Основная информация
Дата опубликования: | 21 декабря 1999г. |
Номер документа: | В199906210 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<5>
В199906210
В199906210
<5>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
21.12.99 N ВКПИ 99-025
[О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ ПЕРТЯКОВА В.Ф.]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда РФ, генерал - майора юстиции Петроченкова А.Я., при секретаре лейтенанте юстиции Нечаеве С.В., с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры, полковника юстиции Осипова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Пертякова Владимира Федоровича на Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет" и разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, исх. N 180/3/843 от 21 декабря 1998 года, и Финансово - экономического управления ВМФ, исх. N 719/4-4300 от 30 декабря 1998 года, установил:
Пертяков В.Ф. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставил вопрос о признании незаконными Приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет", разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, исходящий N 180/3/843 от 21 декабря 1998 года, и Финансово - экономического управления ВМФ, исходящий N 719/4-4300 от 30 декабря 1998 года.
В обоснование своих доводов Пертяков В.Ф. утверждает, что данные Приказ и разъяснения не соответствуют следующим нормативным правовым актам: Конституции РФ, Федеральным законам "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", Постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" и от 11 июня 1987 г. N 665 "О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование", Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)", Закону СССР от 30 июня 1987 года "О государственном предприятии (объединении)", Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование".
Представители ответчиков Министерства обороны РФ и Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ Пасторнак Н.Д. и Финансово - экономического управления ВМФ Штурмин А.Г. возражали против удовлетворения жалобы.
Заслушав в судебном заседании объяснения Пертякова В.Ф., представителей Министра обороны, начальника Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, начальника Финансово экономического управления ВМФ РФ Пасторнака Н.Д. и Штурмина А.Г., исследовав имеющиеся в деле и представленные сторонами другие доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении жалобы Пертякову В.Ф. отказать, Верховный Суд находит, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В жалобе Пертяков В.Ф. утверждает, что Министр обороны СССР не имел права издавать Приказ N 0303 от 9 ноября 1988 года, поскольку это противоречит следующим нормативным актам:
- Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1987 г. N 665 "О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование";
- Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)";
- Закону СССР "О государственном предприятии (объединении)", принятому на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 30 июня 1987 года;
- Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование";
- Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование".
Такое утверждение нельзя признать состоятельным. Распространение Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" на предприятия и организации Министерства обороны СССР предусмотрено статьей 25 этого Закона, а также Постановлением Совета Министров СССР от 22 апреля 1989 г. N 313 "Об особенностях применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)". Поэтому утверждение в жалобе о том, что "...Министр обороны, введя хозрасчет в научно - исследовательских институтах Министерства обороны своим Приказом N 0303, тем самым возложил на себя функции Совета Министров", не соответствует действительности.
Кроме того, ссылка в жалобе на статью 23 указанного Закона неправомерна, поскольку статья 23 Закона относится к вновь создаваемым предприятиям, а не к уже существующим, каковыми являлись воинские части 31303 и 27177. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462 "О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности" было распространено на Министерство обороны СССР распоряжением Совета Министров СССР от 12 октября 1985 года.
Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 октября 1986 г. N 1231 "О дополнительных мерах по расширению прав научно исследовательских учреждений, конструкторских и технологических организаций промышленности в использовании фонда заработной платы" распространено на Министерство обороны СССР пунктом 3 этого Постановления.
Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введение новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" действительно не распространялось на Министерство обороны СССР, поскольку данный механизм был регламентирован вышеуказанным Постановлением СМ СССР от 30 мая 1987 г. N 616.
Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование" распространяется на Министерство обороны СССР частично в силу ссылки на это Постановление в пунктах 4 и 5 Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 7 июня 1988 г. N 353/17-62 "О порядке оплаты труда работников научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и других научных организаций министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование". Исходя из этого, ссылка в жалобе на несоответствие Приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 неправомерна, поскольку последнее и не должно было распространяться на Министерство обороны СССР в силу распространения на него Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 июня 1988 г. N 353/17-62.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" полностью распространяется на Министерство обороны СССР, поскольку в пунктах 4, 24 и 34 Постановления предусматривается перевод на хозрасчет и самофинансирование научных организаций всех министерств и ведомств без какого-либо изъятия, а утверждение в жалобе об отсутствии дополнительного согласования Министерства обороны СССР с Госпланом СССР и Госкомитетом СССР по науке и технике в силу пункта 34 Постановления не обосновано никакими доказательствами.
В жалобе также правильно указано, что решением Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно - промышленным вопросам N 251 от 4 июля 1988 года, утвердившем "Положение о договорах на создание (передачу) научно - технической продукции специального назначения", был установлен порядок применения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 1102 от 30 сентября 1987 года к предприятиям и организациям (в том числе научно исследовательским) оборонных отраслей промышленности и других отраслей народного хозяйства, именуемым в решении "приравненные организации", при этом для последних - после согласования для научных организаций министерств непроизводственной сферы между Государственной комиссией Совета Министерств СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике. Однако утверждение жалобы, что "...для научных организаций Министерства обороны СССР такого согласования не было", является необоснованным, поскольку заявителем оно не подтверждено никакими документами.
Также не обосновано утверждение в жалобе, что воинские части 31303 и 27177 "не относятся к научным организациям других отраслей народного хозяйства.., выполняющим работы по созданию научно технической продукции специального назначения". Наоборот, научная продукция воинских частей 31303 и 27177 относится к продукции специального назначения, поскольку они находятся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и разрабатывают научно техническую продукцию исключительно специального назначения.
Это также подтверждается тем, что любые решения Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно - промышленным вопросам фактически всегда распространялись на эти институты.
Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 17 июня 1988 г. N 353/17-62 "О порядке оплаты труда работников научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и других научных организаций министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" в преамбуле ссылается на Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, а в пункте 1 распространяет Постановление на научно - исследовательские институты Министерства обороны СССР, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, то есть фактически подтверждает распространение Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 на Министерство обороны СССР.
Таким образом, Министр обороны СССР имел необходимые юридические обоснования для издания с учетом пунктов 4, 24 и 34 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 организационного Приказа от 9 ноября 1988 г. N 0303 о переводе научно - исследовательских организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
При этом Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 имеет название "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование", а не только на "полный хозяйственный расчет", как акцентирует в своей жалобе Пертяков В.Ф.
Исходя из изложенного, утверждения в жалобе Пертякова В.Ф., что для воинских частей 31303 и 27177 не был установлен правовой статус и они не прошли государственную регистрацию и не стали обладать правами юридических лиц в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Федеральным законом "Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ и Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, также являются безосновательными. Воинские части 31303 и 27177 в соответствии с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" и Постановлением Совета Министров СССР "Об особенностях применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" относятся к предприятиям и организациям Министерства обороны СССР, то есть являлись государственными предприятиями федерального подчинения.
Ссылка в жалобе на то, что "Министерство обороны... не установило статус воинских частей 31303 и 27177 в соответствии со статьями 6, 33 и 31 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", не является состоятельной.
Принятие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" не изменило их организационно - правовой формы, поскольку статьей 6 "Государственное предприятие" главы 2 "Организационно - правовые формы предприятий" указанного Закона организационно - правовая форма воинских частей 31303 и 27177, а именно, государственное предприятие, была сохранена. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что имущество этих предприятий образуется за счет бюджетных ассигнований и может передаваться в хозяйственное ведение предприятий, что соответствовало условиям фактического перевода этих институтов на хозяйственный расчет и самофинансирование.
При этом ссылка в жалобе на статьи 33 и 34 указанного Закона РСФСР безосновательна, поскольку эти статьи относятся к вновь учреждаемым предприятиям, каковыми воинские части 31303 и 27177 не являются.
Также нельзя согласиться со ссылкой в жалобе на абзац 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", поскольку она относится к "...созданию юридических лиц после официального опубликования части первой Кодекса...", в то время как воинские части 31303 и 27177 уже существовали в качестве юридических лиц на этот момент. К ним полностью применим пункт 6 статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ о том, что к созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, ...применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. При этом юридический статус, права и ответственность в рамках их ранее установленных организационно - правовых форм "Предприятие, переведенное на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" и "Государственное предприятие" по ранее действовавшим законодательным актам СССР и РСФСР соответствуют приведенным выше в Законе Российской Федерации N 52-ФЗ.
Не соответствует действительности и утверждение заявителя о том, что войсковые части 31303 и 27177 не имеют государственной регистрации, то есть не обладают правами юридического лица. Согласно "Свидетельству о государственной регистрации войсковой части 27177" она зарегистрирована решением Регистрационной палаты мэрии Санкт - Петербурга N 15914 от 24 февраля 1995 года, о чем в книге регистрации сделана запись под N 11181, а войсковая часть 31303 получила "Свидетельство о государственной регистрации", зарегистрированное решением Регистрационной палаты мэрии Санкт Петербурга N 20340 от 22 июня 1995 года, о чем в книге регистрации сделана запись под N 14394.
Что же касается утверждения заявителя о том, что Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, а также Приказ МО СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 изданы в СССР и не должны действовать в Российской Федерации, то с ним нельзя согласиться, поскольку Верховным Советом РСФСР 7 мая 1992 года законодательно закреплено, что впредь, до издания соответствующих законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов РФ, действуют законы СССР, постановления Правительства СССР и другие нормативные акты в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Поскольку Правительство Российской Федерации не отменило Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, то оно действует в части, не противоречащей законодательству и иным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, действия Министра обороны, связанные с изданием Приказа от 9 ноября 1988 г. N 0303, являются правомерными.
Более того, это полностью соответствует и принятым позже Законам Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1 и от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Утверждение в жалобе о том, что Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 не соответствует пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", юридически несостоятельно в силу того, что законодательные и иные нормативные акты действуют с момента их подписания и опубликования и их действие не может распространяться на период до их введения в действие.
Что же касается выплаты Пертякову В.Ф. квартальных премий, то по данному поводу имеются вступившие в законную силу судебные решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.1, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд решил:
в удовлетворении жалобы Пертякова Владимира Федоровича на Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 и распоряжения ГУВБиФа МО РФ от 21 декабря 1998 года и ФЭУ ВМФ от 30 декабря 1998 года - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации,
генерал - майор юстиции
А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ
[отформатировано: 15.03.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
<5>
В199906210
В199906210
<5>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
21.12.99 N ВКПИ 99-025
[О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ ПЕРТЯКОВА В.Ф.]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда РФ, генерал - майора юстиции Петроченкова А.Я., при секретаре лейтенанте юстиции Нечаеве С.В., с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры, полковника юстиции Осипова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Пертякова Владимира Федоровича на Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет" и разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, исх. N 180/3/843 от 21 декабря 1998 года, и Финансово - экономического управления ВМФ, исх. N 719/4-4300 от 30 декабря 1998 года, установил:
Пертяков В.Ф. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставил вопрос о признании незаконными Приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет", разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, исходящий N 180/3/843 от 21 декабря 1998 года, и Финансово - экономического управления ВМФ, исходящий N 719/4-4300 от 30 декабря 1998 года.
В обоснование своих доводов Пертяков В.Ф. утверждает, что данные Приказ и разъяснения не соответствуют следующим нормативным правовым актам: Конституции РФ, Федеральным законам "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", Постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" и от 11 июня 1987 г. N 665 "О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование", Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)", Закону СССР от 30 июня 1987 года "О государственном предприятии (объединении)", Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование".
Представители ответчиков Министерства обороны РФ и Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ Пасторнак Н.Д. и Финансово - экономического управления ВМФ Штурмин А.Г. возражали против удовлетворения жалобы.
Заслушав в судебном заседании объяснения Пертякова В.Ф., представителей Министра обороны, начальника Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, начальника Финансово экономического управления ВМФ РФ Пасторнака Н.Д. и Штурмина А.Г., исследовав имеющиеся в деле и представленные сторонами другие доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении жалобы Пертякову В.Ф. отказать, Верховный Суд находит, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В жалобе Пертяков В.Ф. утверждает, что Министр обороны СССР не имел права издавать Приказ N 0303 от 9 ноября 1988 года, поскольку это противоречит следующим нормативным актам:
- Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1987 г. N 665 "О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование";
- Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)";
- Закону СССР "О государственном предприятии (объединении)", принятому на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 30 июня 1987 года;
- Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование";
- Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование".
Такое утверждение нельзя признать состоятельным. Распространение Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" на предприятия и организации Министерства обороны СССР предусмотрено статьей 25 этого Закона, а также Постановлением Совета Министров СССР от 22 апреля 1989 г. N 313 "Об особенностях применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)". Поэтому утверждение в жалобе о том, что "...Министр обороны, введя хозрасчет в научно - исследовательских институтах Министерства обороны своим Приказом N 0303, тем самым возложил на себя функции Совета Министров", не соответствует действительности.
Кроме того, ссылка в жалобе на статью 23 указанного Закона неправомерна, поскольку статья 23 Закона относится к вновь создаваемым предприятиям, а не к уже существующим, каковыми являлись воинские части 31303 и 27177. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462 "О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности" было распространено на Министерство обороны СССР распоряжением Совета Министров СССР от 12 октября 1985 года.
Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 октября 1986 г. N 1231 "О дополнительных мерах по расширению прав научно исследовательских учреждений, конструкторских и технологических организаций промышленности в использовании фонда заработной платы" распространено на Министерство обороны СССР пунктом 3 этого Постановления.
Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введение новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" действительно не распространялось на Министерство обороны СССР, поскольку данный механизм был регламентирован вышеуказанным Постановлением СМ СССР от 30 мая 1987 г. N 616.
Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование" распространяется на Министерство обороны СССР частично в силу ссылки на это Постановление в пунктах 4 и 5 Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 7 июня 1988 г. N 353/17-62 "О порядке оплаты труда работников научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и других научных организаций министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование". Исходя из этого, ссылка в жалобе на несоответствие Приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 неправомерна, поскольку последнее и не должно было распространяться на Министерство обороны СССР в силу распространения на него Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 июня 1988 г. N 353/17-62.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" полностью распространяется на Министерство обороны СССР, поскольку в пунктах 4, 24 и 34 Постановления предусматривается перевод на хозрасчет и самофинансирование научных организаций всех министерств и ведомств без какого-либо изъятия, а утверждение в жалобе об отсутствии дополнительного согласования Министерства обороны СССР с Госпланом СССР и Госкомитетом СССР по науке и технике в силу пункта 34 Постановления не обосновано никакими доказательствами.
В жалобе также правильно указано, что решением Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно - промышленным вопросам N 251 от 4 июля 1988 года, утвердившем "Положение о договорах на создание (передачу) научно - технической продукции специального назначения", был установлен порядок применения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 1102 от 30 сентября 1987 года к предприятиям и организациям (в том числе научно исследовательским) оборонных отраслей промышленности и других отраслей народного хозяйства, именуемым в решении "приравненные организации", при этом для последних - после согласования для научных организаций министерств непроизводственной сферы между Государственной комиссией Совета Министерств СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике. Однако утверждение жалобы, что "...для научных организаций Министерства обороны СССР такого согласования не было", является необоснованным, поскольку заявителем оно не подтверждено никакими документами.
Также не обосновано утверждение в жалобе, что воинские части 31303 и 27177 "не относятся к научным организациям других отраслей народного хозяйства.., выполняющим работы по созданию научно технической продукции специального назначения". Наоборот, научная продукция воинских частей 31303 и 27177 относится к продукции специального назначения, поскольку они находятся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и разрабатывают научно техническую продукцию исключительно специального назначения.
Это также подтверждается тем, что любые решения Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно - промышленным вопросам фактически всегда распространялись на эти институты.
Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 17 июня 1988 г. N 353/17-62 "О порядке оплаты труда работников научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и других научных организаций министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" в преамбуле ссылается на Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, а в пункте 1 распространяет Постановление на научно - исследовательские институты Министерства обороны СССР, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, то есть фактически подтверждает распространение Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 на Министерство обороны СССР.
Таким образом, Министр обороны СССР имел необходимые юридические обоснования для издания с учетом пунктов 4, 24 и 34 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 организационного Приказа от 9 ноября 1988 г. N 0303 о переводе научно - исследовательских организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
При этом Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 имеет название "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование", а не только на "полный хозяйственный расчет", как акцентирует в своей жалобе Пертяков В.Ф.
Исходя из изложенного, утверждения в жалобе Пертякова В.Ф., что для воинских частей 31303 и 27177 не был установлен правовой статус и они не прошли государственную регистрацию и не стали обладать правами юридических лиц в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Федеральным законом "Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ и Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, также являются безосновательными. Воинские части 31303 и 27177 в соответствии с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" и Постановлением Совета Министров СССР "Об особенностях применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" относятся к предприятиям и организациям Министерства обороны СССР, то есть являлись государственными предприятиями федерального подчинения.
Ссылка в жалобе на то, что "Министерство обороны... не установило статус воинских частей 31303 и 27177 в соответствии со статьями 6, 33 и 31 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", не является состоятельной.
Принятие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" не изменило их организационно - правовой формы, поскольку статьей 6 "Государственное предприятие" главы 2 "Организационно - правовые формы предприятий" указанного Закона организационно - правовая форма воинских частей 31303 и 27177, а именно, государственное предприятие, была сохранена. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что имущество этих предприятий образуется за счет бюджетных ассигнований и может передаваться в хозяйственное ведение предприятий, что соответствовало условиям фактического перевода этих институтов на хозяйственный расчет и самофинансирование.
При этом ссылка в жалобе на статьи 33 и 34 указанного Закона РСФСР безосновательна, поскольку эти статьи относятся к вновь учреждаемым предприятиям, каковыми воинские части 31303 и 27177 не являются.
Также нельзя согласиться со ссылкой в жалобе на абзац 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", поскольку она относится к "...созданию юридических лиц после официального опубликования части первой Кодекса...", в то время как воинские части 31303 и 27177 уже существовали в качестве юридических лиц на этот момент. К ним полностью применим пункт 6 статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ о том, что к созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, ...применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. При этом юридический статус, права и ответственность в рамках их ранее установленных организационно - правовых форм "Предприятие, переведенное на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" и "Государственное предприятие" по ранее действовавшим законодательным актам СССР и РСФСР соответствуют приведенным выше в Законе Российской Федерации N 52-ФЗ.
Не соответствует действительности и утверждение заявителя о том, что войсковые части 31303 и 27177 не имеют государственной регистрации, то есть не обладают правами юридического лица. Согласно "Свидетельству о государственной регистрации войсковой части 27177" она зарегистрирована решением Регистрационной палаты мэрии Санкт - Петербурга N 15914 от 24 февраля 1995 года, о чем в книге регистрации сделана запись под N 11181, а войсковая часть 31303 получила "Свидетельство о государственной регистрации", зарегистрированное решением Регистрационной палаты мэрии Санкт Петербурга N 20340 от 22 июня 1995 года, о чем в книге регистрации сделана запись под N 14394.
Что же касается утверждения заявителя о том, что Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, а также Приказ МО СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 изданы в СССР и не должны действовать в Российской Федерации, то с ним нельзя согласиться, поскольку Верховным Советом РСФСР 7 мая 1992 года законодательно закреплено, что впредь, до издания соответствующих законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов РФ, действуют законы СССР, постановления Правительства СССР и другие нормативные акты в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Поскольку Правительство Российской Федерации не отменило Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, то оно действует в части, не противоречащей законодательству и иным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, действия Министра обороны, связанные с изданием Приказа от 9 ноября 1988 г. N 0303, являются правомерными.
Более того, это полностью соответствует и принятым позже Законам Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1 и от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Утверждение в жалобе о том, что Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 не соответствует пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", юридически несостоятельно в силу того, что законодательные и иные нормативные акты действуют с момента их подписания и опубликования и их действие не может распространяться на период до их введения в действие.
Что же касается выплаты Пертякову В.Ф. квартальных премий, то по данному поводу имеются вступившие в законную силу судебные решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.1, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд решил:
в удовлетворении жалобы Пертякова Владимира Федоровича на Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 и распоряжения ГУВБиФа МО РФ от 21 декабря 1998 года и ФЭУ ВМФ от 30 декабря 1998 года - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации,
генерал - майор юстиции
А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ
[отформатировано: 15.03.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 150.000.000 Оборона, 150.060.000 Вооружение и военная техника, 150.060.030 Снабжение войск вооружением и военной техникой, 150.070.000 Вопросы обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, 150.070.050 Войсковое хозяйство. Хозяйственная деятельность, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: