Основная информация

Дата опубликования: 30 марта 2001г.
Номер документа: В200105336
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0105336

В200105336

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.01.2002, N 1, СТР. 9-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

30.03.2001

[Признан недействительным и не порождающим правовых последствий

п. 3 Перечня актов Правительства Российской Федерации, утративших

силу с 1 января 1999 г., утвержденного постановлением Правительства

Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966; НГР:Р9904115 "Об изменении,

приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых

актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным

законом "О федеральном бюджете на 1999 год"]

(Извлечение из решения

Верховного Суда РФ)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год"; НГР:Р9904115 был утвержден Перечень актов Правительства Российской Федерации, утративших силу с 1 января 1999 г. (далее - Перечень).

К. и Л. обратились в Верховный Суд РФ с требованием признать недействительным (незаконным) постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966; НГР:Р9904115 в части признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы"; НГР:Р9204130, что не соответствует ст.ст. 3, 4 и 28 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 12 февраля 2001 г.) и создает заявителям препятствия на получение страхового обеспечения, на которое они по закону имеют право.

Верховный Суд РФ 30 марта 2001 г. жалобы К. и Л. удовлетворил по следующим основаниям.

Согласно ст. 28 упомянутого Закона все граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от места проживания подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба в пределах 20 тыс. рублей (в ред. Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0003618).

Страховым событием является развитие у застрахованного заболевания, установление группы инвалидности, а также его смерть (гибель) вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наступившие до вступления настоящего Закона в силу.

Выплаты сумм по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона конкретные размеры денежных и других материальных компенсаций и льгот, установленных данным Законом, определяются Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.

Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации 5 ноября 1992 г. было принято постановление N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы", в соответствии с которым проведение указанного государственного страхования личности было возложено на Российскую государственную страховую компанию и определены конкретные размеры денежных сумм, подлежащих выплате застрахованным при установлении инвалидности первой, второй либо третьей группы, а также застрахованным, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания.

Признав это постановление утратившим силу с 1 января 1999 г. и не установив при этом нового порядка и конкретных размеров денежных сумм, подлежащих выплате застрахованным по обязательному бесплатному государственному страхованию, Правительство Российской Федерации фактически приостановило действие ст. 28 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на что полномочий не имело.

Федеральный закон, приостанавливающий действие данной нормы на 1999-2000 гг., отсутствует. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год"; НГР:Р0004910 действие этой нормы приостановлено на 2001 год.

Кроме того, указав в оспариваемом заявителями постановлении, что постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы"; НГР:Р9204130 признается утратившим силу с 1 января 1999 г., Правительство Российской Федерации нарушило и предписания ч. 8 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"; НГР:Р9705523 (в ред. от 31 декабря 1997 г.), согласно которой постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год"; НГР:Р9904115 было официально опубликовано в "Российской газете" только 9 сентября 1999 г. Следовательно, в части, касающейся прав граждан по обязательному бесплатному государственному страхованию от риска радиационного ущерба, оспариваемому постановлению не могла быть придана обратная сила.

Из выписки акта о результатах комплексной ревизии исполнения федерального бюджета за 1999 год Минфином России, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, следует, что до принятия оспариваемого постановления финансирование из федерального бюджета 1999 года по разделу 13 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" бюджетной классификации производилось.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителями положение правового акта Правительства Российской Федерации не соответствует федеральным законам и нарушает права граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, на получение выплат по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба.

Согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия постановления Правительства Российской Федерации федеральному закону применяется соответствующий федеральный закон.

Верховный Суд РФ жалобы К. и Л. удовлетворил и признал недействительным и не порождающим правовых последствий п. 3 Перечня актов Правительства Российской Федерации, утративших силу с 1 января 1999 г., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год"; НГР:Р9904115.

Решение вступило в законную силу.

[введено: 27.06.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 02.07.2002 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 01.01.2002 Стр. 9-10
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать