Основная информация

Дата опубликования: 19 апреля 2006г.
Номер документа: В200604252
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0604252

В200604252

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.11.2007, N 11, СТР. 4, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

19.04.2006 N ГКПИ06-105

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 МАРТА 2003 Г.

N 12; НГР:В0300531 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ МИНИМУМА

НЕОБХОДИМЫХ РАБОТ (УСЛУГ), ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ

В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАБАСТОВОК В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (ФИЛИАЛАХ,

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ), ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ

СВЯЗАНА С БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

ИХ ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ

ОБЩЕСТВА" ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ

(Извлечение)

Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 12; НГР:В0300531 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества" (далее - Приказ).

В заявлении указано, что оспариваемый Приказ издан с нарушением положений ст. 412 ТК РФ; НГР:Р9303342 и постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 901; НГР:Р0205930 "О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах".

Незаконность Приказа состоит в том, что Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, разработан и утвержден без участия Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, который является общероссийским профессиональным союзом, действовавшим на федеральном железнодорожном транспорте и продолжающим действовать в ОАО "Российские железные дороги".

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что оспариваемый Приказ лишил Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников права на участие в согласовании названного Перечня.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации ссылались на то, что оспариваемый Приказ не нарушает прав Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников и не содержит норм, противоречащих трудовому законодательству Российской Федерации.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации утверждала, что на момент государственной регистрации оспариваемого Приказа изменения в уставе Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, касающиеся его общероссийского статуса, зарегистрированы не были.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев 19 апреля 2006 г. дело по первой инстанции, заявление Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников удовлетворила по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 412 ТК РФ перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названного положения Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2002 г. N 901; НГР:Р0205930 утвердило Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах (далее - Правила).

В пп. 2-6 Правил предусматривается, что перечень минимума необходимых работ (услуг) в каждой отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах (далее - перечень работ) разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, с участием всех действующих в этой отрасли (подотрасли) экономики общероссийских профессиональных союзов и объединений работодателей. Перечень работ направляется федеральным органом исполнительной власти в профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти. Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников. Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается федеральным органом исполнительной власти.

При рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 412 ТК РФ; НГР:Р9303342 и вышеприведенных положений Правил Министерство путей сообщения Российской Федерации разработало и утвердило Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, без участия Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, являющегося общероссийским профессиональным союзом, действующим на железнодорожном транспорте.

Доводы в заявлении о том, что Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников является общероссийским профессиональным союзом, действующим на железнодорожном транспорте, подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Так, из копии свидетельства о регистрации общественного объединения, выданного 31 декабря 1999 г. Министерством юстиции Российской Федерации, следует, что заявитель уже на тот момент являлся общероссийским профсоюзом.

Из копии свидетельства о государственной регистрации общественного объединения видно, что запись о создании Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, являющегося общероссийским профсоюзом, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 29 апреля 2003 г.

Имеющаяся в деле копия устава Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников подтверждает тот факт, что данный профсоюз действует на предприятиях железнодорожного транспорта, предприятиях метрополитена, предприятиях промышленного железнодорожного транспорта, а также других предприятиях железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации.

Также установлено, что о наличии у заявителя статуса общероссийского профсоюза Министерству путей сообщения Российской Федерации было известно еще в мае 2000 г., когда данное Министерство обращалось в Министерство юстиции Российской Федерации по вопросу регистрации устава Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников.

Тем не менее упомянутый Перечень Министерством путей сообщения Российской Федерации в Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников на согласование не направлялся.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ заявление Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников удовлетворила: признала недействующим приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 12; НГР:В0300531 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества".

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 6 июля 2006 г. оставила решение без изменения.

[введено: 05.12.2007 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 14.12.2007 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2007 Стр. 4
Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.170 Трудовые споры, 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.030 Железнодорожный транспорт (см. также 200.100.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать