Основная информация
Дата опубликования: | 02 декабря 2019г. |
Номер документа: | RU14000201901219 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Саха (Якутия) |
Принявший орган: | Глава Республики Саха (Якутия) |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Указы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 2 декабря 2019 года № 843
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЛУСОВ «АЛМАЗНОЙ ПРОВИНЦИИ»
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
В целях повышения качества жизни населения, решения задач социально-экономического развития, экологического благополучия улусов «алмазной провинции» постановляю:
1. Утвердить Концепцию социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» согласно приложению к настоящему Указу.
2. Признать утратившими силу:
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 1999 г. № 902 «О включении Кобяйского улуса в экологические и социально-экономические программы алмазной провинции»;
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2012 г. № 1574 «О Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы»;
распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. № 790-РГ «О дополнительных мерах по реализации Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы».
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Тарасенко А.В.
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
Утверждена
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 2 декабря 2019 г. № 843
КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ УЛУСОВ «АЛМАЗНОЙ ПРОВИНЦИИ»
Настоящая Концепция социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» (далее - Концепция) определяет цели, приоритетные задачи и основные механизмы реализации устойчивого развития улусов «алмазной провинции».
В состав улусов «алмазной провинции» входят: Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Верхневилюйский улус (район), Вилюйский улус (район), Кобяйский улус (район), Ленский район, Мирнинский район, Нюрбинский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Сунтарский улус (район). Текущая характеристика социально-экономического развития улусов «алмазной провинции» изложена в приложении А к настоящей Концепции
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
Концепция определяет основные направления средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в муниципальные бюджеты улусов «алмазной провинции» (кроме Кобяйского улуса (района)) и бюджетных ассигнований, формирующихся в составе государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за счет дополнительных платежей, поступающих по лицензиям от 4 мая 2007 г. № ЯКУ 01450 КЭ и от 1 июня 2020 г. № ЯКУ 06400 КЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи алмазов на коренном месторождении трубки Нюрбинская и генетически связанном с ним месторождении россыпи Нюрбинская (кроме Кобяйского улуса (района)). Безвозмездные поступления от АК «АЛРОСА» (ПАО) в местный бюджет Кобяйского улуса (района) на социально-экономические и экологические программы района осуществляются в рамках Соглашения о взаимном сотрудничестве.
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
Концепция разработана в соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического и экологического развития Республики Саха (Якутия) в русле стратегических направлений развития Российской Федерации.
I. Общая информация
Основным предприятием, функционирующим на территории улусов «алмазной провинции», является АК «АЛРОСА» (ПАО) - мировой лидер по добыче алмазов. На территории республики подразделения компании расположены в 6 из 9 субъектов «алмазной провинции»: Анабарский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Сунтарский улусы (районы) и Оленекский эвенкийский национальный район, в котором в 2018 году было введено в промышленную эксплуатацию Верхне-Мунское месторождение алмазов.
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
По итогам 2018 года добыча алмазов в разрезе муниципальных образований «алмазной провинции» составляет:
Мирнинский район - 62,5%;
Нюрбинский район - 22,1%;
Анабарский район - 8,9%;
Оленекский район - 4,2%.
В 2018 году:
в виде налоговых отчислений перечислено в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 32 232 млн. рублей, в бюджеты муниципальных образований «алмазной провинции» - 2 036 млн. рублей,
в виде отчислений по дивидендам в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) порядка 20 566 млн. рублей, в бюджеты муниципальных образований «алмазной провинции» - 6 582 млн. рублей (по сравнению с 867 млн. рублей в 2014 году). С 2014 по 2018 годы сумма дивидендов улусов «алмазной провинции» составила свыше 14,8 млрд. рублей. Анализ расходования средств на социально-экономическое и экологическое развитие улусов «алмазной провинции» изложен в приложении Б к настоящей Концепции.
Кроме АК «АЛРОСА» (ПАО) на территории улусов «алмазной провинции» функционируют и другие крупные промышленные предприятия: ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», АО «Сахатранснефтегаз», ООО «Иркутская нефтяная компания», АО «РНГ», ПАО «ЯТЭК», ООО «АДК», ООО «Восток Инжиниринг» и другие.
В Республике Саха (Якутия) реализуется проект «Местные кадры - в промышленность!» по трудоустройству жителей региона в предприятия, ведущие хозяйственную деятельность в Якутии.
АК «АЛРОСА» (ПАО) является основным работодателем в улусах «алмазной провинции». Численность работников компании составляет около 30 тыс. человек, из которых более 90% работают и проживают на территории республики.
В силу своей специфики промышленное производство оказывает определенное комплексное воздействие на окружающую среду на территории улусов «алмазной провинции» и влечет соответствующие экологические последствия. Общими негативными факторами, влияющими на качество природной среды улусов «алмазной провинции», являются:
загрязнение поверхностных водных объектов сбросами и выбросами промышленных предприятий, объектов коммунального хозяйства, населенных пунктов;
высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами от промышленных предприятий и автотранспорта;
аккумулированное загрязнение почв, вследствие долговременного выброса загрязняющих веществ от промышленных предприятий;
отсутствие полигонов и необустроенность мест размещения твердых бытовых и производственных отходов.
Предприятиями принимаются меры природоохранного характера и мероприятия по минимизации негативного влияния на экологическую обстановку. Усугубляющим фактором долговременного негативного воздействия промышленных предприятий на территории «алмазной провинции» является отсутствие в населенных пунктах водоочистных сооружений для питьевого водоснабжения. Практически во всех улусах качественные показатели воды в источниках не соответствуют гигиеническим нормативам.
II. Цели и задачи Концепции
Цель - формирование территории комфортного проживания для населения, создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики на долгосрочную перспективу.
Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:
1. Сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.
2. Улучшение экологического состояния окружающей среды.
3. Повышение уровня и доступности образования, совершенствование системы профессиональной подготовки.
4. Удовлетворение потребностей населения в качественном и доступном жилье.
5. Модернизация жилищно-коммунальных объектов, обновление систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
6. Формирование и упреждающее развитие инфраструктуры.
7. Диверсификация экономики улусов «алмазной провинции», создание новых высокопроизводительных рабочих мест.
III. Порядок формирования и утверждения основных
направлений расходования средств, поступающих
в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО)
Целевые установки Концепции будут реализованы посредством систематизации и взаимоувязки мероприятий, финансируемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в бюджеты улусов «алмазной провинции». Для ускоренного социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» требуется консолидированная позиция Правительства Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления.
Средства, предназначенные для решения социально-экономических и экологических задач улусов «алмазной провинции», направляются по двум блокам: расходы неинвестиционного характера и расходы инвестиционного характера.
1. Под расходами неинвестиционного характера понимаются мероприятия текущего характера в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и определяются улусами «алмазной провинции» самостоятельно.
2. Под расходами инвестиционного характера понимаются капитальные вложения на новое строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, а также расширение, реконструкция, техническое перевооружение действующих объектов и приобретение объектов, расходы на капитальный и текущий ремонт.
Исходя из стратегических задач органов местного самоуправления улусов «алмазной провинции», решений Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия), целей и задач, определенных региональной составляющей национальных проектов, расходы инвестиционного характера будут составлять не менее 60%, а расходы неинвестиционного характера не более 40% от доходов, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в бюджеты муниципальных районов на очередной финансовый год, которые будут устанавливаться дифференцированно по каждому улусу и определяться в рамках соглашений, подписываемых Правительством Республики Саха (Якутия) с органами местного самоуправления улусов «алмазной провинции», после утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Согласованы следующие направления расходования средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО), в соответствии с законодательством:
1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
2. Обеспечение проживающих и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
3. Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Организация мероприятий по охране окружающей среды.
6. Создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
7. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
8. Создание условий для организации досуга и обеспечения местных жителей услугами организаций культуры.
9. Обеспечение условий для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
10. Участие в развитии социальной инфраструктуры.
11. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
12. Создание условий для обеспечения населения услугами связи.
13. Иные расходы, предусмотренные законодательством, муниципальными правовыми актами и заключаемыми договорами (соглашениями).
IV. Порядок формирования и утверждения основных направлений расходования дополнительных платежей, поступающих по лицензиям от 4 мая 2007 г. № ЯКУ 01450 КЭ, от 1 июня 2020 г. № ЯКУ 06400 КЭ
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
Дополнительные платежи, поступающие в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) по лицензиям от 4 мая 2007 г. № ЯКУ 01450 КЭ, от 1 июня 2020 г. № ЯКУ 06400 КЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи алмазов на коренном месторождении трубки Нюрбинская и генетически связанном с ним месторождении россыпи Нюрбинская, направляются на решение социально-экономических и экологических задач улусов «алмазной провинции» (Анабарский национальный (долгано-эвенкийский), Верхневилюйский, Вилюйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский улусы (районы), направляются на расходы инвестиционного характера по осуществлению капитальных вложений на новое строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, а также расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов, приобретение объектов и подлежат отражению в Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) в установленном порядке. Предложения улусов «алмазной провинции» по включению объектов и мероприятий капитального характера в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) формируются в соответствии с Порядком формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) и направляются до 1 июля текущего финансового года. Предложения формируются коллегиальным органом, состав и положение которого утверждается решением Правительства Республики Саха (Якутия).
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
V. Порядок согласования расходования средств,
поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО)
Рекомендовать администрациям улусов «алмазной провинции» направлять в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) предварительные предложения по расходам инвестиционного характера до 1 сентября (окончательные предложения направляются до 1 декабря) на очередной финансовый год.
Министерство экономики Республики Саха (Якутия) рассматривает предложения улусов «алмазной провинции» по расходам инвестиционного характера в течение 15 рабочих дней и в случае отсутствия замечаний и предложений, в том числе со стороны исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), направляет в адрес Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) для подписания проект Соглашения о приоритетных направлениях расходования средств на очередной финансовый год, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО). При наличии замечаний и предложений, в том числе со стороны исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), для их урегулирования представляется 10 рабочих дней дополнительно.
VI. Реализация Концепции
В целях эффективного и целевого использования средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в бюджеты улусов «алмазной провинции», установления единого подхода по реализации Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» между Правительством Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления ежегодно подписываются Соглашения о приоритетных направлениях расходования средств на очередной финансовый год, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в бюджет муниципального образования.
Органами местного самоуправления в соответствии с заключенными соглашениями в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) предоставляется отчетность о достижении целевых показателей (плана мероприятий), проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их преодолению по форме, установленной Соглашением о приоритетных направлениях расходования средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО), между Правительством Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления. Форма соглашения, включающего план мероприятий, предусматривающего ответственность сторон и систему контроля по исполнению соглашения, утверждается локальным актом Министерства экономики Республики Саха (Якутия).
Реализация мер, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит достигнуть следующих результатов:
достижение опережающего развития уровня жизни населения улусов «алмазной провинции»;
повышение уровня и доступности образования;
сохранение и восстановление природной среды, обеспечение экологической безопасности населения;
ускоренное формирование всесезонной опорной транспортной сети;
устойчивое развитие сельских территорий;
обеспечение населения чистой питьевой водой, соответствующей нормативным требованиям;
повышение инвестиционной привлекательности;
рост занятости и предпринимательской активности местных жителей;
развитие спорта, культуры, искусства, библиотечного обслуживания, сохранение традиционного народного творчества.
Приложение А
к Концепции социально-экономического
и экологического развития улусов
«алмазной провинции»
Текущая характеристика социально-экономического развития улусов «алмазной провинции»
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
Территория, занимаемая улусами «алмазной провинции», составляет 931,7 тыс. кв.м или 30,2 процента от всей территории Республики Саха (Якутия). На 1 января 2019 года проживает 222,1 тысяч человек или 23 процента от общей численности республики.
Улусы «алмазной провинции» на сегодняшний день являются локомотивом социально-экономического развития республики, обеспечивая основную долю экономического роста и собственных доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия). Совокупный вклад улусов «алмазной провинции» в валовый региональный продукт Республики Саха (Якутия) составляет 53,4 процента.
Вместе с тем социально-экономическое развитие улусов «алмазной провинции» имеет неоднородную структуру. Ведущими промышленными центрами являются Мирнинский и Ленский районы.
Для вилюйской (Верхневилюйский, Вилюйский, Нюрбинский, Сунтарский районы) и северной (Анабарский, Кобяйский и Оленекский районы) групп районов характерно отставание от темпов развития промышленных центров, занятость в сельском хозяйстве, проблема неразвитости инфраструктуры, высокая ресурсо- и энергоемкость.
Наблюдается устойчивый рост численности рабочей силы за период 2010 - 2017 годы за счет увеличения численности занятых. Численность безработных сокращается. В структуре занятости населения очень высока доля занятых в бюджетной сфере - около 60 процентов (образование, здравоохранение, государственное управление).
Несмотря на устойчивый рост экономических показателей, численность населения улусов (районов) «алмазной провинции» сокращается, что обусловлено значительным отставанием уровня жизни населения.
Площадь аварийного жилищного фонда на территории улусов «алмазной провинции» составляет 26,4 процента от общего объема аварийного жилья по республике. Наибольший удельный вес аварийного жилья наблюдается в Кобяйском (22,9 процента), Оленекском (20,8 процента) и Анабарском (17,2 процента) улусах (районах).
Уровень благоустройства жилищного фонда ниже среднереспубликанских значений. Обеспеченность централизованным отоплением жилищного фонда улусов «алмазной провинции» в среднем составляет 55,5 процента, что ниже среднереспубликанского показателя (72,7 процента) на 17,2 процента. Наименьший уровень отмечается в Сунтарском (13,3 процента), Верхневилюйском (14,3 процента) и Нюрбинском (23 процента) улусах (районах). В отдельных улусах (районах) (Анабарском, Верхневилюйском, Нюрбинском, Оленекском, Сунтарском) остается низкая обеспеченность горячим водоснабжением.
Обновление основных фондов требуется и в системе образования. На начало 2018/2019 учебного года в улусах «алмазной провинции» функционируют 175 общеобразовательных организаций, обучаются 35 060 детей. Из 63 ветхих и аварийных зданий школ в целом по Республике Саха (Якутия) на территории субъектов «алмазной провинции» расположено 23 зданий школ, в том числе 1 здание уничтожено пожаром (или 36,5 процента от общего количества). Наибольшее количество аварийных и ветхих зданий школ наблюдается в Верхневилюйском – 4, Нюрбинском – 5, Вилюйском – 4, Сунтарском – 3 и Кобяйском – 3 улусах и (районах).
Из 22 ветхих и аварийных зданий детских садов в целом по Республике Саха (Якутия) на территории субъектов «алмазной провинции» расположено 5 зданий (или 22,7 процента от общего количества).
Инфраструктура учреждений профессионального образования характеризуется наличием объектов в ветхом и аварийном состоянии, высокой долей объектов, нуждающихся в проведении капитального ремонта, низким уровнем благоустройства объектов. В аварийном состоянии находятся 2 учебных корпуса Нюрбинского техникума, учебный корпус и общежитие Сунтарского технологического колледжа, общежитие Ленского технологического техникума. Материально-техническая база профессиональных образовательных организаций улусов «алмазной провинции» не отвечает современным требованиям.
Современная материально-техническая база, необходимая для качественного оказания медицинских услуг, создана в городах Мирный, Ленск и Вилюйск. В Верхневилюйском и Сунтарском центральные улусные больницы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии зданий. Наиболее неблагоприятная ситуация по техническому состоянию учреждений здравоохранения зданий отмечается в Верхневилюйском (42 процентов от общего количества учреждений с неудовлетворительным состоянием в улусах «алмазной провинции»), Сунтарском (17,6 процента), Вилюйском, Нюрбинском (11,8 процента) улусах.
Одной из основных проблем является круглогодичная труднодоступность населенных пунктов к улусным центрам. Во все населенные пункты Анабарского улуса завоз генеральных грузов обеспечивается исключительно автозимником. В Верхневилюйском улусе отсутствует устойчивое транспортное сообщение с 14 населенными пунктами правобережных от реки Вилюй наслегов улуса. Аналогичная ситуация сложилась и в Вилюйском улусе, где отсутствует круглогодичная транспортная связь с 9 населенными пунктами левобережья реки Вилюй. В Кобяйском улусе (районе) располагается 13 труднодоступных населенных пунктов, не имеющих круглогодичного автотранспортного сообщения. Протяженность к труднодоступным населенным пунктам Нюрбинского района составляет 39 км, (3,2 процента от общей протяженности автодорог). В Сунтарском улусе протяженность к 4 труднодоступным населенным пунктам составляет 136,3 км, в том числе: 16 км до с. Тюбяй-Жархан, 65 км до с. Вилючан, 35 км до с. Нахара, 20,3 км до с. Туойдах.
С учетом того, что на территории улусов «алмазной провинции» 41,9 процента населения проживает в сельской местности, актуальным остается вопрос устойчивого развития сельских территорий с целью обеспечения привлекательности сельского уклада жизни и формирования вилюйской агропромышленной зоны, которая представлена сельскохозяйственными предприятиями Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтарского улусов (районов).
Отмечается низкий уровень развития малого бизнеса в улусах «алмазной провинции». Если в среднем по Республике Саха (Якутия) на малых предприятиях трудится 9,4 процента от экономически активного населения, то в улусах «алмазной провинции» - 1,2 процента.
Приложение Б
к Концепции социально-экономического
и экологического развития улусов
«алмазной провинции»
АНАЛИЗ
РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЛУСОВ «АЛМАЗНОЙ ПРОВИНЦИИ»
Расходование средств, направляемых на решение социально-экономических и экологических задач улусов «алмазной провинции», осуществлялось по двум направлениям: расходы инвестиционного и неинвестиционного характера.
В период с 2012 по 2016 годы в соответствии с Концепцией социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2012 г. № 1574, направлено 5 149,1 млн. рублей.
млн. руб.
2012
2013
2014
2015
2016
Расходы инвестиционного характера
1119,4
1119,4
1119,4
649,9
781,0
Расходы неинвестиционного характера
90,0
90,0
90,0
90,0
х
Распределение средств инвестиционного характера с 2015 года осуществляется путем заключения соглашений с главами муниципальных улусов (районов) на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2012 г. № 1574 «О Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы», распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. № 790-РГ «О дополнительных мерах по реализации концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы».
Соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями подписываются в целях определения приоритетных направлений расходования средств инвестиционного характера, составляющих не менее 90,0% дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО), поступающих в бюджеты муниципальных образований.
Распределение средств до 2013 года регулировалось Положением о порядке формирования, утверждения и исполнения целевого бюджетного фонда реализации социально-экономических и экологических программ улусов «алмазной провинции», утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2003 г. № 478. В соответствии с данным Положением главы улусов «алмазной провинции» ежегодно представляли заявки с распределением средств для последующего утверждения Правительством Республики Саха (Якутия). Перед внесением на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия) распределение средств до 2008 года утверждалось решением коллегии целевого бюджетного фонда улусов «алмазной провинции». В связи с изменением бюджетного законодательства с 2008 года распределение средств осуществлялось на основании решения Правительства Республики Саха (Якутия) с обязательным согласованием с главами улусов «алмазной провинции».
Распределение средств неинвестиционного характера между муниципальными образованиями производилось в одинаковых объемах вне зависимости от численности населения и уровня налогооблагаемой базы.
Анализ расходов неинвестиционного характера в 2012 - 2016 годы свидетельствует о направлении значительной части средств на развитие сельского хозяйства и продовольствия (24,6%), культуры и духовного развития граждан (12,5%), молодежной политики, физической культуры и спорта (12,0%), предпринимательства и туризма (11,8%) (таблица 2).
Стоит отметить, что решение задач, направленных на улучшение экологической обстановки в указанный период, решалось в незначительной мере (8,28%).
Таблица 2. Направление расходования средств
неинвестиционного характера в период с 2012 по 2016 годы
Направление
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
ВСЕГО, %
100%
100%
100%
100%
100%
1
Развитие системы образования
8,17
8,36
16,40
9,84
2,02
2
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения
2,11
3,56
2,11
0,00
0,00
3
Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта
12,56
22,41
10,22
2,33
8,13
4
Семейная политика
3,06
2,33
0,67
0,00
0,00
5
Культура и духовное развитие граждан
20,08
14,54
14,39
0,00
0,00
6
Развитие предпринимательства и туризма
5,47
8,81
8,02
23,21
12,88
7
Социальная поддержка граждан на 2012 - 2016 годы
6,89
9,06
7,43
0,00
0,00
8
Развитие сельского хозяйства и продовольствия
20,39
17,58
16,21
51,61
60,76
9
Приобретение оборудования для образовательных учреждений, в т.ч. развитие библиотек улуса
3,41
1,33
13,56
11,89
0,00
10
Охрана окружающей среды
0,33
3,82
4,13
0,00
0,00
11
Развитие транспорта и дорожного хозяйства муниципального района
4,61
4,67
4,02
1,12
0,00
12
Содействие занятости и трудоустройства граждан, подготовка и повышение квалификации кадров
2,81
0,61
0,84
0,00
0,00
13
Развитие информационных технологий в муниципальном секторе
1,56
0,61
0,33
0,00
0,00
14
Прочие расходы
8,55
2,31
1,67
0,00
16,21
--------------------------------
<*> По данным муниципальных улусов (районов).
Значительное расходование средств наблюдается по направлению «Развитие сельского хозяйства и продовольствия», в частности, в Анабарском районе. Средства были направлены на единовременные выплаты оленеводам и чумработницам на сохранность поголовья домашних оленей, материально-техническое обеспечение (ежегодно по 6 млн. рублей).
Распределение средств инвестиционного характера отвечает приоритетным направлениям расходования средств, которые определены в соглашениях с муниципальными районами, в частности, «сокращение числа аварийных и ветхих зданий организаций общего образования», «ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации», «переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда», «развитие социальной инфраструктуры». Еще одним приоритетным направлением расходования средств является «строительство объектов, обеспечивающих транспортную доступность населенных пунктов, повышающих энергетическую безопасность, надежность коммунальной инфраструктуры и улучшение экологической ситуации».
Отраслевой срез использования средств за период с 2012 - 2016 годов свидетельствует о том, что значительный объем финансирования приходится на строительство социальных объектов (39,33%), жилищное строительство и на объекты инженерной инфраструктуры (по 16,00%) (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Доли распределения средств инвестиционного
характера в разрезе отраслей (2012 - 2016 г.г.)
┌──────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│45,00%│ │
│ │ 39,33% │
│40,00%├───────────┬─────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │
│35,00%├───────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │
│30,00%├───────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │
│25,00%├───────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │
│20,00%├───────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ 16,00% │ │ 16,00% │
│15,00%├─┬─────┬───┤ ├─────────────┬─────┬──────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │ │ 10,67% │ │ │
│10,00%├─┤ ├───┤ ├───┬─────┬───┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 6,00% │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 4,67% ┌─────┐ │
│ 5,00%├─┤ ├───┤ ├───┤ ├───┤ ├───┬─────┬──────────────4,00%────────────────────────┤ ├ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ 2,00% │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 1,33% │ │ ┌─────┐ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ │ │ │ │ 0,00% │ │ │
│ 0,00%└─┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴─────────────┴─────┴ │
│ Жилищное Социальная Сельское Инженерная ВХиОКР Безопасность Коммун. Транспортный Экология Прочие │
│ строит. сфера хозяйство инфрастр. хоз-во комп. напр. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
ВХиОКР <*> - водное хозяйство и окружающая среда.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
за 2012 - 2016 г.г., млн. рублей
┌──────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│3500,0│ │
│ │ │
│ │ 3000,0 │
│3000,0│ 2936,1 ┌─────┐ │
│ │ 2644,0 ┌─────┐ 2666,0 │ │ │
│ │ ┌─────┐ │ │ ┌─────┐ │ │ │
│2500,0│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│2000,0│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│1500,0│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│1000,0│ │ │ │ │ │ │ 841,1 │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ │ │ │
│ │ 407,2 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 500,0│ ┌─────┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ 79,2 │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ 0,0 │ │ │ │ │ │ │
│ 0,0└─┴─────┴───────┴─────┴──────┴─────┴──┴─────┴──────────────┴─────┴───┴─────┴────┴─────┴── │
│ Анабарский Верхневилюйский Вилюйский Ленский Мирнинский Нюрбинский Оленекский Сунтарский │
│ улус улус улус район район улус улус улус │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
<*> По данным Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
В Методике распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов на 2012, 2013 и 2014 годы в составе неналоговых доходов учитывались дивиденды от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в 2012 году - 587,1 млн. рублей, в 2013 году - 457,3 млн. рублей, в 2014 году - 531,7 млн. рублей.
В соответствии с распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. № 790-РГ «О дополнительных мерах по реализации Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы» при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, относящихся к улусам «алмазной провинции», с 2015 года средства по дивидендам не учитываются.
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 2 декабря 2019 года № 843
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЛУСОВ «АЛМАЗНОЙ ПРОВИНЦИИ»
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
В целях повышения качества жизни населения, решения задач социально-экономического развития, экологического благополучия улусов «алмазной провинции» постановляю:
1. Утвердить Концепцию социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» согласно приложению к настоящему Указу.
2. Признать утратившими силу:
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 1999 г. № 902 «О включении Кобяйского улуса в экологические и социально-экономические программы алмазной провинции»;
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2012 г. № 1574 «О Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы»;
распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. № 790-РГ «О дополнительных мерах по реализации Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы».
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Тарасенко А.В.
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
Утверждена
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 2 декабря 2019 г. № 843
КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ УЛУСОВ «АЛМАЗНОЙ ПРОВИНЦИИ»
Настоящая Концепция социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» (далее - Концепция) определяет цели, приоритетные задачи и основные механизмы реализации устойчивого развития улусов «алмазной провинции».
В состав улусов «алмазной провинции» входят: Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Верхневилюйский улус (район), Вилюйский улус (район), Кобяйский улус (район), Ленский район, Мирнинский район, Нюрбинский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Сунтарский улус (район). Текущая характеристика социально-экономического развития улусов «алмазной провинции» изложена в приложении А к настоящей Концепции
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
Концепция определяет основные направления средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в муниципальные бюджеты улусов «алмазной провинции» (кроме Кобяйского улуса (района)) и бюджетных ассигнований, формирующихся в составе государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за счет дополнительных платежей, поступающих по лицензиям от 4 мая 2007 г. № ЯКУ 01450 КЭ и от 1 июня 2020 г. № ЯКУ 06400 КЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи алмазов на коренном месторождении трубки Нюрбинская и генетически связанном с ним месторождении россыпи Нюрбинская (кроме Кобяйского улуса (района)). Безвозмездные поступления от АК «АЛРОСА» (ПАО) в местный бюджет Кобяйского улуса (района) на социально-экономические и экологические программы района осуществляются в рамках Соглашения о взаимном сотрудничестве.
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
Концепция разработана в соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического и экологического развития Республики Саха (Якутия) в русле стратегических направлений развития Российской Федерации.
I. Общая информация
Основным предприятием, функционирующим на территории улусов «алмазной провинции», является АК «АЛРОСА» (ПАО) - мировой лидер по добыче алмазов. На территории республики подразделения компании расположены в 6 из 9 субъектов «алмазной провинции»: Анабарский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Сунтарский улусы (районы) и Оленекский эвенкийский национальный район, в котором в 2018 году было введено в промышленную эксплуатацию Верхне-Мунское месторождение алмазов.
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
По итогам 2018 года добыча алмазов в разрезе муниципальных образований «алмазной провинции» составляет:
Мирнинский район - 62,5%;
Нюрбинский район - 22,1%;
Анабарский район - 8,9%;
Оленекский район - 4,2%.
В 2018 году:
в виде налоговых отчислений перечислено в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 32 232 млн. рублей, в бюджеты муниципальных образований «алмазной провинции» - 2 036 млн. рублей,
в виде отчислений по дивидендам в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) порядка 20 566 млн. рублей, в бюджеты муниципальных образований «алмазной провинции» - 6 582 млн. рублей (по сравнению с 867 млн. рублей в 2014 году). С 2014 по 2018 годы сумма дивидендов улусов «алмазной провинции» составила свыше 14,8 млрд. рублей. Анализ расходования средств на социально-экономическое и экологическое развитие улусов «алмазной провинции» изложен в приложении Б к настоящей Концепции.
Кроме АК «АЛРОСА» (ПАО) на территории улусов «алмазной провинции» функционируют и другие крупные промышленные предприятия: ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», АО «Сахатранснефтегаз», ООО «Иркутская нефтяная компания», АО «РНГ», ПАО «ЯТЭК», ООО «АДК», ООО «Восток Инжиниринг» и другие.
В Республике Саха (Якутия) реализуется проект «Местные кадры - в промышленность!» по трудоустройству жителей региона в предприятия, ведущие хозяйственную деятельность в Якутии.
АК «АЛРОСА» (ПАО) является основным работодателем в улусах «алмазной провинции». Численность работников компании составляет около 30 тыс. человек, из которых более 90% работают и проживают на территории республики.
В силу своей специфики промышленное производство оказывает определенное комплексное воздействие на окружающую среду на территории улусов «алмазной провинции» и влечет соответствующие экологические последствия. Общими негативными факторами, влияющими на качество природной среды улусов «алмазной провинции», являются:
загрязнение поверхностных водных объектов сбросами и выбросами промышленных предприятий, объектов коммунального хозяйства, населенных пунктов;
высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами от промышленных предприятий и автотранспорта;
аккумулированное загрязнение почв, вследствие долговременного выброса загрязняющих веществ от промышленных предприятий;
отсутствие полигонов и необустроенность мест размещения твердых бытовых и производственных отходов.
Предприятиями принимаются меры природоохранного характера и мероприятия по минимизации негативного влияния на экологическую обстановку. Усугубляющим фактором долговременного негативного воздействия промышленных предприятий на территории «алмазной провинции» является отсутствие в населенных пунктах водоочистных сооружений для питьевого водоснабжения. Практически во всех улусах качественные показатели воды в источниках не соответствуют гигиеническим нормативам.
II. Цели и задачи Концепции
Цель - формирование территории комфортного проживания для населения, создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики на долгосрочную перспективу.
Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:
1. Сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.
2. Улучшение экологического состояния окружающей среды.
3. Повышение уровня и доступности образования, совершенствование системы профессиональной подготовки.
4. Удовлетворение потребностей населения в качественном и доступном жилье.
5. Модернизация жилищно-коммунальных объектов, обновление систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
6. Формирование и упреждающее развитие инфраструктуры.
7. Диверсификация экономики улусов «алмазной провинции», создание новых высокопроизводительных рабочих мест.
III. Порядок формирования и утверждения основных
направлений расходования средств, поступающих
в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО)
Целевые установки Концепции будут реализованы посредством систематизации и взаимоувязки мероприятий, финансируемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в бюджеты улусов «алмазной провинции». Для ускоренного социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» требуется консолидированная позиция Правительства Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления.
Средства, предназначенные для решения социально-экономических и экологических задач улусов «алмазной провинции», направляются по двум блокам: расходы неинвестиционного характера и расходы инвестиционного характера.
1. Под расходами неинвестиционного характера понимаются мероприятия текущего характера в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и определяются улусами «алмазной провинции» самостоятельно.
2. Под расходами инвестиционного характера понимаются капитальные вложения на новое строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, а также расширение, реконструкция, техническое перевооружение действующих объектов и приобретение объектов, расходы на капитальный и текущий ремонт.
Исходя из стратегических задач органов местного самоуправления улусов «алмазной провинции», решений Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия), целей и задач, определенных региональной составляющей национальных проектов, расходы инвестиционного характера будут составлять не менее 60%, а расходы неинвестиционного характера не более 40% от доходов, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в бюджеты муниципальных районов на очередной финансовый год, которые будут устанавливаться дифференцированно по каждому улусу и определяться в рамках соглашений, подписываемых Правительством Республики Саха (Якутия) с органами местного самоуправления улусов «алмазной провинции», после утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Согласованы следующие направления расходования средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО), в соответствии с законодательством:
1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
2. Обеспечение проживающих и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
3. Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Организация мероприятий по охране окружающей среды.
6. Создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
7. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
8. Создание условий для организации досуга и обеспечения местных жителей услугами организаций культуры.
9. Обеспечение условий для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
10. Участие в развитии социальной инфраструктуры.
11. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
12. Создание условий для обеспечения населения услугами связи.
13. Иные расходы, предусмотренные законодательством, муниципальными правовыми актами и заключаемыми договорами (соглашениями).
IV. Порядок формирования и утверждения основных направлений расходования дополнительных платежей, поступающих по лицензиям от 4 мая 2007 г. № ЯКУ 01450 КЭ, от 1 июня 2020 г. № ЯКУ 06400 КЭ
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
Дополнительные платежи, поступающие в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) по лицензиям от 4 мая 2007 г. № ЯКУ 01450 КЭ, от 1 июня 2020 г. № ЯКУ 06400 КЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи алмазов на коренном месторождении трубки Нюрбинская и генетически связанном с ним месторождении россыпи Нюрбинская, направляются на решение социально-экономических и экологических задач улусов «алмазной провинции» (Анабарский национальный (долгано-эвенкийский), Верхневилюйский, Вилюйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский улусы (районы), направляются на расходы инвестиционного характера по осуществлению капитальных вложений на новое строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, а также расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов, приобретение объектов и подлежат отражению в Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) в установленном порядке. Предложения улусов «алмазной провинции» по включению объектов и мероприятий капитального характера в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) формируются в соответствии с Порядком формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) и направляются до 1 июля текущего финансового года. Предложения формируются коллегиальным органом, состав и положение которого утверждается решением Правительства Республики Саха (Якутия).
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
V. Порядок согласования расходования средств,
поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО)
Рекомендовать администрациям улусов «алмазной провинции» направлять в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) предварительные предложения по расходам инвестиционного характера до 1 сентября (окончательные предложения направляются до 1 декабря) на очередной финансовый год.
Министерство экономики Республики Саха (Якутия) рассматривает предложения улусов «алмазной провинции» по расходам инвестиционного характера в течение 15 рабочих дней и в случае отсутствия замечаний и предложений, в том числе со стороны исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), направляет в адрес Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) для подписания проект Соглашения о приоритетных направлениях расходования средств на очередной финансовый год, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО). При наличии замечаний и предложений, в том числе со стороны исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), для их урегулирования представляется 10 рабочих дней дополнительно.
VI. Реализация Концепции
В целях эффективного и целевого использования средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в бюджеты улусов «алмазной провинции», установления единого подхода по реализации Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» между Правительством Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления ежегодно подписываются Соглашения о приоритетных направлениях расходования средств на очередной финансовый год, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в бюджет муниципального образования.
Органами местного самоуправления в соответствии с заключенными соглашениями в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) предоставляется отчетность о достижении целевых показателей (плана мероприятий), проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их преодолению по форме, установленной Соглашением о приоритетных направлениях расходования средств, поступающих в виде дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО), между Правительством Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления. Форма соглашения, включающего план мероприятий, предусматривающего ответственность сторон и систему контроля по исполнению соглашения, утверждается локальным актом Министерства экономики Республики Саха (Якутия).
Реализация мер, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит достигнуть следующих результатов:
достижение опережающего развития уровня жизни населения улусов «алмазной провинции»;
повышение уровня и доступности образования;
сохранение и восстановление природной среды, обеспечение экологической безопасности населения;
ускоренное формирование всесезонной опорной транспортной сети;
устойчивое развитие сельских территорий;
обеспечение населения чистой питьевой водой, соответствующей нормативным требованиям;
повышение инвестиционной привлекательности;
рост занятости и предпринимательской активности местных жителей;
развитие спорта, культуры, искусства, библиотечного обслуживания, сохранение традиционного народного творчества.
Приложение А
к Концепции социально-экономического
и экологического развития улусов
«алмазной провинции»
Текущая характеристика социально-экономического развития улусов «алмазной провинции»
(в ред. Указа Главы РС (Я) от 04.03.2021 № 1697)
Территория, занимаемая улусами «алмазной провинции», составляет 931,7 тыс. кв.м или 30,2 процента от всей территории Республики Саха (Якутия). На 1 января 2019 года проживает 222,1 тысяч человек или 23 процента от общей численности республики.
Улусы «алмазной провинции» на сегодняшний день являются локомотивом социально-экономического развития республики, обеспечивая основную долю экономического роста и собственных доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия). Совокупный вклад улусов «алмазной провинции» в валовый региональный продукт Республики Саха (Якутия) составляет 53,4 процента.
Вместе с тем социально-экономическое развитие улусов «алмазной провинции» имеет неоднородную структуру. Ведущими промышленными центрами являются Мирнинский и Ленский районы.
Для вилюйской (Верхневилюйский, Вилюйский, Нюрбинский, Сунтарский районы) и северной (Анабарский, Кобяйский и Оленекский районы) групп районов характерно отставание от темпов развития промышленных центров, занятость в сельском хозяйстве, проблема неразвитости инфраструктуры, высокая ресурсо- и энергоемкость.
Наблюдается устойчивый рост численности рабочей силы за период 2010 - 2017 годы за счет увеличения численности занятых. Численность безработных сокращается. В структуре занятости населения очень высока доля занятых в бюджетной сфере - около 60 процентов (образование, здравоохранение, государственное управление).
Несмотря на устойчивый рост экономических показателей, численность населения улусов (районов) «алмазной провинции» сокращается, что обусловлено значительным отставанием уровня жизни населения.
Площадь аварийного жилищного фонда на территории улусов «алмазной провинции» составляет 26,4 процента от общего объема аварийного жилья по республике. Наибольший удельный вес аварийного жилья наблюдается в Кобяйском (22,9 процента), Оленекском (20,8 процента) и Анабарском (17,2 процента) улусах (районах).
Уровень благоустройства жилищного фонда ниже среднереспубликанских значений. Обеспеченность централизованным отоплением жилищного фонда улусов «алмазной провинции» в среднем составляет 55,5 процента, что ниже среднереспубликанского показателя (72,7 процента) на 17,2 процента. Наименьший уровень отмечается в Сунтарском (13,3 процента), Верхневилюйском (14,3 процента) и Нюрбинском (23 процента) улусах (районах). В отдельных улусах (районах) (Анабарском, Верхневилюйском, Нюрбинском, Оленекском, Сунтарском) остается низкая обеспеченность горячим водоснабжением.
Обновление основных фондов требуется и в системе образования. На начало 2018/2019 учебного года в улусах «алмазной провинции» функционируют 175 общеобразовательных организаций, обучаются 35 060 детей. Из 63 ветхих и аварийных зданий школ в целом по Республике Саха (Якутия) на территории субъектов «алмазной провинции» расположено 23 зданий школ, в том числе 1 здание уничтожено пожаром (или 36,5 процента от общего количества). Наибольшее количество аварийных и ветхих зданий школ наблюдается в Верхневилюйском – 4, Нюрбинском – 5, Вилюйском – 4, Сунтарском – 3 и Кобяйском – 3 улусах и (районах).
Из 22 ветхих и аварийных зданий детских садов в целом по Республике Саха (Якутия) на территории субъектов «алмазной провинции» расположено 5 зданий (или 22,7 процента от общего количества).
Инфраструктура учреждений профессионального образования характеризуется наличием объектов в ветхом и аварийном состоянии, высокой долей объектов, нуждающихся в проведении капитального ремонта, низким уровнем благоустройства объектов. В аварийном состоянии находятся 2 учебных корпуса Нюрбинского техникума, учебный корпус и общежитие Сунтарского технологического колледжа, общежитие Ленского технологического техникума. Материально-техническая база профессиональных образовательных организаций улусов «алмазной провинции» не отвечает современным требованиям.
Современная материально-техническая база, необходимая для качественного оказания медицинских услуг, создана в городах Мирный, Ленск и Вилюйск. В Верхневилюйском и Сунтарском центральные улусные больницы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии зданий. Наиболее неблагоприятная ситуация по техническому состоянию учреждений здравоохранения зданий отмечается в Верхневилюйском (42 процентов от общего количества учреждений с неудовлетворительным состоянием в улусах «алмазной провинции»), Сунтарском (17,6 процента), Вилюйском, Нюрбинском (11,8 процента) улусах.
Одной из основных проблем является круглогодичная труднодоступность населенных пунктов к улусным центрам. Во все населенные пункты Анабарского улуса завоз генеральных грузов обеспечивается исключительно автозимником. В Верхневилюйском улусе отсутствует устойчивое транспортное сообщение с 14 населенными пунктами правобережных от реки Вилюй наслегов улуса. Аналогичная ситуация сложилась и в Вилюйском улусе, где отсутствует круглогодичная транспортная связь с 9 населенными пунктами левобережья реки Вилюй. В Кобяйском улусе (районе) располагается 13 труднодоступных населенных пунктов, не имеющих круглогодичного автотранспортного сообщения. Протяженность к труднодоступным населенным пунктам Нюрбинского района составляет 39 км, (3,2 процента от общей протяженности автодорог). В Сунтарском улусе протяженность к 4 труднодоступным населенным пунктам составляет 136,3 км, в том числе: 16 км до с. Тюбяй-Жархан, 65 км до с. Вилючан, 35 км до с. Нахара, 20,3 км до с. Туойдах.
С учетом того, что на территории улусов «алмазной провинции» 41,9 процента населения проживает в сельской местности, актуальным остается вопрос устойчивого развития сельских территорий с целью обеспечения привлекательности сельского уклада жизни и формирования вилюйской агропромышленной зоны, которая представлена сельскохозяйственными предприятиями Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтарского улусов (районов).
Отмечается низкий уровень развития малого бизнеса в улусах «алмазной провинции». Если в среднем по Республике Саха (Якутия) на малых предприятиях трудится 9,4 процента от экономически активного населения, то в улусах «алмазной провинции» - 1,2 процента.
Приложение Б
к Концепции социально-экономического
и экологического развития улусов
«алмазной провинции»
АНАЛИЗ
РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЛУСОВ «АЛМАЗНОЙ ПРОВИНЦИИ»
Расходование средств, направляемых на решение социально-экономических и экологических задач улусов «алмазной провинции», осуществлялось по двум направлениям: расходы инвестиционного и неинвестиционного характера.
В период с 2012 по 2016 годы в соответствии с Концепцией социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2012 г. № 1574, направлено 5 149,1 млн. рублей.
млн. руб.
2012
2013
2014
2015
2016
Расходы инвестиционного характера
1119,4
1119,4
1119,4
649,9
781,0
Расходы неинвестиционного характера
90,0
90,0
90,0
90,0
х
Распределение средств инвестиционного характера с 2015 года осуществляется путем заключения соглашений с главами муниципальных улусов (районов) на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2012 г. № 1574 «О Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы», распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. № 790-РГ «О дополнительных мерах по реализации концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы».
Соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями подписываются в целях определения приоритетных направлений расходования средств инвестиционного характера, составляющих не менее 90,0% дивидендов от акций АК «АЛРОСА» (ПАО), поступающих в бюджеты муниципальных образований.
Распределение средств до 2013 года регулировалось Положением о порядке формирования, утверждения и исполнения целевого бюджетного фонда реализации социально-экономических и экологических программ улусов «алмазной провинции», утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2003 г. № 478. В соответствии с данным Положением главы улусов «алмазной провинции» ежегодно представляли заявки с распределением средств для последующего утверждения Правительством Республики Саха (Якутия). Перед внесением на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия) распределение средств до 2008 года утверждалось решением коллегии целевого бюджетного фонда улусов «алмазной провинции». В связи с изменением бюджетного законодательства с 2008 года распределение средств осуществлялось на основании решения Правительства Республики Саха (Якутия) с обязательным согласованием с главами улусов «алмазной провинции».
Распределение средств неинвестиционного характера между муниципальными образованиями производилось в одинаковых объемах вне зависимости от численности населения и уровня налогооблагаемой базы.
Анализ расходов неинвестиционного характера в 2012 - 2016 годы свидетельствует о направлении значительной части средств на развитие сельского хозяйства и продовольствия (24,6%), культуры и духовного развития граждан (12,5%), молодежной политики, физической культуры и спорта (12,0%), предпринимательства и туризма (11,8%) (таблица 2).
Стоит отметить, что решение задач, направленных на улучшение экологической обстановки в указанный период, решалось в незначительной мере (8,28%).
Таблица 2. Направление расходования средств
неинвестиционного характера в период с 2012 по 2016 годы
Направление
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
ВСЕГО, %
100%
100%
100%
100%
100%
1
Развитие системы образования
8,17
8,36
16,40
9,84
2,02
2
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения
2,11
3,56
2,11
0,00
0,00
3
Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта
12,56
22,41
10,22
2,33
8,13
4
Семейная политика
3,06
2,33
0,67
0,00
0,00
5
Культура и духовное развитие граждан
20,08
14,54
14,39
0,00
0,00
6
Развитие предпринимательства и туризма
5,47
8,81
8,02
23,21
12,88
7
Социальная поддержка граждан на 2012 - 2016 годы
6,89
9,06
7,43
0,00
0,00
8
Развитие сельского хозяйства и продовольствия
20,39
17,58
16,21
51,61
60,76
9
Приобретение оборудования для образовательных учреждений, в т.ч. развитие библиотек улуса
3,41
1,33
13,56
11,89
0,00
10
Охрана окружающей среды
0,33
3,82
4,13
0,00
0,00
11
Развитие транспорта и дорожного хозяйства муниципального района
4,61
4,67
4,02
1,12
0,00
12
Содействие занятости и трудоустройства граждан, подготовка и повышение квалификации кадров
2,81
0,61
0,84
0,00
0,00
13
Развитие информационных технологий в муниципальном секторе
1,56
0,61
0,33
0,00
0,00
14
Прочие расходы
8,55
2,31
1,67
0,00
16,21
--------------------------------
<*> По данным муниципальных улусов (районов).
Значительное расходование средств наблюдается по направлению «Развитие сельского хозяйства и продовольствия», в частности, в Анабарском районе. Средства были направлены на единовременные выплаты оленеводам и чумработницам на сохранность поголовья домашних оленей, материально-техническое обеспечение (ежегодно по 6 млн. рублей).
Распределение средств инвестиционного характера отвечает приоритетным направлениям расходования средств, которые определены в соглашениях с муниципальными районами, в частности, «сокращение числа аварийных и ветхих зданий организаций общего образования», «ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации», «переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда», «развитие социальной инфраструктуры». Еще одним приоритетным направлением расходования средств является «строительство объектов, обеспечивающих транспортную доступность населенных пунктов, повышающих энергетическую безопасность, надежность коммунальной инфраструктуры и улучшение экологической ситуации».
Отраслевой срез использования средств за период с 2012 - 2016 годов свидетельствует о том, что значительный объем финансирования приходится на строительство социальных объектов (39,33%), жилищное строительство и на объекты инженерной инфраструктуры (по 16,00%) (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Доли распределения средств инвестиционного
характера в разрезе отраслей (2012 - 2016 г.г.)
┌──────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│45,00%│ │
│ │ 39,33% │
│40,00%├───────────┬─────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │
│35,00%├───────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │
│30,00%├───────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │
│25,00%├───────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │
│20,00%├───────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ 16,00% │ │ 16,00% │
│15,00%├─┬─────┬───┤ ├─────────────┬─────┬──────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │ │ 10,67% │ │ │
│10,00%├─┤ ├───┤ ├───┬─────┬───┤ ├──────────────────────────────────────────────────────────── │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 6,00% │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 4,67% ┌─────┐ │
│ 5,00%├─┤ ├───┤ ├───┤ ├───┤ ├───┬─────┬──────────────4,00%────────────────────────┤ ├ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ 2,00% │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 1,33% │ │ ┌─────┐ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ │ │ │ │ 0,00% │ │ │
│ 0,00%└─┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴─────────────┴─────┴ │
│ Жилищное Социальная Сельское Инженерная ВХиОКР Безопасность Коммун. Транспортный Экология Прочие │
│ строит. сфера хозяйство инфрастр. хоз-во комп. напр. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
ВХиОКР <*> - водное хозяйство и окружающая среда.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
за 2012 - 2016 г.г., млн. рублей
┌──────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│3500,0│ │
│ │ │
│ │ 3000,0 │
│3000,0│ 2936,1 ┌─────┐ │
│ │ 2644,0 ┌─────┐ 2666,0 │ │ │
│ │ ┌─────┐ │ │ ┌─────┐ │ │ │
│2500,0│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│2000,0│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│1500,0│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│1000,0│ │ │ │ │ │ │ 841,1 │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ │ │ │
│ │ 407,2 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 500,0│ ┌─────┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ 79,2 │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ 0,0 │ │ │ │ │ │ │
│ 0,0└─┴─────┴───────┴─────┴──────┴─────┴──┴─────┴──────────────┴─────┴───┴─────┴────┴─────┴── │
│ Анабарский Верхневилюйский Вилюйский Ленский Мирнинский Нюрбинский Оленекский Сунтарский │
│ улус улус улус район район улус улус улус │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
<*> По данным Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
В Методике распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов на 2012, 2013 и 2014 годы в составе неналоговых доходов учитывались дивиденды от акций АК «АЛРОСА» (ПАО) в 2012 году - 587,1 млн. рублей, в 2013 году - 457,3 млн. рублей, в 2014 году - 531,7 млн. рублей.
В соответствии с распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. № 790-РГ «О дополнительных мерах по реализации Концепции социально-экономического и экологического развития улусов «алмазной провинции» на 2012 - 2016 годы» при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, относящихся к улусам «алмазной провинции», с 2015 года средства по дивидендам не учитываются.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.03.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: