Основная информация

Дата опубликования: 23 января 2002г.
Номер документа: В200202621
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0202621

В200202621

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.09.2002, N 9, СТР. 3-4, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

23.01.2002

[ПУНКТЫ 3 И 4 ПОРЯДКА УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ

ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ЧАСТИЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ

УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ ВРЕМЕННО

ВВОЗИМЫХ (ВЫВОЗИМЫХ) ТОВАРОВ, УТВЕРЖДЕННОГО

РАСПОРЯЖЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО

КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ИЮЛЯ 2001 Г.

N 702-Р; НГР:В0101926, ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ

И НЕ ПОРОЖДАЮЩИМИ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ]

(Извлечение из решения Верховного Суда РФ)

Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 3 июля 2001 г. принято распоряжение N 702-р "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров" (далее - Распоряжение). 3 августа 2001 г. оно зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, а 8 августа 2001 г. опубликовано.

В качестве приложения 1 к названному акту утвержден Порядок уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров (далее - Порядок).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "МТС" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просило признать недействительными первое предложение абз. 2 п. 4 Распоряжения и пп. 3 и 4 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания нормативного правового акта противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, таможенному законодательству и нарушают имущественные права юридических лиц.

Верховный Суд РФ 23 января 2002 г. жалобу ООО "МТС" частично удовлетворил по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75).

В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что к федеральным налогам и сборам, помимо других, относятся налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина и таможенные сборы.

В силу норм Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю, а пользование ввезенными товарами осуществляется в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими последующее владение, пользование и распоряжение этими товарами.

В ст. 68 ТК РФ установлено, что временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Согласно ст. 72 ТК РФ случаи полного освобождения в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов определяются Правительством Российской Федерации.

В иных случаях, а также при несоблюдении лицом, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов может применяться частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

В случае если указанные суммы станут равными, товар считается выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии с таможенным режимом экспорта при условии, что в отношении этого товара не применяются меры экономической политики.

Согласно п. 3 оспариваемого Порядка возврат (зачет) уплаченных сумм периодических таможенных платежей при обратном вывозе (ввозе) либо заявлении товаров к иному таможенному режиму не производится, за исключением случая, указанного в п. 4 Порядка.

Таким образом, данное положение противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства и нарушает имущественные права заявителя.

Указанным предписанием Государственный таможенный комитет Российской Федерации фактически разрешил облагать обязательными платежами ввоз одного и того же товара неоднократно (первоначально в режиме временного ввоза, а затем при изменении режима временного ввоза на иной таможенный режим до уплаты всей суммы периодических таможенных платежей также и в новом таможенном режиме в полном объеме).

Между тем законодатель установил, что ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации облагается таможенными пошлинами и налогами однократно. Такой вывод следует из приведенных выше норм, содержащихся в чч. 4 и 5 ст. 72 ТК РФ.

Кроме того, суд полагает, что предписания п. 3 Порядка не соответствуют ст. 25 ТК РФ, поскольку ограничивают право лица на свободный выбор или изменение таможенного режима, устанавливая не предусмотренную законом ответственность в виде имущественных санкций за изменение таможенного режима.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

С учетом вышеизложенного подлежат признанию недействительными и предписания п. 4 Порядка о возможности возврата (зачета) только сумм периодических платежей, уплаченных за неиспользованный срок временного ввоза (вывоза).

Довод представителей ГТК России о том, что в действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах нет положения о возможности зачета уплаченных лицом сумм таможенных пошлин и налогов при изменении ранее заявленного таможенного режима на таможенный режим выпуска для свободного обращения, суд обоснованно отклонил.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.

Такой порядок установлен в ч. 4 ст. 72 ТК РФ, предусматривающей, что общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

В то же время нет оснований для признания недействительным первого предложения абз. 2 п. 4 Распоряжения, в котором ГТК России дает указание в случае помещения временно ввезенных (вывезенных) товаров под таможенные режимы выпуска для свободного обращения или экспорта взимать таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы за таможенное оформление, подлежащие уплате при помещении этих товаров под данные таможенные режимы.

Суд полагает, что приведенное предписание соответствует положениям ст.ст. 31, 98 и 72 ТК РФ.

Не нашел своего подтверждения в судебном заседании и довод заявителя о том, что оспариваемый правовой акт не был согласован с Министерством финансов Российской Федерации. Представители ГТК России представили суду должным образом заверенную копию правового акта, из которой следует, что его принятие было согласовано с указанным Министерством.

Верховный Суд РФ жалобу ООО "МТС" удовлетворил частично: признал недействительными и не порождающими правовых последствий пп. 3 и 4 Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров, утвержденного распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 3 июля 2001 г. N 702-р; НГР:В0101926, в остальной части жалобу оставил без удовлетворения.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 28 марта 2002 г. решение оставила без изменения.

[введено: 14.10.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 16.10.2002 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2002 Стр. 3-4
Рубрики правового классификатора: 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 100.120.000 Таможенно-тарифное регулирование, 100.120.010 Ввозные таможенные пошлины

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать