Основная информация
Дата опубликования: | 26 декабря 2000г. |
Номер документа: | В200006212 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0006212
В200006212
В200006212
В0006212
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
26.12.2000 N ВКПИ 00-74
г. Москва
[Об отказе в удовлетворении жалоб
на постановление Правительства Российской Федерации
от 26 июня 1995 года N604 (в редакции постановления
Правительства Российской Федерации от
21 сентября 2000 года N700) "О порядке оказания
безвозмездной финансовой помощи на строительство
(покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за
наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим
и гражданам, уволенным с военной службы"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., при секретаре Нечаеве С.В.
с участием военного прокурора управления Главной военной прокуратуры Тумбасова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Маскальца В.В. и Миронова В.В. на постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N604 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N700), утвердившего "Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы", установил:
Маскалец и Миронов обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами, в которых по сути оспаривают пункты 4, 7 и 8 вышеназванного Положения, утверждая, что они не соответствуют требованиям ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и нарушают их права на жилище, гарантированные Конституцией Российской Федерации, другими Федеральными законами.
В частности, Миронов полагает, что предоставление безвозмездной финансовой помощи должно осуществляться в полном объеме, исходя из социальных норм жилой площади, несмотря на наличие в собственности квартиры, ранее полученной от государства. Поэтому он считает, что п.8 Положения ( в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N604) и п.4 Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N700) противоречат ст. ст.,25, 35,40 и 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1 и 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст.ст. 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 9,10 и преамбуле Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", п.1 и п.7 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", в связи с чем просит признать нераспространение данного Положения в отношении него, поскольку право на получение субсидии у него возникло до вступление в силу этого Положения. Маскалец утверждает, что размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, установленный данным Положением является заниженным и нарушает его права, закрепленное п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Кроме того заявитель требует возместить ему в качестве компенсации причиненный ему моральный вред в сумме 280 тысяч рублей. Маскалец В. В. о времени и месте судебного разбирательства своевременно извещены, но в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело без его участия. Заслушав объяснения заявителя Миронова В.В., поддержавшего свои требования, изложенные в жалобе, представителя Правительства Российской Федерации Козловского В.И., возражавшего против удовлетворения жалоб, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора управления Главной военной прокуратуры Тумбасова А.А., полагавшего необходимым жалобы оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. По мнению Миронова положения п.4 указанного постановления Правительства РФ ограничивают его конституционные права и противоречит п.1. ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" и иным законам. В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащий в период прохождения военной службы имеет право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РСФСР Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений утверждается Правительством Российской Федерации. Одним из способов улучшения жилищных условий является предоставление субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство и покупку жилья, в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации, что предусмотрено п.7 ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих".
Во исполнение данной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено "Положение О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы".
Пункт 4 данного Положения регламентирует механизм улучшения жилищных условий для лиц, имеющих в собственности квартиры или индивидуальные жилые дома и предусматривает выплату субсидий:
в размере стоимости части площади жилья, не достающей до установленной социальной нормы площади;
- либо в полном объеме при условии передачи права собственности на эти жилые помещения федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим безвозмездную финансовую помощь.
Данное Положение нисколько не противоречит требованиям ст. ст.,25, 35,40 и 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1 и 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст.ст. 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 9,10 и преамбуле Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Более того, ни один из перечисленных законов не содержит нормы, позволяющей при наличии имеющейся в собственности квартиры или индивидуального жилого дома, при наличии оснований на улучшение жилищных условий, получать безвозмездную субсидию исходя из социальных норм без учета имеющейся в собственности квартиры (дома).
Напротив государство гарантирует только единожды безвозмездное предоставление военнослужащим и членам их семей жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставленной в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и членам их семей, либо предоставление субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи, в зависимости от избранного военнослужащим способа реализации права на жилище, что закреплено в ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и оспариваемом заявителем постановлении Правительства Российской Федерации.
Таким образом государство гарантирует каждому гражданину улучшение жилищных условий, независимо от наличия в собственности квартиры, но с учетом общих правил - предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации. Требование Миронова о нераспространении данного Положения в отношении него нельзя признать состоятельным, поскольку Положение основано на единых принципах и нормах, вытекающих из требований жилищного законодательства Российской Федерации об улучшении жилищных условий, исходя из социальных норм жилой площади и является механизмом реализации одного из способов улучшения жилищных условий военнослужащих.
Утверждения Маскалъца о несоответствии п.п. 7 и 8 этого постановления Правительства Российской Федерации ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", нельзя признать состоятельными, поскольку в п.14 ст. 15 указанного Федерального закона определено, что порядок и размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом Правительство Российской Федерации, действуя на основании вышеназванной нормы закона и в пределах компетенции, определенной Федеральным Конституционным Законом РФ "О Правительстве Российской Федерации" обоснованно установило размеры такой компенсации по договору найма (поднайма) жилого помещения. Такой порядок и механизм установленной компенсации нисколько не ограничивает ее размер и соответственно не противоречит требованиям ст.15 вышеназванного закона. Учитывая, что требования по существу жалобы Маскальца не подлежит удовлетворению, в связи с этим, не имеется оснований для разрешения требования заявителя о компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-197, 231-232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
В удовлетворении жалоб Миронова Валерия Валентиновича и Маскальца Виктора Викторовича на постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N 700) "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течении 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Российской Федерации
А.Я.Петроченков
[отформатировано: 05.04.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
В0006212
В200006212
В200006212
В0006212
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
26.12.2000 N ВКПИ 00-74
г. Москва
[Об отказе в удовлетворении жалоб
на постановление Правительства Российской Федерации
от 26 июня 1995 года N604 (в редакции постановления
Правительства Российской Федерации от
21 сентября 2000 года N700) "О порядке оказания
безвозмездной финансовой помощи на строительство
(покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за
наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим
и гражданам, уволенным с военной службы"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., при секретаре Нечаеве С.В.
с участием военного прокурора управления Главной военной прокуратуры Тумбасова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Маскальца В.В. и Миронова В.В. на постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N604 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N700), утвердившего "Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы", установил:
Маскалец и Миронов обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами, в которых по сути оспаривают пункты 4, 7 и 8 вышеназванного Положения, утверждая, что они не соответствуют требованиям ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и нарушают их права на жилище, гарантированные Конституцией Российской Федерации, другими Федеральными законами.
В частности, Миронов полагает, что предоставление безвозмездной финансовой помощи должно осуществляться в полном объеме, исходя из социальных норм жилой площади, несмотря на наличие в собственности квартиры, ранее полученной от государства. Поэтому он считает, что п.8 Положения ( в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N604) и п.4 Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N700) противоречат ст. ст.,25, 35,40 и 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1 и 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст.ст. 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 9,10 и преамбуле Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", п.1 и п.7 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", в связи с чем просит признать нераспространение данного Положения в отношении него, поскольку право на получение субсидии у него возникло до вступление в силу этого Положения. Маскалец утверждает, что размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, установленный данным Положением является заниженным и нарушает его права, закрепленное п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Кроме того заявитель требует возместить ему в качестве компенсации причиненный ему моральный вред в сумме 280 тысяч рублей. Маскалец В. В. о времени и месте судебного разбирательства своевременно извещены, но в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело без его участия. Заслушав объяснения заявителя Миронова В.В., поддержавшего свои требования, изложенные в жалобе, представителя Правительства Российской Федерации Козловского В.И., возражавшего против удовлетворения жалоб, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора управления Главной военной прокуратуры Тумбасова А.А., полагавшего необходимым жалобы оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. По мнению Миронова положения п.4 указанного постановления Правительства РФ ограничивают его конституционные права и противоречит п.1. ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" и иным законам. В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащий в период прохождения военной службы имеет право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РСФСР Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений утверждается Правительством Российской Федерации. Одним из способов улучшения жилищных условий является предоставление субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство и покупку жилья, в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации, что предусмотрено п.7 ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих".
Во исполнение данной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено "Положение О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы".
Пункт 4 данного Положения регламентирует механизм улучшения жилищных условий для лиц, имеющих в собственности квартиры или индивидуальные жилые дома и предусматривает выплату субсидий:
в размере стоимости части площади жилья, не достающей до установленной социальной нормы площади;
- либо в полном объеме при условии передачи права собственности на эти жилые помещения федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим безвозмездную финансовую помощь.
Данное Положение нисколько не противоречит требованиям ст. ст.,25, 35,40 и 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1 и 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст.ст. 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 9,10 и преамбуле Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Более того, ни один из перечисленных законов не содержит нормы, позволяющей при наличии имеющейся в собственности квартиры или индивидуального жилого дома, при наличии оснований на улучшение жилищных условий, получать безвозмездную субсидию исходя из социальных норм без учета имеющейся в собственности квартиры (дома).
Напротив государство гарантирует только единожды безвозмездное предоставление военнослужащим и членам их семей жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставленной в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и членам их семей, либо предоставление субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи, в зависимости от избранного военнослужащим способа реализации права на жилище, что закреплено в ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и оспариваемом заявителем постановлении Правительства Российской Федерации.
Таким образом государство гарантирует каждому гражданину улучшение жилищных условий, независимо от наличия в собственности квартиры, но с учетом общих правил - предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации. Требование Миронова о нераспространении данного Положения в отношении него нельзя признать состоятельным, поскольку Положение основано на единых принципах и нормах, вытекающих из требований жилищного законодательства Российской Федерации об улучшении жилищных условий, исходя из социальных норм жилой площади и является механизмом реализации одного из способов улучшения жилищных условий военнослужащих.
Утверждения Маскалъца о несоответствии п.п. 7 и 8 этого постановления Правительства Российской Федерации ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", нельзя признать состоятельными, поскольку в п.14 ст. 15 указанного Федерального закона определено, что порядок и размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом Правительство Российской Федерации, действуя на основании вышеназванной нормы закона и в пределах компетенции, определенной Федеральным Конституционным Законом РФ "О Правительстве Российской Федерации" обоснованно установило размеры такой компенсации по договору найма (поднайма) жилого помещения. Такой порядок и механизм установленной компенсации нисколько не ограничивает ее размер и соответственно не противоречит требованиям ст.15 вышеназванного закона. Учитывая, что требования по существу жалобы Маскальца не подлежит удовлетворению, в связи с этим, не имеется оснований для разрешения требования заявителя о компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-197, 231-232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
В удовлетворении жалоб Миронова Валерия Валентиновича и Маскальца Виктора Викторовича на постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N 700) "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течении 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Российской Федерации
А.Я.Петроченков
[отформатировано: 05.04.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.020 Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.030 Льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: