Основная информация

Дата опубликования: 14 июля 1999г.
Номер документа: В199903182
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9903182В9903143

В199903182

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 1, СТР. 112, 2000г.

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 9, СТР. 1, 2000г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                     14.07.99  N ГКПИ 99-428

[О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗАЦЕВ 4, 5 ПУНКТА 35 ИНСТРУКЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 11 ОКТЯБРЯ 1995 Г. N 39]

<См.также:

определение Верховного суда РФ от 17 августа 1999 г. N КАС 99-198; НГР:В9903143>

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда РФ Толчеева Н.К. при секретаре Бирюковой Е.Ю. с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Брызгалина Аркадия Викторовича, Общества с ограниченной ответственностью "Журнал "Налоги и финансовое право" на абзацы 4, 5 пункта 35 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Журнал "Налоги и финансовое право" и главный редактор этого журнала Брызгалин А.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просят признать недействительными абзацы 4, 5 пункта 35 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 (в редакции дополнений, внесенных приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 29.12.97 N АП-3-03/252) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

В обоснование своих требований заявители указали на то, что обжалуемые положения приняты Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) с превышением своих полномочий, устанавливают новый объект обложения налогом на добавленную стоимость (НДС), что допустимо только на основании федерального закона, и лишают организации-экспортеры права на льготу, предусмотренную законом.

Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что обжалуемые положения должны рассматриваться и применяться в неразрывной связи с п. 31 этой же Инструкции, определяющей дату совершения оборота по реализации товаров (работ, услуг), исходя из которого производится уплата НДС.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации пояснил, что обжалуемые положения нормативного правового акта приняты компетентным органом, прошли правовую экспертизу и государственную регистрацию, оснований для признания их незаконными не имеется.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения Брызгалина А.В. в своих интересах и интересах ООО "Журнал "Налоги и финансовое право", директором которого он является, их представителя Берника В.Р., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Ковалевской Д.Е. и Костина В.В., Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П., возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу удовлетворить, Верховный Суд Российский Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Данные принципы были определены на момент принятия оспариваемых положений нормативного правового акта Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в настоящее время - Налоговым кодексом Российской Федерации и указанным Законом в действующей части.

Согласно пункту 5 статьи 19 Закона федеральные налоги, к каковым относится налог на добавленную стоимость (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов), и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

О том, что налоги, их ставки, порядок начисления и сроки уплаты, т.е. все существенные элементы налоговых обязательств, должны устанавливаться только законом, свидетельствует и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 г. N 16-П.

Статьей 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения определены обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами.

Согласно п. 1 ст. 8 этого Закона уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца. Дата совершения оборота определяется по правилам, изложенным в п. 2 названной статьи Закона.

Из приведенных правовых норм видно, что экспортируемые товары (работы, услуги), то есть вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации), не отнесены Законом к объектам налогообложения. Подпунктом "а" п. 1 ст. 5 Закона прямо предусмотрено, что они освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 декабря 1997 г. N АП-3-031252 пункт 35 Инструкции от 11 октября 1995 г. N 39 дополнен абзацами 4 и 5 следующего содержания:

"По истечении 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта и неподтверждении реального экспорта товаров, работ и услуг указанные поставки товаров, выполненные работы и оказанные услуги не должны рассматриваться в режиме льготирования и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с соответствующим отражением указанных операций в налоговых декларациях.

Суммы НДС должны быть отражены в налогооблагаемом обороте на день, следующий по истечении 180 дней (181 день), и включены в налоговый расчет текущего отчетного периода".

Таким образом, приведенные дополнения фактически вводят новый объект обложения налогом на добавленную стоимость - экспортируемые товары (выполненные работы и оказанные услуги), устанавливают основание возникновения обязанности по уплате данного вида налога - истечение 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта при неподтверждении реального экспорта товаров (работ, услуг).

Тем самым федеральный орган исполнительной власти превысил свои полномочия и вторгся в компетенцию законодателя, установив своим актом существенные элементы налогового обязательства, фактически ограничив право организаций-экспортеров на налоговую льготу, установленную федеральным законом.

Не меняет положения и предусмотренное абзацем 6 пункта 35 Инструкции правило о возврате доначисленных и взысканных в бюджет сумм налога, если по истечении 180 дней налогоплательщиком предоставляются документы, обосновывающие право на получение экспортной льготы. Закон в принципе не предусматривает уплату НДС при экспорте товаров, не устанавливает истечение 180 дней в качестве основания возникновения налогооблагаемого оборота по экспортным поставкам. Федеральный орган исполнительной власти не может издавать нормативные правовые акты, которые изменяют содержание обязанности налогоплательщика, ограничивают его права, в данном случае на экспортную льготу, предоставленную законодательством (ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации).

Нельзя согласиться с доводом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о том, что обжалуемые положения распространяются лишь на те случаи, когда налогоплательщиком был фактически совершен оборот по реализации товаров, определяемый по правилам ст. 8 Закона и п. 31 Инструкции от 11.10.95 N 39.

Абзацы 4, 5 п. 35 Инструкции в той редакции, как они сформулированы, не дают оснований для такого толкования, в том числе и во взаимосвязи с п. 31 Инструкции. Из их содержания видно, что возникновение обязанности по уплате НДС связано непосредственно с датой выпуска товаров (работ, услуг) таможенными органами и не зависит от даты совершения оборота по реализации товаров (работ, услуг), определяемого исходя из принятой налогоплательщиком учетной политики. Тем самым устанавливаются особые не предусмотренные Законом правила обложения НДС экспортируемых товаров.

Несостоятельна и ссылка на п. 4 ст. 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", предоставляющий Министерству финансов Российской Федерации право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога. Обжалуемые нормативные положения правового акта приняты другим органом государственной власти - Государственной налоговой службой Российской Федерации. Абзацы, которыми дополнена Инструкция, содержат нормативные положения, устанавливающие новый объект налогообложения и основания возникновения обязанности по уплате НДС, а не периоды и сроки уплаты этого налога.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что обжалуемые положения нормативного правового акта изданы органом, не имеющим право издавать подобного рода акты, изменяют определенное федеральным законом содержание обязанности налогоплательщиков, поставляющих товары (работы, услуги) на экспорт, непосредственно изменяют предоставленную им экспортную льготу, в связи с чем являются незаконными и подлежат признанию недействительными на основании ст. ст. 4, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.

ООО "Журнал "Налоги и финансовое право" и его директор Брызгалин А.В. вправе требовать пресечения возможного в случае экспорта этим обществом товаров (работ, услуг) нарушения их права указанными нормативными положениями путем признания этих положений недействительными (незаконными).

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Жалобу Брызгалина А.В. и ООО "Журнал "Налоги и финансовое право" удовлетворить. Признать незаконными (недействующими) абзацы 4, 5 пункта 35 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 г. N 39 (в редакции дополнений, внесенных Приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 29.12.97 N АП-3-031252) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после изготовления в окончательной форме.

   Судья Верховного Суда РФ           Н.К.Толчеев

[отформатировано: 09.11.99 редактор НЦПИ - Быковская Е.Н.]

[проверено:       10.11.99 редактор НЦПИ - Юрченко   М.А.]

[ТРТ:             16.11.99 юрист    НЦПИ - Ланина    О.Г.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 14.07.1999 Стр. 1, ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 1 от 14.07.1999 Стр. 112
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать