Основная информация

Дата опубликования: 12 сентября 2007г.
Номер документа: В200705317
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0705317

В200705317

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2008, N 10, СТР. 10, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

12.09.2007 N ГКПИ07-910

РАЗДЕЛ III "ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ АВТОРСКОГО

ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ"

ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИМАЛЬНЫХ СТАВКАХ АВТОРСКОГО

ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ (ПРИЛОЖЕНИЕ N 1), УТВЕРЖДЕННОГО

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 МАРТА 1994 Г. N 218; НГР:Р9400851,

ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ

ПРИМЕНЕНИЮ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА

В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Синема Мир" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании раздела III Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (приложение N 1) (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 218; НГР:Р9400851; далее - Положение) недействующим со дня вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ; НГР:Р0403246 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Оно ссылалось на то, что Российским авторским обществом к нему (заявителю) предъявлен иск о взыскании авторского вознаграждения в пользу композитора за публичный показ художественного фильма "Дневной дозор" на основании норм оспариваемого раздела Положения, определяющего круг плательщиков авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, тогда как с указанного момента данные вопросы могут регулироваться только федеральным законом.

Правительство Российской Федерации в письменных возражениях указало на то, что Положение принято на основании и во исполнение ст.ст. 14, 15, 17 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", п. 4 ст. 3 ГК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-I; НГР:Р9303366 "Об авторском праве и смежных правах", наделяющих высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы взимания авторского вознаграждения; оспариваемые нормы Положения определяют порядок выплаты авторского вознаграждения, уточняя перечень плательщиков, и по своему содержанию соответствуют требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 и названного Закона Российской Федерации, дополняют и конкретизируют их положения.

Верховный Суд РФ, рассмотрев дело 12 сентября 2007 г. по первой инстанции, заявление удовлетворил по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ; НГР:Р9705523 "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании’ и во исполнение Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) относится к сфере регулирования гражданского законодательства.

В силу п. 4 ст. 3 ГК РФ отношения такого рода могут регулироваться нормами гражданского права, содержащимися в постановлениях Правительства Российской Федерации, принятых на основании и во исполнение этого Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации.

Отношения, возникшие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), до 1 января 2008 г. регулировались Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-I; НГР:Р9303366 "Об авторском праве и смежных правах".

Согласно ст. 2 этого Закона (в редакции Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ; НГР:Р0403246, который вступил в силу с даты официального опубликования - 26 июля 2004 г.) законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309, данного Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-I; НГР:Р9203708 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", федеральных законов.

Следовательно, содержащиеся в ранее изданных постановлениях Правительства Российской Федерации нормы, регламентирующие вопросы авторского права и смежных прав, перестали соответствовать названному Закону и не могут применяться, за исключением случаев, когда они приняты во исполнение и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации; НГР:Р9405309 и федеральными законами.

В абз. 2 п. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" указано, что минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

Полномочия по регулированию иных отношений, связанных с осуществлением авторского права и смежных прав, в том числе по уточнению, дополнению Закона, конкретизации его положений (на что ссылался в судебном заседании представитель заинтересованного лица), Правительству Российской Федерации не предоставлены ни Гражданским кодексом Российской Федерации; НГР:Р9405309, ни другими федеральными законами. Из содержания ст.ст. 14, 15, 17 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" также не следует, что высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации обладает правомочиями по нормативному регулированию порядка взимания авторского вознаграждения и определению круга плательщиков, их обязанностей.

Минимальные ставки авторского вознаграждения установлены в разделе I Положения.

В разделе III Положения содержатся нормы, определяющие порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, в частности, устанавливающие круг плательщиков авторского вознаграждения и их обязанности. В настоящее время регулирование таких вопросов относится к компетенции федерального законодателя и находится за пределами полномочий, предоставленных Правительству Российской Федерации п. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", поэтому ранее изданные данным исполнительным органом государственной власти нормы, регламентирующие подобные отношения, не могут применяться.

Следует отметить, что и ст. 1286 ГК РФ (вступившей в силу с 1 января 2008 г.) Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению только минимальных ставок авторского вознаграждения, а не порядка его выплаты. При этом в ст. 4 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ; НГР:Р0603595 "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309" прямо предусмотрена возможность применения действующих на территории Российской Федерации законов и иных правовых актов лишь постольку, поскольку они не противоречат части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309.

Довод представителя Правительства Российской Федерации о том, что по своему содержанию нормы раздела III соответствуют положениям Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 и Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для признания действующими и подлежащими применению правовые нормы, регулирующие отношения в противоречие с названным Законом за пределами компетенции издавшего их органа исполнительной власти. Судебная проверка законности правовых норм по их содержанию может быть осуществлена только при условии, что эти нормы изданы в установленном порядке правомочным органом государственной власти и в рамках делегированных ему законом полномочий.

Плательщики авторского вознаграждения и их обязанности должны определяться не на основании указанных норм, а в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309, в частности, относящимися к обязательствам, способам защиты гражданских прав, и Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", устанавливающего права автора в отношении его произведения и порядок передачи имущественных прав, определяющего лиц, ответственных за нарушение прав автора, и гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав. По этому Закону имущественные авторские права на использование произведения могут принадлежать не только непосредственно самому автору, но и другим лицам, в том числе юридическим, и могут передаваться ими по авторскому договору, предусматривающему способы использования произведения, срок и территорию, на которые передается право, и иные вытекающие из этого вопросы, без выяснения которых нельзя определить надлежащего плательщика авторского вознаграждения.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П; НГР:Р0001628, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

Исходя из этого, а также фактического применения норм раздела III Положения до настоящего времени, оспариваемую часть Положения следует признать недействующей со дня вступления решения в законную силу. Прекращение действия оспариваемого раздела Положения с указанного времени не умаляет права и свободы заявителя и других лиц, считающих нарушенными свои права в результате применения содержащихся в нем правовых норм после вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ; НГР:Р0403246, поскольку они не лишены возможности обратиться в суд за защитой нарушенного права, основывая свои требования непосредственно на нормах федерального закона в соответствии с правилами ч. 2 ст. 11 ГПК РФ; НГР:Р0205496.

Верховный Суд РФ заявление ООО "Синема Мир" удовлетворил: признал недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу раздел III "Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений" Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (приложение N 1) (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 218; НГР:Р9400851).

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 6 ноября 2007 г. решение оставила без изменения.

[введено: 17.11.2008 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 24.11.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2008 Стр. 10
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.010.000 Общие положения, 030.130.000 Интеллектуальная собственность (исключительные права) (см. также 030.150.170), 030.130.020 Авторское право, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать