Основная информация
Дата опубликования: | 10 апреля 2008г. |
Номер документа: | В200805704 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0805704
В200805704
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2009, N 10, СТР. 27, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
10.04.2008 N ГКПИ08-547
ПОДПУНКТ "А" П. 2 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
ОТ 1 ФЕВРАЛЯ 2006 Г. N 54; НГР:Р0600218, В ЧАСТИ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА В ОТНОШЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА,
РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИМИ ЖИЛЫМИ ДОМАМИ
С КОЛИЧЕСТВОМ ЭТАЖЕЙ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ТРИ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ
(ОБЪЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА),
ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КОТОРЫХ НЕ ПОДЛЕЖИТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В СООТВЕТСТВИИ
СО СТ. 49 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ С МОМЕНТА
ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(оставленное без изменения определением
Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 8 июля 2008 г. N КАС08-309)
(Извлечение)
М. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать подп. "а" п. 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54; НГР:Р0600218 (далее - Положение), предусматривающий, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, недействующим с 18 декабря 2006 г.
В заявлении указано, что Положение в оспариваемой части противоречит ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405555 (далее - Кодекс), поскольку распространяет сферу государственного строительного надзора на строительство и реконструкцию всех объектов капитального строительства, включая объекты индивидуального жилищного строительства. Тем самым нарушаются права заявителя как индивидуального застройщика, так как органу строительного надзора в нарушение закона предоставлено право осуществлять государственный строительный надзор при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства.
М. просил о рассмотрении дела в его отсутствие; о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители Правительства РФ требование заявителя не признали и просили суд оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что ч. 1 ст. 54 Кодекса предусматривает возможность осуществления государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в связи с чем нет никаких оснований для признания оспариваемого предписания Положения недействующим в полном объеме.
Вместе с тем представители заинтересованного лица признали, что действующая редакция ч. 1 ст. 54 Кодекса предоставляет право осуществлять государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства не во всех случаях. Однако данное обстоятельство, по их мнению, не свидетельствует о незаконности Положения в оспариваемой части, поскольку оно применяется с учетом требований ч. 2 ст. 54 Кодекса и приказа Минрегиона России от 9 июля 2007 г. N 62; НГР:В0701906 "Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства".
Верховный Суд РФ 10 апреля 2008 г. заявление М. Удовлетворил частично, указав следующее.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 54 Кодекса государственный строительный надзор осуществляется при:
строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 49 Кодекса государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, являющихся отдельно стоящими жилыми домами с количеством этажей не более чем три, предназначенными для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
Из содержания приведенных норм следует, что государственный строительный надзор не должен осуществляться при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, названных в п. 1 ч. 2 ст. 49 Кодекса, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе.
Соответственно при реконструкции указанных объектов капитального строительства государственный строительный надзор не может осуществляться в случаях, когда проектная документация на осуществление реконструкции не подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Кодекса.
Между тем оспариваемое предписание Положения вопреки нормам Кодекса распространяет сферу действия государственного строительного надзора на все случаи строительства и реконструкции объектов капитального строительства без каких-либо изъятий.
Верховный Суд РФ заявление М. удовлетворил частично. Признал недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подп. "а" п. 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54; НГР:Р0600218, в части, предусматривающей осуществление государственного строительного надзора в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, являющихся отдельно стоящими жилыми домами с количеством этажей не более чем три, предназначенными для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
[введено: 07.12.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 10.12.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
В0805704
В200805704
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2009, N 10, СТР. 27, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
10.04.2008 N ГКПИ08-547
ПОДПУНКТ "А" П. 2 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
ОТ 1 ФЕВРАЛЯ 2006 Г. N 54; НГР:Р0600218, В ЧАСТИ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА В ОТНОШЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА,
РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИМИ ЖИЛЫМИ ДОМАМИ
С КОЛИЧЕСТВОМ ЭТАЖЕЙ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ТРИ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ
(ОБЪЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА),
ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КОТОРЫХ НЕ ПОДЛЕЖИТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В СООТВЕТСТВИИ
СО СТ. 49 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ С МОМЕНТА
ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(оставленное без изменения определением
Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 8 июля 2008 г. N КАС08-309)
(Извлечение)
М. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать подп. "а" п. 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54; НГР:Р0600218 (далее - Положение), предусматривающий, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, недействующим с 18 декабря 2006 г.
В заявлении указано, что Положение в оспариваемой части противоречит ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405555 (далее - Кодекс), поскольку распространяет сферу государственного строительного надзора на строительство и реконструкцию всех объектов капитального строительства, включая объекты индивидуального жилищного строительства. Тем самым нарушаются права заявителя как индивидуального застройщика, так как органу строительного надзора в нарушение закона предоставлено право осуществлять государственный строительный надзор при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства.
М. просил о рассмотрении дела в его отсутствие; о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители Правительства РФ требование заявителя не признали и просили суд оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что ч. 1 ст. 54 Кодекса предусматривает возможность осуществления государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в связи с чем нет никаких оснований для признания оспариваемого предписания Положения недействующим в полном объеме.
Вместе с тем представители заинтересованного лица признали, что действующая редакция ч. 1 ст. 54 Кодекса предоставляет право осуществлять государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства не во всех случаях. Однако данное обстоятельство, по их мнению, не свидетельствует о незаконности Положения в оспариваемой части, поскольку оно применяется с учетом требований ч. 2 ст. 54 Кодекса и приказа Минрегиона России от 9 июля 2007 г. N 62; НГР:В0701906 "Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства".
Верховный Суд РФ 10 апреля 2008 г. заявление М. Удовлетворил частично, указав следующее.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 54 Кодекса государственный строительный надзор осуществляется при:
строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 49 Кодекса государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, являющихся отдельно стоящими жилыми домами с количеством этажей не более чем три, предназначенными для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
Из содержания приведенных норм следует, что государственный строительный надзор не должен осуществляться при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, названных в п. 1 ч. 2 ст. 49 Кодекса, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе.
Соответственно при реконструкции указанных объектов капитального строительства государственный строительный надзор не может осуществляться в случаях, когда проектная документация на осуществление реконструкции не подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Кодекса.
Между тем оспариваемое предписание Положения вопреки нормам Кодекса распространяет сферу действия государственного строительного надзора на все случаи строительства и реконструкции объектов капитального строительства без каких-либо изъятий.
Верховный Суд РФ заявление М. удовлетворил частично. Признал недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подп. "а" п. 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54; НГР:Р0600218, в части, предусматривающей осуществление государственного строительного надзора в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, являющихся отдельно стоящими жилыми домами с количеством этажей не более чем три, предназначенными для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
[введено: 07.12.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 10.12.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2009 Стр. 27 |
Рубрики правового классификатора: | 050.000.000 Жилище, 050.010.000 Общие положения, 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.040.000 Строительство, 090.040.010 Общие положения, 090.040.020 Управление в сфере строительства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.040.090 Реконструкция, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт действующих предприятий, зданий, сооружений, 090.050.000 Градостроительство и архитектура, 090.050.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: