Основная информация

Дата опубликования: 25 июня 2001г.
Номер документа: В200105587
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0105587

В200105587

В200105587

В0105587

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

РЕШЕНИЕ

25.06.2001 N ГКПИ2001-928

[О рассмотрении гражданского дела по заявлению

Турова Игоря Юзефовича о признании не

соответствующим закону п.12.2 Наставления по

работе дорожно-патрульной службы Государственной

инспекции безопасности дорожного движения

Министерства внутренних дел Российской Федерации,

утвержденного приказом МВД России

от 20 апреля 1999 г. N 297]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Романенкова Н.С.

при секретаре Плахута Н.С.

с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Турова Игоря Юзефовича о признании не соответствующим закону п.12.2 Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297, установил:

Туров И.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не соответствующим закону положения п.12.2 Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297, в той части, в которой данная норма допускает применение сотрудниками ГИБДД МВД России оперативно-розыскных мероприятий без достаточных оснований в отношении неопределенного круга участников дорожного движения.

Как указывает заявитель, пункт 12.2 оспариваемого нормативного акта допускает проведение скрытого наблюдения за любыми участниками дорожного движения, что не соответствует действующему законодательству и нарушает права граждан на неприкосновенность частной жизни и на недопустимость сбора, хранения и использования информации о частной жизни лица без его согласия.

Заявитель Туров И.Ю. о дне слушания дела извещен, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представители заинтересованных лиц: МВД России Быченкова И.В., Попов М.И., Чучуев Д.В., Минюста России Чижикова Т.Ю. возражали против удовлетворения заявления и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный акт издан в пределах компетенции МВД России, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц: МВД России Быченковой И.В., Попова М.И., Чучуева Д.В., Минюста России Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 апреля 1999 г. N 297 (в редакции приказа МВД России от 21 июня 1999 г. N 453) утверждены Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п.12.2 Наставления контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.

Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.

Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" предусматривает организацию и осуществление государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения (ст.30 ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 предусмотрено, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Из содержания п.12.2 Наставления следует, что контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым, скрытым и смешанным и является одним из методов надзора за соблюдением Правил дорожного движения.

Из объяснений представителя МВД России Быченковой И.В. следует, что контроль осуществляется не за конкретным гражданином и не с целью сбора какой-либо информации, а за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения.

При выявлении нарушения и остановке транспортного средства производится оформление материалов.

При этом сбор, хранение и использование какой-либо информации о частной жизни гражданина не производится.

Осуществление сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД скрытого контроля за дорожным движением не относится к оперативно-розыскной деятельности и доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным актом положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" являются несостоятельными.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, принять в пределах компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации и не нарушает прав и свобод граждан, заявление Турова И.Ю. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197 и 239(7) ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Турова Игоря Юзефовича о признании не соответствующим закону п.12.2 Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

[отформатировано: 23.10.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать