Основная информация

Дата опубликования: 30 июля 2007г.
Номер документа: В200705169
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0705169

В200705169

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2008, N 7, СТР. 8, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

30.07.2007 N ГКПИ07-320

ПОДПУНКТ 5.2.11 ПОДП. 5.2 П. 5 ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ (УТВЕРЖДЕННОГО

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 30 ИЮНЯ 2004 Г. N 331; НГР:Р0403271; В РЕД.

ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 2007 Г.) ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ

И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ

РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Согласно подп. 5.2.11 подп. 5.2 п. 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331; НГР:Р0403271, в ред. от 8 февраля 2007 г.; далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает в установленной сфере деятельности правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

ОАО "Нижнекамскнефтехим" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенной правовой нормы недействующей со дня ее принятия, ссылаясь на следующее. На момент опубликования названного Положения полномочия антимонопольного органа по установлению правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства федеральным законодателем были ограничены, им регламентировались лишь отдельные стадии этой процедуры (стадии, предшествующие возбуждению дела, стадии вынесения решения и его исполнения). Передача излишних полномочий, по сравнению с тем, как они определены в законе, противоречит п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314; НГР:Р0400775 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В отношении ОАО были применены Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, принятые на основании названной нормы Федеральной антимонопольной службой с превышением своих полномочий, в результате чего нарушены права заявителя.

В судебном заседании представители заявителя пояснили, что правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушении антимонопольного законодательства, являются отношениями административными и в части процедуры - административно-процессуальными, поэтому могут регулироваться только законом. Оспариваемой нормой Положения антимонопольному органу предоставлены полномочия большие по объему, чем это установлено законом, Правительство Российской Федерации не обладало компетенцией, позволяющей делегировать Федеральной антимонопольной службе полномочия, которые для нее не предусмотрены законодателем.

Представитель Правительства Российской Федерации указал, что Федеральная антимонопольная служба была наделена полномочиями по изданию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; с 26 октября 2006 г. - дня вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ; НГР:Р0602123 "О защите конкуренции", в главе 9 которого определен порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, оспариваемая заявителем правовая норма не применяется и утвержденные на ее основании Правила с 11 февраля 2007 г. утратили силу.

Верховный Суд РФ, рассмотрев 30 июля 2007 г. дело по первой инстанции, удовлетворил заявление частично, указав следующее.

Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314; НГР:Р0400775 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации; под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

В соответствии с подп. "в" п. 4 этого же Указа федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 27 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I; НГР:Р9100175 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции от 2 февраля 2006 г., действовавшей на день издания оспариваемого Положения) рассмотрение антимонопольным органом представлений органов и заявлений организаций и физических лиц, принятие решений и выдача предписаний, предусмотренных названным Законом, а также контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляется в порядке, установленном антимонопольным органом.

Из анализа данной нормы (во взаимосвязи с п. 1 этой же статьи, в соответствии с которым указанные представления и заявления признаются основанием для возбуждения и рассмотрения дел) следует, что рассмотрение представлений органов и заявлений организаций и физических лиц, завершающееся принятием решений, по своей сути означает порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, полномочия по установлению которого Правительство Российской Федерации предоставило Федеральной антимонопольной службе на основании и во исполнение названной статьи Закона.

Нельзя согласиться с доводами представителей заявителя о том, что п. 4 ст. 27 названного выше Закона РСФСР (в ред. от 2 февраля 2006 г.) полномочия антимонопольного органа были ограничены возможностью регламентации отдельных стадий рассмотрения дел, оспариваемая часть Положения позволяет в противоречие ст. 1.6 КоАП РФ; НГР:Р0102426 привлекать хозяйствующие субъекты к административной ответственности в порядке, не предусмотренном законом.

Дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по единой процедуре, взаимосвязанные стадии которой не могут регулироваться различными нормативными правовыми актами. В рамках этой процедуры антимонопольный орган реализует свои полномочия по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, не связанные с наложением административных наказаний, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 и применяемых в производстве по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с правовой позицией, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2000 г. N 237-О; НГР:Р0006895, по смыслу ст.ст. 12, 23\1 названного Закона РСФСР указанные в нем акты антимонопольного органа силой принудительного исполнения не обладают, формулируются в виде предписаний, требование об исполнении которых реализуется путем специальных процедур - вынесения самим антимонопольным органом решения о применении административного взыскания по правилам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях либо путем обращения с иском в суд, в частности с иском о взыскании дохода, полученного в результате монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

С учетом этого не имеется оснований для вывода о том, что оспариваемая правовая норма позволяет Федеральной антимонопольной службе устанавливать правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, подменяющие производство по делам об административных правонарушениях либо судебное производство.

Вместе с тем ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", на основании и во исполнение которой Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило Федеральную антимонопольную службу полномочиями по изданию нормативного правового акта, указанного в подп. 5.2.11 подп. 5.2 п. 5 Положения, признана утратившей силу Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ; НГР:Р0602123 "О защите конкуренции", действующим с 26 октября 2006 г. Данный Закон, в главе 9 которого урегулирован порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, не относит к компетенции федерального антимонопольного органа установление такого порядка, в связи с чем приказом Федеральной антимонопольной службы от 22 декабря 2006 г. N 337; НГР:В0602567 были отменены Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, изданные на основании оспариваемой нормы.

В настоящее время подп. 5.2.11 подп. 5.2 п. 5 Положения не соответствует названному Федеральному закону и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Требование заявителя о признании оспоренной нормы недействующей со дня издания, как принятой Правительством Российской Федерации с превышением определенной федеральным законодателем компетенции, не подлежит удовлетворению по вышеизложенным мотивам.

Кроме того, согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 16 июня 1998 г. и от 11 апреля 2000 г., воспроизведенным в ряде Определений, в частности от 10 декабря 2002 г. N 28-О, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный акт Правительства Российской Федерации признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства Российской Федерации, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

Верховный Суд РФ заявление открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" удовлетворил частично: признал недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу подп. 5.2.11 подп. 5.2 п. 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331; НГР:Р0403271; в ред. от 8 февраля 2007 г.).

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 9 октября 2007 г. решение суда оставила без изменения.

[введено: 12.08.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 15.08.2008 корректор НЦПИ - Приходько И.О.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2008 Стр. 8
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.020.000 Государственная служба в Российской Федерации (см. также 060.020.180), 020.020.010 Федеральная государственная служба, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.040 Антимонопольное законодательство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать