Основная информация

Дата опубликования: 22 мая 2001г.
Номер документа: В200105058
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0105058

В200105058

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 12, 2002г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                            22.05.2001

[Признан недействительным

и не порождающим правовых последствий

подп. "в" п. 9 Положения о лицензировании

отдельных видов аудиторской деятельности

в Российской Федерации, утвержденного

постановлением Правительства Российской

Федерации от 27 апреля 1999 г. N 472]

(Извлечение из решения

Верховного Суда РФ)

Р. обратится в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просил признать незаконным подп. "в" п. 9 Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1999 г. N 472.

В судебном заседании он пояснил, что положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему законодательству, так как сужают круг лиц, имеющих право являться учредителями юридического лица, и нарушают его гражданские права.

Верховный Суд РФ 22 мая 2001 г. требования удовлетворил, указав следующее.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1999 г. N 472 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее Положение).

Согласно подп. "в" п. 9 данного акта выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется, если в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) поучившим лицензии аудиторским организациям, составляет не менее 51 процента.

Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 29 декабря 2000 г.) в ст. 2 определяет лицензионные требования и условия как совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может определяться перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности.

Предусмотренное в подп. "в" п. 9 Положения условие выдачи лицензии (если в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, составляет не менее 51 процента) таковым не является и направлено на ограничение прав граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Российское законодательство о хозяйственных товариществах и обществах определяет формы создания коммерческих организаций.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" установлено, что аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Из объяснений заявителя Р. в суде следует, что он совместно с другими лицами имел намерение создать аудиторскую фирму в форме общества с ограниченной ответственностью. Требование подп. "в" п. 9 Положения сужает круг лиц, имеющих возможность являться учредителями юридического лица, осуществляющего аудиторскую деятельность. Между тем учредители имеют ограниченные права по отношению к создаваемым юридическим лицам.

Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 31 декабря 1998 г.) в ст. 14 предусмотрен минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью Минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества, в форме которого могут существовать аудиторские фирмы, определен ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 24 мая 1999 г.).

Однако названные законодательные акты не содержат требований о том, чтобы 51 процент в уставном капитале (уставном фонде) общества принадлежал учредителям, осуществляющим лицензированный вид деятельности.

Как установлено в ст. 66 ГК РФ, участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ, может быть запрещено или ограничено законом. Представители заинтересованного лица Правительства Российской Федерации не представили суду сведений о законодательных актах, которые требуют, чтобы в уставном капитале (уставном фонде аудиторской организации) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, составляла не менее 51 процента.

Доводы представителей заинтересованного лица о том, что оспариваемое положение направлено на соблюдение принципа независимости аудита, являются неправомерными, так как гражданские права могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг, которые законодатель отнес к лицензируемому виду деятельности. Из содержания понятия аудита следует, что для осуществления данного вида деятельности требуются специальные познания, которые в силу ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" могут предъявляться работникам юридического лица, но не к его учредителям.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему законодательству, приняты с превышением полномочий Правительства Российской Федерации и нарушают права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, жалоба Р. подлежит удовлетворению.

Верховный Суд РФ жалобу Р. удовлетворил: признал недействительным и не порождающим правовых последствий подп. "в" п. 9 Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1999 г. N 472.

Решение вступило в законную силу.

[введено: 17.04.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 19.04.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 22.05.2001 Стр. 12
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.010 Общие положения, 080.000.000 Финансы, 080.160.000 Аудиторская деятельность (см. также 110.010.100), 080.160.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать