Основная информация

Дата опубликования: 23 ноября 2006г.
Номер документа: В200604298
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0604298

В200604298

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2008, N 7, СТР. 6, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

23.11.2006 N ГКПИ06-1483

ПОДПУНКТ "Ж" П. 35, ПП. 48 И 49 ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ К НИМ

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 27 ЯНВАРЯ 2003 Г. N 59; НГР:В0300218, ЧАСТИ, В КОТОРОЙ

ОНИ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ

РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДОКУМЕНТОВ ОБ ИЗМЕНЕНИИ

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, ПРИЗНАНЫ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(Извлечение)

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно подп. "ж" п. 35 названных Правил для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств в числе документов, указанных в этом пункте, представляют справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный в установленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, в соответствии с законодательством Российской Федерации. К иным документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться, в частности, документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 48 Правил предусмотрено, что снятие с регистрационного учета транспортных средств на основании решений судов об их отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном п. 35 Правил. В случае отсутствия регистрационных документов, паспортов транспортных средств, регистрационных знаков эти обстоятельства отражаются соответственно в постановлениях судебных приставов-исполнителей или решения органов социальной защиты населения.

В силу п. 49 Правил регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в п. 48 Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенных правовых норм недействующими в той части, в которой они предусматривают представление выдаваемых органами социальной защиты документов об изменении права собственности; такое правило, по его мнению, в случае смерти инвалида создает препятствия для наследников при снятии с регистрационного учета транспортного средства, выданного умершему на льготных условиях органами социальной защиты населения, что нарушает права наследников на указанное имущество, установленные ст. 1184 ГК РФ; НГР:Р0102092 и удостоверенные свидетельством о праве на наследство, лишает их возможности зарегистрировать переход права собственности на транспортное средство.

Верховный Суд РФ, рассмотрев 23 ноября 2006 г. дело по первой инстанции, в удовлетворении заявления отказал по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 11\1 и 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ; НГР:Р9504763 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до внесения в них изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701) инвалиды обеспечивались транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатно или на льготных условиях.

Пунктом 8 Инструкции о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей (утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. N 156; НГР:Р9302880) предусмотрено, что продажа инвалидами автомобилей, приобретенных ими с зачетом стоимости полагающегося бесплатно автомобиля "Запорожец" с ручным управлением или мотоколяски, производится с разрешения органов социальной защиты населения по заявлениям инвалидов независимо от срока эксплуатации автомобиля.

Решением Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г., оставленным без изменения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ 16 сентября 2004 г., признано, что названный нормативный правовой акт определяет необходимость получения разрешения органов социальной защиты в случае намерения инвалида распорядиться переданным ему в пользование транспортным средством, что не противоречит положениям ст. 246 ГК РФ, поскольку автомобиль, приобретенный в установленном этим актом порядке, является совместной долевой собственностью инвалида и государства.

Следовательно, документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам и об изменении права собственности на такие транспортные средства в установленном законодательством порядке, могут относиться к документам, удостоверяющим право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, что и отражено в подп. "ж" п. 35 и корреспондирующих ему пп. 48 и 49 Правил.

Довод заявителя о противоречии данных пунктов Правил в оспоренной им части ст. 1184 ГК РФ; НГР:Р0102092 не соответствует действительности.

Согласно названной статье Кодекса средства транспорта и другое имущество, предоставленные государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, предусмотренных этим Кодексом.

Оспоренные Б. нормативные положения допускают возможность отнесения перечисленных в них документов к документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, но не устанавливают обязанности наследников представлять выданные органами социальной защиты населения документы об изменении права собственности на транспортные средства, перешедшие в собственность наследников на основании ст. 1184 ГК РФ; НГР:Р0102092.

Эти нормативные положения по своему содержанию и смыслу определяют лишь документы, которые может представить инвалид для совершения регистрационных действий в отношении выделенного ему на льготных условиях транспортного средства, и не распространяются на наследников. Они не могут рассматриваться в отрыве от других норм Правил, в частности, от изложенной в последнем абзаце подп. "ж" п. 35 Правил нормы, относящей без какой-либо оговорки свидетельства о праве на наследство к представляемым собственником для совершения регистрационных действий документам, удостоверяющим право собственности на транспортное средство.

Пункты 48 и 49 Правил регулируют отношения, возникающие при совершении регистрационных действий с транспортными средствами на основании решений судов и иных правомочных органов и должностных лиц, а также при наличии запретов или ограничений по изменению права собственности, введенных уполномоченными на это органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Как следует из этих пунктов, непосредственно в них не установлено никаких запретов и ограничений, в том числе для совершения регистрационных действий с унаследованными после смерти инвалидов транспортными средствами, а содержится лишь отсылка к законодательству Российской Федерации, определяющему органы государственной власти и должностных лиц, компетентных принимать решения, влияющие на право собственности на имущество, вводить соответствующие запреты и ограничения по распоряжению этим имуществом.

Таким образом, подп. "ж" п. 35, пп. 48 и 49 Правил не содержат положений, препятствующих наследникам умершего инвалида снять с регистрационного учета транспортное средство, выделенное на льготных условиях инвалиду, представив для совершения регистрационных действий свидетельство о праве на наследство, удостоверяющее их право собственности на это имущество.

Необоснованным является и довод заявителя о том, что оспариваемые нормы лишают наследников возможности зарегистрировать переход права собственности на транспортное средство. Приведенные Правила не предусматривают регистрацию права и перехода права собственности на транспортные средства, а Государственная инспекция безопасности дорожного движения такую регистрацию не производит. Согласно п. 1.1 Правил Госавтоинспекция осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами.

С учетом изложенного оспариваемые Б. нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушают его прав и законных интересов, в том числе и в случае наследования автомобиля, выделенного инвалиду на льготных условиях.

Верховный Суд РФ в удовлетворении заявления Б. о признании недействующими в части подп. "ж" п. 35, пп. 48 и 49 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59; НГР:В0300218, отказал. Решение вступило в законную силу.

[введено: 12.08.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 15.08.2008 корректор НЦПИ - Приходько И.О.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2008 Стр. 6
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.060 Общая собственность, 030.140.000 Наследование (см. также 030.150.180), 030.140.010 Общие положения о наследовании, 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.040.000 Безопасность общества, 160.040.020 Безопасность дорожного движения (см. также 090.070.130), 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать