Основная информация

Дата опубликования: 27 декабря 1999г.
Номер документа: В199905427
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199905427

В199905427

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                     27.12.99 N ГКПИ 99-1004

[ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ

НЕЗАКОННЫМ ПУНКТА 7.1 ПОЛОЖЕНИЯ "О ПОРЯДКЕ ПОКУПКИ И

ВЫДАЧИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ КОМАНДИРОВОЧНЫХ

РАСХОДОВ" N 62, УТВЕРЖДЕННОГО ЦБ РФ 25.06.1997]

Именем Российской Федерации Верховный Суд РФ в составе:

   председательствующего -

   судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,

   при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,

   с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Генерального директора ОАО "Приморское морское пароходство" Кириличева А.Д. о признании незаконными абзацев 1 и 3 п. 7.1 Положения "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" N 62, утвержденного Центральным банком РФ 25 июня 1997 г.,

                            установил:

заявитель обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что п. 7.1 оспариваемого Положения не соответствует требованиям закона и принят Центральным банком РФ с превышением своих полномочий.

В жалобе также указывает, что операции по получению Справок по форме N 0406007 из банка и их выдаче командируемым лицам не являются валютными операциями, в связи с чем учет этих Справок не является учетом валютных операций и за нарушения порядка ведения "Журнала учета Справок по форме N 0406007" не может быть применена ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Пункт 7.1 Положения фактически устанавливает самостоятельное, не предусмотренное законом основание привлечения к ответственности за указанное выше нарушение, что не может быть признано законным.

В судебном заседании представитель заявителя Павленко Е.А. жалобу поддержала и в порядке уточнения заявленного требования просила признать незаконным лишь абзацы 1 и 3 п. 7.1 оспариваемого Положения.

Представители Центрального банка РФ Тимербаева С.М., Ларина Е.А. и Демина С.А. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Центрального банка РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 и пп. "а", "б", "ж" пункта 2 ст. 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк РФ является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации.

В рамках настоящего Закона определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления.

Как установлено судом, во исполнение вышеназванного Закона Центральным банком РФ было издано 25 июня 1997 г. Положение "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" N 62 (далее Положение), в котором Банк России установил порядок покупки и выдачи иностранной валюты хозяйствующими субъектами (резидентами и нерезидентами) для оплаты командировочных расходов за пределами Российской Федерации.

В целях осуществления контроля за обоснованностью осуществления валютных операций по покупке и выдаче иностранной валюты на командировочные расходы, а также ее вывозу Командируемым лицом из Российской Федерации Положением предусмотрен специальный порядок учета указанных валютных операций.

Данный порядок, по утверждению представителей Центрального банка РФ, в частности, предусматривает: оформление уполномоченным банком на основании данных заявки Справки формы N 0406007, выдаваемой резиденту или нерезиденту (далее Клиенту) одновременно с наличной иностранной валютой на командировочные расходы и являющейся основанием для вывоза командируемым лицом, на которого она оформлена, указанных валютных средств из Российской Федерации;

- ведение Клиентом "Журнала учета Справки формы N 0406007" для:

- отражения сведений о поступлении (приходе) в кассу Клиента Справки формы N 0406007 и наличной иностранной валюты в соответствии с указанной Справкой (графы 1 - 7 Журнала);

- подтверждение факта получения Командируемым лицом из кассы Клиента наличной иностранной валюты на командировочные расходы и соответствующей Справки указанной формы путем проставления подписи этим лицом в графе 9 Журнала;

- подтверждение факта возврата Клиентом в уполномоченный банк для зачисления на валютный счет иностранной валюты, не использованной на командировочные расходы, и Справки по указанной форме путем проставления подписи кассира в графе 12 Журнала.

Следовательно, требование о ведении Клиентом "Журнала учета Справок по форме N 0406007" для учета указанных Справок и полученной Клиентом в уполномоченном банке наличной иностранной валюты, предусмотренное пунктом 3.7 Положения, является неотъемлемой частью порядка учета валютных операций.

За нарушение установленного порядка ведения "Журнала учета справок по форме N 0406007", как указано в п. 7.1 Положения, Клиент несет ответственность в виде штрафа в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", что не противоречит требованиям закона.

Являясь органом валютного регулирования и имея полномочия по установлению порядка привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 14 названного выше Закона, Банк России при осуществлении своих задач и функций вправе определять порядок привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства в конкретном нормативном акте, регулирующем порядок осуществления отдельных валютных операций, а не в едином нормативном акте, как ошибочно считает заявитель.

Ни утверждения представителей Центрального банка РФ материалами дела не опровергнуты, не представлено в их опровержение каких-либо доказательств и представителем заявителя.

Более того, представитель заявителя в судебном заседании не отрицала, что получение Командируемым лицом иностранной валюты в кассе предприятия вместе со Справкой указанной выше формы является валютной операцией.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем п. 7.1 Положения принят Центральным банком РФ в соответствии с требованиями закона и каких-либо правовых оснований для признания его недействующим не имеется.

Довод заявителя о том, что п. 7.1 Положения противоречит требованиям валютного законодательства, не может быть признан обоснованным, поскольку его содержание, по мнению суда, полностью согласуется с положениями п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и принят Банком России в пределах установленной этим Законом компетенции.

Ссылка в жалобе при этом на то, что Банком России якобы установлено самостоятельное, не предусмотренное законом, основание для привлечения Клиента к ответственности, не может быть принята во внимание, поскольку такая ответственность за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка предусмотрена указанной выше нормой Закона.

Исходя из этого, Банк России вправе был установить в п. 7.1 Положения ответственность Клиента за нарушение порядка ведения "Журнала учета Справок по форме N 0406007" в виде штрафа в пределах, предусмотренных законом.

Что касается утверждения заявителя о том, что получение Справок указанной выше формы из банка и выдача их командируемым лицам не являются валютными операциями, то оно также не может быть принято во внимание, так как Справки без одновременного получения валютных средств не выдаются. В указанных Справках фиксируются фактически полученные суммы и имя ее получателя, т.е. данные Справки являются одними из учетных документов, свидетельствующими о совершении валютных операций, ответственность за ненадлежащий учет ведения которых правомерно установлена Банком России в оспариваемом пункте Положения.

Не может суд в этой связи согласиться и с тем, что учет Справок указанной формы не является учетом совершенных операций.

Другие доводы, на которые представитель заявителя ссылалась в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                              решил:

жалобу Генерального директора ОАО "Приморское морское пароходство" Кириличева А.Д. о признании незаконными абзацев 1 и 3 п. 7.1 Положения "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" N 62, утвержденного Центральным банком РФ 25 июня 1997 г., оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда РФ

Ю.Д.РЕДЧЕНКО

[отформатировано: 04.05.2000 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.130.000 Валютное регулирование и валютный контроль (см. также 030.050.030), 080.130.010 Общие положения, 080.130.060 Валютный контроль (см. также 100.170.100), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать