Основная информация

Дата опубликования: 29 октября 2009г.
Номер документа: В200906535
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0906535

В200906535

В200906535

В0906535

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

29.10.2009 N ГКПИ09-1317

[О признании частично недействующим абзаца 1

пункта 2 Инструкции о размерах и порядке выплаты

ежемесячной надбавки за сложность, напряженность

и специальный режим службы (военной службы)

сотрудникам Государственной противопожарной службы

МЧС России и военнослужащим МЧС России, утвержденной

приказом Министерства Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

от 17 февраля 2005 г. N 83]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации В.Ю. Зайцева,

при секретаре Я.,

с участием прокурора Л.Е. Степановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании частично недействующими пунктов 1 - 3 Инструкции о размерах и порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17 февраля 2005 г. N 83; НГР:В0500139, установил:

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17 февраля 2005 г. N 83; НГР:В0500139 утверждена Инструкция о размерах и порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России (далее - Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России, проходящим военную службу по контракту в г.г. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) (далее - надбавка) производится в увеличенных размерах (абзац 1): рядовому и младшему начальствующему составу, солдатам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам - до 200 процентов оклада по должности (воинской должности) (абзац 2); среднему и старшему начальствующему составу, младшим и старшим офицерам - до 160 процентов оклада по должности (воинской должности) (абзац 3); высшему начальствующему составу и высшим офицерам - до 130 процентов оклада по должности (воинской должности) (абзац 4).

Согласно пункту 2 Инструкции размер надбавки в увеличенных размерах определяется дифференцированно, в зависимости от среднемесячной суммы расходов конкретного сотрудника (военнослужащего) на проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также затрат по уплате налогов на землю и имущество физических лиц, на основании мотивированного рапорта сотрудника (военнослужащего) с обоснованием указанной суммы (абзац 1). Увеличенный размер надбавки устанавливается с учетом размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы), установленной (абзац 2): сотруднику - в соответствии с приказом МЧС России от 31.12.2004 N 642; НГР:В0403529 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2005 г., регистрационный N 6322) (абзац 3); военнослужащему - в соответствии с приказом МЧС России от 31.12.2004 N 635; НГР:В0403530 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2005 г., регистрационный N 6323) (абзац 4).

Увеличенный размер надбавки устанавливается Приказом командира (начальника) воинской части с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника и военнослужащего (пункт 3).

Н., являющийся сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС России, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими следующие положения Инструкции: абзац 3 пункта 1 в части слова "до"; абзацы 1 - 3 пункта 2; пункт 3 в части слов "с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника".

В заявлении указано, что оспариваемые предписания Инструкции не соответствуют Федеральному закону "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", Постановлению Правительства Российской Федерации "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" и ограничивают право Н. на получение в полном размере ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы.

В судебном заседании Н. поддержал свое заявление и просил о его удовлетворении.

Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Е. и К., представитель Министерства юстиции Российской Федерации П. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, Инструкция в оспариваемой части не противоречит законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требования заявителя удовлетворить в части оспаривания абзаца 1 пункта 2 Инструкции, суд находит заявление Н. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ; НГР:Р0203457 "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Закон), определяя денежное довольствие сотрудников перечисленных в нем федеральных органов исполнительной власти, в том числе сотрудников Государственной противопожарной службы, включает в его структуру дополнительные выплаты (пункт 1 статьи 1). Согласно пункту 8 статьи 1 Закона, действующему в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701, дополнительные выплаты сотрудникам состоят, в частности, из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Таким образом, Законом непосредственно определены критерии, в зависимости от которых дифференцируется размер указанной ежемесячной надбавки - состав сотрудников и местность прохождения службы. Возможность разграничения размера надбавки по иным основаниям в отношении сотрудников одного состава, проходящих службу в одной местности, Законом не предусмотрена.

Изложенное подтверждается и содержанием Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47; НГР:Р0500257 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", которым предусмотрена для отдельных категорий сотрудников (военнослужащих) выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения ими службы.

Данная надбавка установлена за службу в условиях, отклоняющихся от нормальных (за сложность, напряженность, специальный режим работы), следовательно, носит компенсационный, а не стимулирующий характер. Такой же вывод вытекает и из абзаца второго пункта 8 статьи 1 Закона во взаимосвязи с преамбулой и статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701, которым одновременно изменена сущность ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и определены основания, влияющие на ее установление, в целях компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся сотрудникам федеральных органов исполнительной власти в натуральной форме.

Размер компенсационной надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, зависит от объективных данных, характеризующих соответствующие условия службы определенного состава сотрудников. Руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти наделен полномочиями по установлению размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и порядка ее выплаты, но не правом введения дополнительных критериев, влияющих на размер надбавки.

Приведенные правовые позиции отражены также в судебных постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в решении Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2009 г. по гражданскому делу N ГКПИ08-2247.

Вопреки этому оспариваемый заявителем абзац 1 пункта 2 Инструкции предписывает при установлении размера надбавки учитывать дополнительные, не предусмотренные Законом критерии, а именно, среднемесячную сумму расходов конкретного сотрудника (военнослужащего) на проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси); а также затраты по уплате налогов на землю и имущество физических лиц.

При этом размер надбавки должен определяться на основании мотивированного рапорта сотрудника (военнослужащего) с обоснованием указанной суммы. Тем самым фактически закреплено предписание о возможности определения размера надбавки в зависимости от степени мотивированности рапорта сотрудника о расходах на проезд в общественном транспорте и затратах по уплате налогов на землю и имущество физических лиц, что также не может быть признано законным.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом изложенного абзац 1 пункта 2 Инструкции подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для признания абзацев 2, 3 пункта 2 Инструкции недействующими не имеется, поскольку указание на то, что увеличенный размер надбавки сотруднику устанавливается с учетом размера ежемесячной надбавки, предусмотренной приказом МЧС России от 31 декабря 2004 г. N 642; НГР:В0403529, никакому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Названным приказом в приказ МЧС России от 20 мая 2002 г. N 250; НГР:В0201302 "О выплате сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы" были внесены изменения, увеличивающие предельный размер надбавки с 1 января 2005 г. с 70 до 120 процентов должностного оклада сотрудника.

Нельзя согласиться и с доводом заявителя о незаконности пункта 1 Инструкции в части установления сотрудникам (среднему и старшему начальствующему составу, младшим и старшим офицерам) надбавки в размере до 160 процентов оклада по должности. Оспаривая данное предписание, заявитель ссылается на то, что наличие в тексте нормы предлога "до" позволяет неправомерно уменьшать сотрудникам выплату надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, которая должна устанавливаться в твердом размере - 160 процентов. Между тем такое утверждение не согласуется с содержанием пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47; НГР:Р0500257 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", предусматривающего, что указанная надбавка устанавливается среднему и старшему начальствующему составу, младшим и старшим офицерам, проходящим службу в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградских областях, в размере до 160 процентов оклада по должности.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47; НГР:Р0500257 порядок выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, включая определение ее конкретного размера, устанавливается соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти. Реализуя данное полномочие, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вправе был закрепить в Инструкции, что увеличенный размер надбавки устанавливается приказом командира (начальника) воинской части с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника и военнослужащего. Таким образом, довод заявителя о незаконности пункта 3 Инструкции в оспариваемой части также является необоснованным.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496 суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Н. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 1 пункта 2 Инструкции о размерах и порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17 февраля 2005 г. N 83; НГР:В0500139, в части, позволяющей определять размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в зависимости от среднемесячной суммы расходов конкретного сотрудника (военнослужащего) на проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также затрат по уплате налогов на землю и имущество физических лиц, на основании мотивированного рапорта сотрудника (военнослужащего) с обоснованием указанной суммы.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

[отформатировано: 24.02.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.090 Оплата труда, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 150.000.000 Оборона, 150.070.000 Вопросы обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, 150.070.030 Материальное обеспечение, 150.100.000 Военная служба, 150.100.030 Особенности прохождения военной службы различными категориями военнослужащих, 150.100.050 Иные вопросы прохождения военной службы, 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.020.000 Силы обеспечения безопасности (см. также 150.020.020), 160.020.100 Другие государственные органы обеспечения безопасности (см. также 020.010.040), 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать