Основная информация
Дата опубликования: | 12 февраля 2001г. |
Номер документа: | В200101190 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<5>
В200101190
В200101190
<5>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
12.02.2001 N ГКПИ00-1468
[Заявление о признании незаконными
пункта 2 и абзацев 1 и 2 пункта 3 в уточненной
им части "Разъяснения о порядке выплаты денежных
сумм в возмещение вреда в размере заработка (или
соответствующей его части) в зависимости от степени
утраты трудоспособности граждан, пострадавшим
вследствие чернобыльской катастрофы" от 2 июня 2000 г.
N 6, утвержденного постановлением Министерства труда
и социального развития Российской Федерации от
2 июня 2000 г. N 43 оставлено без удовлетворения]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего Редченко Ю.Д.
при секретаре Жуковой И.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Исмиева Александра Мамедовича о признании незаконными пункта 2 и абзацев 1 и 2 пункта 3 в уточненной им части "Разъяснения о порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы" от 2 июня 2000 г. N 6, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43 (далее Разъяснения), установил:
Исмиев А.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункт2 и абзацы 1 и 2 пункта 3 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 6 противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Содержащаяся в Разъяснении ссылка на Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ является неправомерной, поскольку данный Закон не имеет отношения к возмещению вреда лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы.
В судебном заседании Исмиев А.М. жалобу поддержал, но при этом уточнил свои требования и просил о признании незаконными п.2 Разъяснения только в части слов: "в порядке, установленном пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г. N 31, ст.3803), как доля среднего месячного заработка до наступления страхового случая, исчисленная"; абзаца 1 пункта 3 Разъяснения - в части слов: "в результате наступления страхового случая" и абзаца 2 этого же пункта - в части слов: "если с них предусматривались уплата страховых взносов". Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации Тимошенков Н.И. и Макарова Т.М., Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Разъяснения полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Выслушав объяснения Исмиева А.М., представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный суд Российской Федерации не находит оснований к его удовлетворению.
В соответствии с п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размер возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам устанавливается в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
На время вступления в действие данного Закона возмещение вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей предусматривалось "Правилами возмещения вреда..." которые с 6 января 2000 г., с введением в действие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", признаны утратившими силу и с этого времени порядок возмещения указанного вреда определен этим Федеральным законом. Как установлено судом, в связи с изменением законодательства Российской Федерации постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43 было утверждено указанное выше разъяснение, в п.2 которого указано, что размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда в соответствии с п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан...." определяется в порядке, установленном пунктом 1 ст. 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве...", как доля среднего месячного заработка до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты трудоспособности.
В пункте 3 данного Разъяснения также включены положения, содержащиеся в Федеральном законе "Об обязательном страховании...", в частности, в абзаце 1 указывается, что при расчете размера утраченного в результате страхового случая заработка учитываются все виды оплаты труда, а в абзаце 2 предусматривается, что размеры оплаты труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов. По утверждению представителей заинтересованных лиц, содержащиеся в указанных пунктах Разъяснения полностью соответствуют Федеральному закону "Об обязательном страховании..." и согласуются с п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан (чернобыльцев)....". Это утверждение названных представителей материалами дела не опровергнуто. Не представлено каких-либо убедительных данных в его опровержение и самим заявителем Исмиевым А.М.
Кроме того, анализ содержания оспариваемых пунктов Разъяснения также свидетельствует о соответствии их требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания незаконными оспариваемых пунктов Разъяснения не имеется.
Довод заявителя о том, что Федеральный закон "Об обязательном страховании..." не подлежит применению при исчислении размера причиненного чернобыльцам вреда, не может быть принят во внимание, поскольку он ни на чем не основан и противоречит п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан...".
В соответствии с данным пунктом ст. 14 названного Закона, как уже отмечалось выше, размер возмещения вреда чернобыльцам устанавливается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Единственным действующим на день рассмотрения настоящего дела законодательным актам Российской Федерации регулирующим возмещение вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, является Федеральный закон "Об обязательном страховании..." о необходимости применения положений которого правомерно указано в оспариваемом Разъяснении. О правомерности включения в Разъяснение положений данного Закона свидетельствует и вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2000 г., которым гражданам Гощицкому М.Б. и Пушкареву Г.А. отказано в удовлетворении жалобы о признании незаконными его 4 и 5 пунктов.
В этой связи не может суд признать обоснованной и ссылку заявителя на письмо фонда социального страхования Российской Федерации от 25 апреля 2000 г., в соответствии с которым выплаты в возмещение вреда черно8ыльцам не относятся к страховым выплатам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, так как Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан (чернобыльцев)..." определил лишь порядок возмещения вреда чернобыльцам применительно к порядку возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, а такой порядок в настоящее время предусмотрен только Федеральным законом "Об обязательном страховании...".
Вопрос же об источнике финансирования выплат в возмещение вреда разрешен ст.5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан..." и оспариваемым Разъяснением либо Федеральным законом "Об обязательном страховании..." не рассматривался, а поэтому ссылка заявителя на письмо Фонда социального страхования в данном случае также не может служить основанием к удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Исмиева Александра Мамедовича о признании незаконными пункта 2 и абзацев 1 и 2 пункта 3 в уточненной им части "Разъяснения о порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы" от 2 июня 2000 г. N 6, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43, оставить без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
[отформатировано: 05.06.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
<5>
В200101190
В200101190
<5>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
12.02.2001 N ГКПИ00-1468
[Заявление о признании незаконными
пункта 2 и абзацев 1 и 2 пункта 3 в уточненной
им части "Разъяснения о порядке выплаты денежных
сумм в возмещение вреда в размере заработка (или
соответствующей его части) в зависимости от степени
утраты трудоспособности граждан, пострадавшим
вследствие чернобыльской катастрофы" от 2 июня 2000 г.
N 6, утвержденного постановлением Министерства труда
и социального развития Российской Федерации от
2 июня 2000 г. N 43 оставлено без удовлетворения]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего Редченко Ю.Д.
при секретаре Жуковой И.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Исмиева Александра Мамедовича о признании незаконными пункта 2 и абзацев 1 и 2 пункта 3 в уточненной им части "Разъяснения о порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы" от 2 июня 2000 г. N 6, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43 (далее Разъяснения), установил:
Исмиев А.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункт2 и абзацы 1 и 2 пункта 3 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 6 противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Содержащаяся в Разъяснении ссылка на Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ является неправомерной, поскольку данный Закон не имеет отношения к возмещению вреда лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы.
В судебном заседании Исмиев А.М. жалобу поддержал, но при этом уточнил свои требования и просил о признании незаконными п.2 Разъяснения только в части слов: "в порядке, установленном пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г. N 31, ст.3803), как доля среднего месячного заработка до наступления страхового случая, исчисленная"; абзаца 1 пункта 3 Разъяснения - в части слов: "в результате наступления страхового случая" и абзаца 2 этого же пункта - в части слов: "если с них предусматривались уплата страховых взносов". Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации Тимошенков Н.И. и Макарова Т.М., Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Разъяснения полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Выслушав объяснения Исмиева А.М., представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный суд Российской Федерации не находит оснований к его удовлетворению.
В соответствии с п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размер возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам устанавливается в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
На время вступления в действие данного Закона возмещение вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей предусматривалось "Правилами возмещения вреда..." которые с 6 января 2000 г., с введением в действие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", признаны утратившими силу и с этого времени порядок возмещения указанного вреда определен этим Федеральным законом. Как установлено судом, в связи с изменением законодательства Российской Федерации постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43 было утверждено указанное выше разъяснение, в п.2 которого указано, что размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда в соответствии с п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан...." определяется в порядке, установленном пунктом 1 ст. 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве...", как доля среднего месячного заработка до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты трудоспособности.
В пункте 3 данного Разъяснения также включены положения, содержащиеся в Федеральном законе "Об обязательном страховании...", в частности, в абзаце 1 указывается, что при расчете размера утраченного в результате страхового случая заработка учитываются все виды оплаты труда, а в абзаце 2 предусматривается, что размеры оплаты труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов. По утверждению представителей заинтересованных лиц, содержащиеся в указанных пунктах Разъяснения полностью соответствуют Федеральному закону "Об обязательном страховании..." и согласуются с п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан (чернобыльцев)....". Это утверждение названных представителей материалами дела не опровергнуто. Не представлено каких-либо убедительных данных в его опровержение и самим заявителем Исмиевым А.М.
Кроме того, анализ содержания оспариваемых пунктов Разъяснения также свидетельствует о соответствии их требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания незаконными оспариваемых пунктов Разъяснения не имеется.
Довод заявителя о том, что Федеральный закон "Об обязательном страховании..." не подлежит применению при исчислении размера причиненного чернобыльцам вреда, не может быть принят во внимание, поскольку он ни на чем не основан и противоречит п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан...".
В соответствии с данным пунктом ст. 14 названного Закона, как уже отмечалось выше, размер возмещения вреда чернобыльцам устанавливается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Единственным действующим на день рассмотрения настоящего дела законодательным актам Российской Федерации регулирующим возмещение вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, является Федеральный закон "Об обязательном страховании..." о необходимости применения положений которого правомерно указано в оспариваемом Разъяснении. О правомерности включения в Разъяснение положений данного Закона свидетельствует и вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2000 г., которым гражданам Гощицкому М.Б. и Пушкареву Г.А. отказано в удовлетворении жалобы о признании незаконными его 4 и 5 пунктов.
В этой связи не может суд признать обоснованной и ссылку заявителя на письмо фонда социального страхования Российской Федерации от 25 апреля 2000 г., в соответствии с которым выплаты в возмещение вреда черно8ыльцам не относятся к страховым выплатам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, так как Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан (чернобыльцев)..." определил лишь порядок возмещения вреда чернобыльцам применительно к порядку возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, а такой порядок в настоящее время предусмотрен только Федеральным законом "Об обязательном страховании...".
Вопрос же об источнике финансирования выплат в возмещение вреда разрешен ст.5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан..." и оспариваемым Разъяснением либо Федеральным законом "Об обязательном страховании..." не рассматривался, а поэтому ссылка заявителя на письмо Фонда социального страхования в данном случае также не может служить основанием к удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Исмиева Александра Мамедовича о признании незаконными пункта 2 и абзацев 1 и 2 пункта 3 в уточненной им части "Разъяснения о порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы" от 2 июня 2000 г. N 6, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43, оставить без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
[отформатировано: 05.06.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: