Основная информация

Дата опубликования: 13 февраля 2003г.
Номер документа: В200300762
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0300762

В200300762

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.05.2003, N 5, СТР. 62, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

13.02.2003 N 10462/02

[О рассмотрении дела по заявлению общества с ограниченной

ответственностью "Юридическая фирма "Правовой профиль"

к Министерству Российской Федерации по налогам и сборам,

Министерству финансов Российской Федерации, Министерству

юстиции Российской Федерации о признании недействительным

абзаца восьмого пункта 3 Инструкции по заполнению декларации

по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на

добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой

ставке 0 процентов, утвержденной приказом МНС России

от 21.01.02 N БГ-3-03/25 (в редакции приказов МНС России

от 05.03.02 N БГ-3-03/113 и от 06.08.02 N БГ-3-03/416)]

(Извлечение)

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Правовой профиль" (далее - общество) к МНС России, Минфину России, Минюсту России о признании недействительным абзаца восьмого пункта 3 Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов (далее - Инструкция), утвержденной приказом МНС России от 21.01.02 N БГ-3-03/25; НГР:В0200022 (в редакции приказов МНС России от 05.03.02 N БГ-3-03/113; НГР:В0200610 и от 06.08.02 N БГ-3-03/416; НГР:В0202378).

Заявитель, уточнив исковые требования, просит признать недействующим абзац восьмой пункта 3 Инструкции в части обязания организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации НГР:Р0003621 (далее - Кодекс), ежеквартально представлять титульный лист декларации и приложения "В" и "Г".

Заявитель, ссылаясь в обоснование своей позиции на подпункт 4 пункта 1 статьи 23, абзац второй пункта 1 статьи 80, пункт 1 статьи 45, пункты 5 статей 173 и 174 Кодекса, полагает, что лицо, освобожденное от исполнения обязанностей налогоплательщика, не должно представлять декларацию (даже в ограниченном объеме) по тому налогу, от уплаты которого оно освобождено. Декларация по налогу должна представляться в налоговый орган только в случае выставления организацией, освобожденной в соответствии со статьей 145 Кодекса, счета-фактуры с выделением суммы НДС, на что указано в пункте 5 статьи 173 Кодекса, поскольку в этом случае организация обязана исчислить и уплатить в бюджет сумму налога, указанную в соответствующем счете-фактуре. Изданием Инструкции (в обжалуемой части) МНС России необоснованно вышло за пределы компетенции, установленной налоговым законодательством, нарушив тем самым положения подпунктов 2, 3, 8, 9 пункта 1 статьи 6 Кодекса. По мнению заявителя, утверждение налогового органа о том, что общество, даже если оно освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика, обязано представлять в налоговый орган титульный лист декларации и приложения "В" и "Г", так как это необходимо для осуществления налогового контроля за обоснованностью освобождения, нельзя признать состоятельным, поскольку конкретные формы налогового контроля за обоснованностью освобождения установлены статьей 145 Кодекса.

МНС России, возражая против иска, ссылается на то, что оспариваемые положения Инструкции не нарушают прав заявителя, не возлагают на него дополнительных обязанностей по сравнению с положениями статьи 145 Кодекса и соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации НГР:Р0003621.

Считая, что заявление общества подлежит отклонению, МНС России указывает на то, что в соответствии со статьей 143 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Статьей 145 Кодекса установлено право организаций и индивидуальных предпринимателей на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. Предусмотренное этой статьей освобождение является разновидностью налоговой льготы. Обязанность налогоплательщиков по представлению деклараций по налогу является обязательным и необходимым условием для осуществления форм налогового контроля. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам и сборам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Статьей 31 Кодекса установлено право налоговых органов проводить налоговые проверки и требовать от налогоплательщиков или налоговых агентов документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Пунктами 5 статей 173 и 174 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщиков (налоговых агентов), в том числе освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога согласно статье 145 Кодекса, представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующие декларации. Следовательно, налогоплательщики, воспользовавшиеся на основании статьи 145 Кодекса налоговой льготой, должны представлять в налоговые органы соответствующие приложениям "В" и "Г" листы декларации, так как данные листы отражают информацию об операциях, связанных с полученной налоговой льготой. Заявитель, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, в независимости от использования льготы, связанной с освобождением от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу в установленный Кодексом срок.

Минфин России поддерживает позицию МНС России и считает, что обжалуемая Инструкция принята в рамках полномочий МНС России и не противоречит Кодексу. Освобождение от обязанностей по исчислению и уплате налога является льготой по уплате налога для организаций и индивидуальных предпринимателей. Представление налоговой декларации является не чем иным, как осуществлением контроля за законностью предоставления льготы по уплате налога и своевременным выявлением нарушений налогоплательщиками налогового законодательства по уплате налога. В связи с изложенным Минфин России в признании недействующим абзаца восьмого пункта 3 Инструкции просит отказать.

Минюст России также просит отклонить заявление общества, пояснив, что при проведении правовой экспертизы обжалуемой Инструкции не было установлено противоречий действующему законодательству, в том числе Налоговому кодексу Российской Федерации; НГР:Р9803595.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные ими доказательства, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации НГР:Р0203806 арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно статье 138 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 акты налоговых органов, в том числе и нормативные, ущемляющие права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, могут быть оспорены в арбитражном суде.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Инструкция по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утверждена приказом МНС России от 21.01.02 N БГ-3-03/25; НГР:В0200022 (в редакции приказов МНС России от 05.03.02 N БГ-3-03/113; НГР:В0200610 и от 06.08.02 N БГ-3-03/416; НГР:В0202378), согласована с Минфином России и зарегистрирована в Минюсте России.

Данная Инструкция издана на основании пункта 7 статьи 80 и статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации НГР:Р0003621. Формы налоговых деклараций и Инструкция по их заполнению являются обязательными для налогоплательщиков, затрагивают права и интересы налогоплательщиков.

Таким образом, указанная Инструкция является нормативным правовым актом.

Проверив в соответствии с требованиями статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации НГР:Р0203806 оспариваемые положения абзаца восьмого пункта 3 Инструкции, суд пришел к выводу, что они не соответствуют пункту 3 статьи 6, подпункту 4 пункта 1 статьи 23, абзацу второму пункта 1 статьи 80, статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации НГР:Р0003621 по следующим основаниям.

В абзаце восьмом пункта 3 Инструкции указано, что организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Кодекса, ежеквартально представляют титульный лист декларации, раздел I декларации (в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога), приложение "В" (в котором отражаются иные операции, предусмотренные в разделе "Порядок заполнения приложения "В" данной Инструкции) и приложение "Г", а также раздел II декларации при осуществлении операций, предусмотренных статьей 161 Кодекса.

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса не предусматривает обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Кодекса, представлять налоговые декларации.

Согласно пункту 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В статье 80 Кодекса дается определение налоговой декларации и устанавливается обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию в налоговый орган только по тем налогам, которые он обязан уплачивать.

В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. Обязанность по представлению декларации в этом случае не предусмотрена.

Утверждение МНС России о том, что положения статьи 145 Кодекса являются разновидностью налоговой льготы, не может быть истолковано таким образом, что на налогоплательщика возлагается дополнительная обязанность по представлению декларации по налогу, от уплаты которого он освобожден.

Несостоятельным является также довод МНС России о необходимости представления декларации в целях налогового контроля за соблюдением требований статьи 145 Кодекса, поскольку формы налогового контроля определены непосредственно положениями этой статьи.

Ссылка налогового органа на пункты 5 статей 173 и 174 Кодекса неосновательна, поскольку в них предусмотрено представление декларации только в определенных случаях. Обязанность по представлению декларации в этих случаях истцом не оспаривается.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что содержащиеся в абзаце восьмом пункта 3 Инструкции положения в части обязания организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Кодекса, ежеквартально представлять титульный лист декларации, приложение "В" (в части операций, совершенных налогоплательщиком, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Кодекса) и приложение "Г" изменяют определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом, и возлагают на них дополнительные обязанности.

Поэтому оспариваемые положения Инструкции в силу статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 не соответствуют этому Кодексу.

Госпошлина распределяется на стороны в равных долях.

Расходы по госпошлине в сумме 500 рублей подлежат возмещению истцу за счет средств федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 34 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 N 42; НГР:В9601365 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", изданной во исполнение Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 (в редакции Федерального закона от 31.12.95 N 226-ФЗ; НГР:Р9505302) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине".

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации суд решил:

признать недействующим абзац восьмой пункта 3 Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.02 N БГ-3-03/25; НГР:В0200022 (в редакции приказов МНС России от 05.03.02 N БГ-3-03/113; НГР:В0200610 и от 06.08.02 N БГ-3-03/416), в части, обязывающей организации и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации НГР:Р0003621 , ежеквартально представлять титульный лист декларации, приложение "В" (в части операций, совершенных налогоплательщиком, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Кодекса) и приложение "Г".

Возместить обществу с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Правовой профиль" расходы по госпошлине в сумме 500 рублей за счет средств федерального бюджета.

[отформатировано: 14.05.2003 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 29.09.2003 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2003 Стр. 62
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать