Основная информация

Дата опубликования: 21 сентября 2000г.
Номер документа: В200007068
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0007068

В200007068

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 5, СТР. 6, 2001г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                            21.09.2000

[Признан недействительным п.1 постановления

Правительства Российской Федерации

от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах

по реализации Федерального закона "О государственных

долговых товарных обязательствах" (со дня издания)

в части погашения государственной задолженности

перед владельцами целевых чеков с правом

приобретения легковых автомобилей в 1992 году

в отношении прав владельцев целевых чеков

на приобретение автомобилей марки "ВАЗ"]

(извлечение)

Председатель добровольной общественной организации (ДОО) "Полюс холода" Н. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействительным п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и недействительными распоряжений Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 189-р, от 30 декабря 1998 г. N 1905-р, от 19 января 2000 г. N 84-р.

Как пояснил в суде Н., Сбербанк СССР и Минторг СССР 29 июля 1988 г. за N 41, 136 издали совместный приказ об утверждении Правил приема учреждениями Сберегательного банка СССР целевых вкладов на приобретение автомобилей в целях предоставления преимуществ в приобретении легковых автомобилей рабочим и служащим важнейших народно-хозяйственных строек и объектов.

После заключения договоров между учреждениями Сберегательного банка СССР и работниками предприятий ежемесячно с заработной платы работников перечислялись на целевые счета взносы в зависимости от модели автомобиля и срока накопления вклада 3-4-5 лет.

По накоплении необходимых сумм для приобретения автомобилей учреждения банка выдавали в 1991 - 1994 гг. целевые чеки на приобретение автомобилей.

Чтобы упорядочить погашение целевых чеков, вкладов на автомобили, 1 июня 1995 г. принят Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах".

17 июля 1997 г. Правительство Российской Федерации издало постановление N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах", п. 1 которого, по мнению Н., нарушаются права владельцев целевых чеков на приобретение автомобилей марки "ВАЗ" и которое противоречит требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 33 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах".

В одностороннем порядке Правительство Российской Федерации изменило условия ранее заключенных договоров, предусмотрев в постановлении выдачу автомобилей, не указанных в договорах с владельцами целевых вкладов, а именно только автомобилей "Москвич" или выплату денежной компенсации не выше стоимости автомобиля "Москвич", несмотря на то, что стоимость автомобиля марки "ВАЗ", кроме одной модели, дороже.

Представители заинтересованного лица - Правительства Российской Федерации возражали против удовлетворения заявления, считая, что упомянутое постановление Правительства Российской Федерации не противоречит действующему законодательству и принято в пределах его полномочий.

Вышеупомянутые распоряжения Правительства Российской Федерации предусматривают погашение Минфином России государственной задолженности перед владельцами целевых расчетных чеков с правом приобретения автомобилей в пределах средств, предусмотренных Федеральными законами о федеральном бюджете на 1998, 1999 и 2000 гг.

Верховный Суд РФ 21 сентября 2000 г. заявление удовлетворил частично, указав следующее.

В соответствии с п. 1 названного постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. No. 888 погашение государственной задолженности перед владельцами целевых чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1992 году по их желанию определено путем выдачи легковых автомобилей марки "Москвич" в 1997 году или выплаты денежной компенсации (не выше стоимости автомобиля марки "Москвич") в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 1997 год. Выдача автомобилей марки "Москвич" владельцам чеков на приобретение автомобилей более дешевых марок производится при условии оплаты ими разницы между стоимостью автомобиля марки "Москвич" и автомобилями марок, указанных в целевых чеках.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2000 г., долговые обязательства бывшего Союза ССР включены в государственный долг Российской Федерации только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Из содержания данной нормы не следует, что долговые обязательства бывшего Союза ССР в виде товарных обязательств перед владельцами целевых чеков на право получения автомобилей в 1991 1992 гг. подлежат включению в государственный долг Российской Федерации не в полном объеме.

Государственные долговые товарные обязательства в виде целевых чеков на приобретение автомобилей являются внутренним государственным долгом Российской Федерации.

Правовое регулирование их установлено Федеральным законом "О государственных долговых товарных обязательствах".

В силу ст. 2 названного Федерального закона обязательства в виде целевых чеков на приобретение автомобилей перед гражданами Российской Федерации, другими лицами, заключившими их на территории Российской Федерации, их законными наследниками подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах" в ст. 3 предусмотрел разработку Государственной программы погашения в 1995 - 1997 гг. внутреннего государственного долга Российской Федерации, исходя из принципа его полной компенсации.

В данной Программе должны быть определены удобные для граждан условия погашения государственных долговых товарных обязательств, в том числе по их выбору: предоставление товаров, обусловленных в облигациях государственных целевых беспроцентных займов, целевых чеках на приобретение легковых автомобилей, целевых вкладах на приобретение легковых автомобилей, обязательствах государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции; выкуп государственных долговых товарных обязательств по сложившимся на момент исполнения потребительским ценам; зачет задолженности государства при приватизации государственного имущества; взаимозачет при наличии встречных обязательств гражданина перед государством; перевод задолженности в государственные ценные бумаги, в том числе обеспеченные валютой, золотом, перевод задолженности во вклады граждан в государственные пенсионные, страховые медицинские фонды и другие.

Как установлено в судебном заседании объяснениями заявителя и представителей заинтересованного лица, эта Программа не принята. Правительство Российской Федерации издало постановление от 16 января 1996 г. N 33 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и постановление от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах".

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. N 888 установлен порядок погашения государственной задолженности перед владельцами целевых чеков с правом приобретения автомобилей в 1992 году.

Данный порядок предусматривает выдачу владельцам целевых чеков легковых автомобилей марки "Москвич" или выплату денежной компенсации (не выше стоимости автомобиля марки "Москвич").

Владельцам чеков на приобретение автомобилей более дешевых марок выдача автомобилей марки "Москвич" производится при условии оплаты ими разницы между стоимостью автомобиля марки "Москвич" и автомобилями марок, указанных в целевых чеках.

Между тем на моменты принятия упомянутого постановления и рассмотрения дела в суде стоимость автомобиля марки "ВАЗ" оказалась выше стоимости автомобиля марки "Москвич".

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В целевых расчетных чеках с правом приобретения автомобилей в 1992 году указано, что чек действителен для уплаты за автомобиль ВАЗ.

Ссылки представителей Правительства Российской Федерации на то, что оспариваемое постановление издано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 1996 г. N 979 "О государственной поддержке акционерного общества "Москвич" (с изменениями от 14 ноября 1997 г.), являются несостоятельными. Из содержания данного нормативного акта следует, что он принят в целях государственной поддержки мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке акционерного общества "Москвич" и Правительству Российской Федерации поручено выделение в 1996 году АО "Москвич" денежных сумм за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для погашения государственных долговых товарных обязательств перед владельцами целевых чеков на право получения автомобилей в 1991 - 1992 гг.

Однако это не означает отказ государства от исполнения обязательств перед владельцами целевых чеков на приобретение автомобилей определенной марки и несоблюдение принципа полной компенсации, которые предусмотрены действующим законодательством.

Учитывая, что положения п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. N 888 в отношении прав владельцев целевых чеков на приобретение автомобилей марки "ВАЗ" не соответствуют действующему законодательству и нарушают права граждан, заявление подлежит удовлетворению в этой части.

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 189-р, от 30 декабря 1998 г. N 1905-р, от 19 января 2000 г. N 84-р содержат указания Минфину России о погашении государственной задолженности перед владельцами целевых чеков в 1998, 1999, 2000 гг. и не нарушают прав граждан, поэтому заявленные требования о признании недействительными названных распоряжений не подлежат удовлетворению.

Верховный Суд РФ заявление председателя ДОО "Полюс холода" Н. удовлетворил частично: признал недействительным п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" (со дня его издания) в части погашения государственной задолженности перед владельцами целевых чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1992 году в отношении прав владельцев целевых чеков на приобретение автомобилей марки "ВАЗ".

Заявление о признании недействительными распоряжений Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 189-р, от 30 декабря 1998 г. N 1905-р, от 19 января 2000 г. N 84-р оставлено без удовлетворения.

В кассационном порядке 24 октября 2000 г. это решение оставлено без изменения.

[отформатировано: 12.09.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

[проверено: 26.09.2001 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 5 от 21.09.2000 Стр. 6
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.100.010 Понятие и стороны обязательств. Перемена лиц в обязательстве, 030.100.020 Исполнение обязательств, 030.100.040 Ответственность за нарушение обязательств, 030.110.000 Общие положения о договоре, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать