Основная информация

Дата опубликования: 21 декабря 1999г.
Номер документа: В199906210
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<5>

В199906210

В199906210

<5>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

21.12.99 N ВКПИ 99-025

[О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ ПЕРТЯКОВА В.Ф.]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда РФ, генерал - майора юстиции Петроченкова А.Я., при секретаре лейтенанте юстиции Нечаеве С.В., с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры, полковника юстиции Осипова В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Пертякова Владимира Федоровича на Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет" и разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, исх. N 180/3/843 от 21 декабря 1998 года, и Финансово - экономического управления ВМФ, исх. N 719/4-4300 от 30 декабря 1998 года, установил:

Пертяков В.Ф. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставил вопрос о признании незаконными Приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет", разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, исходящий N 180/3/843 от 21 декабря 1998 года, и Финансово - экономического управления ВМФ, исходящий N 719/4-4300 от 30 декабря 1998 года.

В обоснование своих доводов Пертяков В.Ф. утверждает, что данные Приказ и разъяснения не соответствуют следующим нормативным правовым актам: Конституции РФ, Федеральным законам "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", Постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" и от 11 июня 1987 г. N 665 "О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование", Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)", Закону СССР от 30 июня 1987 года "О государственном предприятии (объединении)", Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование".

Представители ответчиков Министерства обороны РФ и Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ Пасторнак Н.Д. и Финансово - экономического управления ВМФ Штурмин А.Г. возражали против удовлетворения жалобы.

Заслушав в судебном заседании объяснения Пертякова В.Ф., представителей Министра обороны, начальника Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, начальника Финансово экономического управления ВМФ РФ Пасторнака Н.Д. и Штурмина А.Г., исследовав имеющиеся в деле и представленные сторонами другие доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении жалобы Пертякову В.Ф. отказать, Верховный Суд находит, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В жалобе Пертяков В.Ф. утверждает, что Министр обороны СССР не имел права издавать Приказ N 0303 от 9 ноября 1988 года, поскольку это противоречит следующим нормативным актам:

- Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1987 г. N 665 "О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование";

- Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)";

- Закону СССР "О государственном предприятии (объединении)", принятому на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 30 июня 1987 года;

- Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование";

- Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование".

Такое утверждение нельзя признать состоятельным. Распространение Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" на предприятия и организации Министерства обороны СССР предусмотрено статьей 25 этого Закона, а также Постановлением Совета Министров СССР от 22 апреля 1989 г. N 313 "Об особенностях применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)". Поэтому утверждение в жалобе о том, что "...Министр обороны, введя хозрасчет в научно - исследовательских институтах Министерства обороны своим Приказом N 0303, тем самым возложил на себя функции Совета Министров", не соответствует действительности.

Кроме того, ссылка в жалобе на статью 23 указанного Закона неправомерна, поскольку статья 23 Закона относится к вновь создаваемым предприятиям, а не к уже существующим, каковыми являлись воинские части 31303 и 27177. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462 "О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности" было распространено на Министерство обороны СССР распоряжением Совета Министров СССР от 12 октября 1985 года.

Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 октября 1986 г. N 1231 "О дополнительных мерах по расширению прав научно исследовательских учреждений, конструкторских и технологических организаций промышленности в использовании фонда заработной платы" распространено на Министерство обороны СССР пунктом 3 этого Постановления.

Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введение новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" действительно не распространялось на Министерство обороны СССР, поскольку данный механизм был регламентирован вышеуказанным Постановлением СМ СССР от 30 мая 1987 г. N 616.

Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование" распространяется на Министерство обороны СССР частично в силу ссылки на это Постановление в пунктах 4 и 5 Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 7 июня 1988 г. N 353/17-62 "О порядке оплаты труда работников научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и других научных организаций министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование". Исходя из этого, ссылка в жалобе на несоответствие Приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 неправомерна, поскольку последнее и не должно было распространяться на Министерство обороны СССР в силу распространения на него Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 июня 1988 г. N 353/17-62.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" полностью распространяется на Министерство обороны СССР, поскольку в пунктах 4, 24 и 34 Постановления предусматривается перевод на хозрасчет и самофинансирование научных организаций всех министерств и ведомств без какого-либо изъятия, а утверждение в жалобе об отсутствии дополнительного согласования Министерства обороны СССР с Госпланом СССР и Госкомитетом СССР по науке и технике в силу пункта 34 Постановления не обосновано никакими доказательствами.

В жалобе также правильно указано, что решением Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно - промышленным вопросам N 251 от 4 июля 1988 года, утвердившем "Положение о договорах на создание (передачу) научно - технической продукции специального назначения", был установлен порядок применения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 1102 от 30 сентября 1987 года к предприятиям и организациям (в том числе научно исследовательским) оборонных отраслей промышленности и других отраслей народного хозяйства, именуемым в решении "приравненные организации", при этом для последних - после согласования для научных организаций министерств непроизводственной сферы между Государственной комиссией Совета Министерств СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике. Однако утверждение жалобы, что "...для научных организаций Министерства обороны СССР такого согласования не было", является необоснованным, поскольку заявителем оно не подтверждено никакими документами.

Также не обосновано утверждение в жалобе, что воинские части 31303 и 27177 "не относятся к научным организациям других отраслей народного хозяйства.., выполняющим работы по созданию научно технической продукции специального назначения". Наоборот, научная продукция воинских частей 31303 и 27177 относится к продукции специального назначения, поскольку они находятся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и разрабатывают научно техническую продукцию исключительно специального назначения.

Это также подтверждается тем, что любые решения Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно - промышленным вопросам фактически всегда распространялись на эти институты.

Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 17 июня 1988 г. N 353/17-62 "О порядке оплаты труда работников научно - исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и других научных организаций министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" в преамбуле ссылается на Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, а в пункте 1 распространяет Постановление на научно - исследовательские институты Министерства обороны СССР, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, то есть фактически подтверждает распространение Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 на Министерство обороны СССР.

Таким образом, Министр обороны СССР имел необходимые юридические обоснования для издания с учетом пунктов 4, 24 и 34 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102 организационного Приказа от 9 ноября 1988 г. N 0303 о переводе научно - исследовательских организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

При этом Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 имеет название "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование", а не только на "полный хозяйственный расчет", как акцентирует в своей жалобе Пертяков В.Ф.

Исходя из изложенного, утверждения в жалобе Пертякова В.Ф., что для воинских частей 31303 и 27177 не был установлен правовой статус и они не прошли государственную регистрацию и не стали обладать правами юридических лиц в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Федеральным законом "Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ и Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, также являются безосновательными. Воинские части 31303 и 27177 в соответствии с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" и Постановлением Совета Министров СССР "Об особенностях применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" относятся к предприятиям и организациям Министерства обороны СССР, то есть являлись государственными предприятиями федерального подчинения.

Ссылка в жалобе на то, что "Министерство обороны... не установило статус воинских частей 31303 и 27177 в соответствии со статьями 6, 33 и 31 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", не является состоятельной.

Принятие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" не изменило их организационно - правовой формы, поскольку статьей 6 "Государственное предприятие" главы 2 "Организационно - правовые формы предприятий" указанного Закона организационно - правовая форма воинских частей 31303 и 27177, а именно, государственное предприятие, была сохранена. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что имущество этих предприятий образуется за счет бюджетных ассигнований и может передаваться в хозяйственное ведение предприятий, что соответствовало условиям фактического перевода этих институтов на хозяйственный расчет и самофинансирование.

При этом ссылка в жалобе на статьи 33 и 34 указанного Закона РСФСР безосновательна, поскольку эти статьи относятся к вновь учреждаемым предприятиям, каковыми воинские части 31303 и 27177 не являются.

Также нельзя согласиться со ссылкой в жалобе на абзац 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", поскольку она относится к "...созданию юридических лиц после официального опубликования части первой Кодекса...", в то время как воинские части 31303 и 27177 уже существовали в качестве юридических лиц на этот момент. К ним полностью применим пункт 6 статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ о том, что к созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, ...применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. При этом юридический статус, права и ответственность в рамках их ранее установленных организационно - правовых форм "Предприятие, переведенное на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" и "Государственное предприятие" по ранее действовавшим законодательным актам СССР и РСФСР соответствуют приведенным выше в Законе Российской Федерации N 52-ФЗ.

Не соответствует действительности и утверждение заявителя о том, что войсковые части 31303 и 27177 не имеют государственной регистрации, то есть не обладают правами юридического лица. Согласно "Свидетельству о государственной регистрации войсковой части 27177" она зарегистрирована решением Регистрационной палаты мэрии Санкт - Петербурга N 15914 от 24 февраля 1995 года, о чем в книге регистрации сделана запись под N 11181, а войсковая часть 31303 получила "Свидетельство о государственной регистрации", зарегистрированное решением Регистрационной палаты мэрии Санкт Петербурга N 20340 от 22 июня 1995 года, о чем в книге регистрации сделана запись под N 14394.

Что же касается утверждения заявителя о том, что Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, а также Приказ МО СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 изданы в СССР и не должны действовать в Российской Федерации, то с ним нельзя согласиться, поскольку Верховным Советом РСФСР 7 мая 1992 года законодательно закреплено, что впредь, до издания соответствующих законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов РФ, действуют законы СССР, постановления Правительства СССР и другие нормативные акты в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Поскольку Правительство Российской Федерации не отменило Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, то оно действует в части, не противоречащей законодательству и иным правовым актам Российской Федерации.

Таким образом, действия Министра обороны, связанные с изданием Приказа от 9 ноября 1988 г. N 0303, являются правомерными.

Более того, это полностью соответствует и принятым позже Законам Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1 и от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.

Утверждение в жалобе о том, что Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 не соответствует пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", юридически несостоятельно в силу того, что законодательные и иные нормативные акты действуют с момента их подписания и опубликования и их действие не может распространяться на период до их введения в действие.

Что же касается выплаты Пертякову В.Ф. квартальных премий, то по данному поводу имеются вступившие в законную силу судебные решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.1, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд решил:

в удовлетворении жалобы Пертякова Владимира Федоровича на Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 и распоряжения ГУВБиФа МО РФ от 21 декабря 1998 года и ФЭУ ВМФ от 30 декабря 1998 года - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации,

генерал - майор юстиции

А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ

[отформатировано: 15.03.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 150.000.000 Оборона, 150.060.000 Вооружение и военная техника, 150.060.030 Снабжение войск вооружением и военной техникой, 150.070.000 Вопросы обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, 150.070.050 Войсковое хозяйство. Хозяйственная деятельность, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать