Основная информация

Дата опубликования: 17 марта 1998г.
Номер документа: В199804846
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804846

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

17.03.98 N ГКПИ 98-55

[Жалоба о частичной отмене совместного указания Министерства

социальной защиты населения РФ, Пенсионного фонда РФ

и Министерства по делам национальностей и региональной

политике РФ "О применении Закона Российской Федерации

от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и

компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при

назначении и перерасчете пенсий", оставлена

без удовлетворения]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,

при секретаре - Поповой Ю.В.,

с участием прокурора - Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ерофеевой А.М., Зотова О.Л., Зотовой В.М., Касьянова Ю.А. и Медяник Н.А. о признании незаконным и отмене пункта 8 совместного указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства по делам национальностей и региональной политике Российской Федерации "О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при исчислении и перерасчете пенсий", утвержденного ими соответственно 6 июля, 8 июля и 14 июля 1994 года,

                            установил:

заявители Ерофеева А.М., Зотов О.Л., Зотова В.Н., Касьянов Ю.А. и Медяник Н.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемом пункте указания положение, определяющее предельный размер районного коэффициента, применяемого для установления максимальных пенсий, в размере 1,5 противоречит требованиям ст. ст. 30 и 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, которые никаких ограничений в применении районного коэффициента при назначении пенсий указанным лицам не содержат.

Полагают в связи с этим, что органы социальной защиты населения г. Липецка ежемесячно не доплачивают им заслуженных пенсий в размере 20% для бывших работников предприятий г. Магадана и 50% Чукотки, чем нарушают их конституционное право на получение пенсии в установленном законом размере.

В судебное заседание заявители не явились. О дне рассмотрения дела извещены своевременно. Из поступившей от них телеграммы следует, что они не возражают против рассмотрения дела единолично судьей.

Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации (правопреемника Министерства социальной защиты населения Российской Федерации) Савицкой Т.М., Пенсионного фонда Российской Федерации Бубновой Н.Д., Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям Паршина А.А., а также Министерства юстиции Российской Федерации Обушенко Л.А., с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый ими п. 8 указания соответствует требованиям ч. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ст. 30 и 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не противоречит.

Выслушав объяснения представителей Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям и Министерства юстиции Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу заявителей не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные размеры трудовых пенсий и социальные пенсии определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В таком же порядке определяются для указанных граждан максимальные размеры трудовых пенсий. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяются максимальные размеры трудовых пенсий, составляет 1,5.

Как установлено судом, заявители работали в районах Крайнего Севера и которым с учетом требований закона была назначена пенсия в максимальном размере с применением предельного, как предусмотрено названной выше нормой закона и принятым на ее основе оспариваемым указанием, районного коэффициента 1,5.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и объяснениями представителей заинтересованных лиц.

Обжалуемое положение указания принято названными выше ведомствами в пределах предоставленной им компетенции и оно действующему пенсионному законодательству не противоречит.

При таких данных, по мнению суда, каких-либо оснований для признания незаконным п. 8 указания не имеется.

Утверждение заявителей в жалобе о том, что при исчислении размера подлежащей выплате им пенсии следовало руководствоваться только требованиями ст. ст. 30 - 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г., а не какими-либо другими нормами, не может быть признано обоснованным, поскольку указанные выше статьи Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. устанавливают лишь право на получение трудовых и социальных пенсий с применением соответствующего районного коэффициента и каких-либо указаний по вопросу применения размера районного коэффициента при назначении максимальных пенсий не содержат.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что содержащиеся в ч. 2 ст. 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" положение, устанавливающее особый порядок применения районного коэффициента при назначении максимальных трудовых пенсий требованиям ст. ст. 30 и 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. не противоречит.

Кроме того из содержания Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. о порядке введения данного закона в действие следует, что действующие законодательные акты Российской Федерации по этому вопросу не применяются лишь только в части, противоречащей названному Закону.

Учитывая, что ст. 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятое на ее основе в оспариваемой части указание, не противоречат требованиям Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г., то они правомерно применяются соответствующими компетентными органами при назначении максимальных трудовых пенсий.

При этом суд учитывает также и то обстоятельство, что в связи с последними внесенными изменениями от 18 декабря 1996 г. в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлен приоритет данного Закона перед другими при назначении пенсий и какие-либо изменения условий и норм пенсионного обеспечения должны осуществляться не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон (ст. 1 этого Закона).

С учетом того, что вопрос применения районного коэффициента при назначении максимальных трудовых пенсий урегулирован именно ст. 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и она не противоречит ст. ст. 30 - 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г., суд не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                              решил:

жалобу Ерофеевой Александры Макаровны, Зотова Олега Леонидовича, Зотовой Веры Николаевны, Касьянова Юрия Александровича и Медяника Николая Андреевича о признании незаконным и отмене п. 8 совместного указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства по делам национальностей и региональной политике Российской Федерации "О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий", утвержденного ими соответственно 6 июля, 8 июля и 14 июля 1994 г., оставить без удовлетворения.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

[отформатировано 22.07.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать