Основная информация

Дата опубликования: 27 марта 2008г.
Номер документа: В200805702
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0805702

В200805702

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2009, N 10, СТР. 24, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

27.03.2008 N ГКПИ07-1669

ПУНКТ 11 ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫДАЧЕ

ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ

ГРАЖДАНСТВА РАЗРЕШЕНИЯ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ,

УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ОТ 1 НОЯБРЯ 2002 Г. N 789; НГР:Р0205185, В ЧАСТИ,

ВОЗЛАГАЮЩЕЙ НА ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА, СОСТОЯЩЕГО

В БРАКЕ С ГРАЖДАНИНОМ РФ, ИМЕЮЩИМ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБЯЗАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ

В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ

СЛУЖБЫ ОДНОВРЕМЕННО С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ

НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ ДОКУМЕНТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ

НАЛИЧИЕ У ДАННОГО ГРАЖДАНИНА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

НА ОСНОВАНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЛИ СОГЛАСИЕ ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОСТИГШИХ СОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

ВОЗРАСТА И ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДОСТАВИТЬ

ЕМУ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ, ПРИЗНАН

НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА

В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789; НГР:Р0205185      утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (далее - Положение).

Пункт 8 Положения содержит перечень документов, которые иностранный гражданин (лицо без гражданства) должен представить при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание.

В п. 9 Положения перечислены документы, предоставляемые иностранными гражданами, имеющими право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством РФ квоты, помимо документов, указанных в п. 8 Положения.

Пунктом 11 Положения установлено, что указанные в п. 9 лица также представляют документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан РФ, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить им для проживания жилое помещение.

Щ., являющаяся гражданкой иностранного государства и состоящая в браке с гражданином РФ В., имеющим место жительства в Российской Федерации, обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании п. 11 Положения недействующим в части, возлагающей на иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации, обязанность представлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документ, подтверждающий наличие у данного гражданина жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан РФ, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение.

В заявлении указано, что п. 11 Положения в оспариваемой части не соответствует Федеральным законам "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и нарушает право Щ. на получение разрешения на временное проживание.

В судебном заседании представитель заявительницы В. поддержал доводы заявления и просил о его удовлетворении.

Представитель Правительства РФ пояснил, что требование Щ. является необоснованным, указав на то, что оспариваемая норма в настоящее время права заявительницы не нарушает, разрешение на временное проживание ей оформляется, угроза же нарушения ее прав в будущем маловероятна, поскольку в ближайшее время планируется к принятию постановление Правительства РФ о признании п. 11 Положения утратившим силу.

Верховный Суд РФ 27 марта 2008 г. заявление Щ. удовлетворил, указав следующее.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ; НГР:Р0203854 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).

В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 6 Закона иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации, разрешение на временное проживание в Российской Федерации может быть выдано без учета утвержденной Правительством РФ квоты.

Согласно п. 4 названной статьи территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание приведен в ст. 7 Закона и носит исчерпывающий характер. Следовательно, иностранному гражданину, имеющему право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством РФ квоты, может быть отказано в выдаче такого разрешения лишь при наличии оснований, предусмотренных данной нормой Закона.

Между тем указанная статья Закона не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, как непредставление иностранным гражданином документа, подтверждающего наличие у него жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан России, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение.

Более того, в силу подп. 9 ст. 7 Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Из приведенной нормы следует, что до истечения трех лет со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию отсутствие у него жилого помещения по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не является основанием отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Возложение же на иностранного гражданина обязанности по представлению документов, перечисленных в п. 11 Положения, фактически приводит к расширению установленного законом перечня оснований отказа в выдаче разрешения на временное проживание, чего Правительство РФ в рамках делегированных ему федеральным законодателем полномочий делать не вправе.

Пунктом 8 ст. 6 Закона Правительство РФ уполномочено на утверждение порядка выдачи разрешения на временное проживание и перечня документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, а не на установление оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, не может устанавливаться Правительством РФ произвольно, а должен определяться необходимостью подтверждения юридически значимых обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 6 Закона. В противном случае право иностранного гражданина на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством РФ, не будет реализовано.

Указанные выводы суда подтверждаются и вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N ГКПИ06-856; НГР:В0604285, которым п. 11 оспариваемого Положения был признан недействующим в соответствующей части.

Верховный Суд РФ заявление Щ. удовлетворил, признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 11 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789; НГР:Р0205185, в части, возлагающей на иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации, обязанность представлять в территориальный орган Федеральной миграционной службы одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документа, подтверждающего наличие у данного гражданина жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан России, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение; взыскал с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Щ. возврат государственной пошлины в сумме 100 рублей.

[введено: 07.12.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 10.12.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2009 Стр. 24
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.050.000 Население, 010.050.010 Гражданство (см. также 200.050.010), 010.050.020 Иностранные граждане и лица без гражданства. Политическое убежище (см. также 030.150.020, 030.150.180, 040.090.000, 180.040.060, 180.050.050, 180.080.090, 200.050.020), 010.050.050 Миграция (см. также 060.010.070, 200.050.040), 020.000.000 Основы государственного управления, 020.040.000 Административно-правовые режимы, 020.040.060 Паспортный и визовый режимы (см. также 160.050.020), 030.000.000 Гражданское право, 030.150.000 Международное частное право, 030.150.010 Общие положения международного частного права, 050.000.000 Жилище, 050.010.000 Общие положения, 050.030.000 Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере (см. также 030.090.090), 050.030.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать