Основная информация

Дата опубликования: 16 ноября 1998г.
Номер документа: В199805011
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199805011

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

16.11.98 N ГКПИ 98-473

[О гражданском деле по жалобе Петрия Ф.Н. на временные

правила учета вынужденных переселенцев и беженцев]

   Верховный Суд РФ в лице

   судьи Верховного Суда РФ                          Федина А.И.,

   при секретаре                                    Поповой Ю.В.,

   с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Петрия Ф.Н. на Временные правила учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда,

                            установил:

Петрий Ф.Н. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на Временные правила учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда, утвержденные Приказом Федеральной миграционной службы России N 18 от 19 января 1995 года (приложение N 5 к Приказу), сославшись на их противоречие закону и на то, что указанный нормативный акт не был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и официально опубликован. Кроме того, заявитель сослался на нарушение его прав и законных интересов в результате действия данных Временных правил.

В настоящее судебное заседание заявитель Петрий Ф.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен.

Представитель Министерства юстиции РФ в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства своевременно извещен.

Заслушав объяснения представителя Федеральной миграционной службы России Тулякова В.В., возражавшего против жалобы и ходатайствовавшего об отложении разбирательства дела, исследовав письменные материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым признать нормативный акт не действующим и не подлежащим применению со дня его принятия, Верховный Суд РФ находит, что обжалованный нормативный акт Федеральной миграционной службы России следует признать не действующим (не вступившим в силу) по следующим основаниям.

В соответствии с действовавшим на время издания оспариваемого указания пунктом 1 Указа Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г., не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекли за собой правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могли служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанные акты нельзя было ссылаться при разрешении споров.

Изданный 23 мая 1996 г. Президентом РФ Указ N 763, отменив Указ N 104, в пункте 10 полностью повторил приведенные выше положения Указа Президента РФ от 21 января 1993 г.

Как установлено в судебном заседании, обжалуемые Временные правила учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда, не направлялись в Министерство юстиции РФ на регистрацию и, следовательно, такой регистрации не прошли. Кроме того, эти Правила не были опубликованы ни в порядке, предусматривавшимся Указом Президента РФ от 21 января 1993 года, ни в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года.

Указанные обстоятельства подтверждены сообщением Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Министерства юстиции РФ и не оспаривались представителем Федеральной миграционной службы России.

Суд считает, что оспоренный заявителем нормативный акт затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку регламентирует вопросы, касающиеся в том числе и конституционных прав каждого на жилище (ст. 40 Конституции РФ). В этих Временных правилах содержатся положения нормативного характера, которые могут объективно затрагивать права и интересы граждан и рассчитаны на неоднократное применение.

При таких обстоятельствах суд полагает, что утвержденные Федеральной миграционной службой России Временные правила не могут быть признаны действующими в какой бы то ни было части (как в обжалованной, так и в необжалуемой части) как принятые с нарушением установленного Указами Президента РФ порядка.

Так как по изложенным мотивам нормативный акт Федеральной миграционной службы России не может влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и разрешения споров, суд не считает необходимым проверять доводы заявителей о несоответствии Закону содержащихся в этом акте положений.

Вместе с тем заявитель в случае нарушения его прав и законных интересов, допущенного на основании обжалуемого им положения Временных правил, не лишен возможности обратиться за судебной защитой этих конкретных прав и интересов, поставив при этом на основании ст. 120 Конституции РФ вопрос о применении к возникшим правоотношениям Закона, если положения Временных правил в той или иной части противоречат этому Закону.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ

                              решил:

Временные правила учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда, утвержденные Приказом Федеральной миграционной службы России N 18 от 19 января 1995 года (приложение N 5 к Приказу), признать не действующими и не подлежащими применению со дня их утверждения.

Настоящее решение суда обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.И. ФЕДИН

[отформатировано: 20.10.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.050.000 Население, 010.050.030 Беженцы (см. также 200.050.030), 010.050.040 Вынужденные переселенцы (см. также 200.050.030), 010.060.000 Права, свободы и обязанности человека и гражданина (см. также 200.060.000), 010.060.010 Общие положения, 050.000.000 Жилище, 050.030.000 Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере (см. также 030.090.090), 050.030.010 Общие положения, 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 200.000.000 Международные отношения. Международное право, 200.050.000 Население, 200.050.030 Статус беженцев и вынужденных переселенцев (см. также 010.050.030, 010.050.040), 200.060.000 Международная защита прав человека

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать