Основная информация

Дата опубликования: 30 ноября 1999г.
Номер документа: В199905483
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199905483

В199905483

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                      30.11.99 N ГКПИ99-856

[В удовлетворении жалобы о признании

недействительным абзаца 2 пункта 5.9 "Основных

положений о вахтовом методе организации

работ" отказано]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   председательствующего - судьи

   Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,

   при секретаре                                    Иванове П.Г.,

   с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Хорошева Петра Васильевича о признании недействительным абзаца 2 пункта 5.9 "Основных положений о вахтовом методе организации работ", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года No. 794/33-82, установил:

Хорошев П.В. обратился в Верховный Суд России с жалобой о признании недействительным абзаца 2 пункта 5.9 "Основных положений о вахтовом методе организации работ", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года No. 794/33-82. Как следует из указанного Постановления, работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение ежегодного дополнительного отпуска как работающему в районах Крайнего Севера, включаются только календарные дни работы в районах Крайнего Севера и фактические дни нахождения в пути к месту работы и обратно. Однако Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года No. 4520-1 установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно - климатических условиях Севера.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 указанного Закона кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях лицам, работающим в районах Крайнего Севера, устанавливается в качестве компенсации дополнительный отпуск продолжительностью 21 рабочий день.

При этом закон не связывает продолжительность отпуска с фактом проживания в районах Крайнего Севера и характером работы, т.е. наличие льготы не зависит от того, проживает ли работник постоянно или временно в районах Крайнего Севера, и от того, работает ли работник вахтово - экспедиционным методом или постоянно и где он проводит свой отдых в период между вахтами.

Заявитель Хорошев П.В. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.

Представитель заинтересованного лица Минтруда России Панин С.А. возражал против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемое Постановление не противоречит законодательству Российской Федерации.

Представитель Минфина России Радина Г.Н. пояснила в суде, что "Основные положения о вахтовом методе организации работ" были согласованы с Минфином СССР, Минфин России осуществляет свою деятельность на основании Положения и в компетенцию Министерства не входит рассмотрение вопросов исчисления трудового стажа для предоставления различных льгот.

Представитель Минздрава России Акишин А.П. возражал против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемый акт действующему законодательству Российской Федерации не противоречит.

Представители Минюста России Давыдовский И.Н. и Жданова Т.А. пояснили суду, что Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1997 года No. 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера" заинтересованным министерствам и ведомствам поручено подготовить основные положения о вахтовом методе организации работ. Однако такой нормативный акт еще не принят.

Что касается абзаца 2 п. 5.9 оспариваемых "Основных положений о вахтовом методе организации работ", то он противоречит ст. 72 КЗоТ РФ.

Выслушав объяснения представителей Минтруда России Панина С.А., Минфина России Радиной Г.Н., Минздрава России Акишина А.П., Минюста России Давыдовского И.Н. и Ждановой Т.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Исходя из п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и международным договорам с участием Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 5.9 "Основных положений о вахтовом методе организации работ", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1988 года No. 797/33-22 в редакции от 17 января 1990 года, установлено, что работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера из других районов страны, в стаж, дающий право на получение льгот, включаются календарные дни работы в этих районах и фактические дни нахождения в пути от места нахождения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно.

Согласно ст. 14 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, установлен также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, - 21 рабочий день.

Дополнительный отпуск или компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в полном размере предоставляется лицам, проработавшим в указанных районах не менее 11 месяцев.

Лицам, проработавшим менее 11 месяцев, дополнительный отпуск предоставляется авансом, а при увольнении компенсация выплачивается пропорционально отработанному времени.

Установленное абзацем 2 пункта 5.9 "Основных положений о вахтовом методе организации работ" исчисление стажа работы, дающего право на получение льгот, не противоречит ст. 14 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и положениям действующего трудового законодательства об исчислении стажа работы за календарные дни, соответствует принципу предоставления равных льгот за равную работу в определенных условиях.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт не противоречит действующему законодательству, принят компетентными органами и не нарушает права и свободы заявителя, жалоба Хорошева П.В. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации установил:

жалобу Хорошева Петра Васильевича о признании недействительным абзаца 2 пункта 5.9 "Основных положений о вахтовом методе организации работ", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года No. 794/33-82, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

[отформатировано: 17.05.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать