Основная информация

Дата опубликования: 20 мая 1999г.
Номер документа: В199903319
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199903319

В199903319

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

20.05.99 N ГКПИ 99-216

[По делу о признании "Правил пользования электрической

энергией", утвержденных Приказом Министерства энергетики

и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. N 310,

утратившими силу с 1 марта 1991 г.]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   председательствующего - судьи

   Верховного Суда Российской Федерации            Редченко Ю.Д.,

   при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,

   с участием прокурора                           Корягиной Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Альтернатива" в интересах потребителей о признании "Правил пользования электрической энергией", утвержденных Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. N 310, утратившими силу с 1 марта 1991 г.,

                           установил:

общественная организация "Общество защиты прав потребителей "Альтернатива" обратилась в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемые "Правила пользования электрической энергией" не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а поэтому в силу ч. 3 ст. 115 Конституции РФ не подлежат применению.

Данные Правила должны быть признаны недействующими с 1 марта 1991 г., поскольку согласно заключению Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. N 12 все неопубликованные нормативные акты к указанному дню, затрагивающие права и свободы граждан, считаются утратившими силу.

В судебное заседание представитель заявителя не явился. О дне рассмотрения дела в суде заявитель извещен своевременно. Из поступившего от него письма следует, что он не возражает против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.

Представитель Минтопэнерго РФ (правопреемника Министерства энергетики и электрификации СССР) Гапоненко Г.А. с предъявленным требованием не согласилась и пояснила, что оспариваемые Правила Правительством РФ признаны действующими на территории РФ до принятия новых Правил.

Данные Правила применяются в Российской Федерации в части, не противоречащей действующему законодательству РФ.

Что касается их опубликования, то они в соответствии с установленным на то время порядком были опубликованы издательством "Энергоиздат" и выпущены в виде отдельной брошюры тиражом 200 тыс. экземпляров, которые были разосланы в книжные магазины для свободной продажи. Считает, что оспариваемые Правила были в установленном на то время порядке доведены до всеобщего сведения и оснований для признания их утратившими силу не имеется.

Выслушав объяснения представителя Минтопэнерго РФ Гапоненко Г.А., обсудив доводы заявления, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Корягиной Л.Л., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Как установлено судом, оспариваемые заявителем Правила утверждены Министерством энергетики и электрификации СССР 6 декабря 1981 г. и введены в действие с 1 января 1982 г. В этом же 1982 г. издательством "Энергоиздат" Правила были выпущены в виде отдельной брошюры тиражом 200 тыс. экземпляров и направлены для реализации в книжные магазины, т.е. они фактически были опубликованы и доведены до всеобщего сведения в установленном на то время порядке.

Действие данных Правил на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" подтверждено Правительством РФ, и после принятия Комитетом конституционного надзора СССР заключения от 29 ноября 1990 г. N 12 их действие по указанным в нем основаниям Правительством РФ не приостановлено.

Такое право Правительства РФ закреплено в указанном выше Законе, и никакой орган Союза ССР не вправе был разрешать вопросы о том, какие правовые акты Союза ССР продолжают свое действие либо утрачивают силу на территории Российской Федерации, в том числе и Комитет конституционного надзора СССР, на заключение которого ссылается заявитель.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя Минтопэнерго РФ Гапоненко Г.А. и другими материалами дела.

Факт издания указанных Правил отдельным тиражом в 1982 г. не оспаривается по существу и самим заявителем.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания утратившими силу оспариваемых Правил с 1 марта 1991 г. не имеется.

Довод заявителя о том, что указанные выше Правила не были опубликованы для всеобщего сведения, как это предусмотрено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в официальном порядке (официальных изданиях) не может быть принят во внимание, поскольку оспариваемые Правила утверждены задолго до принятия Конституции РФ и по существу доведены до всеобщего сведения в установленном на то время порядке, в связи с чем у суда нет оснований полагать, что они приняты с нарушением требований ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Кроме того, предусмотренное названной выше нормой Конституции требование о необходимости официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, по мнению суда, распространяются лишь на нормативные правовые акты, введенные в действие после принятия названной выше Конституции РФ.

Согласно п. 2 заключительных и переходных положений Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

Из этого следует, что Конституция РФ не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов на территории РФ с официальным их опубликованием и не распространяет на них содержащиеся в ее ч. 3 ст. 15 требования об этом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                             решил:

заявление общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Альтернатива" о признании утратившими силу с 1 марта 1991 г. "Правил пользования электрической энергией", утвержденных Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. N 310, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д. РЕДЧЕНКО

[отформатировано: 19.11.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.010.000 Промышленность, 090.010.070 Энергетика

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать