Основная информация
Дата опубликования: | 07 апреля 2000г. |
Номер документа: | В200003960 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<5>
В200003960
В200003960
<5>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
07.04.2000 N ГКПИ 00-248
[Заявление о признании п. 1 Положения
"О порядке выплаты денежных средств на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для
детей - сирот и детей, находящихся под опекой
(попечительством)", утвержденного Приказом
Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г.
N 199, не соответствующим Конституции РФ
оставлено без удовлетворения]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Астафьева С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Финансового управления Правительства Еврейской автономной области о признании не соответствующим Конституции РФ пункта 1 Положения "О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. N 199, установил:
заявитель обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Положения не соответствует ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Считает, что в силу ст. 76 Конституции РФ по вопросу определения порядка, размера и источников выплат опекунских пособий должен быть принят федеральный закон, а не ведомственный правовой акт, как это имеет место в данном случае.
Учитывая, что вопросы социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны разрешаться на основании федерального закона, а не ведомственного правового акта, оспариваемый пункт названного выше Положения, касающийся этих вопросов, не может являться законным.
В судебное заседание представитель заявителя не явился. Из имеющегося в деле сообщения следует, что заявитель не возражает против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.
Представители Министерства образования РФ Дзугаева А.З. и Министерства юстиции РФ Ахвердиева Л.Ф. и Гончаренко Е.П. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое заявителем Положение соответствует требованиям действующего законодательства РФ и принято Министерством образования РФ в пределах своей компетенции.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Астафьева С.Т., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, в целях совершенствования порядка выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для указанных выше детей Приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. в соответствии с требованиями приведенного выше Закона и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было утверждено соответствующее Положение, согласно п. 1 которого органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
По утверждению представителей заинтересованных лиц Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 в соответствии с приведенным выше Законом установлены натуральные нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием для детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 3 этого же Постановления Минобразованию РФ поручено разработать положение о порядке выплаты денежных средств на указанные нужды.
Принятое Министерством образования РФ Положение по этому вопросу определяет лишь порядок указанных выплат на детей в установленных Правительством России пределах и действующего законодательства РФ, в том числе и норм Конституции РФ, не нарушает.
Данные утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо данных в их опровержение и самим заявителем.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо правовых оснований для признания п. 1 оспариваемого Положения не соответствующим Конституции РФ не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемое Положение не может быть признано законным в связи с отсутствием по данному вопросу федерального закона, как это предусмотрено Конституцией РФ, нельзя признать обоснованным, поскольку он не соответствует действительности.
Установлено, что по обсуждаемому вопросу 21 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены источники расходов на реализацию мер по их обеспечению. Принятое Министерством образования РФ по этому вопросу Положение данному Закону не противоречит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Финансового управления Правительства Еврейской автономной области о признании п. 1 Положения "О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей - сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. N 199, не соответствующим Конституции РФ оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
[отформатировано: 14.12.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
<5>
В200003960
В200003960
<5>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
07.04.2000 N ГКПИ 00-248
[Заявление о признании п. 1 Положения
"О порядке выплаты денежных средств на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для
детей - сирот и детей, находящихся под опекой
(попечительством)", утвержденного Приказом
Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г.
N 199, не соответствующим Конституции РФ
оставлено без удовлетворения]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Астафьева С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Финансового управления Правительства Еврейской автономной области о признании не соответствующим Конституции РФ пункта 1 Положения "О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. N 199, установил:
заявитель обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Положения не соответствует ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Считает, что в силу ст. 76 Конституции РФ по вопросу определения порядка, размера и источников выплат опекунских пособий должен быть принят федеральный закон, а не ведомственный правовой акт, как это имеет место в данном случае.
Учитывая, что вопросы социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны разрешаться на основании федерального закона, а не ведомственного правового акта, оспариваемый пункт названного выше Положения, касающийся этих вопросов, не может являться законным.
В судебное заседание представитель заявителя не явился. Из имеющегося в деле сообщения следует, что заявитель не возражает против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.
Представители Министерства образования РФ Дзугаева А.З. и Министерства юстиции РФ Ахвердиева Л.Ф. и Гончаренко Е.П. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое заявителем Положение соответствует требованиям действующего законодательства РФ и принято Министерством образования РФ в пределах своей компетенции.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Астафьева С.Т., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, в целях совершенствования порядка выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для указанных выше детей Приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. в соответствии с требованиями приведенного выше Закона и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было утверждено соответствующее Положение, согласно п. 1 которого органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
По утверждению представителей заинтересованных лиц Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 в соответствии с приведенным выше Законом установлены натуральные нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием для детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 3 этого же Постановления Минобразованию РФ поручено разработать положение о порядке выплаты денежных средств на указанные нужды.
Принятое Министерством образования РФ Положение по этому вопросу определяет лишь порядок указанных выплат на детей в установленных Правительством России пределах и действующего законодательства РФ, в том числе и норм Конституции РФ, не нарушает.
Данные утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо данных в их опровержение и самим заявителем.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо правовых оснований для признания п. 1 оспариваемого Положения не соответствующим Конституции РФ не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемое Положение не может быть признано законным в связи с отсутствием по данному вопросу федерального закона, как это предусмотрено Конституцией РФ, нельзя признать обоснованным, поскольку он не соответствует действительности.
Установлено, что по обсуждаемому вопросу 21 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены источники расходов на реализацию мер по их обеспечению. Принятое Министерством образования РФ по этому вопросу Положение данному Закону не противоречит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Финансового управления Правительства Еврейской автономной области о признании п. 1 Положения "О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей - сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. N 199, не соответствующим Конституции РФ оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
[отформатировано: 14.12.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.020.000 Граждане (физические лица), 030.020.050 Опека и попечительство (см. также 040.060.030), 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.010 Пособия, 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: