Основная информация

Дата опубликования: 18 июня 2020г.
Номер документа: RU36024715202000029
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Воронежская область
Принявший орган: Совет народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Документ подписан электронно-цифровой подписью:

Владелец: Администрация Нижнедевицкого МР ВО

Должность: Глава Нижнедевицкого МР ВО"пл. Ленина

Дата подписи: 23.06.2020 10:58:06

Совет народных депутатов

Нижнедевицкого муниципального района

Воронежской области

Р Е Ш Е Н И Е

от 18.06.2020 № 171

с. Нижнедевицк

Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, Уставом Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области, Совет народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области

РЕШИЛ:

1. Утвердить Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области, согласно приложению.

2. Признать утратившим силу решение Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области от 25.05.2006 года №43 «О Порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области.

3. Опубликовать настоящее решение в официальном периодическом печатном издании «Нижнедевицкий муниципальный вестник» и разместить на официальном сайте Нижнедевицкого муниципального района в сети «Интернет».

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по собственности, бюджету, налогам, финансовой и предпринимательской деятельности Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района.

Глава муниципального района

В.Н. Просветов

Председатель Совета народных депутатов

Л.Б. Град

Приложение

к решению Совета народных депутатов

Нижнедевицкого муниципального района

от 18.06.2020 № 171

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОБСТВЕННОСТИ НИЖНЕДЕВИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, Уставом Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области в целях обеспечения законности и эффективности управления имуществом, находящимся в собственности Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области для решения вопросов местного значения.

1.2. Настоящий Порядок определяет:

1) полномочия Нижнедевицкого муниципального района по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области (далее – муниципального района);

2) порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района;

3) порядок учета и контроля за управлением и распоряжением имуществом, находящимся в собственности муниципального района.

1.3. Действие Порядка не распространяется на:

1) средства бюджета муниципального района;

2) земельные участки, водные объекты и иные природные ресурсы, принадлежащие муниципальному району на праве собственности.

1.4. В собственности муниципального района может находиться следующее имущество:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения муниципального района;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района, в случаях, установленных федеральными законами и законами Воронежской области;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального района, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в соответствии с решениями Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области;

4) имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

5) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

6) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

7) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

8) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

9) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией;

10) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

11) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

12) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

14) имущество межпоселенческих библиотек;

15) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

16) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

18) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

19) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

20) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

21) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

22) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

1.5. В случае возникновения у муниципального района права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в пункте 1.5 настоящего Порядка, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке, предусмотренном подпунктами 14.13-14.16 пункта 14 настоящего Порядка.

1.6. Управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального района, осуществляются на основе следующих принципов:

1) законности;

2) обеспечения эффективности управления и распоряжения имуществом;

3) разграничения полномочий между органами местного самоуправления по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района;

4) использования имущества, находящегося в собственности муниципального района, только для решения вопросов местного значения муниципального района;

5) снижения бюджетных расходов на содержание имущества, находящегося в собственности муниципального района;

6) получения неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в собственности муниципального района;

7) обеспечения сохранности имущества, находящегося в собственности муниципального района, путем осуществления учета и контроля за его использованием.

1.7. Муниципальная собственность формируется:

1) в результате разграничения государственной собственности в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;

2) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Нижнедевицкого муниципального района и муниципальные внебюджетные фонды;

3) путем приобретения имущества в порядке и по основаниям, не запрещенным федеральным законодательством;

4) путем получения продукции, плодов и иных доходов от использования муниципальной собственности;

5) по иным основаниям, не запрещенным действующим федеральным законодательством.

2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Нижнедевицкого муниципального района

2.1. Муниципальное образование - Нижнедевицкий муниципальный район самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в его собственности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Нижнедевицкого муниципального района, настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами Нижнедевицкого муниципального района.

2.2. От имени Нижнедевицкого муниципального района права собственника в отношении имущества, находящегося в его собственности, осуществляет администрация Нижнедевицкого муниципального района.

2.3. Органы местного самоуправления муниципального района в пределах своих полномочий несут ответственность за целевое и эффективное использование объектов, находящихся в собственности муниципального района.

2.4. К компетенции Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального района, относится:

1) определение и утверждение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района;

2) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;

3) утверждение нормативов отчислений в бюджет муниципального района от прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

4) определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества;

5) определение в соответствии с требованиями законодательства порядка и условий приватизации муниципального имущества;

6) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района;

7) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района;;

8) утверждение прогнозного плана (программы) приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района (далее - прогнозный план), проекта решения о бюджете муниципального района на очередной финансовый год;

9) принятие решения об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района, в соответствии с прогнозным планом;

10) иные полномочия, отнесенные к компетенции Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области федеральными законами, Уставом Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области, настоящим Порядком, иными решениями Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области.

2.5. Администрация Нижнедевицкого муниципального района осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального района:

1) представляет муниципальный район в процессе государственной регистрации права собственности муниципального района на недвижимое имущество;

2) осуществляет учет имущества, находящегося в собственности муниципального района, и ведет реестр имущества, находящегося в собственности муниципального района (далее - реестр);

3) на основании постановлений администрации Нижнедевицкого муниципального района приобретает недвижимое и иное имущество, заключает и исполняет соответствующие договоры;

4) осуществляет исполнение постановлений (распоряжений)администрации муниципального района о распоряжении имуществом, находящимся в собственности муниципального района (об отчуждении имущества, передаче в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление и ином распоряжении), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;

5) организует продажу имущества, находящегося в собственности муниципального района на торгах;

6) выступает от имени Нижнедевицкого муниципального района учредителем хозяйственных обществ, приобретает акции в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом;

7) является представителем акционеров-владельцев принадлежащих муниципальному району акций и осуществляет права акционера;

8) исполняет постановления администрации муниципального района о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в установленном порядке;

9) передает муниципальное имущество в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям, в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям и муниципальным учреждениям;

10) изымает в соответствии с настоящим Порядком у муниципальных казенных предприятий и муниципальных учреждений излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, находящееся в собственности муниципального района;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в собственности муниципального района и закрепленного за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения указанным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с федеральным законодательством;

12) разрабатывает прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества и приобретения имущества в собственность муниципального района;

13) осуществляет приватизацию имущества, находящегося в собственности муниципального района, в порядке, установленном федеральным законодательством, решениями Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района;

14) в порядке и сроки, установленные Уставом Нижнедевицкого муниципального района, настоящим Порядком, решениями Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района, постановлениями и распоряжениями администрации муниципального района, отчитывается перед Советом народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района о ходе выполнения программы приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района, подготавливает в установленном порядке предложения по внесению в нее изменений и дополнений;

15) распоряжается имуществом (отчуждение имущества, передача в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление и иное распоряжение);

16) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями (на отчуждение, передачу его в аренду, в залог, внесение в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц, и иное распоряжение);

17) дает согласие на распоряжение имуществом, закрепленным за муниципальными казенными предприятиями;

18) дает согласие муниципальным предприятиям на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, на осуществление заимствований, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;

19) приобретает имущество в собственность муниципального района;

20) создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, определяет предмет и цели их деятельности, наделяет их имуществом, утверждает уставы указанных юридических лиц;

21) назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

22) вносит муниципальное имущество муниципального района в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ;

23) устанавливает порядок разработки и утверждения условий конкурса по продаже имущества, находящегося в собственности муниципального района, порядок контроля за их выполнением победителем конкурса;

24) определяет порядок согласования сделок и иных действий муниципальных предприятий в случае продажи имущественного комплекса муниципального предприятия до перехода к победителю конкурса права собственности на указанное предприятие;

25) устанавливает порядок подведения итогов продажи имущества, находящегося в собственности муниципального района, и порядок заключения с покупателями договора купли-продажи указанного имущества без объявления цены;

26) осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральным законодательством, Уставом Нижнедевицкого муниципального района, нормативными правовыми актами муниципального района к компетенции других органов местного самоуправления муниципального района.

3. Общие условия совершения сделок с имуществом, находящимся в собственности Нижнедевицкого муниципального района

3.1. Сделки с имуществом, находящимся в собственности муниципального района, и не закрепленным за муниципальными предприятиями и учреждениями, совершаются от имени муниципального района администрацией Нижнедевицкого муниципального района.

На основании постановлений администрации муниципального района сделки от имени муниципального района по специальному поручению главы муниципального района могут совершать иные органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.

3.2. Распоряжение недвижимым имуществом, находящимся в собственности муниципального района и закрепленным за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также недвижимым и движимым имуществом, находящимся в собственности муниципального района и закрепленным за муниципальными казенными предприятиями на праве оперативного управления, осуществляется ими после получения согласия главы муниципального района.

3.3. Распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального района и закрепленным за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, осуществляется администрацией Нижнедевицкого муниципального района только после изъятия указанного имущества в порядке, установленном подпунктом 6.8 пункта 6 настоящего Порядка.

3.4. При совершении сделок с имуществом, находящимся в собственности муниципального района, обязательным является проведение оценки такого имущества, являющегося предметом сделки, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в том числе:

1) при продаже, приватизации или ином отчуждении имущества;

2) при передаче имущества в доверительное управление, аренду, залог;

3) при переуступке прав требования и долговых обязательств муниципального района;

4) при внесении имущества в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц;

5) при осуществлении контроля за правильностью уплаты местных налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

3.5. Действие подпункта 3.4. пункта 3 настоящего Порядка не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия администрации Нижнедевицкого муниципального района, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения муниципальным имуществом при реорганизации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений.

3.6. Для проведения оценки имущества, находящегося в собственности муниципального района, администрация Нижнедевицкого муниципального района заключает договор с независимым оценщиком.

3.7. Стоимость имущества, указанная в отчете независимого оценщика об оценке имущества, находящегося в собственности муниципального района, учитывается при определении цены сделки с указанным имуществом.

4. Приватизация имущества, находящегося в собственности Нижнедевицкого муниципального района

4.1. Приватизация имущества, находящегося в собственности муниципального района, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно в порядке, установленном законодательством о приватизации, настоящим Порядком, иными решениями Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района.

4.2. Приватизация имущества, находящегося в собственности муниципального района, основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления муниципального района.

4.3. Имущество, находящееся в собственности муниципального района, отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц на возмездной основе, в том числе посредством передачи в собственность муниципального района части акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится имущество, находящееся в собственности муниципального района.

4.4. Администрация Нижнедевицкого муниципального района:

1) разрабатывает проекты нормативных правовых актов муниципального района, регулирующих приватизацию имущества, находящегося в собственности района;

2) разрабатывает прогнозный план (программу) приватизации;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами муниципального района.

4.5. Администрация Нижнедевицкого муниципального района вправе осуществлять продажу имущества, находящегося в собственности муниципального района, через специализированные организации, действующие по ее специальному поручению.

4.6. Целями приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района, являются:

1) формирование имущества, находящегося в собственности муниципального района, в соответствии с целевым характером его использования только для решения вопросов местного значения муниципального района;

2) оптимизация структуры имущества, находящегося в собственности муниципального района, и расходов на его управление и содержание;

3) вовлечение в гражданский оборот максимального количества имущества, находящегося в собственности муниципального района;

4) привлечение инвестиций, направленных на развитие приватизируемых муниципальных предприятий за счет создания широкого слоя собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, расширение производства и создание новых рабочих мест;

5) повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности муниципального района;

6) увеличение доходов бюджета муниципального района.

4.7. В прогнозный план включается следующее имущество, находящееся в собственности муниципального района:

1) имущество, которое не может использоваться для решения вопросов местного значения и не соответствует требованиям подпунктов 1.4 и 1.5 пункта 1 настоящего Порядка;

2) муниципальные предприятия, которые несут убытки в течение трех последних лет;

3) имущество, расходы на содержание которого превышают доход от использования такого имущества;

4) имущество, требующее значительных капиталовложений в ремонт и техническое перевооружение ввиду технического состояния - при отсутствии в бюджете муниципального района денежных средств на такие ремонт и перевооружение;

5) излишнее имущество, не используемое для решения вопросов местного значения;

6) имущество, торги по продаже права аренды которого признаны несостоявшимися.

4.8. Не подлежит приватизации:

1) муниципальное имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, изъятым из оборота;

2) имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в муниципальной собственности.

4.9. Прогнозный план разрабатывается администрацией Нижнедевицкого муниципального района одновременно с проектом решения о бюджете на очередной финансовый год и утверждается решением Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района.

В случае необходимости в прогнозный план могут вноситься изменения и дополнения, утверждаемые решением Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района.

4.10. В прогнозном плане должны содержаться следующие сведения:

1) перечень и характеристика муниципальных предприятий, акций акционерных обществ, находящихся в собственности муниципального района, иного имущества, находящегося в собственности муниципального района, которое планируется приватизировать в очередном финансовом году;

2) сроки приватизации имущества;

3) способ приватизации имущества;

4) финансово - экономическое обоснование целесообразности приватизации каждого из объектов приватизации (соответствие признакам, указанным в подпункте 4.8 пункта 4 настоящего Порядка);

5) размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации имущества.

4.11. Муниципальные предприятия, муниципальные учреждения, акционерные общества, акции которых находятся в собственности муниципального района, иные юридические лица и физические лица вправе направлять в администрацию муниципального района свои предложения о приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района, в очередном финансовом году.

4.12. Прогнозный план приватизации утверждается решением Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района.

4.13. Прогнозный план приватизации, отчет о его выполнении за истекший финансовый год, а также решения о приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района, подлежат опубликованию в установленном порядке.

4.14. Информационное сообщение о продаже имущества, находящегося в собственности муниципального района, подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено законодательством о приватизации.

Решение об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района, размещается в открытом доступе на официальном сайте в сети «Интернет» в течение десяти дней со дня принятия этого решения.

4.15. Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже имущества, находящегося в собственности муниципального района, и совершенных сделках по приватизации подлежат сведения, установленные федеральным законодательством.

4.16. В решении об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района, должны содержаться следующие сведения:

1) наименование имущества и иные, позволяющие его индивидуализировать, данные (характеристика имущества);

2) способ приватизации имущества;

3) нормативная цена имущества;

4) срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

5) иные, необходимые для приватизации имущества, сведения.

4.17. В случае приватизации имущественного комплекса муниципального предприятия в решение об условиях его приватизации, помимо сведений, указанных в подпункте 4.16пункта 4 настоящего Порядка, также включаются:

1) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия;

2) перечень имущества (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса муниципального предприятия.

4.18. Оплата приобретаемого покупателем имущества, находящегося в собственности муниципального района, производится единовременно или в рассрочку. Решение о предоставлении рассрочки может быть принято только в случае приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района, путем его продажи без объявления цены. Срок рассрочки не может быть более одного года.

5. Юридические лица, создаваемые на основе (с использованием) имущества, находящегося в собственности Нижнедевицкого муниципального района

5.1. На основе (с использованием) имущества, находящегося в собственности муниципального района, администрацией Нижнедевицкого муниципального района в соответствии с постановлениями главы муниципального района в порядке, предусмотренном федеральными законами, настоящим Порядком и иными решениями Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района, в целях решения вопросов местного значения муниципального района могут создаваться:

1) муниципальные предприятия, казенные предприятия;

2) муниципальные учреждения;

3) хозяйственные общества.

5.2. По решению Совета народных депутатов муниципального района на основе (с использованием) имущества, находящегося в собственности муниципального района, могут создаваться некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

По решению Совета народных депутатов муниципального района и представительных органов других муниципальных образований могут создаваться межмуниципальные хозяйственные общества в форме обществ с ограниченной ответственностью.

5.3. Источниками формирования имущества организаций, создаваемых на основе (с использованием) муниципального имущества, являются:

1) средства бюджета муниципального района, предусмотренные решением о бюджете муниципального района на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели;

2) имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, принадлежащие муниципальному району;

3) иное имущество, находящееся в собственности муниципального района.

5.4. Денежные средства могут быть внесены в уставные капиталы хозяйственных обществ, межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации только в случаях, когда финансирование данных расходов предусмотрено решением о бюджете муниципального района на соответствующий финансовый год и плановый период, либо целевой программой, финансируемой из бюджета муниципального района в соответствующем финансовом году.

5.5. Расходы на внесение денежных средств в уставные капиталы хозяйственных обществ, межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов (бюджетные инвестиции юридическим лицам) включаются в проект бюджета муниципального района только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земельных участков и сооружений, а также при наличии проекта договора между администрацией муниципального района и указанным юридическим лицом об участии муниципального района в собственности юридического лица.

5.6. Оформление доли в уставном капитале юридического лица, принадлежащей муниципальному району, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

5.7. Выбор организационно-правовой формы юридических лиц, создаваемых на основе (с использованием) муниципального имущества, определяется в соответствии с подпунктами 5.8 - 5.15 пункта 5 настоящего Порядка.

5.8. Муниципальные предприятия могут создаваться только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в форме муниципальных предприятий и муниципальных казенных предприятий.

5.9. Муниципальные предприятия могут создаваться в случае:

1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

2) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе для реализации определенных товаров и услуг по фиксированным ценам);

3) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции для решения вопросов местного значения муниципального района;

4) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченной в обороте.

5.10. Муниципальное казенное предприятие может быть создано в случае:

1) если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального района;

2) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

3) необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в целях решения социальных задач;

4) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;

5) необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

6) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для муниципальных казенных предприятий.

5.11. В случаях, не предусмотренных подпунктами 5.10, 5.11 пункта 5 настоящего Порядка, за исключением подпунктов 2), 3) пункта 5 подпункта 5.10 настоящего Порядка, на основе (с использованием) муниципального имущества в целях решения вопросов местного значения муниципального района могут создаваться муниципальные учреждения, хозяйственные общества, некоммерческие организации.

5.12. Муниципальные учреждения создаются муниципальным районом в следующих случаях:

1) организация создается для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера в целях решения вопросов местного значения;

2) финансирование организации планируется осуществлять полностью или частично из бюджета муниципального района;

3) организация наделяется имуществом не на праве собственности, а на праве оперативного управления;

4) Нижнедевицкий муниципальный район будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам организации при недостаточности находящихся в распоряжении организации денежных средств;

5) необходимо обеспечить максимальный контроль за управлением организацией и ее имуществом.

5.13. Некоммерческие организации создаются в форме автономных некоммерческих организаций и фондов в случаях, когда:

1) организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками;

2) организацию планируется наделить только денежными средствами, но не муниципальным имуществом, за исключением автономных некоммерческих организаций;

3) Нижнедевицкий муниципальный район не претендует на доходы от деятельности организации и ее имущество, не имеет права его изъять, в случае ликвидации организации имущество организации направляется на цели, ради которых она была создана;

4) управление организацией планируется осуществлять коллегиальным органом;

5) Нижнедевицкий муниципальный район не будет нести ответственности по обязательствам организации.

5.14. Автономные некоммерческие организации создаются в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

5.15. Фонды создаются в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях.

5.16. Решение о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ (далее при совместном упоминании - муниципальные организации) принимается в форме постановления администрации муниципального района.

5.17. Устав муниципальной организации должен содержать сведения, предусмотренные федеральным законом.

5.18. Администрация Нижнедевицкого муниципального района исполняет постановления администрации муниципального района о создании муниципальных предприятий, муниципальных учреждений и хозяйственных обществ, а также решения Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района о создании межмуниципальных хозяйственных обществ.

5.19. В сроки, установленные в постановлении администрации муниципального района или решении Совета народных депутатов муниципального района, администрация Нижнедевицкого муниципального района:

1) принимает меры по государственной регистрации муниципальных организаций;

2) формирует уставный капитал (уставный фонд) муниципальных организаций;

3) закрепляет имущество, находящееся в собственности муниципального района, за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями;

4) осуществляет иные необходимые действия.

5.20. Администрация Нижнедевицкого муниципального района в сроки, установленные в постановлении администрации муниципального района, но не позднее трех месяцев с момента государственной регистрации муниципальных предприятий, формирует их уставный фонд путем внесения денежных средств и закрепления за муниципальными предприятиями имущества на праве хозяйственного ведения.

В муниципальных казенных предприятиях, муниципальных учреждениях, автономных некоммерческих организациях и фондах уставные фонды не формируются.

5.21. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд муниципального предприятия.

5.22. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

5.23. Уставный фонд муниципального предприятия считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

5.24. Закрепление имущества, находящегося в собственности муниципального района, администрацией Нижнедевицкого муниципального района за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, муниципальным казенным предприятием и муниципальным учреждением на праве оперативного управления может осуществляться при их создании и в процессе их деятельности.

5.25. Документами, подтверждающими закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями, являются:

акты приема-передачи муниципального имущества муниципальному предприятию или муниципальному учреждению, подписанные уполномоченными представителями сторон.

5.26. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления недвижимым имуществом возникают с момента их государственной регистрации, которая осуществляется муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями самостоятельно за счет средств, выделенных им на эти цели из бюджета муниципального района.

5.27. Формирование уставного капитала хозяйственных обществ и межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется администрацией Нижнедевицкого муниципального района путем внесения в их уставный капитал денежных средств в размере и в сроки, установленные постановлением администрации муниципального района или решением Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района о создании данных организаций.

Уставный капитал акционерных обществ может формироваться также путем внесения имущества, находящегося в собственности муниципального района. Внесение имущества, находящегося в собственности района, в уставный капитал акционерных обществ подтверждается постановлением администрации муниципального района о внесении такого имущества в уставный капитал указанных юридических лиц, актом приема-передачи муниципального имущества, свидетельством о государственной регистрации права юридического лица на недвижимое имущество и постановкой имущества на баланс юридического лица.

6. Управление муниципальными предприятиями

6.1. Муниципальное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, в пределах, установленных гражданским законодательством.

6.2. Муниципальное предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, без согласия администрации муниципального района. Движимым имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.3. Муниципальное казенное предприятие осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества в пределах, установленных федеральным законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями администрации муниципального района и назначением имущества.

6.4. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия администрации муниципального района.

6.5. Администрация муниципального района по вопросам управления муниципальными унитарными предприятиями:

1) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств муниципальных унитарных предприятий;

2) дает согласие на участие муниципальных унитарных предприятий в иных юридических лицах;

3) принимает решения об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества, закрепленного за муниципальными казенными предприятиями на праве оперативного управления;

4) принимает решения о проведении аудиторских проверок в муниципальном унитарном предприятии, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

6.6. Администрация Нижнедевицкого муниципального района вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом муниципального предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

6.7. Администрация Нижнедевицкого муниципального района вправе истребовать имущество муниципального унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

6.8. Администрация Нижнедевицкого муниципального района на основании постановления администрации муниципального района вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, и распорядиться им по своему усмотрению.

Постановление администрации муниципального района об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества из оперативного управления муниципального казенного предприятия может быть принято на основании одного или более из следующих документов:

1) заявления муниципального казенного предприятия об отказе от права оперативного управления указанным имуществом;

2) акта проверки использования муниципальным казенным предприятием имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, которым установлены факты неиспользования имущества или его использования не по целевому назначению;

3) подтверждающих соответствие изымаемого имущества критериям, указанным в подпункте 6.9 пункта 6 настоящего Порядка (акт осмотра имущества, документы бухгалтерской отчетности, документы об эксплуатации имущества и (или) иные документы).

6.9. Критериями для отнесения имущества к излишнему, неиспользуемому или используемому не по целевому назначению являются:

1) имущество признается излишним в случае, когда цели и плановые показатели деятельности муниципального казенного предприятия могут быть достигнуты без использования указанного имущества;

2) имущество признается неиспользуемым в случае неиспользования данного имущества в течение срока, превышающего один год, при этом цели и плановые показатели деятельности муниципального казенного предприятия в будущем могут быть достигнуты и без использования указанного имущества;

3) имущество признается используемым не по целевому назначению в случаях, когда его использование противоречит целевому назначению имущества, указанному в акте приема-передачи о наделении казенного предприятия данным имуществом на праве оперативного управления, либо если имущество используется в целях, противоречащих целям и предмету деятельности муниципального казенного предприятия.

6.10. Проверки использования муниципальным казенным предприятием имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, проводятся комиссией, порядок формирования и деятельности которой определяется постановлением администрации муниципального района.

По требованию депутата Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района от избирательного округа, на территории которого находится муниципальное казенное предприятие, комиссия обязана обеспечить депутату возможность участия в проверке использования муниципальным казенным предприятием имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, на равных основаниях с членами комиссии.

6.11. Для согласования администрацией муниципального района совершаемых муниципальными унитарными предприятиями сделок, предусмотренных подпунктами 6.2, 6.4 пункта 6 и подпунктами 1), 2) пункта 6 подпункта 6.5 настоящего Порядка, руководитель муниципального унитарного предприятия представляет в администрацию муниципального района следующие документы:

1) письменное заявление о согласовании сделки;

2) проекты договоров и иных документов, необходимых для совершения сделки;

3) правоустанавливающие документы на имущество, являющееся предметом сделки;

4) сведения о наличии обременений или иных обязательств, связанных с имуществом, являющимся предметом сделки;

5) отчет об оценке рыночной стоимости имущества, произведенной независимым оценщиком в соответствии с действующим законодательством не ранее чем за три месяца до представления отчета в администрацию муниципального района;

6) обоснование необходимости совершения сделки и предложения по использованию доходов от предполагаемой сделки;

7) копии учредительных документов юридического лица или копии документов, удостоверяющих личность физического лица, являющихся стороной сделки.

6.12. Для согласования администрацией муниципального района совершаемых муниципальным предприятиям сделок, указанных в подпункте 3) пункта 6 подпункта 6.5. настоящего Порядка, руководитель муниципального предприятия представляет в администрацию муниципального района документы, указанные в подпункте 6.11 пункта 6 настоящего Порядка, а также представляет дополнительно:

1) бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату с отметкой налоговых органов;

2) согласие антимонопольного органа на совершение сделки в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

6.13. В случае непредставления полного перечня документов, предусмотренного подпунктами 6.11 или 6.12 пункта 6 настоящего Порядка, документы возвращаются заявителю с указанием причин возврата не позднее тридцати дней с даты их приема.

6.14. Для согласования сделок и иных действий муниципальных унитарных предприятий, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и включенных в прогнозный план, в случае продажи имущественного комплекса предприятия до перехода к победителю конкурса права собственности на указанное предприятие пакет документов, предусмотренный подпунктом 6.12 пункта 6 настоящего Порядка, должен быть предварительно согласован руководителем муниципального предприятия с победителем конкурса.

6.15. На основании оценки представленных документов глава муниципального района согласовывает или отказывает в согласовании сделок и совершении иных действий муниципальным предприятием не позднее четырнадцати дней с момента подачи руководителем предприятия полного перечня документов, предусмотренного подпунктами 6.11 или 6.12 пункта 6 настоящего Порядка.

6.16. Согласование администрацией муниципального района сделок муниципального предприятия подтверждается постановлением администрации муниципального района о согласовании сделки муниципального предприятия.

Согласование администрацией муниципального района совершения иных действий муниципальным предприятием подтверждается письмом за подписью главы муниципального района, скрепленной печатью.

6.17. Внесение изменений и дополнений в договоры, согласованные администрацией муниципального района, без согласия администрации муниципального района не допускается.

6.18. В случае отказа в согласовании сделок и иных действий администрация муниципального района направляет муниципальному предприятию мотивированный отказ.

6.19. Нижнедевицкий муниципальный район имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия.

6.20. Муниципальное предприятие ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, перечисляет в бюджет муниципального района часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей в размере, установленном решением Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района.

6.21. Доходы муниципальных казенных предприятий используются для финансирования расходов предприятий, предусмотренных сметой доходов и расходов предприятий.

6.22. Муниципальные предприятия за счет остающейся в их распоряжении чистой прибыли создают резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены их уставами. Отчисления в резервный фонд от чистой прибыли муниципальных предприятий не могут составлять более десяти процентов. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков муниципальных предприятий.

6.23. Муниципальные предприятия за счет чистой прибыли создают также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены их уставами.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы муниципальными предприятиями только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставами муниципальных предприятий.

6.24. Муниципальные предприятия могут быть реорганизованы или ликвидированы в порядке и по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», иными федеральными законами.

6.25. Администрация муниципального района утверждает передаточный акт и разделительный баланс при реорганизации муниципального предприятия, назначает ликвидационную комиссию при ликвидации муниципального предприятия.

6.26. Направления использования оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ликвидированных муниципальных предприятий определяются в постановлении администрации муниципального района о ликвидации муниципальных предприятий.

6.27. Руководители муниципальных предприятий представляют квартальные и годовые отчеты о деятельности соответствующих предприятий в администрацию Нижнедевицкого муниципального района. Типовая форма отчета муниципального предприятия утверждается администрацией муниципального района.

Квартальный отчет представляется руководителем муниципального предприятия не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовой отчет - не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

6.28. Вместе с отчетом, указанным в подпункте 6.27 пункта 6 настоящего Порядка, представляется бухгалтерская отчетность в составе, определенном федеральным законодательством, а также доклад о финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия, в котором должны быть отражены:

- сведения о реализации мероприятий по обеспечению конкурентоспособности продукции муниципального предприятия;

- достижение утвержденных плановых показателей деятельности муниципальных предприятий;

- при наличии программы деятельности предприятия - обобщенные данные о ходе ее выполнения за отчетный период;

- данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников муниципального предприятия, в том числе руководителя муниципального унитарного предприятия, за отчетный период;

- данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении муниципального предприятия;

- сведения об аффилированных лицах муниципального предприятия;

- информация об участии муниципального предприятия в коммерческих или некоммерческих организациях;

- информация о предоставленных муниципальным предприятием займах, поручительствах;

- информация об уступке требований, переводе долга, о крупных сделках;

- сведения о договорах простого товарищества, участии в ассоциациях и других объединениях;

- информация о филиалах и представительствах;

- другие сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами муниципального района.

6.29. Руководитель муниципального унитарного предприятия несет установленную федеральным законодательством ответственность за недостоверность и искажение информации, содержащейся в отчете.

6.30. Руководители муниципальных предприятий могут быть приглашены на заседание Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района для дачи разъяснений о деятельности соответствующего муниципального предприятия.

6.31. Утвержденные администрацией Нижнедевицкого муниципального района плановые показатели деятельности являются основой для контроля за деятельностью муниципальных предприятий, а также используются для корректировки объемов бюджетных расходов.

7. Управление муниципальными учреждениями

7.1. Муниципальное учреждение владеет и пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями администрации муниципального района и назначением имущества в пределах, определяемых гражданским законодательством и нормативными правовыми актами муниципального района.

7.2. Муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, без согласия администрации муниципального района.

Муниципальное бюджетное учреждение без согласия администрации муниципального района не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

7.3. К муниципальным учреждениям применяются положения, предусмотренные подпунктами 6.7 - 6.9, 6.24 - 6.30 пункта 6 настоящего Порядка, с учетом статуса муниципальных учреждений, установленного федеральными законами и настоящим Порядком.

8. Порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) хозяйственных обществ

8.1. Права акционеров и участников хозяйственных обществ, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в собственности муниципального района (далее - общества), от имени муниципального района осуществляет администрация Нижнедевицкого муниципального района.

8.2. В обществах, все голосующие акции или доли в уставном капитале которых находятся в собственности муниципального района, полномочия общего собрания акционеров (участников общества) осуществляются администрацией Нижнедевицкого муниципального района. Решения общего собрания акционеров (участников общества) оформляется протоколом.

8.3. В обществах, за исключением тех, все голосующие акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности муниципального района, администрация Нижнедевицкого муниципального района в соответствии с настоящим Порядком:

- вносит вопросы в повестку дня общего собрания акционеров (участников общества);

- выдвигает кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии общества;

- предъявляет требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров (участников общества);

- созывает внеочередное общее собрание акционеров (участников общества);

- определяет позицию акционера (участника) – муниципального района по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (участников общества);

- осуществляет иные права акционера (участника) общества.

8.4. Права акционера от имени муниципального района администрация Нижнедевицкого муниципального района осуществляет через представителей, которые назначаются распоряжением администрации муниципального района.

8.5. Представителями муниципального района могут быть работники администрации муниципального района, а также иные физические и юридические лица, действующие в соответствии с подпунктом 8.6пункта 8 настоящего Порядка.

8.6. Представители муниципального района осуществляют свои полномочия в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Нижнедевицкого муниципального района, настоящим Порядком, указаниями и поручениями администрации муниципального района.

Представители муниципального района – работники администрации муниципального района, действуют на основании распоряжения администрации муниципального района и выданных им доверенностей.

Иные представители муниципального района действуют на основании заключенного с администрацией Нижнедевицкого муниципального района договора о представлении интересов муниципального района и выданных им доверенностей.

8.7. Представитель муниципального района обязан лично участвовать в работе соответствующего органа управления общества и не может делегировать свои полномочия иным лицам. В случае временной невозможности представителя осуществлять свои полномочия администрация муниципального района принимает решение о назначении временного представителя муниципального района.

8.8. Полномочия представителя муниципального района прекращаются:

1) по истечении срока действия доверенности, договора о представлении интересов муниципального района;

2) в случае расторжения договора о представлении интересов, отмены доверенности;

3) в случае передачи соответствующих акций (долей в уставном капитале) в доверительное управление;

4) в связи с изданием администрацией муниципального района распоряжения об изменении состава представителей муниципального района;

5) при увольнении представителя с занимаемой им муниципальной должности;

6) в случаях перехода права собственности на соответствующие акции (доли в уставном капитале);

7) в случае ликвидации акционерного общества.

8.9. В случае прекращения полномочий представителя муниципального района по основаниям, указанным в подпунктах 1)-5) пункта 8 подпункта 8.8 настоящего Порядка, администрация Нижнедевицкого муниципального района в недельный срок уведомляет об этом общество.

8.10. Представители муниципального района в общем собрании акционеров в течение трех дней с даты проведения общего собрания акционеров, заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества представляют в администрацию Нижнедевицкого муниципального района информацию о результатах голосования и принятых решениях.

8.11. Указания и поручения администрации муниципального района формируются на основании предложений представителей муниципального района, а также отраслевого органа администрации муниципального района.

9. Аренда имущества, находящегося в собственности Нижнедевицкого муниципального района

9.1. Договоры аренды муниципального имущества могут заключаться в отношении находящихся в собственности муниципального района зданий, сооружений, нежилых помещений, предприятий и иного недвижимого и движимого имущества.

Решением Совета народных депутатов муниципального района может определяться перечень имущества, находящегося в собственности муниципального района, предоставление которого в аренду запрещено или ограничено.

9.2. Решение о предоставлении в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального района, принимается администрацией муниципального района в форме постановления.

9.3. Полномочия арендодателя при предоставлении в аренду муниципального имущества осуществляет администрация Нижнедевицкого муниципального района, которая заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам аренды.

Арендодателем по договорам аренды имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, выступает соответствующее муниципальное предприятие.

9.4. Предоставление в аренду недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также движимого и недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными казенными предприятиями на праве оперативного управления, осуществляется только с согласия администрации муниципального района, полученного в порядке, предусмотренном подпунктами 6.11 - 6.18 пункта 6 настоящего Порядка.

9.5. Муниципальное имущество может быть передано в аренду любым юридическим и физическим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

9.6. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества учитываются в доходах бюджета муниципального района.

9.7. Заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

3) государственным и муниципальным учреждениям;

4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;

8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

9) в порядке, установленном главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора;

11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;

13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;

14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;

15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;

16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании подпункта 1) пункта 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

9.8. Не допускается передача муниципального имущества в аренду с правом выкупа, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

9.9. Торги в форме конкурса проводятся в случае, если арендатору необходимо выполнить определенные условия, связанные с использованием предоставляемого в аренду муниципального имущества.

9.10. Условиями конкурса могут быть:

1) обязательства арендатора по производству или реализации определенных товаров или услуг с помощью арендованного имущества;

2) реконструкция или капитальный ремонт имущества;

3) осуществление мер по охране окружающей среды;

4) реализация мер по благоустройству прилегающей к имуществу территории;

5) иные необходимые действия.

9.11.В случаях, когда не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к арендуемому имуществу, проводятся торги в форме аукциона.

9.12. Порядок проведения конкурсов и аукционов устанавливается действующим законодательством.

9.13. В качестве организатора торгов выступает администрация Нижнедевицкого муниципального района, либо специализированная организация на основании заключаемого договора.

9.14. Физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального района, или в переоформлении договоров аренды на новый срок подают заявление в администрацию Нижнедевицкого муниципального района с приложением документов, перечень которых определяется муниципальным нормативным правовым актом администрации муниципального района.

9.15. Заявление о предоставлении в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального района, рассматривается в течение 30-ти дней с момента подачи заявления и перечня документов, определенных муниципальным нормативным правовым актом администрации муниципального района. По итогам рассмотрения заявления администрация муниципального района в соответствии с настоящим Порядком принимает решение о предоставлении имущества, находящегося в собственности муниципального района, в аренду без проведения торгов, либо о проведении торгов.

9.16. Администрация Нижнедевицкого муниципального района заключает с физическими или юридическими лицами договоры аренды муниципального имущества на основании:

1) постановления администрации муниципального района - в случае предоставления имущества, находящегося в собственности муниципального района, в аренду без проведения торгов;

2) протокола о результатах торгов.

9.17. Договор аренды имущества, находящегося в собственности муниципального района, заключается не позднее пяти дней с момента издания администрацией муниципального района постановления или подписания протокола о результатах торгов, и оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в администрации Нижнедевицкого муниципального района, а второй выдается арендатору.

9.18. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом, находящимся в собственности муниципального района. Порядок, размер и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

9.19. Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды с учетом стоимости, указанной в отчете независимого оценщика, или определяется по результатам проведения торгов на право аренды.

9.20. Если иное не предусмотрено договором аренды имущества, находящегося в собственности муниципального района, арендатор не вправе производить реконструкцию, переустройство, перепланировку, иные изменения арендованного имущества, за исключением текущего ремонта, без согласия администрации муниципального района, которое оформляется дополнительным соглашением к договору аренды указанного имущества. В данном соглашении указываются объем и порядок реконструкции, переустройства, перепланировки, иных изменений арендованного имущества, порядок распределения расходов, права сторон договора аренды в отношении неотделимых улучшений арендованного имущества.

9.21. Если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор не вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ. Согласие администрации муниципального района оформляется дополнительным соглашением к договору аренды.

9.22. Администрация Нижнедевицкого муниципального района осуществляет контроль за:

1) выполнением арендаторами условий договоров аренды;

2) пользованием арендованным имуществом в соответствии с его назначением;

3) учетом и регистрацией имущества и прав на него;

4) надлежащим заключением и регистрацией договоров (прав) аренды.

Администрация Нижнедевицкого муниципального района осуществляет контроль за уплатой, перечислением, распределением и расходованием средств, поступающих от аренды.

9.23. Администрация Нижнедевицкого муниципального района осуществляет контроль, указанный в подпункте 9.22 пункта 9 настоящего Порядка, в форме проверок, проводимых уполномоченными представителями на основании распоряжения администрации муниципального района не чаще одного раза в квартал.

Проверки проводятся в присутствии арендатора или его представителей. По результатам проверки составляется акт, который подписывается арендатором или его представителем, а также лицом, осуществлявшим проверку.

9.24. В случае если по результатам проверки будут выявлены существенные нарушения условий договора аренды, администрация Нижнедевицкого муниципального района вправе требовать расторжения договора в одностороннем порядке в соответствии с требованиями гражданского законодательства и (или) наложения на арендатора санкций, предусмотренных договором аренды.

10. Передача имущества, находящегося в собственности муниципального района, в безвозмездное пользование.

10.1. Имущество, находящееся в собственности муниципального района, может быть передано в безвозмездное пользование:

1) муниципальным предприятиям;

2) благотворительным организациям для осуществления благотворительной деятельности;

3) некоммерческим организациям, оказывающим помощь социально незащищенным категориям населения муниципального района (пенсионерам, инвалидам, детям);

4) органам территориального общественного самоуправления муниципального района;

5) иным некоммерческим организациям, в том числе федеральным и муниципальным учреждениям для осуществления видов деятельности, в целях которых они созданы;

6) иным лицам, установленным действующим законодательством Российской Федерации.

10.2. Передача имущества, находящегося в собственности муниципального района, в безвозмездное пользование осуществляется администрацией Нижнедевицкого муниципального района по договору безвозмездного пользования и оформляется актом приема - передачи имущества.

Заключение договоров безвозмездного пользования, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, предусмотренных статьёй 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основанием для заключения договора безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом является постановление администрации муниципального района.

10.3. Условия использования имущества, находящегося в собственности муниципального района и передаваемого в безвозмездное пользование, определяются договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом, заключаемым администрацией Нижнедевицкого муниципального района в соответствии с гражданским законодательством.

10.4. Для получения имущества, находящегося в собственности муниципального района, в безвозмездное пользование лица, указанные в подпунктах 1)-6) пункта 10 подпункта 10.1. Порядка, представляют в администрацию муниципального района:

1) заявление о предоставлении имущества, находящегося в собственности муниципального района, в безвозмездное пользование;

2) копии учредительных документов;

3) обоснование целесообразности передачи имущества, находящегося в собственности муниципального района, в безвозмездное пользование с указанием предполагаемых направлений использования передаваемого имущества.

10.5. Ссудополучатель не вправе распоряжаться переданным ему имуществом, в том числе предоставлять его в аренду или в безвозмездное временное пользование, а также передавать свои права и обязанности по договору другому лицу.

10.6. Ссудополучатель обязан поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, а также нести все расходы на его содержание.

10.7. Администрация Нижнедевицкого муниципального района осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению имущества, переданного в безвозмездное пользование, в порядке, предусмотренном подпунктами 9.23 и 9.24 пункта 9 настоящего Порядка.

11. Списание имущества, находящегося в собственности Нижнедевицкого муниципального района

11.1. Стоимость имущества, находящегося в собственности муниципального района и пришедшего в негодность вследствие морального и (или) физического износа, в результате аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и по другим причинам, подлежит списанию с балансов муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, за которыми это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

11.2. Муниципальное имущество подлежит списанию лишь в тех случаях, когда по заключению действующей в муниципальном предприятии или в муниципальном учреждении комиссии по списанию восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть в установленном порядке передано другим муниципальным предприятиям и муниципальным учреждениям, или реализовано в установленном порядке.

11.3. Списание муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями и муниципальными учреждениями, осуществляется ими после получения согласия собственника.

12. Залог муниципального имущества

12.1. Залогом муниципального имущества обеспечиваются обязательства Нижнедевицкого муниципального района, имеющие денежную оценку, а также обязательства муниципальных предприятий.

12.2. Предметом залога не может быть муниципальное имущество, ограниченное в обороте или изъятое из оборота в соответствии с федеральным законодательством.

12.3. Муниципальное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, может быть предметом залога после его изъятия в порядке, предусмотренным подпунктами 6.8 и 6.9 пункта 6 настоящего Порядка.

12.4. Договор залога имущества, находящегося в собственности муниципального района, в том числе имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения и оперативного управления муниципальным предприятиям, не может быть заключен в обеспечение обязательств, кредитором по которым является Нижнедевицкий муниципальный район.

12.5. Залог имущества, находящегося в собственности муниципального района и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, осуществляется на основании решения Совета народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района.

12.6. Залогодателем имущества, находящегося в собственности муниципального района и не закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, от имени Нижнедевицкого муниципального района выступает администрация Нижнедевицкого муниципального района.

12.7. Залогодателем недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального района и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями, выступает соответствующее муниципальное предприятие в случае получения согласия администрации муниципального района на передачу имущества в залог.

13. Учет муниципального имущества

13.1. Муниципальное имущество, за исключением средств бюджета муниципального района, подлежит обязательному учету в реестре.

13.2. В реестре муниципального имущества Нижнедевицкого муниципального района учитывается все недвижимое имущество, включая земельные участки, транспортные средства, а также движимое имущество стоимостью свыше 100000 руб. за единицу.

13.3. Основаниями для внесения в реестр и исключения из него имущества, находящегося в собственности муниципального района, являются:

1) свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество;

2) решение Совета народных депутатов муниципального района;

3) постановления и распоряжения администрации муниципального района;

4) договоры купли - продажи, мены или документы об иной сделке и акты приема - передачи имущества в муниципальную собственность;

5) решения суда, в том числе в случаях принудительного обращения имущества в собственность муниципального района;

6) иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

13.4. Ведение реестра осуществляется в электронном виде и включает в себя ведение муниципальной базы данных. Ведение муниципальной базы данных означает занесение в нее объектов учета и данных о них, обновление данных об объектах учета и их исключение из указанной базы данных при изменении формы собственности. Данные об объектах учета, исключаемые из баз данных, переносятся в архив с указанием основания для исключения.

13.5. Учет имущества, находящегося в собственности муниципального района, включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющих отличить его от других объектов.

13.6. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается индивидуальный реестровый номер, который при переносе данных об объекте учета в архив повторно не используется.

13.7. Имущество не принимается на учет в случае, если установлено, что имущество не принадлежит муниципальному району.

13.8. Информация об объектах учета, содержащаяся в реестре, предоставляется любым заинтересованным в ее получении лицам путем выдачи выписки из реестра. Предоставление информации об объектах учета, содержащейся в реестре, является бесплатной.

13.9. Информация об объектах учета предоставляется администрацией Нижнедевицкого муниципального района по письменному заявлению при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, а представителем юридического лица - документов, подтверждающих полномочия представителя на получение информации, а также документов, подтверждающих регистрацию юридического лица. Юридическому лицу, владеющему имуществом, находящимся в собственности муниципального района, по его запросу предоставляется информация о лицах, получивших сведения о его объекте учета.

14. Контроль за деятельностью по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Нижнедевицкого муниципального района

14.1. Совет народных депутатов Нижнедевицкого муниципального района самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за исполнением настоящего Порядка.

14.2. Администрация Нижнедевицкого муниципального района принимает меры по устранению нарушений порядка управления имуществом, находящимся в собственности муниципального района, осуществляет проверки правомерности и эффективности его использования. Администрация Нижнедевицкого муниципального района обеспечивает своевременное и полное внесение платежей за пользование этим имуществом.

Для выполнения этих функций администрация Нижнедевицкого муниципального района вправе создавать рабочие группы для проведения проверок законности и эффективности использования указанного имущества, запрашивать и получать от владельцев и пользователей, органов технической инвентаризации необходимую информацию, проводить осмотры указанного имущества, составлять акты по результатам проверок.

14.3. Администрация Нижнедевицкого муниципального района обязана ежегодно представлять главе муниципального района отчет о своей работе, содержащий сведения о состоянии имущества, находящегося в собственности муниципального района, его регистрации, приобретении, отчуждении и иных вопросах своей деятельности в отношении указанного имущества.

14.4. Должностные лица органов местного самоуправления муниципального района, принявшие решения, противоречащие федеральному законодательству и нормативным правовым актам муниципального района, в результате которых имуществу причинен материальный ущерб, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

14.5. Руководители муниципальных предприятий и муниципальных учреждений несут ответственность за сохранность и эффективность использования имущества, находящегося в собственности муниципального района и закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в рамках федерального законодательства и трудового договора с руководителем.

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать