Основная информация
Дата опубликования: | 14 января 2000г. |
Номер документа: | В200000730 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В200000730
В200000730
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
14.01.2000 N ГКПИ 99-944
[ОТ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ АБЗАЦА 4 ПОДПУНКТА "Я"
ПУНКТА 8 ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ
ОТ 29.06.1995 N 35]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Коптевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Арановского Ильи Моисеевича о признании недействительным (незаконным) абзаца 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", установил:
Арановский И.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным (незаконным) абзаца 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция).
В обоснование жалобы заявитель указал, что абзац 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции не соответствует положениям ст. 22 Федерального закона "О ветеранах", поскольку лишает ветеранов труда при выходе на пенсию прав членов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до выхода на пенсию. Это приводит к тому, что по требованию налоговых органов с него и его жены удерживается подоходный налог со стоимости медицинского обслуживания в медицинском учреждении, на которое они сохранили право после его выхода на пенсию.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Короткова Л.А., Комарова Н.А., Чикишева О.В., Министерства финансов Российской Федерации Федосеев Н.А. и Трепелькина И.М., Министерства юстиции Российской Федерации Щерба О.А. с доводами жалобы не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемое заявителем положение правового акта соответствует федеральному законодательству.
Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных органов, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., полагавшей отказать в удовлетворении жалобы, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба Арановского И.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту "я" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются суммы, уплаченные предприятиями, учреждениями и организациями своим работникам и (или) членам их семей или за них в порядке полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей и подростков в детские и другие оздоровительные учреждения, санаторно - курортные учреждения, специально предназначенные для отдыха родителей с детьми, а также суммы оплаты стоимости путевок в санаторно курортные и другие оздоровительные учреждения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, стоимость амбулаторного или стационарного медицинского обслуживания своих работников и (или) членов их семей.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции N 35 своими работниками считаются физические лица (в том числе совместители), состоящие в трудовых отношениях с данными предприятиями, учреждениями, организациями или другими работодателями.
Суд полагает, что приведенное положение Инструкции не противоречит подпункту "я" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", поскольку в силу ст. 15 КЗоТ РФ работниками являются лица, заключившие с работодателем (физическое либо юридическое лицо) трудовой договор (контракт). Данный факт признал в судебном заседании и сам заявитель, пояснивший, что он не усматривает несоответствия абзаца 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции Закону Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что ветераны труда при выходе на пенсию сохраняют права членов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до выхода на пенсию. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально - бытовой сферы и услугами культурно просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании соответствующего предприятия, учреждения, организации.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что абзац 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции N 35 противоречит статье 22 Федерального закона "О ветеранах", поскольку данный Закон не регулирует вопросы налогообложения физических лиц. Как указано в преамбуле данного Закона, он устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
С учетом вышеизложенного оснований для удовлетворения жалобы заявителя не имеется.
Суд учитывает также, что вопросы правильности применения налоговыми органами законодательства, регулирующего вопросы исчисления и уплаты подоходного налога, применения налоговых льгот к конкретным налогоплательщикам, включая заявителя, не являются предметом рассмотрения настоящего дела.
В силу статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Согласно ст. 113 ГПК РСФСР такие дела рассматриваются районными (городскими) судами.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Арановского Ильи Моисеевича о признании недействительным (незаконным) абзаца 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
[отформатировано: 27.04.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В200000730
В200000730
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
14.01.2000 N ГКПИ 99-944
[ОТ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ АБЗАЦА 4 ПОДПУНКТА "Я"
ПУНКТА 8 ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ
ОТ 29.06.1995 N 35]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Коптевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Арановского Ильи Моисеевича о признании недействительным (незаконным) абзаца 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", установил:
Арановский И.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным (незаконным) абзаца 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция).
В обоснование жалобы заявитель указал, что абзац 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции не соответствует положениям ст. 22 Федерального закона "О ветеранах", поскольку лишает ветеранов труда при выходе на пенсию прав членов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до выхода на пенсию. Это приводит к тому, что по требованию налоговых органов с него и его жены удерживается подоходный налог со стоимости медицинского обслуживания в медицинском учреждении, на которое они сохранили право после его выхода на пенсию.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Короткова Л.А., Комарова Н.А., Чикишева О.В., Министерства финансов Российской Федерации Федосеев Н.А. и Трепелькина И.М., Министерства юстиции Российской Федерации Щерба О.А. с доводами жалобы не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемое заявителем положение правового акта соответствует федеральному законодательству.
Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных органов, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., полагавшей отказать в удовлетворении жалобы, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба Арановского И.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту "я" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются суммы, уплаченные предприятиями, учреждениями и организациями своим работникам и (или) членам их семей или за них в порядке полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей и подростков в детские и другие оздоровительные учреждения, санаторно - курортные учреждения, специально предназначенные для отдыха родителей с детьми, а также суммы оплаты стоимости путевок в санаторно курортные и другие оздоровительные учреждения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, стоимость амбулаторного или стационарного медицинского обслуживания своих работников и (или) членов их семей.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции N 35 своими работниками считаются физические лица (в том числе совместители), состоящие в трудовых отношениях с данными предприятиями, учреждениями, организациями или другими работодателями.
Суд полагает, что приведенное положение Инструкции не противоречит подпункту "я" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", поскольку в силу ст. 15 КЗоТ РФ работниками являются лица, заключившие с работодателем (физическое либо юридическое лицо) трудовой договор (контракт). Данный факт признал в судебном заседании и сам заявитель, пояснивший, что он не усматривает несоответствия абзаца 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции Закону Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что ветераны труда при выходе на пенсию сохраняют права членов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до выхода на пенсию. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально - бытовой сферы и услугами культурно просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании соответствующего предприятия, учреждения, организации.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что абзац 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции N 35 противоречит статье 22 Федерального закона "О ветеранах", поскольку данный Закон не регулирует вопросы налогообложения физических лиц. Как указано в преамбуле данного Закона, он устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
С учетом вышеизложенного оснований для удовлетворения жалобы заявителя не имеется.
Суд учитывает также, что вопросы правильности применения налоговыми органами законодательства, регулирующего вопросы исчисления и уплаты подоходного налога, применения налоговых льгот к конкретным налогоплательщикам, включая заявителя, не являются предметом рассмотрения настоящего дела.
В силу статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Согласно ст. 113 ГПК РСФСР такие дела рассматриваются районными (городскими) судами.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Арановского Ильи Моисеевича о признании недействительным (незаконным) абзаца 4 подпункта "я" пункта 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
[отформатировано: 27.04.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: