Основная информация
Дата опубликования: | 20 августа 1998г. |
Номер документа: | В199804664 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199804664
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
20.08.98 N ГКПИ 98-371
[Заявление о признании недействительными некоторых
постановлений Правительства РФ, касающихся платы
за пользование объектами животного мира,
оставлено без удовлетворения]
Верховный Суд Российской Федерации в лице
судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масоловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 1998 г. гражданское дело по заявлению Матвейчука Сергея Павловича о признании недействительными пунктов 1 - 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251", установил:
Матвейчук С.П. обратился в суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1-3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251", ссылаясь на то, что плата за пользование объектами животного мира по своему характеру является федеральным налогом, который Правительство Российской Федерации, как орган исполнительной власти, вводить не вправе.
В судебном заседании Матвейчук С.П. и его представитель Миньков С.И. заявленные требования поддержали.
Представители Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Тихонов А.А. и Асланов Л.А. против удовлетворения требований Матвейчука С.П. возражают.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление Матвейчука С.П. оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных Матвейчуком С.П. требований.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду и установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статьи 42 и 58).
Вопросы владения, пользования распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности пунктами "в" и "г" ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими положениями Конституции Российской Федерации и с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 57 Конституции Российской Федерации, в законодательном порядке установлена платность использования природных ресурсов.
Статьей 20 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено, что платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия (часть 1);
животный мир входит в состав природных ресурсов, используемых за плату (часть 2);
порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации (часть 5).
Довод заявителя о том, что сбор за пользование объектами животного мира является разновидностью федерального налога, является обоснованным, но утверждение Матвейчука С.П. о том, что этот налог установлен подзаконным нормативным актом Правительства Российской Федерации, а не законом, убедительным быть признано не может.
Платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и в муниципальные бюджеты в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, установлены в качестве федерального налога Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пункт "и" ст.19).
Особенности пользования объектами животного мира и платы за этот вид природопользования установлены Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", в статье 35 которого указано на то, что пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания в соответствии с ч.4 ст.34 настоящего Федерального закона предоставляется за плату, размеры которой устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" и от 15 ноября 1997 г. N 1433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251" соответствуют ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст.20 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и ст.35 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"; оснований для признания этих Постановлений незаконными нет.
Отказывая в удовлетворении заявленных Матвейчуком С.П. требований, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что самими Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 и от 15 ноября 1997 г. N 1433 плата за пользование объектами животного мира не вводилась. В этих Постановлениях в соответствии с федеральным законодательством лишь определены верхний и нижний пределы ставок сборов за пользование объектами животного мира, а сама плата за использование природных ресурсов, к которым относятся и объекты животного мира, введена указанными федеральными законами. Конкретные ставки платежей за пользование объектами животного мира в соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" принят с нарушением ст.57 и п."б" ст.106 Конституции Российской Федерации, поскольку он не рассматривался Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, при рассмотрении настоящего дела о признании недействительным нормативного акта Правительства Российской Федерации, подведомственного суду общей юрисдикции, во внимание быть принят не может.
Руководствуясь ст.ст.191-197, 203, 231-232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
заявление Матвейчука Сергея Павловича о признании недействительными пунктов 1-3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251" оставить без удовлетворения.
Решение суда обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
[отформатировано 07.05.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199804664
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
20.08.98 N ГКПИ 98-371
[Заявление о признании недействительными некоторых
постановлений Правительства РФ, касающихся платы
за пользование объектами животного мира,
оставлено без удовлетворения]
Верховный Суд Российской Федерации в лице
судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масоловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 1998 г. гражданское дело по заявлению Матвейчука Сергея Павловича о признании недействительными пунктов 1 - 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251", установил:
Матвейчук С.П. обратился в суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1-3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251", ссылаясь на то, что плата за пользование объектами животного мира по своему характеру является федеральным налогом, который Правительство Российской Федерации, как орган исполнительной власти, вводить не вправе.
В судебном заседании Матвейчук С.П. и его представитель Миньков С.И. заявленные требования поддержали.
Представители Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Тихонов А.А. и Асланов Л.А. против удовлетворения требований Матвейчука С.П. возражают.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление Матвейчука С.П. оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных Матвейчуком С.П. требований.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду и установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статьи 42 и 58).
Вопросы владения, пользования распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности пунктами "в" и "г" ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими положениями Конституции Российской Федерации и с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 57 Конституции Российской Федерации, в законодательном порядке установлена платность использования природных ресурсов.
Статьей 20 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено, что платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия (часть 1);
животный мир входит в состав природных ресурсов, используемых за плату (часть 2);
порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации (часть 5).
Довод заявителя о том, что сбор за пользование объектами животного мира является разновидностью федерального налога, является обоснованным, но утверждение Матвейчука С.П. о том, что этот налог установлен подзаконным нормативным актом Правительства Российской Федерации, а не законом, убедительным быть признано не может.
Платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и в муниципальные бюджеты в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, установлены в качестве федерального налога Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пункт "и" ст.19).
Особенности пользования объектами животного мира и платы за этот вид природопользования установлены Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", в статье 35 которого указано на то, что пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания в соответствии с ч.4 ст.34 настоящего Федерального закона предоставляется за плату, размеры которой устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" и от 15 ноября 1997 г. N 1433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251" соответствуют ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст.20 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и ст.35 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"; оснований для признания этих Постановлений незаконными нет.
Отказывая в удовлетворении заявленных Матвейчуком С.П. требований, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что самими Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 и от 15 ноября 1997 г. N 1433 плата за пользование объектами животного мира не вводилась. В этих Постановлениях в соответствии с федеральным законодательством лишь определены верхний и нижний пределы ставок сборов за пользование объектами животного мира, а сама плата за использование природных ресурсов, к которым относятся и объекты животного мира, введена указанными федеральными законами. Конкретные ставки платежей за пользование объектами животного мира в соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" принят с нарушением ст.57 и п."б" ст.106 Конституции Российской Федерации, поскольку он не рассматривался Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, при рассмотрении настоящего дела о признании недействительным нормативного акта Правительства Российской Федерации, подведомственного суду общей юрисдикции, во внимание быть принят не может.
Руководствуясь ст.ст.191-197, 203, 231-232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
заявление Матвейчука Сергея Павловича о признании недействительными пунктов 1-3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1251" оставить без удовлетворения.
Решение суда обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
[отформатировано 07.05.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.060.000 Охрана и использование животного мира (см. также 200.150.030), 110.060.060 Виды пользования животным миром (см. также 030.090.080), 110.060.100 Разрешение споров в области охраны и использования животного мира. Ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: