Основная информация
Дата опубликования: | 23 декабря 2002г. |
Номер документа: | В200204817 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0204817
В200204817
В200204817
В0204817
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
23.12.2002 N ГКПИ2002-1291
[О признании частично незаконным пункта 4
постановления Правительства Российской Федерации
от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533
"Об утверждения Перечня населенных пунктов,
находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации - Зайцева В.Ю., при секретаре Жуковой И.В., с участием прокурора Гончаровой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С., Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.А., Осипчука В.В., Филатовой Г.В., Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. о признании частично незаконным пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533 "Об утверждения Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установил:
Жители пос.Колонна Хвастовичского района Калужской области Сафронов Ю.В., Лапшинова М.П., Ермаков И.С., Кирилкин Ф.И., Серегина Р.А., Осипчук В.В., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и Горбачева Н.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично незаконным пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения населенного пункта, где они проживают, из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование требований заявители указали, что оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации нарушает их право на благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба, причиненного экологическим нарушением, и противоречит Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку радиационное загрязнение территории пос.Колонна в 1999 году составило 1,07 Ки/кв.км.
В судебном заседании заявители Осипчук В.В. и Сафронов Ю.В., представитель Лапшиновой М.П. Сухов В.П., представитель Кирилкина Ф.И. Гусакова Н.М., представитель Горбачевой Н.Л. Шафеев В.М. поддержали заявленные требования и просили об их удовлетворении, ссылаясь на то, что после исключения пос.Колонна из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом они лишились права на льготную пенсию, на получение доплат к заработной плате, на дополнительные отпуска, а также иные льготы и выплаты компенсационного характера.
Заявители Серегина Р.А., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и Ермаков И.С. в судебное заседание не явились, представив в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представители Правительства Российской Федерации Бублий С.А. и Нечаевская Е.В. требования заявителей не признали и пояснили, что пос.Колонна правомерно был исключен из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку по состоянию на 01.01.96 плотность загрязнения почв цезием-137 составляла 0,89 Ки/кв.км.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю, просившей требования заявителей удовлетворить, суд полагает, что требования Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С. и других заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже, чем один раз в пять лет.
Статьей 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Таким образом, критерием отнесения населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения до 1 мЗв (0,1 бэр).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 м3в (0,1 бэр) в год.
При рассмотрении дела судом установлено, что распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р; НГР:Р9101109 был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в котором пос.Колонна был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Оспариваемым постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533 утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где пос.Колонна не указан.
Суд полагает, что пос.Колонна неправомерно был исключен Правительством Российской Федерации из числа населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из имеющихся в материалах дела сведений о радиационной обстановке в пос.Колонна следует, что радиоактивное загрязнение почвы цезием-137 по состоянию на 1 января составляло: 2000 год - 1,07 Ки/кв.км; 2001 год - 1,04 Ки/кв.км; 2002 год - 1,1 Ки/кв.км. Данные сведения прошли проверку в НПО "Тайфун" Росгидромета по результатам обследований, прошедших экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 121; НГР:Р9500438, и представителями Правительства Российской Федерации не оспариваются.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 1996 год уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос.Колонна был определен неверно, так как в силу физического закона о периоде распада цезия-137 радиационная обстановка в зонах радиоактивного загрязнения с течением времени, прошедшего со дня аварии на Чернобыльской АЭС, должна улучшаться, а не ухудшаться.
При этом суд учитывает, что из материалов дела и объяснениq представителей Правительства Российской Федерации следует, что после 1996 года каких-либо новых источников радиоактивного загрязнения на территории пос.Колонна не было.
Поскольку даже по истечении пяти лет после издания оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос.Колонна превышает 1,0 Ки/кв. км, действительный уровень такого загрязнения в этом населенном пункте в 1996 году не мог быть менее 1,0 Ки/кв. км. В связи с этим не имелось и оснований для исключения пос.Колонна из перечня населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации как противоречащее Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и нарушающее права заявителей на компенсационные выплаты и льготы, предусмотренные законодательством, подлежит признанию частично незаконным.
Руководствуясь ст.ст.191-197, 239\7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Заявление Сафронова Ю.В.. Лапшиновой М.П., Ермакова И.С., Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.Л., Осипчука В.В., Филатовой Г.В., Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пос.Колонна Хвастовичского района Калужской области.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
[отформатировано: 01.04.2004 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0204817
В200204817
В200204817
В0204817
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
23.12.2002 N ГКПИ2002-1291
[О признании частично незаконным пункта 4
постановления Правительства Российской Федерации
от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533
"Об утверждения Перечня населенных пунктов,
находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации - Зайцева В.Ю., при секретаре Жуковой И.В., с участием прокурора Гончаровой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С., Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.А., Осипчука В.В., Филатовой Г.В., Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. о признании частично незаконным пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533 "Об утверждения Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установил:
Жители пос.Колонна Хвастовичского района Калужской области Сафронов Ю.В., Лапшинова М.П., Ермаков И.С., Кирилкин Ф.И., Серегина Р.А., Осипчук В.В., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и Горбачева Н.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично незаконным пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения населенного пункта, где они проживают, из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование требований заявители указали, что оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации нарушает их право на благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба, причиненного экологическим нарушением, и противоречит Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку радиационное загрязнение территории пос.Колонна в 1999 году составило 1,07 Ки/кв.км.
В судебном заседании заявители Осипчук В.В. и Сафронов Ю.В., представитель Лапшиновой М.П. Сухов В.П., представитель Кирилкина Ф.И. Гусакова Н.М., представитель Горбачевой Н.Л. Шафеев В.М. поддержали заявленные требования и просили об их удовлетворении, ссылаясь на то, что после исключения пос.Колонна из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом они лишились права на льготную пенсию, на получение доплат к заработной плате, на дополнительные отпуска, а также иные льготы и выплаты компенсационного характера.
Заявители Серегина Р.А., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и Ермаков И.С. в судебное заседание не явились, представив в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представители Правительства Российской Федерации Бублий С.А. и Нечаевская Е.В. требования заявителей не признали и пояснили, что пос.Колонна правомерно был исключен из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку по состоянию на 01.01.96 плотность загрязнения почв цезием-137 составляла 0,89 Ки/кв.км.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю, просившей требования заявителей удовлетворить, суд полагает, что требования Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С. и других заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже, чем один раз в пять лет.
Статьей 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Таким образом, критерием отнесения населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения до 1 мЗв (0,1 бэр).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 м3в (0,1 бэр) в год.
При рассмотрении дела судом установлено, что распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р; НГР:Р9101109 был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в котором пос.Колонна был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Оспариваемым постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533 утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где пос.Колонна не указан.
Суд полагает, что пос.Колонна неправомерно был исключен Правительством Российской Федерации из числа населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из имеющихся в материалах дела сведений о радиационной обстановке в пос.Колонна следует, что радиоактивное загрязнение почвы цезием-137 по состоянию на 1 января составляло: 2000 год - 1,07 Ки/кв.км; 2001 год - 1,04 Ки/кв.км; 2002 год - 1,1 Ки/кв.км. Данные сведения прошли проверку в НПО "Тайфун" Росгидромета по результатам обследований, прошедших экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 121; НГР:Р9500438, и представителями Правительства Российской Федерации не оспариваются.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 1996 год уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос.Колонна был определен неверно, так как в силу физического закона о периоде распада цезия-137 радиационная обстановка в зонах радиоактивного загрязнения с течением времени, прошедшего со дня аварии на Чернобыльской АЭС, должна улучшаться, а не ухудшаться.
При этом суд учитывает, что из материалов дела и объяснениq представителей Правительства Российской Федерации следует, что после 1996 года каких-либо новых источников радиоактивного загрязнения на территории пос.Колонна не было.
Поскольку даже по истечении пяти лет после издания оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос.Колонна превышает 1,0 Ки/кв. км, действительный уровень такого загрязнения в этом населенном пункте в 1996 году не мог быть менее 1,0 Ки/кв. км. В связи с этим не имелось и оснований для исключения пос.Колонна из перечня населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации как противоречащее Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и нарушающее права заявителей на компенсационные выплаты и льготы, предусмотренные законодательством, подлежит признанию частично незаконным.
Руководствуясь ст.ст.191-197, 239\7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Заявление Сафронова Ю.В.. Лапшиновой М.П., Ермакова И.С., Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.Л., Осипчука В.В., Филатовой Г.В., Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582; НГР:Р9705533 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пос.Колонна Хвастовичского района Калужской области.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
[отформатировано: 01.04.2004 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.030.000 Использование атомной энергии. Захоронение радиоактивных отходов и материалов (см. также 160.040.070), 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.010.000 Общие вопросы охраны окружающей природной среды (см. также 200.150.020), 110.010.150 Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия (см. также 020.040.040), 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: