Основная информация

Дата опубликования: 28 сентября 1999г.
Номер документа: В199905990
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9905990

В199905990

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 10, СТР. 10, 2000г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                             28.09.99

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИЗНАЛ

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (НЕЗАКОННЫМ) И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ

ПРИМЕНЕНИЮ СО ДНЯ ЕГО ПРИНЯТИЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 1131-Р ОТ 15 ИЮЛЯ 1999 Г. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА ПРОИЗВОДСТВА БУРОВЫХ

РАБОТ ПО РАЗВЕДКЕ МОРСКИХ НЕФТЯНЫХ, ГАЗОВЫХ

И ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В ПРЕДЕЛАХ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В РАЙОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

(Извлечение)

Заявители М., Г. и другие лица, а также институт "Экоюрис", Всероссийское общество охраны природы, Социально-экологический союз и иные организации обратились в Верховный Суд РФ с требованием признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации N 1131-р от 15 июля 1999 г. об утверждении Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экологической зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока (далее - Временный порядок), считая, что упомянутое распоряжение Правительства Российской Федерации принято с нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе".

По их мнению, в результате несоблюдения установленного законом порядка принятия названного правового акта (без предварительного проведения государственной экологической экспертизы) были нарушены гарантии экологической безопасности общества и окружающей среды в случае его реализации. Временный порядок, разрешающий отведение в море сточных вод, содержащих технологические продукты нормальной эксплуатации буровых установок, в том числе отработанные буровые растворы на водной основе, сброс в море выбуренного грунта в смеси с морской водой, имеющего в себе нефть, как они считали, нарушает также и требования ст. 144 Водного кодекса Российской Федерации.

Разрешение сброса сточных вод и буровых отходов по сути в местах концентрации основных запасов морепродуктов Российской Федерации и в местах обитания редких видов животных и растений создает реальную угрозу нанесения непоправимого экологического и экономического ущерба государству и его населению.

Представитель Правительства Российской Федерации просил об оставлении жалоб без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое распоряжение не требует проведения экологической экспертизы, поскольку им утверждены фактически ранее действовавшие нормы сброса в море выбуренного грунта и других технологических продуктов бурения. Проект распоряжения согласован со всеми заинтересованными ведомствами и в результате его реализации какого-либо вредного воздействия на окружающую природную среду оказано не будет.

Верховный Суд РФ 28 сентября 1999 г. жалобы удовлетворил по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

Как установлено судом, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 1131-р был утвержден Временный порядок производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока, которым установлены правила отведения (удаления) в море сточных вод и технологических продуктов бурения, образующихся при бурении разведочных скважин, в том числе в смеси с морской водой, в соответствии с временно согласованными нормами сброса и содержания нефти в выбуренном грунте.

По утверждению заявителей и их представителей, по проекту данного распоряжения Правительства об утверждении Временного порядка государственная экологическая экспертиза не проводилась, хотя ее проведение обязательно, так как реализация проекта может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

Материалами дела, в том числе представителем Правительства, это не опровергнуто. В судебном заседании он не оспаривал того обстоятельства, что экологическая экспертиза проекта распоряжения не проводилась.

При таких данных упомянутое распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Временного порядка как принятое с нарушением требования закона не может быть признано правомерным.

Довод представителя Правительства Российской Федерации о том, что утвержденный распоряжением Правительства Временный порядок фактически исходит из норм и правил охраны морской среды в рамках действующего законодательства, распространяет на внутренние морские воды, территориальное море и исключительную экономическую зону Российской Федерации правила нормирования, ранее применяемые к этим объектам, вводит дополнительные запретительные и ограничительные нормы по предотвращению загрязнения морской среды и имеет целью обеспечить отсутствие негативного воздействия на окружающую природную среду, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии со ст. 11 названного выше Закона по всем перечисленным обстоятельствам и должно быть соответствующее заключение государственной экологической экспертизы, которое не может быть заменено различного рода согласованиями с заинтересованными в этом вопросе ведомствами.

То обстоятельство, что проект распоряжения Правительства являлся объектом государственной экологической экспертизы, по существу, следует и из содержания представленного письменного отзыва Министерства природных ресурсов Российской Федерации 17 сентября 1999 г. на поступившие в суд жалобы.

Ссылка представителя Правительства при этом на то, что утвержденный Временный порядок не освобождает предприятия и организации от проведения экологической экспертизы конкретных проектов буровых работ, а поэтому не скажется отрицательно на состоянии морской среды, не может быть признана убедительной.

Данные обстоятельства в силу ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не являлись основанием к освобождению от проведения государственной экологической экспертизы самого проекта распоряжения и именно эта экспертиза, а не представитель Правительства Российской Федерации, должна ответить на вопрос об отсутствии отрицательного воздействия на окружающую среду в случае последующей реализации распоряжения.

Верховный Суд РФ жалобы заявителей удовлетворил, распоряжение Правительства Российской Федерации N 1131-р от 15 июля 1999 г. об утверждении Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока признал недействительным (незаконным) и не подлежащим применению со дня его принятия.

В кассационном порядке решение не обжаловалось и не опротестовывалось.

[отформатировано: 21.11.2000 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 28.11.2000 редактор НЦПИ - Быковская Е.Н.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 28.09.1999 Стр. 10
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.010.000 Промышленность, 090.010.080 Топливная промышленность, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать