Основная информация
Дата опубликования: | 10 августа 1999г. |
Номер документа: | В199904453 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199904453
В199904453
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
10.08.99 N ГКПИ 99-540
[ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ О ПРИЗНАНИИ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПИСЬМА ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ, МИНФИНА РФ,
ГКФТ РФ ОТ 25.09.1996 "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ
единолично Маслова А.М.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Финист - Трэвел" к Министерству РФ по налогам и сборам, Министерству финансов РФ, Министерству по физической культуре и спорту РФ о признании письма ГНС РФ, Минфина РФ, ГК РФ по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года недействительным,
установила:
В письме от 25 сентября 1996 года "О налоге на добавленную стоимость" Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму указали, что в соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) от этого налога освобождается стоимость туристско - экскурсионных путевок. Под действие данной льготы подпадает стоимость путевок, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации как бланки строгой отчетности и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке, и туристских ваучеров, выдаваемых иностранным туристам.
Названное Письмо зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 30 января 1997 г. за N 1240.
ЗАО "Финист - Трэвел" просит признать данное письмо недействительным, ссылаясь на то, что этим документом установлена правовая норма, которая не содержится в федеральном законодательстве, - условия применения льготы по НДС лишь в случае оформления туристических путевок на бланке строгой отчетности. Данное положение, по утверждению заявителя, не соответствует Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г., где в подпункте "у" пункта 1 статьи 5 без каких-либо оговорок предусмотрено освобождение от НДС стоимости туристско - экскурсионных путевок. В результате применения оспариваемого письма Государственная налоговая инспекция по Ленинскому району г. Перми привлекла ЗАО "Финист - Трэвел" к ответственности за занижение налога на добавленную стоимость в связи с применением заявителем льгот по путевкам, не оформленным на бланках строгой отчетности.
В судебное заседание представитель ЗАО "Финист - Трэвел" не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
Представитель Министерства Российской Федерации по налогам и сборам А.Б. Кулагин заявленные требования не признал, считает оспариваемое письмо соответствующим федеральному законодательству, просит производство по делу прекратить на основании п. 2 ст. 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации З.А. Чехарина возражала против удовлетворения заявления ЗАО "Финист Трэвел", полагая, что письмом дано разъяснение, которое основано на действующих правовых актах.
Представитель Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, в которых указано, что заявление ЗАО "Финист - Трэвел" является необоснованным.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам А.Б. Кулагина и Министерства финансов Российской Федерации З.А. Чехариной, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Федотовой, полагавшей рассмотреть заявление по существу и в его удовлетворении отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление ЗАО "Финист - Трэвел" не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. к перечню товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, отнесены туристские и экскурсионные путевки (в редакции Федерального закона от 28.04.97 N 73-ФЗ).
По мнению ЗАО "Финист - Трэвел", оспариваемое письмо от 25 сентября 1996 г. "О налоге на добавленную стоимость" ГНС РФ, Минфина РФ, Госкомитета РФ по физической культуре и туризму не может быть признано действительным, порождающим права и обязанности, поскольку содержащееся в нем утверждение о том, что от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость не любых туристско - экскурсионных путевок, а лишь тех, которые утверждены Министерством финансов РФ как бланки строгой отчетности и зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке. Утверждается, что произошло ограничение применения льгот по НДС, что допустимо лишь на уровне издания федерального закона и не может быть установлено федеральными органами исполнительной власти, заместители руководителей которых подписали письмо.
Суд не может согласиться с таким утверждением.
Как указано в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. При этом законодатель не определил форму документа. Не установлена она и в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость", в том числе по иным товарам и услугам.
Данный вопрос разрешен Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации, которым во исполнение Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" утверждено согласованное с Верховным Советом Российской Федерации "Положение по применению контрольно кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"; Министерству финансов Российской Федерации поручено разработать и утвердить по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе путевок), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Аналогичным образом тем же Постановлением Правительства предложено Минфину РФ разработать и утвердить формы иных документов строгой отчетности (квитанции, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты).
Формы туристических путевок утверждены письмом Министерства финансов РФ от 16 июня 1994 г. N 16-30-65, и они зарегистрированы Министерством юстиции РФ за N N 1236, 1237, 1238, 1239. Лишь после регистрации форм туристических путевок как документов строгой отчетности Минюст РФ зарегистрировал оспариваемое письмо за следующим N 1240.
Таким образом, туристская путевка является документом строгой отчетности и лишь в таком качестве, согласно приведенному Постановлению Правительства Российской Федерации, может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с содержащимся в заявлении утверждением о том, что оспариваемым письмом создана новая норма, отличная от действующих федеральных нормативно правовых актов.
Довод представителя Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о неподведомственности Верховному Суду Российской Федерации данного дела является ошибочным.
Пункт 2 ст. 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Указанное письмо издано от имени трех федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, лишь одним из которых является Государственная налоговая служба РФ. Нормативные акты Министерства финансов РФ и Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму в силу ст. 116 ГПК РСФСР могут быть оспорены в Верховном Суде РФ. Это обстоятельство влечет за собой проверку законности письма судом общей юрисдикции в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Закрытому акционерному обществу "Финист - Трэвел" в удовлетворении требований о признании недействительным письма Государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М. МАСЛОВ
[отформатировано: 17.01.2000 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199904453
В199904453
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
10.08.99 N ГКПИ 99-540
[ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ О ПРИЗНАНИИ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПИСЬМА ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ, МИНФИНА РФ,
ГКФТ РФ ОТ 25.09.1996 "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ
единолично Маслова А.М.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Финист - Трэвел" к Министерству РФ по налогам и сборам, Министерству финансов РФ, Министерству по физической культуре и спорту РФ о признании письма ГНС РФ, Минфина РФ, ГК РФ по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года недействительным,
установила:
В письме от 25 сентября 1996 года "О налоге на добавленную стоимость" Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму указали, что в соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) от этого налога освобождается стоимость туристско - экскурсионных путевок. Под действие данной льготы подпадает стоимость путевок, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации как бланки строгой отчетности и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке, и туристских ваучеров, выдаваемых иностранным туристам.
Названное Письмо зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 30 января 1997 г. за N 1240.
ЗАО "Финист - Трэвел" просит признать данное письмо недействительным, ссылаясь на то, что этим документом установлена правовая норма, которая не содержится в федеральном законодательстве, - условия применения льготы по НДС лишь в случае оформления туристических путевок на бланке строгой отчетности. Данное положение, по утверждению заявителя, не соответствует Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г., где в подпункте "у" пункта 1 статьи 5 без каких-либо оговорок предусмотрено освобождение от НДС стоимости туристско - экскурсионных путевок. В результате применения оспариваемого письма Государственная налоговая инспекция по Ленинскому району г. Перми привлекла ЗАО "Финист - Трэвел" к ответственности за занижение налога на добавленную стоимость в связи с применением заявителем льгот по путевкам, не оформленным на бланках строгой отчетности.
В судебное заседание представитель ЗАО "Финист - Трэвел" не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
Представитель Министерства Российской Федерации по налогам и сборам А.Б. Кулагин заявленные требования не признал, считает оспариваемое письмо соответствующим федеральному законодательству, просит производство по делу прекратить на основании п. 2 ст. 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации З.А. Чехарина возражала против удовлетворения заявления ЗАО "Финист Трэвел", полагая, что письмом дано разъяснение, которое основано на действующих правовых актах.
Представитель Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, в которых указано, что заявление ЗАО "Финист - Трэвел" является необоснованным.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам А.Б. Кулагина и Министерства финансов Российской Федерации З.А. Чехариной, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Федотовой, полагавшей рассмотреть заявление по существу и в его удовлетворении отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление ЗАО "Финист - Трэвел" не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. к перечню товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, отнесены туристские и экскурсионные путевки (в редакции Федерального закона от 28.04.97 N 73-ФЗ).
По мнению ЗАО "Финист - Трэвел", оспариваемое письмо от 25 сентября 1996 г. "О налоге на добавленную стоимость" ГНС РФ, Минфина РФ, Госкомитета РФ по физической культуре и туризму не может быть признано действительным, порождающим права и обязанности, поскольку содержащееся в нем утверждение о том, что от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость не любых туристско - экскурсионных путевок, а лишь тех, которые утверждены Министерством финансов РФ как бланки строгой отчетности и зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке. Утверждается, что произошло ограничение применения льгот по НДС, что допустимо лишь на уровне издания федерального закона и не может быть установлено федеральными органами исполнительной власти, заместители руководителей которых подписали письмо.
Суд не может согласиться с таким утверждением.
Как указано в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. При этом законодатель не определил форму документа. Не установлена она и в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость", в том числе по иным товарам и услугам.
Данный вопрос разрешен Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации, которым во исполнение Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" утверждено согласованное с Верховным Советом Российской Федерации "Положение по применению контрольно кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"; Министерству финансов Российской Федерации поручено разработать и утвердить по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе путевок), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Аналогичным образом тем же Постановлением Правительства предложено Минфину РФ разработать и утвердить формы иных документов строгой отчетности (квитанции, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты).
Формы туристических путевок утверждены письмом Министерства финансов РФ от 16 июня 1994 г. N 16-30-65, и они зарегистрированы Министерством юстиции РФ за N N 1236, 1237, 1238, 1239. Лишь после регистрации форм туристических путевок как документов строгой отчетности Минюст РФ зарегистрировал оспариваемое письмо за следующим N 1240.
Таким образом, туристская путевка является документом строгой отчетности и лишь в таком качестве, согласно приведенному Постановлению Правительства Российской Федерации, может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с содержащимся в заявлении утверждением о том, что оспариваемым письмом создана новая норма, отличная от действующих федеральных нормативно правовых актов.
Довод представителя Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о неподведомственности Верховному Суду Российской Федерации данного дела является ошибочным.
Пункт 2 ст. 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Указанное письмо издано от имени трех федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, лишь одним из которых является Государственная налоговая служба РФ. Нормативные акты Министерства финансов РФ и Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму в силу ст. 116 ГПК РСФСР могут быть оспорены в Верховном Суде РФ. Это обстоятельство влечет за собой проверку законности письма судом общей юрисдикции в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Закрытому акционерному обществу "Финист - Трэвел" в удовлетворении требований о признании недействительным письма Государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М. МАСЛОВ
[отформатировано: 17.01.2000 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: