Основная информация
Дата опубликования: | 06 июля 2010г. |
Номер документа: | В201003192 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В1003192
В201003192
В201003192
В1003192
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
06.07.2010 N ГКПИ10-498
[О признании частично недействующим абзаца девятого
Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых
и торговых организаций, по которым органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
предоставляется право вводить государственное
регулирование тарифов и надбавок, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации
от 7 марта 1995 г. N 239]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Тихоновой А.Н.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Визум" о признании недействующим абзаца девятого Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864 утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень). Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 13 марта 1995 г., N 11, ст. 997, "Российской газете", N 53, 16 марта 1995 г.
Абзацем девятым Перечня органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения (абзац введен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654; НГР:Р0903720 (ред. 30.12.2009 г.)).
ООО "Визум" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца девятого Перечня в части применения государственного регулирования к отношениям по поставке изделий медицинского назначения. Как указывает заявитель, Перечень в оспариваемой части противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ; НГР:Р0906249 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права заявителя на свободу предпринимательской деятельности.
В суде представители ООО "Визум" Сабиров И.Д. и Грикевич О.А. поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 13 мая 2010 г. N СС-П12-3151).
Представители Правительства Российской Федерации Ерохина Ю.В. и Моногарова И.И. не возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует действующему законодательству, в связи с чем подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864", предусматривающий исключение абзаца девятого Перечня.
Выслушав объяснения представителей ООО "Визум", Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Оспариваемое постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221; НГР:Р9500759 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации; НГР:Р9405309 в статье 424 устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1).
Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ; НГР:Р0906249 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 февраля 2010 г., хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, предоставлено право самостоятельно определять цены на продаваемые товары (пункт 8 часть 2). В случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 4).
Из приведенных правовых норм следует, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании Федерального закона.
Оспариваемая заявителем правовая норма, в части предоставления органам государственной власти права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки на изделия медицинского назначения, противоречит вышеприведенным законоположениям, поскольку отсутствует Федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование торговых надбавок (наценок) к ценам на изделия медицинского назначения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Визум" - удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац девятый Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864, в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на изделия медицинского назначения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.А. Емышева
[введено: 18.08.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 19.08.2010 редактор НЦПИ - Красных В.Э.]
В1003192
В201003192
В201003192
В1003192
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
06.07.2010 N ГКПИ10-498
[О признании частично недействующим абзаца девятого
Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых
и торговых организаций, по которым органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
предоставляется право вводить государственное
регулирование тарифов и надбавок, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации
от 7 марта 1995 г. N 239]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Тихоновой А.Н.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Визум" о признании недействующим абзаца девятого Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864 утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень). Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 13 марта 1995 г., N 11, ст. 997, "Российской газете", N 53, 16 марта 1995 г.
Абзацем девятым Перечня органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения (абзац введен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654; НГР:Р0903720 (ред. 30.12.2009 г.)).
ООО "Визум" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца девятого Перечня в части применения государственного регулирования к отношениям по поставке изделий медицинского назначения. Как указывает заявитель, Перечень в оспариваемой части противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ; НГР:Р0906249 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права заявителя на свободу предпринимательской деятельности.
В суде представители ООО "Визум" Сабиров И.Д. и Грикевич О.А. поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 13 мая 2010 г. N СС-П12-3151).
Представители Правительства Российской Федерации Ерохина Ю.В. и Моногарова И.И. не возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует действующему законодательству, в связи с чем подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864", предусматривающий исключение абзаца девятого Перечня.
Выслушав объяснения представителей ООО "Визум", Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Оспариваемое постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221; НГР:Р9500759 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации; НГР:Р9405309 в статье 424 устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1).
Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ; НГР:Р0906249 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 февраля 2010 г., хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, предоставлено право самостоятельно определять цены на продаваемые товары (пункт 8 часть 2). В случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 4).
Из приведенных правовых норм следует, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании Федерального закона.
Оспариваемая заявителем правовая норма, в части предоставления органам государственной власти права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки на изделия медицинского назначения, противоречит вышеприведенным законоположениям, поскольку отсутствует Федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование торговых надбавок (наценок) к ценам на изделия медицинского назначения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Визум" - удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац девятый Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864, в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на изделия медицинского назначения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.А. Емышева
[введено: 18.08.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 19.08.2010 редактор НЦПИ - Красных В.Э.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.010 Общие положения, 090.070.120 Тарифы, сборы и льготы на транспортные услуги, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: