериям доступности стоимости коммунальных услуг для населения, содержащей предложения по форме организации инвестиционных проектов и условиям привлечения инвестиционных ресурсов оптимальным для поселения образом.

Разработка ПКР включает:

прогноз спроса на коммунальные ресурсы с горизонтом планирования 10-15 лет, привязанный к генеральному плану территориального развития и учитывающий программу энергосбережения в конечном потреблении тепла, электроэнергии и воды в поселении;

обеспечение прироста спроса на коммунальные ресурсы и услуги новым строительством, реконструкцией, модернизацией или реабилитацией головных и сетевых объектов систем инфраструктуры поселения с формированием устойчивого вектора снижения себестоимости коммунальных ресурсов за счет использования как новых и новейших технологий выработки, транспорта и распределения коммунального ресурса, так и организации производственных процессов;

обеспечение программных целей, характеризуемых измеряемыми на всем сроке планирования и реализации программы ключевыми индикаторами развития, эффективности и устойчивости бизнес-процессов в сфере выработки, транспортировки, распределения и использования коммунальных ресурсов;

разработку инвестиционных программ, предложений по источникам их финансирования, предложения по реализации долгосрочной тарифной политики, обеспечивающей достижение программных целей;

расчеты перспективного (для каждого года реализации программы) совокупного платежа граждан за коммунальные услуги;

проверку на доступность коммунальных услуг для населения, полученных из модернизированных коммунальных систем, по доле совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги в их доходах;

перерасчет всей инвестиционной программы, если установленные программные цели не обеспечены доходами населения, который должен привести в соответствие поставленные цели ее реализации и возможности участия в ней населения, проживающего в поселении.

По результатам разработки ПКР утверждаются технические задания для организаций коммунального комплекса на разработку и реализацию инвестиционных программ с количественно выраженными конечными результатами (эффектами) и ожидаемыми условиями и структурой привлечения источников финансирования. Таким образом, ПКР становится основным инструментом:

планирования развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования и оценки инвестиционных предложений организаций коммунального комплекса;

привлечения долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов, необходимых для реализации программ развития и модернизации коммунальной инфраструктуры;

прогнозирования доступности коммунальных ресурсов для потребителей;

планирования динамики тарифов организаций коммунального комплекса в условиях долгосрочного тарифного регулирования;

обоснования необходимости привлечения, объемов и форм предоставления бюджетных средств для софинансирования проектов развития и модернизации коммунальной инфраструктуры.

2. Организацию в сельских поселениях оснащения потребителей приборами коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов с внедрением автоматизированных систем коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов (АСКУПЭ) за счет средств граждан, организаций коммунального комплекса, объединений собственников помещений в многоквартирных домах с привлечением заемных средств.

3. Внедрение прозрачных для граждан, организаций коммунального комплекса, инвесторов и финансово-кредитных организаций систем начисления платежей и организации расчетов за потребление коммунальных ресурсов, основанных на показаниях коллективных приборов учета потребления коммунальных ресурсов.

4. Формирование и внедрение единой муниципальной базы информационных ресурсов (ЕМБИР) в качестве единой информационной основы, обеспечивающей использование достоверных и непротиворечивых данных для разработки и актуализации ПКР и региональной программы развития, расчета критериев доступности, долгосрочного тарифного регулирования, планирования объемов и форм социальной поддержки, начисления и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Целью создания единых муниципальных баз информационных ресурсов является инвентаризация и объединение существующих разрозненных локальных и ведомственных баз данных субъектов муниципального образования, содержащих сведения об используемых коммунальных ресурсах, о потребителях жилищных и коммунальных услугах, об объектах жилищного фонда, показаниях приборов учета, расчетах за коммунальные ресурсы – в единую интегрированную систему с последующим объединением муниципальных баз информационных ресурсов в единую базу информационных ресурсов – ЕМБИР, обеспечивающую возможность информационного взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации с информационными системами федеральных ведомств, в том числе с единой информационно-аналитической системой ФСТ России и государственной информационной системой в области энергосбережения.

Для выполнения данных задач могут быть применены различные схемы и источники финансирования – бюджетные средства, средства организаций муниципального сектора, средства инвесторов.

3.3. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном фонде

Общая площадь жилищного фонда Бичевского сельского поселения в многоквартирных домах составляет 2126 тысяч квадратных метров. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 2,0 %. В ветхом и аварийном фонде проживает 1,8 % численности населения. Доля расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг постоянно растет. Так как доходы населения не позволяют оплачивать данные услуги в полном объеме. Содержание жилищного фонда является высокозатратным и дотируется из средств районного бюджета. Основной задачей повышения энергоэффективности в жилищном фонде является реализация комплекса мер, направленных на приведение показателей энергоемкости к современным требованиям, реализации пилотных проектов повышения энергоэффективности.

Мероприятия по повышению эффективности использования энергии в жилищном фонде предполагается осуществлять по направлениям:

повышение эффективности использования энергии;

реализации пилотных проектов повышения энергоэффективности;

проведение энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии) при комплексном капитальном ремонте многоквартирных жилых домов.

Одновременно при обеспечении установленных стандартов качества и надежности предоставления коммунальных услуг должна быть решена задача по предоставлению возможности гражданам индивидуально регулировать потребление коммунальных ресурсов и получать текущую информацию о фактических объемах их потребления.

Формирование системы требований к комплексному капитальному ремонту (модернизации) жилых домов в период 2011-2015 годы, включая:

нормативное определение критериев и порядка принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта, модернизации, реконструкции;

нормативное определение критериев, при наступлении которых возникает обязанность собственников многоквартирного дома по проведению капитального ремонта;

нормативное определение понятия благоустройства многоквартирного дома и жилых помещений в нем как готовности к обеспечению жителей определенными видами коммунальных услуг в сочетании с обеспечением конструктивной надежности и эффективности, соответствующей современным стандартам;

создание системы технических требований к модернизации многоквартирных домов, нацеленной на повышение уровня их благоустройства и энергетической эффективности;

законодательное определение ответственности собственников помещений в многоквартирных домах за ненадлежащее состояние домов, уточнение задач и полномочий государственной жилищной инспекции.

Законодательное формирование системы финансирования капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов за счет средств собственников помещений, в т.ч.:

нормативное определение минимально необходимого размера средств, для финансирования капитальных ремонтов многоквартирных домов, включая утверждение методики определения минимально необходимого размера средств, которые должны резервироваться собственниками помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме для проведения капитального ремонта при фактическом уровне благоустройства жилых домов;

законодательное введение системы аккумулирования средств собственников помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта (модернизации);

нормативное закрепление порядка использования средств на капитальный ремонт.

Формирование системы кредитования капитального ремонта (модернизации) многоквартирных жилых домов, включая:

совершенствование законодательной базы по управлению жилищным фондом, созданию и деятельности объединений собственников помещений в многоквартирных домах в направлении формирования общепринятых в мировой практике институтов собственников по управлению общим имуществом в многоквартирных домах в целях создания приемлемых условий для привлечения объединениями собственников помещений долгосрочных кредитных и инвестиционных ресурсов для финансирования проектов комплексного капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов;

создание информационных систем учета начисления, внесения и использования взносов собственников помещений в многоквартирных домах на проведение капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов, предусматривающих формирование электронных лицевых счетов помещений в многоквартирных домах для отражения и обеспечения передачи, накапливаемых собственниками помещений имущественных прав и обязательств по финансированию капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов;

законодательное урегулирование вопросов взаимодействия собственников помещений в многоквартирных домах с энергосервисными компаниями, управляющими организациями, организациями коммунального комплекса по вопросам заключения энергосервисных контрактов;

Формирование эффективной системы государственной поддержки граждан с низким уровнем доходов и собственников жилых помещений в домах с высоким уровнем износа при оплате возникающих у них обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (2020-2024 годы), включая:

создание за счет бюджетов всех уровней системы софинансирования затрат объединений собственников жилых помещений на проведение капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов с высоким уровнем износа и/или низкой степенью благоустройства, введенных в эксплуатацию до 1992 года. Доля софинансирования затрат на проведение капитального ремонта и модернизации таких домов за счет бюджетных средств устанавливается в зависимости от уровня физического износа и фактического уровня благоустройства многоквартирного дома – степени обеспеченности дома коммунальными услугами (централизованным отоплением, электроснабжением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением);

Создание системы государственной поддержки граждан с низким уровнем доходов при оплате возникающих у них обязательств по комплексному капитальному ремонту (модернизации) жилых домов, в т.ч.:

включение обязательных взносов на капитальный ремонт в методику расчета субсидий гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг и в методику расчета льгот отдельным категориям граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг;

законодательное закрепление возможности деприватизации жилых помещений в домах с низким качеством условий проживания, модернизация этих домов за счет бюджетных ресурсов и предоставление жилых помещений в них на условиях социального найма;

софинансирование за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации взносов (сверх установленного обязательного уровня) граждан с низким уровнем доходов на проведение (оплату) работ по комплексному капитальному ремонту и модернизации жилых домов или на возврат привлеченных для этих целей заемных средств.

Для создания условий выполнения энергосберегающих мероприятий
в жилищном фонде необходимо:

активизировать работу по реформированию отношений между потребителями энергоресурсов, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими;

применение при реализации мероприятий энергоэффективности в жилом фонде энергосервисных контрактов;

обеспечить применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов муниципального жилищного фонда;

создать условия для обеспечения жилищного фонда муниципального образования приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии, перехода на расчеты между населением и поставщиками коммунальных ресурсов, исходя из показаний приборов учета;

обеспечить доступ населения муниципального образования к информации по энергосбережению.

Механизм реализации данной программы предусматривает осуществление программных мероприятий с использованием существующей схемы отраслевого управления, дополненной системой мониторинга и оценки достигнутых промежуточных и итоговых результатов.

3.4. Типовые мероприятия

Программой предусмотрена реализация следующих типовых мероприятий на объекта муниципального района:

Энергетический аудит.

Энергетический аудит служит для оценки эффективного использования энергоресурсов для предприятия, технологического процесса или оборудования и позволяет сделать количественные оценки сбережения энергоресурсов и финансовых затрат.

В процессе энергетического обследования определяется реальное состояние систем энергопотребления, устанавливаются источники непроизводительных потерь энергоресурсов, проводится поиск оптимальных путей снижения этих потерь, выбирается наиболее рациональная с точки зрения выбранного критерия (снижение платы за энергоресурсы, сокращение потребления какого-либо вида энергоресурсов при сокращении лимитов, экология, обеспечение энергетической безопасности и т.п.) стратегия деятельности по реализации конкретных мероприятий.

Реализация малозатратных и организационных мероприятий позволяет достигнуть экономии топливо-энергетических ресурсов без привлечения внешнего финансирования.

Ожидаемый эффект: малозатратные и организационные мероприятия снижают потребление энергоресурсов на 5-10%.

Установка общедомовых приборов учета тепла и горячей воды.

Обязательным условием получения денежной экономии от сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов является наличие приборного учета. Оснащение предприятий и жилого фонда приборами учета тепла и горячей воды является экономически оправданным мероприятием. Как правило, фактическое потребление тепла и горячей воды существенно ниже расчетного. Экономия денежных средств на оплату услуг отопления и горячего водоснабжения в среднем составляет 15..20%. Срок окупаемости установки приборов учета тепла не превышает 2-х отопительных сезонов.

Финансовую экономию от установки приборов учета тепа целесообразно направить на финансирование других энергосберегающих мероприятий. Установка приборов учета тепла возможна без привлечения внешнего финансирования в рамках энергосервисных контрактов.

Ожидаемый эффект: снижение платежей за тепло и горячую воду на 10-30%.

Установка приборов учета холодной воды.

Несмотря на невысокие тарифы за холодную воду, приборы учета воды окупаются примерно за 2-4 года.

Целесообразно использование современных электромагнитных приборов позволяющих учитывать эксплуатационный расход здания и, одновременно, обеспечивать прохождение пожарного расхода. За счет таких приборов можно упростить и удешевить внутреннюю систему пожаротушения здания исключив из нее электрифицированные задвижки и кнопки управления.

Ожидаемый эффект: снижение платежей холодную воду на 10-20%.

Установка двухтарифного счетчика электрической энергии (день-ночь).

Даже при односменной работе не менее 15-20% процентов потребления электрической энергии приходится на ночное время. Это электропотребления систем наружного и дежурного освещения, вентиляции, насосов. Использование ночного тарифа (который на 30-40% ниже дневного) позволяет снизить затраты на электроэнергию на 3-5% без значительных капитальных затрат.

Развитием использования преимуществ ночного тарифа является включение мощного электронагревательного оборудования только в ночное время с аккумуляцией теплоты на суточное потребление. Наиболее распространено приготовление горячей воды в баках накопителях, причем нагреватели баков включаются, только в ночное время.

Ожидаемый эффект: снижение платежей за электроэнергию на 4-10%.

Установка регуляторов давления холодной и горячей воды.

Расход воды через сантехнические приборы пропорционален давлению жидкости в системе. Т.е. снижая давление в системе в 2 раза, мы получаем снижение расхода в 1,4 раза. Нормативной литературой регламентируется максимальное давление воды перед водоразборными кранами – 4,5 атм. Зачастую давление в сетях существенно превышает это значение, что приводит к повышенным расходам воды (особенно на нижних этажах многоэтажных зданий).

Понижая давление воды до оптимального уровня и выравнивая его по этажам здания, мы сокращаем непроизводительные потери воды. Помимо этого улучшаются условия работы сантехнической арматуры, уменьшается возможность аварий и термических ожогов.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода холодной и горячей воды на 5-10%.

Установка регулятора температуры горячей воды.

Нормативная литература ограничивает в тепловых сетях максимальную температуру горячей воды 70С. При открытом водозаборе из тепловых сетей температура может существенно превышать это значение и достигать 95С.

Регулятор температуры смешивает воду из подающей и обратной магистрали тепловых сетей и подает в линию горячего водоснабжения. Значительная экономия тепла достигается за счет уменьшения температуры горячей воды. Немаловажным преимуществом регулятора является также уменьшение риска термических ожогов горячей водой.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода горячей воды на 7-15%.

Установка автоматизированного индивидуального теплового пункта

В централизованных системах теплоснабжения температура теплоносителя регулируется осредненно, исходя из показателей типового здания и среднесуточной температуры наружного воздуха. По условиям обеспечения температуры горячего водоснабжения температура подачи не может быть ниже 70С. Такое упрощенное регулирование вызывает систематический «перетоп» зданий в переходные периоды (весна-осень).

Автоматизированный тепловой пункт осуществляет коррекцию температурного графика тепловых сетей исходя из индивидуальных характеристик здания и текущих погодных условий. За счет более точного регулирования достигается умеренная экономия тепла в холодный период года (около 10%) и значительная экономия в переходные периоды (до 50%).

Дополнительным преимуществом индивидуальных тепловых пунктов является значительное увеличение срока службы системы отопления за счет отсутствия отложений.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепла на 15-20%. Ликвидация «перетопов» в переходные периоды года.

Выполнение гидравлической балансировки системы отопления.

Температура во всех помещениях здания будет одинакова при выполнении двух условий: во-первых, если мощность нагревательных приборов соответствует теплопотерям помещений, во-вторых, если расход теплоносителя через нагревательный прибор соответствует проектному расходу. На практике второе условие практически никогда не выполняется. Это приводит к тому, что в части помещений холодно, зато в другой части вынуждены открывать форточки.

С помощью ручных или автоматических балансировочных вентилей можно перераспределить потоки теплоносителя в соответствии с теплопотерями помещений и выровнять температуры в них.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепла на 15-20%. Ликвидация «перетопов» в переходные периоды года.

Тепловая изоляция трубопроводов внутри здания, установка отражающей теплоизоляции за радиаторами.

Тепловая изоляция трубопроводов позволяет уменьшить неконтролируемое тепловыделение. Это, в свою очередь, снижает темепературу и теплопотери в помещениях технического назначения (чердаки, подвалы и пр.).

Отражающая теплоизоляция (алюминиевая фольга) уменьшает потери тепла участка стены, расположенного непосредственно за радиатором.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепла на 2-5%. Повышение точности поддержания температуры в помещениях при использовании радиаторных термостатов. Снижение тепловых потерь системы циркуляции горячего водоснабжения.

Установка радиаторных термостатов.

Радиаторный термостат представляет собой автоматическое устройство, которое поддерживает заданную температуру в помещении путем дросселирования потока теплоносителя в нагревательном приборе.

Применение радиаторных термостатов позволяет утилизировать тепловыделения в помещении (солнце, оборудование, люди) и точно поддерживать необходимую температуру. Помимо прямого экономического эффекта термостаты позволяют улучшить комфортность.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепла на 7-10%.

Восстановление систем циркуляции горячего водоснабжения.

При отсутствии или неработоспособности системы горячего водоснабжения возникают дополнительные потери воды за счет необходимости предварительного слива охлажденной в трубах горячей воды. Кроме этого нарушается работа систем автоматического регулирования температуры горячей воды, резко снижается точность поддержания температуры.

Системы циркуляции горячего водоснабжения целесообразно комплектовать дополнительным электрическим подогревателем для работы в летний период.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепла на горячее водоснабжение на 3-7%.

Наружное утепление зданий.

Здания, построенные в 50-80 –х. годах прошлого века характеризуются низким значением коэффициента термического сопротивления наружных стен. Современные требования к теплозащитным свойствам наружных стен в 3-3,5 раза выше. Реконструкция зданий с утеплением наружных стен позволяет снизить потребление тепловой энергии как минимум на 10-15%.

Срок окупаемости мероприятия длительный от 10-ти до 20-ти лет. Основные капитальные затраты связаны не собственно с утеплителем или работами по его установке, а с декоративно-защитным фасадным покрытием (алюкобонд, керамогранит и пр.).

Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепла на отопление на 10-20%.

Использование светодиодных источников для освещения мест общего пользования.

В настоящее время массовые светодиодные источники достигли уровня эффективности люминесцентных ламп (светоотдача 70..80 лм/Вт), экспериментальные образцы достигли светоотдачи 137 лм/Вт. Преодолена и проблема недостаточной мощности, не позволяющей использовать светодиодные источники для общего освещения. Максимальная мощность одиночного светодиода достигает 400 Ватт.

У светодиодных источников света есть и другие достоинства: длительный срок службы (до 100 тыс. часов), не содержат ртуть, отсутствие мерцания. При реконструкции систем освещения следует широко применять светодиоды, особенно для освещения вспомогательных зон (коридоры, лестницы, тамбуры, подвалы).

Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5-8%.

Внедрение систем автоматического управления освещением.

Для управления наружным освещением используются датчики освещенности (сумеречные выключатели). Для управления освещенностью мест с периодическим пребыванием людей датчики присутствия различных типов (микроволновые, акустические, инфракрасные). Эти простейшие (и достаточно дешевые) элементы автоматики позволяют сократить потребление электрической энергии на 8-10%.

Дополнительной мерой для снижения потребления может быть замена выключателей на мощных приборах освещения таймерами, обеспечивающими принудительное выключение по истечению заданного времени.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5-10%.

Замена люминесцентных светильников на светильники с электронным пускорегулирующим устройством.

При плановой замене пускорегулирующих устройств электромагнитного типа (ЭМПРА) следует использовать электронные устройства (ЭПРА). Это позволяет снизить потребление светильником на 15-20%, улучшить качество света за счет устранения неприятных пульсаций. Ввиду небольшой стоимости пускорегулирующей аппаратуры срок окупаемости этого мероприятия не превышает 3-х лет.

В ряде случаев целесообразно устанавливать ЭПРА с возможностью диммирования (регулирования светового потока ламп). Существующие модели ЭПРА позволяют осуществлять диммирование без прокладки дополнительных проводов.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5-10%.

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Реализация мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности на зданиях, строениях и сооружениях находящихся в ведении муниципальных органов исполнительной власти осуществляется и оплачивается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

В случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник здания, строения или сооружения вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия.

4. Ресурсное обеспечение Программы.

Затраты на реализацию программных мероприятий рассчитываются, исходя из усредненных затрат на реализацию каждого вида мероприятий. Стоимость выполнения работ будет уточняться по результатам энергетических обследований объектов, входящих в Программу, и предложенных мероприятий определенных исходя из натурных измерений.

Мероприятия Программы и объемы их финансирования в соответствии с Постановлением Правительства России от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» должны ежегодно корректироваться с учетом возможностей бюджетов всех уровней.

Комплексная реализация мероприятий по энергосбережению в полном объеме должна производиться исходя из заинтересованности всех участников процесса и включать в себя:

Средства региональных и муниципальных бюджетов;

Средства государственных институтов развития;

Ресурсы внебюджетных источников;

Инвестиционные ресурсы предприятий и организаций всех форм собственности;

Средства инвестиционных и производственных программ субъектов электроэнергетики и предприятий жилищно-коммунального комплекса;

Средства компаний, осуществляющих функции по управлению жилищным фондом, товариществ собственников жилья;

Средства населения и иных потребителей.

В соответствии с полномочиями, установленными для органов исполнительной власти Хабаровского края, финансовое обеспечение настоящей муниципальной программы возможно из бюджета Хабаровского края и муниципальный район имени Лазо в части проведения следующих мероприятий:

1. Работ по оборудованию приборами учета энергетических ресурсов и воды объектов муниципальной собственности;

2. Работ по строительству, реконструкции, ремонтам объектов областной, муниципальной собственности;

3. Организации межбюджетных трансфертов с целью выполнения мероприятий по реконструкции объектов муниципальной собственности для повышения их энергоэффективности;

4. Информационных кампаний по формированию энергоэффективного поведения жителей.

Финансирование мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов коммерческими предприятиями, организациями, коммунально-бытовыми потребителями и иными субъектами различных видов собственности и организационно-правовых форм, из областного и муниципального бюджета не предполагается. Участие органов исполнительной власти в реализации данных мероприятий ограничивается организационным содействием и консультационной помощью.

Кроме того, при реализации Программы предусматривается предоставление участникам программы гарантий Правительства Хабаровского края при реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры со сроком окупаемости более 10 лет и при привлечении долгосрочных кредитов для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Формирование государственной системы поддержки граждан с низким уровнем доходов для софинансирования их расходов на проведение комплексного капитального ремонта (модернизации) многоквартирного дома предусматривается в течение 2020-2024 г.г. Объем и порядок софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по государственной поддержке граждан с низким уровнем доходов при оплате возникающих у них обязательств по капитальному ремонту (модернизации) жилых домов и правила предоставления субъектам Российской Федерации соответствующих субсидий, а также правила предоставления субъектам Российской Федерации субсидий для софинансирования затрат на проведение капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до 1992 г., с высоким уровнем физического износа или низкой степенью благоустройства будут утверждены Правительством Российской Федерации дополнительно.

Всего на реализацию мероприятий Программы на период до 2024 года потребуется 470 тыс. руб.

Внебюджетные источники привлекаются на реализацию мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе через энергосервисные контракты.

5. Механизм реализации Программы.

Организацию и управление реализацией Программы осуществляет Рабочая группа, созданная при администрации муниципального района имени Лазо, в целях разработки, реализации и корректировки Программы.

Администрация муниципального района имени Лазо реализует функции заказчика Программы во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Хабаровского края и по мере необходимости готовит предложения по корректировке реестра объектов и перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет объемы их финансирования, отдельные показатели, а также механизм реализации Программы.

Механизмы реализации Программы включают:

1. Механизмы управления Программой и мониторинга ее реализации, в том числе:

создание Рабочей группы по управлению реализацией Программы;

реализация пилотных проектов для отработки основных механизмов долгосрочного финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилом фонде;

предоставление технического содействия и методической помощи участникам Программы при реализации основных мероприятий;

проведение мониторинга реализации Программы на основе индикаторов, установленных в Программе.

2. Механизмы привлечения долгосрочных инвестиций в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилом фонде, в том числе:

механизмы долгосрочного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на основе критериев доступности коммунальных услуг для населения;

механизмы государственно-частного партнерства при реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на основе концессий и моделей «строительство-собственность-эксплуатация-передача»;

создание единых региональных информационных систем учета накапливаемых собственниками помещений в многоквартирных домах имущественных прав и обязательств по финансированию капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов.

3. Финансовые механизмы, обеспечивающие привлечение внебюджетных долгосрочных источников финансирования для реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилом фонде, в том числе:

долгосрочные инвестиционные кредиты государственных институтов развития для реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилом фонде;

рефинансирование государственными институтами развития коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные кредитные ресурсы для реализации таких проектов;

энергосервисные контракты.

4. Механизмы выравнивания стартовых условий доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей при реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и многоквартирных домов, в том числе:

распределение целевых инвестиционных субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом межрегиональной дифференциации доли расходов на коммунальные услуги в доходах семей;

субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, предоставленным для реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и многоквартирных домов при нарушении критериев доступности стоимости коммунальных услуг для населения;

софинансирование взносов на проведение капитального ремонта объединениям собственников помещений в многоквартирных домах с высоким уровнем физического износа и гражданам с низким уровнем доходов.

Взаимоотношения администрации муниципального района имени Лазо с заказчиками и исполнителями программных мероприятий осуществляются на договорной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Качественное улучшение состояния коммунальной инфраструктуры, а также реализация мероприятий энергосбережения в бюджетном секторе и жилом фонде позволят обеспечивать потребителям энергоресурсов сокращение расходов и повысить качество энергоснабжения и воды жилых помещений в многоквартирных домах комфортные условия проживания и предоставлять им коммунальные услуги по доступным ценам.

Экономический эффект от реализации Программы и использования выделенных с этой целью бюджетных средств будет обеспечиваться за счет:

использования бюджетных средств на возвратной основе для запуска механизма долгосрочного финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда;

использования бюджетного софинансирования инвестиционных проектов исключительно в целях выравнивания доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей;

распределения целевых инвестиционных субсидий федерального бюджета бюджетам с учетом межрегиональной дифференциации расходов граждан на коммунальные услуги;

исключения использования бюджетных средств для софинансирования проектов, окупаемость которых может быть достигнута за счет эффектов от их реализации;

привлечения средств внебюджетных источников (собственников помещений в многоквартирных домах, инвесторов в модернизацию коммунальной инфраструктуры, кредитных средств банков);

создания эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками при реализации проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры и многоквартирных домов.

Поддержка государством инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры обеспечит формирование устойчивой системы привлечения средств частных инвесторов и кредитных ресурсов для реализации таких проектов.

В рамках разработки программы проведен анализ и рассмотрены основные неблагоприятные факторы на пути повышения энергоэффективности, а также возможные решения - законодательные или организационные инициативы, которые необходимы для устранения данных барьеров.

В качестве основных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на реализацию муниципальной программы, необходимо выделить следующие:

Недостаточное осознание значимости повышения энергоэффективности и невысокий уровень осведомленности потребителей и поставщиков энергоресурсов и коммунальных услуг. Преодоление данного барьера возможно посредством информационной политики, стимулирующей рациональное использование энергоресурсов.

Отставание в принятии нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне, регламентирующей отношения в области энергосбережения.

Отсутствие синхронизации между мероприятиями по повышению энергоэффективности потребителями и производителями энергоресурсов. В случае если сокращение потребления ресурсов и услуг, вызванное реализацией мер по энергосбережению, будет опережать модернизацию и повышение эффективности у производителей энергоресурсов и поставщиков услуг, возможно снижение рентабельности работы последних в результате фактического сокращения поступления финансовых средств, предусмотренных утвержденными тарифами. Для того чтобы избежать возникновения данного фактора, реконструкция производственных мощностей должна опережать внедрение ресурсосберегающих технологий в системах потребления.

Влияние кризисных явлений, в результате чего возможно недостаточное бюджетное финансирование, направленное на повышение энергетической эффективности, в рамках объемов, предусмотренных Программой, в результате возможно недостижение плановых показателей программы. В данном случае необходима корректировка Программы с учетом фактической возможности бюджетов.

Список Приложений:

Приложение №1.

Перечень основных программных мероприятий энергосбережения и повышение энергоэффективности.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Объем финансирования, тыс. руб.

Источник финансирования

Всего

в том числе по годам

2020

2021

2022

2023

2024

1. Организационно-правовые мероприятия

1.1.

Принятие муниципальных нормативных правовых актов в сфере энергосбережения

2020-2024

-

не требует дополнительных финансовых затрат

1.2.

Контроль за соответствием размещаемых заказов на приобретение товаров, услуг, направленных на выполнение мероприятий

2020-2024

-

не требует дополнительных финансовых затрат

2. Информационное обеспечение энергосбережения

2.1.

Участие в семинарах, конференциях.

2020-2024

-

не требует дополнительных финансовых затрат

2.2.

Размещение на официальном сайте администрации сельского поселения информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

2020-2024

-

не требует дополнительных финансовых затрат

2.3.

Контроль за информированием собственников помещений в многоквартирном доме, лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, путем размещения информации в доступных местах

2020-2024

-

не требует дополнительных финансовых затрат

Основные программные мероприятия

3.1

Установка пластиковых окон в помещениях здания администрации

2020-2024

80,0

40,0

-

40,0

-

бюджет сельского поселения

3.2

Замена стеклопакетов (здание Администрации)

2020-2024

10

10

3.2

Энергетический аудит здания Администрации

2020-2024

80,0

80,0

бюджет сельского поселения

3.3

Установка светодиодных ламп в местах общего пользования

2020-2024

300

60

60

60

60

60

бюджет сельского поселения

ИТОГО:

470

110

60

100

140

60

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Бичевского сельского поселения № 11 (227) от 30.09.2020
Рубрики правового классификатора: 050.020.000 Муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать