Основная информация

Дата опубликования: 08 октября 2020г.
Номер документа: RU50047718202000076
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Совет депутатов городского округа Истра
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Об утверждении структуры

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

от 08.10.2020 № 4/9                     

Об утверждении Положения о порядке установки монументов (памятников) и памятных знаков на территории городского округа Истра

В целях формирования историко-культурной среды на территории городского округа Истра, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.08.2020), Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Московской области от 08.02.2018 № 11/2018-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области», с учётом Правил благоустройства территории городского округа Истра Московской области, принятых согласно Решению Совета депутатов городского округа Истра от 29.10.2018 № 6/15, на основании Устава городского округа Истра Московской области

РЕШИЛ:

1. Утвердить Положение о порядке установки монументов (памятников) и памятных знаков на территории городского округа Истра согласно приложению к настоящему решению.

2. Опубликовать настоящее Решение в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа Истра Московской области, и разместить на официальном интернет-сайте администрации городского округа Истра Московской области.

3. Настоящее Решение вступает в силу с 01 ноября 2020 года.

Председатель Совета депутатов                     Глава
городского округа Истра                                 городского округа Истра                                           

______________А.Г. Скворцов                         _________________Т.С. Витушева

Приложение 

к Решению Совета депутатов

городского округа Истра

Московской области от 08.10.2020 № 4/9

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ УСТАНОВКИ МОНУМЕНТОВ (ПАМЯТНИКОВ) И ПАМЯТНЫХ ЗНАКОВ

НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке установки монументов (памятников) и памятных знаков на территории городского округа Истра (далее – Положение) разработано с целью увековечивания памятных событий, выдающихся личностей, внесших значительный вклад в становление и развитие российского государства, Московской области, городского округа Истра, формирование его историко-культурной среды, в целях информирования гостей и жителей об истории городского округа Истра.

1.2. Положение определяет основные критерии, являющиеся основанием для принятия решений об установке монументов (памятников) и памятных знаков на территории городского округа Истра, порядок принятия решения, финансирования, правила и условия установки монументов (памятников) и памятных знаков, а также порядок учета и обслуживания их на территории городского округа Истра.

1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25. 06. 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральным законом от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28. 08. 2020 года), Законом Московской области от 08. 02. 2018 года № 11/2018-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области», Уставом городского округа Истра.

2. Основные понятия и определения

2.1. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия и определения:

• монумент (памятник) – монументальное скульптурное или архитектурное произведение (часто в сочетании), создаваемое для увековечивания памяти лиц или событий;

• памятный знак (мемориальная доска, стела, обелиск, памятная плита, памятный камень и другие архитектурные формы) – мемориальное сооружение, в том числе памятник войны, скульптурно-архитектурная композиция, памятная плита, стела с надписями и изображениями, натурный объект, в том числе подлинный, связанный с увековечиваемым событием, – танк, самолёт, корабль и т. д.;

• мемориальная доска – памятный знак, устанавливаемый на фасаде, в интерьерах зданий, на закрытых территориях и сооружениях, связанных с историческими событиями, жизнью и деятельностью особо выдающихся граждан; мемориальная доска содержит краткие биографические сведения о лице или событии, которым посвящается увековечивание;

• памятный знак, устанавливаемый на фасаде, в интерьерах зданий, может иметь как плоскостную форму, так и вид выпуклого рельефа (барельефа или горельефа), устанавливаться на пилонах, фронтонах, фризах, метопах, сводах и капителях зданий;

•  парк миниатюр, в котором демонстрируются уменьшенные копии (макеты и модели) архитектурных сооружений, а также технических и природных объектов;

• лэнд-арт в части создания постоянного арт-объекта в природной среде из естественных или искусственных материалов, имеющего индивидуальное или коллективное авторство.

3. Основные критерии, являющиеся основанием для принятия решения об установке монументов, памятников и памятных знаков:

3.1. значимость события в истории городского округа Истра, Московской области, Российской Федерации, российской государственности,

3.2. визуальная связь с геральдической символикой городского округа Истра и населённых пунктов, входящих в его состав,

3.2. наличие официально признанных достижений личностей в государственной, общественной, политической, военной, производственной и хозяйственной деятельности, в науке, технике, литературе, искусстве, культуре, спорте и т. д.,

3.3. особый вклад в определенную сферу деятельности на долгосрочную перспективу в государстве и городском округе Истра Московской области Российской Федерации,

3.4. военно-мемориальные объекты (война 1812 года, Первая Мировая война, Великая Отечественная война, увековечение памяти героев локальных войн и конфликтов),

3.5. поддержка сферы детства и материнства, молодёжного досуга (установка анималистических скульптур, памятников мультипликационным персонажам, героям сказок, литературным персонажам, киногероям, героям фольклора),

3.6. развитие культуры и народных промыслов (установка памятников и памятных знаков предметам обихода, продукции народных промыслов, исторически значимых предприятий промышленности и сельского хозяйства),

3.7. развитие градостроительной среды, благоустройства территории (произведения современного искусства, объекты паркового благоустройства, являющиеся архитектурно-скульптурными композициями, макеты зданий и сооружений, памятные знаки, чья композиция сформирована в виде художественной интерпретации пиктограмм, букв алфавита, нот, математических символов, макетов физических, химических, геологических процессов),

3.8. воссоздание утраченных объектов монументальной скульптуры дореволюционного и советского периода отечественной истории, не являющихся объектами капитального строительства элементов архитектурно-скульптурного оформления территорий общего пользования.

4. Порядок рассмотрения и принятия решения об установке монументов (памятников) и памятных знаков.

4.1. Предложения и обращения об установке монументов (памятников) и памятных знаков на территории городского округа Истра рассматривает Комиссия по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной палаты городского округа Истра Московской области (далее – Комиссия) в качестве органа по обработке результатов общественного мнения и выработке предложений общественности по существу на основании ст. 24 Федерального закона от 27. 07. 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (в редакции от 27. 12. 2018 года).

4.2. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов от общего количества участвующих на заседании членов Комиссии и оформляется протоколом (резолюцией). Заседания Комиссии могут проводиться в формате выездных мероприятий по месту предлагаемого размещения монумента (памятника), памятного знака в форме общественных обсуждений, в рамках собрания жильцов многоквартирного дома, в рамках схода граждан. Комиссия проводит свои заседания в местах собраний, выбранных самой Комиссией с учётом равного доступа граждан из всех населённых пунктов городского округа Истра – в административном центре городского округа Истра. В состав Комиссии на время проведения заседаний могут приглашаться представители общественных организаций в лице их руководителей и участников, депутаты Совета депутатов городского округа Истра, депутаты Московской областной Думы, представители Администрации городского округа Истра в лице руководителей управлений и отделов, Глава городского округа Истра, заместители главы городского округа Истра, начальники территориальных управлений и отделов, к которым относятся населённые пункты (территории), на которых предлагается установка монумента (памятника), памятного знака. Представители Администрации городского округа Истра на время проведения заседаний имеют право по согласованию входить в состав лиц, письменно оформляющих протокол заседания Комиссии, на основании которого составляется резолюция заседания Комиссии.

4.3. Инициаторами установки монументов (памятников), памятных знаков могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, коллективы общественных объединений, предприятия и организации различных форм собственности, группы граждан, отдельные граждане.

4.4. Заказчиками (Организаторами) установки монументов (памятников), памятных знаков могут быть:

• Администрация городского округа Истра (далее — Администрация);

• коллективы общественных объединений, предприятия и организации различных форм собственности;

• физические лица.

Заказчик (Организатор) определяется постановлением Администрации. В том случае, если Заказчиком определена организация либо группа организаций, то их уставная деятельность должна соответствовать тематике памятника.

4.5. Перечень документов, представляемых в Комиссию:

• письменное обращение (ходатайство) с просьбой об установке монумента (памятника), памятного знака с указанием основания для выдвижения проекта в соответствии с положениями пункта 3 настоящего Положения;

• историческая или историко-биографическая справка, копии архивных документов, подтверждающих значимость и достоверность события или заслуги увековечиваемого лица;

• для обоснования действительного факта проживания или рабочей, творческой, общественной деятельности увековечиваемого лица копии архивных документов, подтверждающих проживание или осуществление деятельности (выписки из домовых книг, данные паспортного учёта, военного учёта и т. п.);

• предложение с обоснованием места (мест) установки монумента (памятника), памятного знака;

• эскизный проект с указанием материала, из которого планируется изготовление монумента (памятника), памятного знака, и места размещения;

• межевой план участка, на котором предлагается размещение монумента (памятника), памятного знака, в случае, если таковое предлагается на землях публично-правовых образований, равно на землях государственной собственности и муниципальной собственности, с учётом того, что на основании ст. 3.3 Федерального закона от 25. 10. 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции от 31. 07. 2020 года с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28. 08. 2020 года, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими;

• предложение о финансировании работ по проектированию, изготовлению, установке монумента (памятника), памятного знака;

• в случае, если местом установки памятного знака является фасад или интерьеры многоквартирного жилого дома, в Комиссию предоставляется лист согласия — протокол собрания жильцов многоквартирного дома или товарищества собственников недвижимости, на собрание инициатором предоставляется предложение с обоснованием места (мест) установки памятного знака и эскизный проект с указанием материала, из которого изготавливается памятный знак, и места размещения;

• в случае, если местом установки памятного знака являются  интерьеры или фасад учреждения дошкольного, общего, среднего, высшего или дополнительного образования, в Комиссию предоставляется лист согласия – письмо руководителя (учредителя) данного учреждения или иного законного представителя руководителя (учредителя) данного учреждения,

• в случае, если местом установки памятного знака являются интерьеры или фасад здания, занятого учреждением любой формы собственности, в Комиссию предоставляется лист согласия – письмо руководителя (учредителя) данного учреждения;

• в случае, если местом установки памятного знака являются интерьеры или фасад здания, занятого несколькими учреждениями любой формы собственности, в Комиссию предоставляется лист согласия – письма руководителей (учредителей) каждого учреждения;

• в случае, если тематика памятника связана с религиозными деятелями либо событиями церковной истории, представляется рекомендательное письмо благочинного Истринского благочиннического округа Московской Епархии Русской Православной Церкви;

• в случае, если тематика памятника связана с религиозными деятелями и событиями, связанными с религиозной обрядовостью мировых религий, деятельностью местных религиозных организаций различных конфессий (кроме признанных экстремистскими по решению судов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом от 25. 07. 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», включённых в официальный список Министерства юстиции Российской Федерации), представляется рекомендательное письмо руководителей местных, региональных отделений данных организаций.

Документы в Комиссию направляет инициатор следующими способами:

на любом заседании Комиссии лично или с помощью любого законного представителя, по доверенности,

на заседании Комиссии по вопросу, связанному с обращением инициатора, лично или с помощью любого законного представителя, по доверенности,

путем направления письменной или печатной корреспонденции на почтовый адрес Общественной Палаты городского округа Истра,

путём направления электронного письма на электронный адрес Общественной Палаты городского округа Истра.

Документы в Комиссию для сведения, с просьбой провести общественные обсуждения, для получения консультаций направляет Администрация, если таковые документы поступили в Администрацию от инициатора.

Документы в Комиссию для сведения, с просьбой провести общественные обсуждения, для получения консультаций направляют структурные подразделения Администрации  (управление по культуре и туризму, управление образованием, отдел социальных коммуникаций и связей с общественностью, территориальные управления и отделы и др.), если таковые документы поступили в структурные подразделения Администрации от инициатора.

4.6. Состав эскиза (архитектурно-строительного проекта) размещения (установки) памятника содержит данные о размещении и устройстве фундамента, монтажа с креплением памятника (постамента, подиума), облицовке пьедестала, памятника, лестниц, подпорных стенок, парапетов площадки и т. п.

4.7. В результате рассмотрения обращения Комиссия принимает одно из следующих решений:

• поддержать обращение и рекомендовать Администрации принять решение об установке монумента (памятника), памятного знака с указанием возможного заказчика (Организатора), осуществляющего финансирование и надзор за соответствием правовым нормам на всех этапах проектирования и изготовления памятника;

• рекомендовать инициатору увековечить память события или деятеля в других формах, проинформировав о принятом решении Главу городского округа Истра;

• отклонить обращение (ходатайство), направив ходатайствующей стороне мотивированный отказ и проинформировав о принятом решении Главу городского округа Истра;

• направить обращение в Главное управление культурного наследия Московской области, если место (места) установки проекта монумента (памятника), памятного знака относятся к объектам культурного наследия или расположены в защитной зоне или зоне охраны объекта (объектов) культурного наследия, объединённой зоне охраны объектов культурного наследия.

Срок публикации резолюции, уведомление заявителей и иных заинтересованных лиц составляет не более 30 дней со дня проведения заседания Комиссии.

4.8. Комиссия учитывает факторы, влияющие на проектирование, установку, обслуживание монумента (памятника), памятного знака, при принятии решения и формировании рекомендаций по принятию решения или отказу в принятии решения об установку монумента (памятника), памятного знака в связи с предлагаемым размещением:

• в границах территории объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия,

• в границах защитной зоны или зоны охраны объекта культурного наследия,

• в непосредственной близости от объекта культурного наследия с учётом исторически сложившихся коридоров визуального восприятия объекта культурного наследия,

• в границах зоны охраняемого природного ландшафта,

• на территории садового-паркового ансамбля, парка, сада, сквера, территории природного комплекса,

• на затеснённой территории (наличие рядом стоящих существующих зданий и сооружений, подземных коммуникаций, требующих проведения дополнительных мероприятий по созданию условий для размещения),

• на рельефе местности с уклонами более 30 промилле,

• с учётом напряжённого режима городского транспорта в непосредственной близости от предлагаемого места размещения, что требует дополнительных мероприятий по снижению вибрационного и химического воздействия на монумент (памятник), памятный знак.

5. Правила установки монументов (памятников), памятных знаков на территории городского округа Истра.

5.1. При положительном решении Комиссии об установке монумента (памятника), памятного знака Отдел архитектуры Управления земельно-имущественных отношений Администрации готовит следующие документы:

1) схему размещения монумента, памятника на ситуационном плане в масштабе 1:100, 1:200, 1:500, 1:1000.

5.2. Установка монумента (памятника), памятного знака на территории городского округа Истра осуществляется на основании правового акта (постановления) Администрации с указанием источника финансирования.

5.3. При финансировании установки монумента (памятника), памятного знака из средств бюджета городского округа Истра установка осуществляется с применением конкурентных процедур в порядке и сроки, установленные законодательством.

5.4. При финансировании установки монумента (памятника), памятного знака из внебюджетных средств допускается их установка без проведения конкурентных процедур.

5.5. Управление культуры и туризма Администрации готовит и проводит совместно с заинтересованными юридическими и физическими лицами и представителями общественности церемонию торжественного открытия монумента (памятника), памятного знака.

5.6. При установке монумента (памятника), памятного знака заказчик установки привлекает для проектирования и исполнения монумента (памятника), памятного знака профессионального автора (авторский коллектив). Проектирование осуществляется по художественно-архитектурному заданию на проектирование, согласованному с начальником отдела архитектуры Администрации. Договор о проектировании и исполнении монумента (памятника), памятного знака с профессиональным автором (авторским коллективом) заключает заказчик (Организатор), определенный постановлением Администрации. Проект монумента (памятника), памятного знака, разработанный вне конкурсной процедуры, подлежит рассмотрению на заседании Комиссии по установке монумента (памятника), памятного знака на территории городского округа Истра с привлечением профильных специалистов, средств массовой информации и возможен к реализации при получении положительного решения членов Комиссии.

5.7. Проекты монументов (памятников), памятных знаков согласовываются с начальником отдела архитектуры Администрации.

5.8. Проекты монументов (памятников), памятных знаков, устанавливаемых на территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в защитной зоне объекта культурного наследия или зоне охраны объекта культурного наследия (объединённой зоне охраны объектов культурного наследия), на территории достопримечательного места, в границах исторического поселения, передаются на утверждение и согласование в Главное управление культурного наследия Московской области, являющееся органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Московской области.

5.9. Размещение отдельно стоящих монументов (памятников), памятных знаков, групп памятников, парков миниатюр, объектов лэнд-арта в технических зонах транспортных, инженерных коммуникаций не допускается, а именно не допускается на территории выделенных технических (охранных) зон магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого, низкого напряжения и слабых токов, линий высоковольтных передач.

5.10. Расстояние от стоящих монументов (памятников), памятных знаков, групп памятников, парков миниатюр, объектов лэнд-арта до окон жилых домов и общественных зданий должно составлять не менее 10 метров, в случае размещения вне коридора визуального восприятия из окон жилых домов и общественных зданий не менее чем в 1 метре от границы отмостки здания.

5.11. Категории сложности установки, размещения, крепления, облицовки памятника, благоустройства прилегающей территории определяются техническим заданием и проектом установки монумента (памятника), памятного знака.

5.12. Открытие монумента (памятника), памятного знака приурочивается к определенной дате (юбилею, этапу жизненного пути личности или круглой дате события, традиционному празднику городского округа Истра и населённых пунктов, входящих в его состав, в рамках иных мероприятий, проводящихся по инициативе органов местного самоуправления, коллективов предприятий и организаций и др.) и проводится в торжественной обстановке.

6. Финансирование работ

6.1. Финансирование работ по проектированию, изготовлению и установке монументов (памятников), памятных знаков может осуществляться за счет:

• федерального бюджета;

• бюджета субъекта РФ;

• местного бюджета;

• внебюджетных поступлений.

7. Порядок учета и содержания монументов (памятников), памятных знаков на территории городского округа Истра

7.1. После установки монументы (памятники), памятные знаки передаются в установленном порядке в муниципальную собственность (казну муниципального образования).

7.2. На основании письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07. 02. 2019 года № 50-700-10.1017/19 «Об отнесении объектов к объектам недвижимого имущества» и согласно п. 2-3 приложения № 2 данного письма объекты, которые могут как относиться, так и не относиться к объектам недвижимого имущества, то есть являться объектами движимого имущества, относятся памятники известным людям, мемориальные композиции (комплексы), являющиеся объектами культурного и исторического наследия, скульптурные композиции, посвященные историческим событиям, обелиски, не являющиеся объектами культурного и исторического наследия. Оформление монументов (памятников) и памятных знаков как имущественных объектов в муниципальную собственность производится Администрацией согласно законодательству.

7.3. Собственник осуществляет контроль за состоянием монумента (памятника), памятного знака, а также осуществляет содержание, включая ремонт и реставрацию данного объекта, с привлечением обслуживающих организаций, учредителем которых собственник является, чья уставная деятельность связана с обслуживанием объектов, находящихся в муниципальной собственности.

7.4. Монументы (памятники) и памятные знаки, являющиеся элементами скульптурно-архитектурного оформления выявленных объектов культурного наследия – братских могил, содержатся собственником на основании п. 7.3 настоящего положения.

7.5. Монументы (памятники) и памятные знаки, являющиеся элементами скульптурно-архитектурного оформления объектов культурного наследия местного, регионального или федерального значения — братских могил, обслуживаются, равно как и получают согласование на их установку по итогам работ, проводимых Главным управлением культурного наследия Московской области, связанных с разработкой мер по сохранению объектов культурного наследия путём проведения государственной историко-культурной экспертизы и иных процедур, которые предусмотрены действующим законодательством, связаны с разработкой правовых режимов и регламентов использования территории объектов культурного наследия.

8. Ответственность за нарушение

8.1. За нарушение требований в области создания, сохранения, использования монументов (памятников), памятных знаков должностные лица, юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Сфера действия Положения

9.1 Действие настоящего Положения распространяется на процедуру согласования (отказа в согласовании) установки (организации установки) монументов (памятников), памятных знаков, поддержку общественных инициатив, инициатив органов местного самоуправления по установке монументов (памятников) и памятных знаков на земельных участках общего пользования, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельных участках в составе рекреационных зон, в том числе занятых городскими лесами, скверами, парками, садами, используемых гражданами для отдыха и туризма, на землях населенных пунктов, землях природоохранного назначения, землях рекреационного назначения, землях историко-культурного назначения и иных земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности или являющихся землями, государственная и муниципальная собственность на которые не разграничена.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Истринские вести" № 61 от 16.10.2020
Рубрики правового классификатора: 190.020.030 Сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры. Охрана объектов культуры и исторического наследия

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать