Основная информация
Дата опубликования: | 29 июля 1999г. |
Номер документа: | В199903625 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199903625
В199903625
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
29.07.99 N ГКПИ99-552
[Установленный Банком России разрешительный порядок
расходования поступающей в кассу предприятия выручки
является одним из конкретных способов организации
наличного денежного обращения и не ограничивает права
хозяйствующих субъектов в расходовании денежных средств,
а лишь изменяет их потоки в целях обеспечения
установленной очередности платежей]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н.,
при секретаре Ильина А.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Апатит" о признании недействительными в части нормативных актов Центрального банка Российской Федерации - Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П и Указания от 12.11.96 No. 360 "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 No. 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения",
установил:
открытое акционерное общество "Апатит" (г. Кировск, Мурманской области) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействительными в части: абзац 3 пункта 2.7 (Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П), а также п. 2 Указания "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 No. 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" No. 360 от 12.11.96.
Просьба ОАО "Апатит" о признании этих нормативных актов Центрального банка Российской Федерации частично недействительными мотивирована следующими суждениями: указанные акты в названных частях нарушают законные права и интересы акционерного общества, не соответствуют действующему законодательству, в том числе налоговому и банковскому, а также противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, приняты Центральным банком Российской Федерации с превышением предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представители ОАО "Апатит" Митрофанов М.А. и Буланов Д.Р. требование о признании недействительными в части указанных нормативных актов Центрального банка Российской Федерации поддержали и просили его удовлетворить.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей ОАО "Апатит", объяснения представителей Центрального банка Российской Федерации Зинченко А.Л., директора Департамента регулирования денежного обращения, и Шерстюк О.В., возражавших против доводов заявителей, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей заявление необоснованным. Верховный Суд Российской Федерации считает заявление ОАО "Апатит" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 2 Указания Центрального банка Российской Федерации от 12.11.96 No. 360 "О первоочередных мерах по выполнению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (в редакции писем ЦБ Российской Федерации от 14.04.97 No. 02-14-4-/173, от 30.05.97 No. 02-14-4/259, указаний ЦБ Российской Федерации от 31.07.98 No. 305-У, от 19.11.98 No. 416-У) - расчетно - кассовые центры и кредитные организации не вправе разрешать предприятиям недоимщикам (имеющим задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды) расходовать поступающую в их кассу выручку. Ранее выданные разрешения на право расходования наличной денежной выручки у предприятий - недоимщиков отзываются.
В силу абзаца 3 п. 2.7 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П, в редакции Указания ЦБ Российской Федерации от 22.01.99 No. 488-У - решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежедневно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
Приведенные положения нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, по мнению ОАО "Апатит", следует признать незаконными, так как они "напрямую" затрагивают права и законные интересы акционерного общества, ущемляя их и препятствуя в реализации.
В обоснование данного суждения заявитель сослался на письмо Апатитского отделения No. 8017 Мурманского банка Сберегательного банка Российской Федерации от 15.01.99 No. 180/01.2, которым ему было отказано в получении разрешения на предмет расходования денежной наличности из выручки кассы на хозяйственные и на командировочные расходы из-за имеющейся у заявителя задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды со ссылкой на Указание No. 360 и Положение No. 14-П ЦБ Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации не может согласиться с тем, что оспариваемые заявителем положения указанных нормативных актов Центрального банка Российской Федерации препятствуют нормальной производственной деятельности предприятия, вторгаются во внутрихозяйственные отношения, осложняют решение текущих задач, вводят дополнительные ограничения и т.п.
Не соответствует действительности и ссылка на то, что Центральный банк Российской Федерации таким образом предоставил возможность осуществления учреждениями банков контрольных функций за налоговыми и гражданско - правовыми отношениями клиентов.
В соответствии со ст. ст. 4, 29, 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 26.04.95 No. 65-ФЗ, от 27.02.97 No. 45-ФЗ - Банк России является органом, на который возложено совместно с органами исполнительной власти проведение единой финансовой и денежно - кредитной политики, определение экономически обоснованных границ находящейся в обращении денежной массы и осуществление установленных законом мер ее регулирования.
С этой целью Центральному банку Российской Федерации и предоставлено исключительное право по организации (ст. 29) эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Обжалуемые заявителем нормативные акты и служат для решения этих задач.
Верховный Суд Российской Федерации полагает возможным согласиться с тем, что установленный Банком России разрешительный порядок расходования поступающей в кассу предприятия выручки является одним из конкретных способов организации наличного денежного обращения и не ограничивает права хозяйствующих субъектов в расходовании денежных средств, а лишь изменяет их потоки в целях обеспечения установленной ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации очередности платежей.
Несостоятельным является и довод заявления ОАО "Апатит" о вторжении в хозяйственные вопросы предприятия, ущемлении при этом прав и свобод хозяйствования в условиях рыночных отношений.
Положение Центрального банка Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П и Указание от 12.11.96 No. 360 не регулируют указанных правоотношений, являясь обязательными для соответствующих учреждений Банка России и кредитных организаций в части установления порядка ведения кассовых операций для этих организаций.
Верховным Судом также принимается во внимание, что обжалуемые заявителем нормативные акты в их частях (п. 2 Указания от 12.11.96 No. 360, как и абз. 3 п. 2.7 Положения... от 05.01.98 No. 14-П) содержат исключительные по своему содержанию положения, применяемые лишь в отношении предприятий - "недоимщиков" и с учетом состояния их расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
При таких обстоятельствах представляется неубедительной просьба ОАО "Апатит" о признании указанных нормативных актов в их частях недействительными, в связи с чем она удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
В удовлетворении заявления акционерного общества "Апатит" о признании недействительными абзаца 3 пункта 2.7 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П и п. 2 Указания "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 No. 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" No. 360 от 12.11.96 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федераций в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
[отформатировано: 29.11.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199903625
В199903625
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
29.07.99 N ГКПИ99-552
[Установленный Банком России разрешительный порядок
расходования поступающей в кассу предприятия выручки
является одним из конкретных способов организации
наличного денежного обращения и не ограничивает права
хозяйствующих субъектов в расходовании денежных средств,
а лишь изменяет их потоки в целях обеспечения
установленной очередности платежей]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н.,
при секретаре Ильина А.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Апатит" о признании недействительными в части нормативных актов Центрального банка Российской Федерации - Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П и Указания от 12.11.96 No. 360 "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 No. 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения",
установил:
открытое акционерное общество "Апатит" (г. Кировск, Мурманской области) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействительными в части: абзац 3 пункта 2.7 (Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П), а также п. 2 Указания "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 No. 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" No. 360 от 12.11.96.
Просьба ОАО "Апатит" о признании этих нормативных актов Центрального банка Российской Федерации частично недействительными мотивирована следующими суждениями: указанные акты в названных частях нарушают законные права и интересы акционерного общества, не соответствуют действующему законодательству, в том числе налоговому и банковскому, а также противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, приняты Центральным банком Российской Федерации с превышением предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представители ОАО "Апатит" Митрофанов М.А. и Буланов Д.Р. требование о признании недействительными в части указанных нормативных актов Центрального банка Российской Федерации поддержали и просили его удовлетворить.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей ОАО "Апатит", объяснения представителей Центрального банка Российской Федерации Зинченко А.Л., директора Департамента регулирования денежного обращения, и Шерстюк О.В., возражавших против доводов заявителей, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей заявление необоснованным. Верховный Суд Российской Федерации считает заявление ОАО "Апатит" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 2 Указания Центрального банка Российской Федерации от 12.11.96 No. 360 "О первоочередных мерах по выполнению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (в редакции писем ЦБ Российской Федерации от 14.04.97 No. 02-14-4-/173, от 30.05.97 No. 02-14-4/259, указаний ЦБ Российской Федерации от 31.07.98 No. 305-У, от 19.11.98 No. 416-У) - расчетно - кассовые центры и кредитные организации не вправе разрешать предприятиям недоимщикам (имеющим задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды) расходовать поступающую в их кассу выручку. Ранее выданные разрешения на право расходования наличной денежной выручки у предприятий - недоимщиков отзываются.
В силу абзаца 3 п. 2.7 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П, в редакции Указания ЦБ Российской Федерации от 22.01.99 No. 488-У - решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежедневно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
Приведенные положения нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, по мнению ОАО "Апатит", следует признать незаконными, так как они "напрямую" затрагивают права и законные интересы акционерного общества, ущемляя их и препятствуя в реализации.
В обоснование данного суждения заявитель сослался на письмо Апатитского отделения No. 8017 Мурманского банка Сберегательного банка Российской Федерации от 15.01.99 No. 180/01.2, которым ему было отказано в получении разрешения на предмет расходования денежной наличности из выручки кассы на хозяйственные и на командировочные расходы из-за имеющейся у заявителя задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды со ссылкой на Указание No. 360 и Положение No. 14-П ЦБ Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации не может согласиться с тем, что оспариваемые заявителем положения указанных нормативных актов Центрального банка Российской Федерации препятствуют нормальной производственной деятельности предприятия, вторгаются во внутрихозяйственные отношения, осложняют решение текущих задач, вводят дополнительные ограничения и т.п.
Не соответствует действительности и ссылка на то, что Центральный банк Российской Федерации таким образом предоставил возможность осуществления учреждениями банков контрольных функций за налоговыми и гражданско - правовыми отношениями клиентов.
В соответствии со ст. ст. 4, 29, 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 26.04.95 No. 65-ФЗ, от 27.02.97 No. 45-ФЗ - Банк России является органом, на который возложено совместно с органами исполнительной власти проведение единой финансовой и денежно - кредитной политики, определение экономически обоснованных границ находящейся в обращении денежной массы и осуществление установленных законом мер ее регулирования.
С этой целью Центральному банку Российской Федерации и предоставлено исключительное право по организации (ст. 29) эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Обжалуемые заявителем нормативные акты и служат для решения этих задач.
Верховный Суд Российской Федерации полагает возможным согласиться с тем, что установленный Банком России разрешительный порядок расходования поступающей в кассу предприятия выручки является одним из конкретных способов организации наличного денежного обращения и не ограничивает права хозяйствующих субъектов в расходовании денежных средств, а лишь изменяет их потоки в целях обеспечения установленной ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации очередности платежей.
Несостоятельным является и довод заявления ОАО "Апатит" о вторжении в хозяйственные вопросы предприятия, ущемлении при этом прав и свобод хозяйствования в условиях рыночных отношений.
Положение Центрального банка Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П и Указание от 12.11.96 No. 360 не регулируют указанных правоотношений, являясь обязательными для соответствующих учреждений Банка России и кредитных организаций в части установления порядка ведения кассовых операций для этих организаций.
Верховным Судом также принимается во внимание, что обжалуемые заявителем нормативные акты в их частях (п. 2 Указания от 12.11.96 No. 360, как и абз. 3 п. 2.7 Положения... от 05.01.98 No. 14-П) содержат исключительные по своему содержанию положения, применяемые лишь в отношении предприятий - "недоимщиков" и с учетом состояния их расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
При таких обстоятельствах представляется неубедительной просьба ОАО "Апатит" о признании указанных нормативных актов в их частях недействительными, в связи с чем она удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
В удовлетворении заявления акционерного общества "Апатит" о признании недействительными абзаца 3 пункта 2.7 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 No. 14-П и п. 2 Указания "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 No. 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" No. 360 от 12.11.96 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федераций в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
[отформатировано: 29.11.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.030 Расходы федерального бюджета (см. также 150.070.020), 080.150.000 Бухгалтерский учет и финансовая отчетность, 080.150.020 Бухгалтерский учет активов, обязательств и капитала, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: