Основная информация
Дата опубликования: | 05 февраля 2009г. |
Номер документа: | В200900896 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0900896
В200900896
В200900896
В0900896
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
05.02.2009 N ГКПИ08-1851
[О признании частично недействующим подпункта "в"
пункта 2 Разъяснения о порядке и условиях
предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам
концлагерей, гетто и других мест принудительного
содержания, созданных фашистами и их союзниками
в период второй мировой войны, утвержденного
Постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихоновой Таисии Александровны о признании недействующим подпункта "в" пункта 2 Разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20, установил:
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 утверждено Разъяснение о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - Разъяснение). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 августа 1999 г. N 1862 и официально опубликовано в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 34-35, 30 августа 1999 г., "Российской газете", N 168, 30 августа 1999 г.
Подпунктом "в" пункта 2 Разъяснения установлено, что к местам принудительного содержания могут относиться места, аналогичные по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, в которых несовершеннолетние граждане привлекались к принудительному труду на строительстве, на транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве (включая личное) на территориях Германии, ее союзников и оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы.
Тихонова Т.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "в" пункта 2 Разъяснения в части, предусматривающей в качестве обязательного условия предоставления статуса несовершеннолетнего узника привлечение к принудительному труду.
В обоснование своего требования она указала, что письмом Министерства социальной защиты населения РФ от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18 "Об установлении статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма" даны разъяснения к Указу Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235, действовавшие до 7 июля 1999 г., согласно которым к категории бывших несовершеннолетних узников фашизма были отнесены также дети и подростки, насильно вывезенные немцами одни или с родителями на принудительные работы, а также дети, родившиеся в фашистской неволе. С принятием оспариваемого Разъяснения она не может реализовать свои права на получение льгот, так как в силу своего возраста (1938 года рождения) в период с 1942 по 1944 год не могла привлекаться к принудительному труду.
Заявительница считает, что оспариваемое положение противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В судебном заседании представители заявителя Рыбалова О.П. и Ильина Е.П. поддержали заявленные требования, просили признать недействующим подпункт "в" пункта 2 Разъяснения по изложенным выше основаниям, а также по мотивам противоречия оспариваемого положения пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Андреева А.А. и Яненко Н.К., представитель Министерства юстиции РФ Мартынова Т.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ни в Указе Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235, ни в оспариваемом Разъяснении не содержится исчерпывающего перечня мест, которые могут относиться к местам принудительного содержания. Пункт 2 лишь содержит примерный перечень мест принудительного содержания, который не является исчерпывающим, не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235 и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей удовлетворить заявленные требования, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Тихоновой Т.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" Министерству социальной защиты населения Российской Федерации поручено подготовить разъяснения по применению данного Указа.
Во исполнение названного Указа Министерством социальной защиты населения Российской Федерации было издано письмо от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18 "Об установлении статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 1994 г. N 482).
Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство социальной защиты населения Российской Федерации было упразднено, и на его базе, а также на базе упраздненных Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России образовано Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480, Министерство было наделено полномочиями в области социальной защиты населения.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 утверждено оспариваемое Разъяснение (пункт 1), письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18 признано утратившим силу (пункт 2).
Таким образом, Разъяснение Министерством труда и социального развития Российской Федерации утверждено в пределах предоставленных ему полномочий.
Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлены аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1).
Из изложенного следует, что к лицам, имеющим право на льготы в соответствии с названным Указом, отнесены все несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, независимо от возраста и привлечения к труду.
Согласно Разъяснению, данному Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в письме от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18, Указ Президента РФ N 1235 распространяется на граждан, насильно вывезенных в годы войны с родных мест в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) на другую территорию бывшего СССР, в Германию - в концлагеря, гетто, другие места принудительного содержания нацистов, а также для работы в промышленности, на транспорте, на строительстве, в сельском хозяйстве у хозяина. К категории бывших несовершеннолетних узников фашизма были также отнесены: дети и подростки, насильно вывезенные немцами одни или с родителями на принудительные работы; дети, родившиеся в фашистской неволе; дети, передававшиеся или продававшиеся в собственность частным лицам.
В соответствии с оспариваемым Разъяснением от 7 июля 1999 г. N 4 Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 распространяется на проживающих на территории Российской Федерации бывших несовершеннолетних граждан, которые в годы второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы (пункт 1), что соответствует Указу.
Пунктом 2 данного Разъяснения установлен перечень мест, которые могут относиться к "другим местам принудительного содержания":
а) тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие);
б) специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах;
в) другие места, аналогичные по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, в которых несовершеннолетние граждане привлекались к принудительному труду на строительстве, на транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве (включая личное) на территориях Германии, ее союзников и оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы.
Таким образом, если для несовершеннолетних граждан, находившихся в тюрьмах, лагерях, специализированных медицинских учреждениях (подпункты "а, б" пункта 2), не требуется обязательного привлечения к труду, то для граждан, находившихся в других местах, аналогичных по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах (подпункт "в" пункта 2), в качестве обязательного условия предоставления статуса несовершеннолетнего узника установлено привлечение несовершеннолетнего к принудительному труду.
Следовательно, подпунктом "в" пункта 2 Разъяснения из круга лиц, на которые распространяется Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235, исключены несовершеннолетние граждане, которые хотя и содержались (родились) в других местах, аналогичных по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, но не привлекались к принудительному труду.
Между тем такое условие предоставления статуса несовершеннолетнего узника фашизма, как обязательное привлечение к труду, не установлено ни Указом, ни ранее действующим разъяснением Министерства социальной защиты населения Российской Федерации в письме от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18.
Не согласуется данное положение и с пунктом 1 оспариваемого Разъяснения, определяющим круг лиц, на которые распространяется Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235.
При таких обстоятельствах подпункт "в" пункта 2 Разъяснения противоречит Указу Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235, т.к. необоснованно сужает круг лиц, имеющих право на льготы в соответствии с этим Указом.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь ст. ст. 193, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Тихоновой Таисии Александровны удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу подпункт "в" пункта 2 Разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20, в части, исключающей возможность признания граждан, находившихся в местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, аналогичных по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах и не привлекавшихся к принудительному труду, бывшими несовершеннолетними узниками фашизма.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
[отформатировано: 22.04.2009 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0900896
В200900896
В200900896
В0900896
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
05.02.2009 N ГКПИ08-1851
[О признании частично недействующим подпункта "в"
пункта 2 Разъяснения о порядке и условиях
предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам
концлагерей, гетто и других мест принудительного
содержания, созданных фашистами и их союзниками
в период второй мировой войны, утвержденного
Постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихоновой Таисии Александровны о признании недействующим подпункта "в" пункта 2 Разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20, установил:
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 утверждено Разъяснение о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - Разъяснение). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 августа 1999 г. N 1862 и официально опубликовано в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 34-35, 30 августа 1999 г., "Российской газете", N 168, 30 августа 1999 г.
Подпунктом "в" пункта 2 Разъяснения установлено, что к местам принудительного содержания могут относиться места, аналогичные по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, в которых несовершеннолетние граждане привлекались к принудительному труду на строительстве, на транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве (включая личное) на территориях Германии, ее союзников и оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы.
Тихонова Т.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "в" пункта 2 Разъяснения в части, предусматривающей в качестве обязательного условия предоставления статуса несовершеннолетнего узника привлечение к принудительному труду.
В обоснование своего требования она указала, что письмом Министерства социальной защиты населения РФ от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18 "Об установлении статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма" даны разъяснения к Указу Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235, действовавшие до 7 июля 1999 г., согласно которым к категории бывших несовершеннолетних узников фашизма были отнесены также дети и подростки, насильно вывезенные немцами одни или с родителями на принудительные работы, а также дети, родившиеся в фашистской неволе. С принятием оспариваемого Разъяснения она не может реализовать свои права на получение льгот, так как в силу своего возраста (1938 года рождения) в период с 1942 по 1944 год не могла привлекаться к принудительному труду.
Заявительница считает, что оспариваемое положение противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В судебном заседании представители заявителя Рыбалова О.П. и Ильина Е.П. поддержали заявленные требования, просили признать недействующим подпункт "в" пункта 2 Разъяснения по изложенным выше основаниям, а также по мотивам противоречия оспариваемого положения пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Андреева А.А. и Яненко Н.К., представитель Министерства юстиции РФ Мартынова Т.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ни в Указе Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235, ни в оспариваемом Разъяснении не содержится исчерпывающего перечня мест, которые могут относиться к местам принудительного содержания. Пункт 2 лишь содержит примерный перечень мест принудительного содержания, который не является исчерпывающим, не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235 и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей удовлетворить заявленные требования, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Тихоновой Т.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" Министерству социальной защиты населения Российской Федерации поручено подготовить разъяснения по применению данного Указа.
Во исполнение названного Указа Министерством социальной защиты населения Российской Федерации было издано письмо от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18 "Об установлении статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 1994 г. N 482).
Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство социальной защиты населения Российской Федерации было упразднено, и на его базе, а также на базе упраздненных Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России образовано Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480, Министерство было наделено полномочиями в области социальной защиты населения.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 утверждено оспариваемое Разъяснение (пункт 1), письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18 признано утратившим силу (пункт 2).
Таким образом, Разъяснение Министерством труда и социального развития Российской Федерации утверждено в пределах предоставленных ему полномочий.
Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлены аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1).
Из изложенного следует, что к лицам, имеющим право на льготы в соответствии с названным Указом, отнесены все несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, независимо от возраста и привлечения к труду.
Согласно Разъяснению, данному Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в письме от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18, Указ Президента РФ N 1235 распространяется на граждан, насильно вывезенных в годы войны с родных мест в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) на другую территорию бывшего СССР, в Германию - в концлагеря, гетто, другие места принудительного содержания нацистов, а также для работы в промышленности, на транспорте, на строительстве, в сельском хозяйстве у хозяина. К категории бывших несовершеннолетних узников фашизма были также отнесены: дети и подростки, насильно вывезенные немцами одни или с родителями на принудительные работы; дети, родившиеся в фашистской неволе; дети, передававшиеся или продававшиеся в собственность частным лицам.
В соответствии с оспариваемым Разъяснением от 7 июля 1999 г. N 4 Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 распространяется на проживающих на территории Российской Федерации бывших несовершеннолетних граждан, которые в годы второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы (пункт 1), что соответствует Указу.
Пунктом 2 данного Разъяснения установлен перечень мест, которые могут относиться к "другим местам принудительного содержания":
а) тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие);
б) специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах;
в) другие места, аналогичные по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, в которых несовершеннолетние граждане привлекались к принудительному труду на строительстве, на транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве (включая личное) на территориях Германии, ее союзников и оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы.
Таким образом, если для несовершеннолетних граждан, находившихся в тюрьмах, лагерях, специализированных медицинских учреждениях (подпункты "а, б" пункта 2), не требуется обязательного привлечения к труду, то для граждан, находившихся в других местах, аналогичных по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах (подпункт "в" пункта 2), в качестве обязательного условия предоставления статуса несовершеннолетнего узника установлено привлечение несовершеннолетнего к принудительному труду.
Следовательно, подпунктом "в" пункта 2 Разъяснения из круга лиц, на которые распространяется Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235, исключены несовершеннолетние граждане, которые хотя и содержались (родились) в других местах, аналогичных по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, но не привлекались к принудительному труду.
Между тем такое условие предоставления статуса несовершеннолетнего узника фашизма, как обязательное привлечение к труду, не установлено ни Указом, ни ранее действующим разъяснением Министерства социальной защиты населения Российской Федерации в письме от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18.
Не согласуется данное положение и с пунктом 1 оспариваемого Разъяснения, определяющим круг лиц, на которые распространяется Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235.
При таких обстоятельствах подпункт "в" пункта 2 Разъяснения противоречит Указу Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. N 1235, т.к. необоснованно сужает круг лиц, имеющих право на льготы в соответствии с этим Указом.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь ст. ст. 193, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Тихоновой Таисии Александровны удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу подпункт "в" пункта 2 Разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20, в части, исключающей возможность признания граждан, находившихся в местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, аналогичных по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах и не привлекавшихся к принудительному труду, бывшими несовершеннолетними узниками фашизма.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
[отформатировано: 22.04.2009 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.010 Общие положения, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 150.000.000 Оборона, 150.030.000 Состояние войны. Военное положение. Мобилизация. Гражданская оборона. Территориальная оборона, 150.030.010 Состояние войны, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: