Основная информация

Дата опубликования: 16 марта 1998г.
Номер документа: В199804461
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804461

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

16.03.98 N ГКПИ 98-32

[По жалобе на ряд постановлений Правительства Российской

Федерации, устанавливающих должностные оклады военнослужащих,

лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних

дел и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих]

Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И.

при секретаре - Богатко Л.Н.

с участием прокурора - Федотовой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Костичевой Н.А. на постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65, от 19 апреля 1993 г. N 340, от 16 сентября 1993 г. N 919, от 30 декабря 1993 г. N 1352, от 30 июня 1994 г. N 753, от 6 апреля 1995 г. N 311 и от 30 октября 1995 г. N 1052, установил:

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65, в частности, установлены должностные оклады военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы и лиц начальствующего состава органов внутренних дел).

Согласно этому постановлению должностной оклад по первому тарифному разряду (распространяемому в том числе на солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту) определен в размере от 5000 до 6000 руб. (л.д. - 21).

Минимальный месячный оклад по воинскому (специальному) званию определен в 1500 руб. (л.д. - 22).

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340 изменены размеры должностных окладов военнослужащих и окладов по воинским званиям военнослужащих.

В частности должностной оклад по первому тарифному разряду (распространяется на солдата и матроса, проходящих военную службу по контракту) данным постановлением был определен в размере от 21500 руб. до 22000 руб. (л.д. - 25), а месячный оклад по воинскому званию - 1100 руб. (л.д. - 25-26).

Последующими постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. N 919, от 30 декабря 1993 г. N 1352, от 30 июня 1994 г. N 753, от 6 апреля 1995 г. и от 30 октября 1995 г. N 1052 оклады по воинской должности (должностные оклады) и оклады по воинским (специальным) званиям, ранее устанавливаемые, в частности, военнослужащим повышались соответственно в 1,8: 1,9: 1,4: 1,3 и 1,54 раза.

Уволенная в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (из войсковой части 2109 АПГ Федеральной пограничной службы России) старшина контрактной службы Костичева Н.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспорила приведенные выше постановления Правительства Российской Федерации, сославшись на то, что они не соответствуют требования абзаца второго пункта второго ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", в связи с чем нарушено ее право на получение пенсии в большем размере.

Костичева Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена.

Заслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации и Федеральной пограничной службы России Батяева В.Ф. и Чамарова В.Б., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу частично обоснованной, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба Костичевой Н.А. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых Законом предусмотрена военная служба (абзац первый): при этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" был опубликован в Российской газете 9 февраля 1993 г. Согласно ст. 2 действовавшего на тот период времени Закона РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР. Верховным Советом РСФСР и их органами" от 23 июля 1990 г. датой официального опубликования Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" является именно 9 февраля 1993 г.

Указанное в числе обжалуемых Костичевой Н.А. постановление Правительства Российской Федерации N 65 было принято 27 января 1993 г., то есть, до опубликования Закона.

В связи с изложенным суд признает обоснованным довод представителей Правительства Российской Федерации о том, что постановление N 65 от 27 января 1993 г. не может быть признано недействительным по мотиву несоответствия его Закону Российской Федерации "о статусе военнослужащих", поскольку на день принятия этого постановления Закон, на который ссылается заявительница как на противоречащий этому постановлению, еще не был опубликован.

Между тем, установленный постановлением Правительства Российской Федерации N 65 размер должностного оклада военнослужащих по первому тарифному разряду составлял более пяти минимальных размеров оплаты труда (5000 руб. при минимальном размер оплаты труда на тот период в 900 руб.) (л.д.21).

Ввиду принятия данного постановления Правительства Российской Федерации до официального опубликования Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" в нем (постановлении) вообще не предусмотрен размер оклада по званию солдата и матроса (л.д.-22).

То обстоятельство, что после принятия постановления Правительства Российской Федерации N 65 минимальный размер оплаты труда с 1 февраля 1993 г. стал составлять 2250 и, следовательно, установленный указанным постановлением оклад по первому тарифному разряду военнослужащего объективно перестал соответствовать пяти минимальным размерам оплаты труда, само по себе не свидетельствует о незаконности обжалуемого заявительницей постановления Правительства Российской Федерации N 65, поскольку при оспаривании конкретного нормативного акта по мотиву его незаконности этот акт проверяется на соответствие его Закону на день принятия и введения его (нормативного акта) в действие.

Придание обратной силы данному постановлению и Закону Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (оба акта введены в действие с 1 января 1993 г.) не имеет правового значения для разрешения спора о признании незаконным нормативного акта Правительства Российской Федерации.

То обстоятельство, что с 1 февраля 1993 г. минимальный размер оплаты труда составил 2.250 руб. и с 7 февраля 1993 г., т.е. со дня опубликования Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" постановление Правительства Российской Федерации перестало соответствовать этому закону, может относиться к бездействию Правительства Российской Федерации, не приводящего своевременно данное постановление в соответствие с законом, но основанием к признанию этого нормативного акта недействительным служить не может по изложенным выше обстоятельствам.

Жалобы же на действия (бездействие) Правительства Российской Федерации к подсудности Верховного Суда Российской Федерации Законом не отнесены.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340, установившее военнослужащим с 1 апреля 1993 г. месячный должностной оклад по первому тарифу в суммах от 21500 до 22000 руб. и оклад по воинскому званию рядового (солдата, матроса) в сумме 1100 руб. На день принятия его и введения в действие соответствовал требованиям приведенного выше Закона, так как именно с 1 апреля 1993 г. минимальный размер оплаты труда составлял 4.275 руб. (4.275 руб. х 5 = 21.375 руб., 1/2 часть от 21500 руб. = менее 11.000 руб.)

Соответствовало требованиям Закона на день принятия и введения в действие и постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. N 919, увеличившее с 1 сентября 1993 г. должностные оклады и оклады по воинским званиям военнослужащих, а, следовательно, и оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту и оклады этих лиц по воинским званиям в 1,8 раза. С 1 июня 1993 г. размер минимальной оплаты труда составлял 7.740 руб., его пятикратный размер составлял 38.700 руб.

Минимальные должностные оклады солдат и матросов (21500 руб.), установленные постановлением N 340, после увеличения их постановлением Правительства Российской Федерации в 1,8 раза составили к тому времени также 38.700 руб. (21500 руб. х 1,8 раза).

Оклады этих лиц по званиям после увеличения их в 1,8 раза составили 19.800 руб. (11.000 х 1,8 раза).

Последующие постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. (об увеличении с 1 января 1994 г. военнослужащим должностных окладов и окладов по званиям в 1,9 раза) и от 30 июня 1994 г. (о повышении с 1 июля 1994 г. должностных окладов и окладов по воинским званиям военнослужащих в 1,4 раза) соответствуют требованиям п.2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", так как в результате повышения указанных видов окладов первым из приведенных постановлений Правительства Российской Федерации в 1,9 раза оклад по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту составил 73.530 руб. (38.700 х 1,9), что превышает пятикратную сумму минимального размера оплаты труда, составлявшего к 1 января 1994 года 14.620 руб. (14.620 х 5 = 73.100 руб., 38.700 х 1,9 = 73.530 руб.), а оклад по воинскому званию солдата, матроса составил 37.620 руб., что превышает 1/2 часть от 73.530 руб.

В результате повышения этих видов окладов вторым постановлением Правительства Российской Федерации (от 30 июня 1994 г. N 753) в 1,4 раза оклад по первичным воинским должностям солдат и матросов составил 102.942 руб. (73.530 х 1,4), пятикратная сумма минимального размере оплаты труда ко дню принятия этого постановления составляла 102.500 руб. (20.500 х 5), а оклад по воинским званиям данных лиц составил 52.668 руб. (37.620 х 1,4), что превышает 1/2 часть от 102.942 руб. (должностного оклада солдата и матроса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1995 г. N 311 с 1 апреля 1995 г. должностные оклады и оклады по воинским званиям, установленные военнослужащим по состоянию на 1 июля 1994 г., были повышены в 1,3 раза, в результате чего должностные оклады солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту составили 133.725 руб. (102.942 руб. х 1,3 раза), что менее пятикратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного с 1 апреля 1995 г. в 34.400 руб. (34.400 руб. х 5 = 172.000 руб.).

Оклады по воинским званиям для солдат и матросов в результате повышения их в 1,3 раза составили 68.468 руб. (52.668 руб. х 1,3), что менее 86.000 руб., т.е. половины от 172.000 руб. (размера окладов по первичным воинским должностям солдат и матросов, соответствовавшего пяти минимальных размеров оплаты труда).

По изложенным обстоятельствам суд признает данное постановление Правительства Российской Федерации, как несоответствующее абзацу 2 пункта 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", недействительным (незаконным) в части повышения военнослужащим должностных окладов и окладов по воинским званиям лишь в 1,3 раза (для соответствия требованиям приведенной норме Закона повышение окладов военнослужащим - солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту должно было быть в большей мере, чем в 1,3 раза).

Не соответствует требованиям приведенного Закона и постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1995 г. N 1052 о повышении военнослужащим с 1 сентября 1995 г. должностных окладов и окладов по воинским званиям в 1,54 раза, так как с 1 августа 1995 г. минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 55.000 руб. Пятикратная сумма этого размера составит 275.000 руб. (55.000 руб. х 5). Половина же от этой суммы составляет 137.500 руб.

В результате же повышения военнослужащим с 1 сентября должностных окладов и окладов по воинским званиям, установленных по состоянию на 1 апреля 1995 г., в 1,54 раза должностной оклад солдат и матросов составил 206.000 руб. (133.725 руб. х 1,54), а оклад по воинским званиям - 103.000 руб. (68.468 руб. х 1,54).

Таким образом, увеличение приведенных окладов военнослужащим с 1 сентября 1995 г. в 1,54 раза было недостаточно для того, чтобы размеры их по отношению к солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту соответствовали абзацу 2 пункта 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".

Представители Правительства Российской Федерации в судебном заседании настаивали на том, что при проверке соответствия требованию Закона постановлений Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1995 г. N 311 и от 30 октября 1995 г. N 1052 следует учитывать установление дополнительных выплат в размере 25% военнослужащим и гражданскому персоналу пограничных войск Российской Федерации, произведенное на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1994 г. N 961.

Однако с таким доводом заинтересованных в деле лиц суд не может согласиться по следующим основаниям.

Во-первых, указанным постановлением на установление дополнительных выплат военнослужащим пограничных войск Российской Федерации Правительство Российской Федерации лишь предоставило право Главнокомандующему пограничными войсками Российской Федерации, а не повысило эти оклады своим постановлением непосредственно.

Постановлением от 6 апреля 1995 г. N 311 в 1,3 раза были повышены произведенные оклады военнослужащим, установленные по состоянию на 1 июля 1994 г., т.е. без учета доплат на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1994 г. N 961.

При повышении этих окладов военнослужащим с 1 сентября 1995 г. в 1,54 раза, произведенном постановлением от 30 октября 1995 г. N 1052, Правительство учитывало размеры данных окладов по состоянию на 1 апреля 1995 г., т.е. установленные постановлением от 6 апреля 1995 г. N 311.

Кроме того, даже с учетом введенных Приказом Главнокомандующего пограничными войсками Российской Федерации (на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1994 г. N 961) дополнительных выплат военнослужащим фактически установленные оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту и на 1 апреля 1995 г. и на 1 сентября 1995 г. (время начала действия постановлений Правительства Российской Федерации N 311 и N 1052) составляли также менее пятикратной суммы минимального размера оплаты труда.

Необоснованным признает суд и довод представителей Правительства Российской Федерации о том, что при принятии постановлений N 311 от 6 апреля 1995 г. и N 1052 от 30 октября 1995 г. оно (Правительство Российской Федерации) не обязано было руководствоваться абзацем 2 пункта 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" со ссылкой на принятый позднее Закон Российской Федерации "О федеративном бюджете на 1995 г.", якобы не позволяющий военнослужащим федеральной пограничной службы установить должностные оклады и оклады по воинским званиям в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".

Согласно ч.4 ст. 17 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1995 год" на функционирование пограничных войск выделены расходы одной общей суммой, без разбивки ее на отдельные виды расходов.

Кроме того, абзац 2 пункта 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" предусматривает определенные рамки для установления Правительством Российской Федерации размеров должностных окладов лишь военнослужащим в звании солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. Следовательно, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям (а также надбавок и других выплат) в отношении других военнослужащих Правительство Российской Федерации определяет в условиях, когда отсутствуют в Законе какие-либо границы для такого определения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197, 231-232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительными (незаконными) п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1995 г. N 311 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работников таможенной системы Российской Федерации" в части повышения военнослужащим с 1 апреля 1995 г. окладов по воинской должности (должностных окладов) и окладов по воинским (специальным) званиям лишь в 1,3 раза и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 1995 г. N 1052 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работников таможенной системы Российской Федерации" в части повышения военнослужащим с 1 сентября 1995 г. окладов по воинской должности (должностных окладов) и окладов по воинским (специальным) званиям лишь в 1,54 раза, как несоответствующие абзацу второму, пункта 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", предусматривающему, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

В удовлетворении жалобы Костичевой Надежды Александровны на постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65, от 19 апреля 1993 г. N 340, от 16 сентября 1993 г. N 919, от 30 декабря 1993 г. N 1352 и от 30 июня 1994 г. N 753 отказать.

Решение Верховного Суда Российской Федерации обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

[отформатировано 05.04.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.090 Оплата труда, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 150.000.000 Оборона, 150.060.000 Вооружение и военная техника, 150.060.030 Снабжение войск вооружением и военной техникой, 150.070.000 Вопросы обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, 150.070.030 Материальное обеспечение, 170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний, 170.030.000 Исполнение наказаний, 170.030.020 Правовое положение осужденных и лиц, содержащихся под стражей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать