Основная информация

Дата опубликования: 19 августа 1998г.
Номер документа: В199805524
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<5>

В199805524

В199805524

<5>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

19.08.98 N ГКПИ 98-284

[О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ (НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ)

ПРИКАЗОВ КОМИТЕТА РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ N 228

ОТ 29.12.1995, N 52 ОТ 26.03.1996, N 226 ОТ

24.12.1996, МИНСЕЛЬХОЗА РФ N 195 ОТ 13.04.1998]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   судьи Верховного Суда Российской Федерации          Кебы Ю.Г.,

   при секретаре                                     Ильине А.Ю.,

   с участием прокурора                           Харланова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Межрегионального общественного объединения "Ассоциация морских лоцманов России" о признании недействительными Приказов Комитета Российской Федерации по рыболовству N 228 от 29.12.95, N 52 от 26.03.96, N 226 от 29.12.96, Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 195 от 13.04.98, установил:

Межрегиональное общественное объединение "Ассоциация морских лоцманов России" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просило признать недействительными Приказы Комитета Российской Федерации по рыболовству N 228 от 29.12.95 "Об утверждении перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, подлежащих лицензированию, и Инструкции по лицензированию промышленного рыболовства и рыбоводства", N 52 от 26 марта 1996 г. "Об изменении и дополнении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, подлежащих лицензированию", N 226 от 24.12.96 "О внесении изменений и дополнений в Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, подлежащих лицензированию", Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 195 от 13.04.98 "Об утверждении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию".

В обоснование заявленных требований указывали, что перечисленные Приказы приняты с нарушением действующего законодательства, в том числе не прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ, в связи с чем не подлежат применению.

Кроме того, при издании приказов Комитет Российской Федерации по рыболовству и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ вышли за пределы своих полномочий, поскольку включили в лицензируемый вид деятельности перевозочную, транспортно экспедиторскую и другую деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса на морском, внутреннем транспорте, которая должна лицензироваться в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.93 N 840 "О лицензировании перевозочной, транспортно - экспедиторской, брокерской и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте" и Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 641 Министерством транспорта Российской Федерации.

В судебном заседании представители МОО "Ассоциация морских лоцманов России" - Быстров А.И., Егоркин В.И., Макаров И.А. поддержали жалобу.

Представители заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - Кац Е.С., Готовчиц И.Р., Степанова П.Г. возражали против заявления и пояснили, что перечисленные Приказы не подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, поскольку Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 967 "Об утверждении положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства" на Комитет РФ по рыболовству (ныне департамент Минсельхозпрода России) возложена обязанность утверждения видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству. Данными Приказами раскрыты термины промышленного рыболовства и рыбоводства, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Заинтересованное лицо представитель Министерства юстиции РФ Обушенко Л.А. пояснила, что обжалуемые Приказы представлялись Комитетом РФ по рыболовству и Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ в Министерство юстиции РФ на государственную регистрацию, однако Министерство юстиции РФ отказало в данной регистрации в связи с несоответствием их действующему законодательству.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Харланова А.В., полагавшего жалобу удовлетворить, Верховный Суд РФ приходит к следующему.

Согласно части третьей пункта первого ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству от 29 декабря 1995 г. N 228 с дополнениями и изменениями к нему, внесенными Приказами от 26 марта 1996 г. N 52 и от 24 декабря 1996 г. N 226, а также Приказ Минсельхозпрода России N 195 от 13 апреля 1998 г. приняты на основании поручения Правительства РФ от 26 сентября 1998 г. N 967, т.е. в нарушение части третьей пункта первого ст. 49 ГК РФ, предусматривающей введение вида лицензируемой деятельности только на основании закона. В данном случае перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, установлен на основании Постановления Правительства РФ.

Ссылка на то, что перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, воспроизведенный в оспариваемых Приказах, является раскрытием термина промышленного рыбоводства и рыболовства, установленного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 (принятого до введения в действие ГК РФ), несостоятельна, т.к. в оспариваемых Приказах дается не расшифровка (раскрытие) термина промышленного рыболовства и рыбоводства, а установлены виды деятельности, на которые требуется специальное разрешение (лицензия).

Таким образом, оспариваемые Приказы нельзя признать соответствующими действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах Центральных органов государственного управления Российской Федерации" и п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Оспариваемые Приказы об установлении лицензируемых видов деятельности носят нормативный характер, рассчитаны на неоднократное применение, касаются неопределенного круга лиц, затрагивают права и свободы граждан и организаций, поэтому на основании названных выше Указов Президента РФ подлежали государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Поскольку обжалуемые Приказы не прошли регистрацию в Минюсте РФ, а это обстоятельство подтверждается объяснениями представителя Минюста РФ и не оспаривается представителями Минсельхозпрода России, то они не могут быть признаны законными и по этому основанию.

При таком положении суд считает, что оспариваемые Приказы не могут быть законными и действующими в какой бы то ни было части.

Суд также принимает во внимание, что на основании Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия N 514 от 17 августа 1998 г. Приказы Комитета Российской Федерации по рыболовству N 228 от 29.12.95, N 52 от 26.03.96, N 226 от 24.12.96 и Приказ Минсельхозпрода России N 195 от 13.04.98 признаны утратившими силу.

Так как по изложенным мотивам обжалуемые Приказы не могут влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, суд не считает необходимым проверять доводы заявителей о необоснованности лицензирования деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Руководствуясь ст. ст. 191, 197, 231, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Приказы Комитета Российской Федерации по рыболовству N 228 от 29.12.95 "Об утверждении перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, подлежащих лицензированию, и Инструкции по лицензированию промышленного рыболовства и рыбоводства", N 52 от 26.03.96 "Об изменении и дополнении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, подлежащих лицензированию", N 226 от 24 декабря 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, подлежащих лицензированию", Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ N 195 от 13 апреля 1998 г. "Об утверждении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию" признать незаконными (недействующими).

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Судья Верховного Суда

Ю.Г.КЕБА

[отформатировано: 14.06.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.010 Общие положения, 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.060.000 Охрана и использование животного мира (см. также 200.150.030), 110.060.060 Виды пользования животным миром (см. также 030.090.080), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать