Основная информация

Дата опубликования: 30 марта 1999г.
Номер документа: В199905992
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9905992

В199905992

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 10, СТР. 12, 2000г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                             30.03.99

ВЕРХОВНЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИЗНАНО

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ

УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 1996 Г. N 55/15

"ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПРИ СОЕДИНЕНИИ

НЕСКОЛЬКИХ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ"

(В РЕДАКЦИИ ОТ 30 МАРТА 1999 Г.)

(Извлечение)

18 сентября 1996 г. Генеральным прокурором РФ было издано Указание N 55/15 "Об изменении порядка исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел" (в дальнейшем - Указание).

Пунктом 1 Указания предусмотрено, что при соединении нескольких уголовных дел в одном производстве срок следствия исчислять со дня возбуждения уголовного дела, по которому он является наиболее длительным. При этом календарное время расследования по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

З. обратился в суд с жалобой о признании названного Указания недействительным (незаконным).

По его мнению, закрепленный в Указании порядок исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел противоречит ст.ст.69, 129, 133 УПК РСФСР, поскольку незаконно увеличивает без соответствующего продления сроки пребывания граждан под следствием, что является нарушением их прав и свобод. Указание не подлежит применению, так как не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликовано для всеобщего сведения. Заявитель также пояснил, что внесенные в Указание 30 марта 1999 г. изменения его существо не меняют.

Представитель Генеральной прокуратуры РФ жалобу заявителя не признал и пояснил, что приказом Генерального прокурора РФ N 18 от 30 марта 1999 г. в Указание от 18 сентября 1996 г. N 55/15 внесены изменения. Пункт 1 изложен в следующей редакции: "При соединении нескольких уголовных дел в одном производстве срок следствия исчислять по тому делу, по которому он является наиболее длительным. При этом календарное время расследования по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается". Данная редакция Указания, по мнению представителя Генеральной прокуратуры РФ, не противоречит нормам уголовного процессуального законодательства и не затрагивает прав граждан, находящихся под следствием. Упомянутое Указание не публиковалось и не подлежит опубликованию для всеобщего сведения, поскольку является формой контроля за сроками следственных действий и обязательно лишь для органов предварительного расследования.

Верховный Суд РФ 30 марта 1999 г. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 18 сентября 1996 г. N 55/15 "Об изменении порядка исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел" (в редакции от 30 марта 1999 г.) признал недействительным и не подлежащим применению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как установлено судом при рассмотрении дела, обжалуемое заявителем Указание не опубликовано официально для всеобщего сведения, хотя оно является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности граждан.

Тот факт, что Указание - нормативный правовой акт, представитель Генеральной прокуратуры РФ в судебном заседании не оспаривал. Это подтверждается также названием и содержанием Указания, которое устанавливает правовые нормы, регулирующие порядок исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел. Все органы предварительного следствия обязаны руководствоваться Указанием в их деятельности.

Довод представителя Генеральной прокуратуры РФ о том, что Указание не затрагивает прав и свобод граждан, необоснован.

Порядок исчисления срока предварительного следствия (в том числе при соединении уголовных дел) непосредственно затрагивает права и законные интересы участников процесса, поскольку процессуальный закон установил срок, в течение которого предварительное следствие должно быть закончено. Правильный подсчет срока предварительного следствия невозможен без определения момента, с которого начинается его течение, а также периодов, которые при его исчислении не учитываются.

Истечение срока предварительного следствия требует решения вопроса о его продлении. Такие процессуальные действия отдаляют дату разрешения судебного дела, приводят к сохранению неопределенности в правовом статусе участников процесса, допускают возможность применения в отношении граждан ограничительных мер, включая меры пресечения. На эти обстоятельства указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23 марта 1999 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д. И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью "Моноком".

О безусловной необходимости соблюдения конституционного положения по публикации нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, свидетельствует и Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Согласно п. 10 упомянутого Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Хотя Генеральная прокуратура РФ не должна регистрировать свои нормативные правовые акты в Министерстве юстиции Российской Федерации, исходя из положений ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации она обязана исполнять конституционное требование по опубликованию официально для всеобщего сведения принимаемых ею правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан.

Изложенные обстоятельства не позволяют признать оспариваемый заявителем правовой акт действующим на территории Российской Федерации, поскольку он не был опубликован официально для всеобщего сведения общедоступным способом, а лишь направлен органам предварительного следствия.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 9 апреля 1999 г. судебное решение оставила без изменений.

[отформатировано: 21.11.2000 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 28.11.2000 редактор НЦПИ - Быковская Е.Н.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 30.03.1999 Стр. 12
Рубрики правового классификатора: 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации, 180.060.000 Уголовный процесс, 180.060.010 Общие положения, 180.060.020 Возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать