Основная информация

Дата опубликования: 04 сентября 2020г.
Номер документа: RU14000202000819
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Глава Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 4 сентября 2020 г. № 1405

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В целях актуализации принципов, цели, задач, основных направлений внешних связей Республики Саха (Якутия), механизма реализации международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) постановляю:

1. Утвердить Концепцию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему Указу.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2001 г. № 1605 «О Концепции основных направлений внешних связей Республики Саха (Якутия)». 

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

Глава

Республики Саха (Якутия)

А. НИКОЛАЕВ

УТВЕРЖДЕНА

Указом Главы

Республики Саха (Якутия)

от 4 сентября 2020 г. № 1405

КОНЦЕПЦИЯ международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия)

1. Введение

1.1. Настоящая Концепция отражает принципы и систему взглядов на приоритеты, содержание, формы и механизмы реализации международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия).

1.2. Настоящая Концепция направлена на содействие реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года.

1.3. Правовой основой настоящей Концепции являются  общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества», Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 84-З № 163-III «О международных и внешнеэкономических связях Республики Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года», а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулирующие международную и внешнеэкономическую деятельность, участие Республики Саха (Якутия) в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели, в том числе заключенные органами государственной власти Республики Саха (Якутия) соглашения с органами государственной власти субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств.

1.4. В соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2007 г. № 364 «О координации внешних связей в системе органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия)» внешние связи Республики Саха (Якутия) включают также межрегиональное сотрудничество с субъектами Российской Федерации.

1.5. Настоящая Концепция учитывает национальные проекты по 12 направлениям стратегического планирования и основным задачам социально-экономического развития, установленным Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. № 145 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)».

2. Принципы, цель и задачи международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия)

2.1. При установлении и развитии международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) неукоснительным является соблюдение следующих принципов:

общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

координирующая роль Министерства иностранных дел Российской Федерации;

реализация документов стратегического планирования федерального и регионального уровней;

развитие эффективного взаимодействия с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), направленного на поддержание и развитие международных контактов Республики Саха (Якутия) и координацию сотрудничества между породненными городами Республики Саха (Якутия) и иностранных государств.

2.2. Основной целью международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) является устойчивое социально-экономическое развитие региона в соответствии с внешней и внутренней политикой Российской Федерации, Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года» путем активного сотрудничества с субъектами Федерации, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями в рамках органов, специально созданных для этой цели, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств.

2.3. Основными задачами международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) являются поддержка позитивного имиджа республики и Российской Федерации, привлечение необходимых ресурсов во все сферы экономики, обеспечение сбыта местной продукции за пределы республики путем:

а) формирования благоприятных внешних условий для реализации программных документов, направленных на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации;

б) привлечения инвестиций, создания четких и прозрачных правил, форм и механизмов поддержки внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, совершенствования республиканского законодательства, способствующих улучшению инвестиционного климата;

в) поддержки агропромышленного комплекса и вывода на внешние рынки экологически чистой продукции, инновационных биопрепаратов и товаров традиционных промыслов;

г) расширения экспортной товарной номенклатуры за счет создания в республике новых промышленных производств, креативной индустрии и развития несырьевого экспорта новой наукоемкой инновационной продукции и услуг в сфере науки, культуры, образования, связи и информационных технологий, транспорта, туризма, рекреации, экологии, ресурсосбережения, а также логистических, гостиничных, банковских и информационно-коммуникационных услуг;

д) укрепления статуса республики как региона с развитой конкурентоспособной промышленностью, направленной на развитие несырьевого экспортно-ориентированного сектора;

е) позиционирования республики как стабильного многонационального и гостеприимного региона с богатыми традициями, придающего первостепенное значение развитию культуры и духовности, образованию и науке, сохранению первозданной природы;

ж) развития системы территорий опережающего социально-экономического развития и отдельных точек роста в виде кластеров в различных экономических зонах республики;

з) развития системы здравоохранения через проведение научных исследований в области здравоохранения, в том числе совместно с российскими и зарубежными научно-исследовательскими учреждениями;

и) повышения эффективности экономики, в том числе через повышение производительности труда, внедрения эффективного и рационального природопользования;

к) всесторонней поддержки и привлечения потенциала соотечественников, проживающих в регионах Российской Федерации и за рубежом, для продвижения позитивного имиджа республики и привлечения инвестиций;

л) развития в Республике Саха (Якутия) международного и межрегионального спортивного сотрудничества, в том числе в перспективных форматах – БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а также с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).

2.4. При установлении и развитии международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) используются следующие формы работыв соответствии с законодательством:

а) межотраслевая координация в пределах своей компетенции международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим координацию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия);

б) создание единого регионального оператора крупных международных и межрегиональных мероприятий, курируемого уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим координацию межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия);

в) создание и поддержка деятельности координационных и иных совещательных органов при Главе Республики Саха (Якутия), Правительстве Республики Саха (Якутия), уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющем координацию межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия);

г) взаимодействие с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, посольствами, консульскими учреждениями, торговыми представительствами Российской Федерации за пределами Российской Федерации, российскими центрами науки и культуры за рубежом, представительствами ГБУ «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)», торговыми домами, торгово-промышленными палатами и иными некоммерческими организациями, органами местного самоуправления по вопросам развития межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей;

д) участие в работе межправительственных комиссий по сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами и иных совещательных органов;

е) сотрудничество с международными организациями в рамках органов, специально созданных для этой цели, органами государственной власти, региональными администрациями и органами местного самоуправления иностранных государств, посольствами, консульскими учреждениями, торговыми представительствами иностранных государств в Российской Федерации во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации через его территориальный орган; установление с согласия Правительства Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств;

ж) координация деятельности представителей Республики Саха (Якутия) в составе Торгового представительства Российской Федерации в Китайской Народной Республике, развитие системы и внедрение новых форм представительств (представительства и представители разных юридических форм) Республики Саха (Якутия) в Российской Федерации и за рубежом;

з) взаимодействие с Постоянным представительством Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, постоянным представительством Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу;

и) установление и развитие международных региональных и муниципальных, в том числе побратимских, партнерских и дружественных связей с соответствующими административно-территориальными образованиями иностранных федеративных государств, а также взаимодействие с общественными и иными организациями иностранных государств;

к) продвижение информации о торгово-экономическом, инвестиционном, промышленном, сельскохозяйственном, научном, культурном и образовательном потенциале Республики Саха (Якутия) среди регионов России и за рубежом;

л) постоянное информационное наполнение мультиязычных интернет-порталов о Республике Саха (Якутия) и инвестиционной деятельности региона;

м) организация бизнес-миссий, презентаций инвестиционного потенциала Республики Саха (Якутия) за рубежом;

н) проведение международных, внешнеэкономических и межрегиональных конгрессно-выставочных мероприятий, а также участие в аналогичных мероприятиях в Российской Федерации и за пределами её территории;

о) определение эффективных направлений развития внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) посредством маркетингового анализа и изучения конъюнктуры товарных рынков;

п) информационная поддержка производителей продукции, товаров и услуг в целях повышения конкурентоспособности на российском и мировом рынках;

р) содействие хозяйствующим субъектам Республики Саха (Якутия) в модернизации производственных мощностей путем привлечения современных передовых технологий в производство продукции, товаров и услуг;

с) развитие и поддержка различных форм общественной дипломатии;

т) содействие образовательным, научным, спортивным учреждениям, творческим коллективам, общественным организациям Республики Саха (Якутия) в установлении и развитии международных и межрегиональных связей;

у) содействие исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления, учреждениям, организациям и предприятиям Республики Саха (Якутия) в заключении договоров с российскими и иностранными партнерами;

ф) взаимодействие с ведущими высшими учебными заведениями Российской Федерации и иностранных государств по подготовке квалифицированных специалистов для работы в Республике Саха (Якутия);

х) участие в деятельности по интернационализации и экспорту образования, в том числе на основе межрегионального сотрудничества Республики Саха (Якутия) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

3. Основные направления международных
ивнешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) открыта для сотрудничества всему миру,
в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года будет осуществлять активную деятельность, в первую очередь, по следующим основным направлениям:

1) участие в международном сотрудничестве в Арктике;

2) развитие сотрудничества с субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями государств-участников Содружества Независимых Государств;

3) развитие сотрудничества с субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями государств Азиатско-Тихоокеанского региона;

4) развитие сотрудничества с субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями стран Европы и Северной Америки;

5) сотрудничество с международными организациями в рамках органов, специально созданных для этой цели, при координирующей роли МИД России;

6) содействие развитию международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).

3.1.Участие в международном сотрудничестве в Арктике

3.1.1. Республика Саха (Якутия) будет выстраивать международное сотрудничество в качестве дополняющего элемента деятельности Российской Федерации в Арктическом регионе, определенного в рамках Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.

3.1.2. Республика Саха (Якутия) как крупнейший Арктический регион будет стремиться развивать региональное сотрудничество и прилагать все усилия для реализации международных проектов, нацеленных на сохранение уникальной природы, культуры, самобытных традиций и уклада жизни народов Севера, минимизацию последствий изменений климата.

3.1.3. В Арктической зоне Республика Саха (Якутия) заинтересована в ускоренном развитии Восточного сектора Северного морского пути, модернизации инфраструктуры речных и морских портов, строительства высокотехнологичной Жатайской судоверфи, привлечении инвестиций в геолого-разведочные работы, создании новых горнодобывающих производств, освоении шельфовых месторождений нефти и газа, продвижении возобновляемых источников энергии в отдаленных и изолированных районах, укреплении и развитии системы особо охраняемых природных территорий, сохранении и развитии традиционных отраслей хозяйствования.

3.1.4. Республика Саха (Якутия) является одним из наиболее активных регионов-членов международной организации северных регионов «Северный Форум», являющейся организацией-наблюдателем Арктического совета, и будет в дальнейшем активно участвовать в ее деятельности, оказывая всемерную поддержку Секретариату Северного Форума, расположенному в г. Якутске, привлекая новые регионы и организации в качестве членов и бизнес-членов, содействуя активной проектной деятельности.

3.1.5. Республика Саха (Якутия) создает постоянно действующую международную платформу для обсуждения всех аспектов устойчивого развития Арктики и Севера – Северный форум по устойчивому развитию (СФУР).

3.1.6. Республика Саха (Якутия) будет активным участником основных международных площадок в Арктике («Арктический круг» в Исландии, «Арктические рубежи» в Норвегии, «Арктика: настоящее и будущее» и «Арктика – территория диалога» в России), планомерно и системно продвигая интересы республики в этом макрорегионе.

3.1.7. Республика Саха (Якутия) будет активно содействовать вовлечению региональных специалистов и экспертов в деятельность рабочих групп Арктического совета через международную организацию северных регионов «Северный Форум».

3.1.8. Особое внимание будет уделено созданию Арктического научно-образовательного центра мирового уровня, объединяющего экспертов арктических регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов Российской Федерации в сотрудничестве с международными организациями.

3.1.9. Республика Саха (Якутия) будет позиционироваться как культурный центр Арктики в связи со строительством Арктического центра искусств и олонхо и продвижения крупных культурных проектов в области театрального и изобразительного искусства, кинематографии, устного и нематериального наследия народов. 

3.1.10. Университет Арктики, Международный арктический научный комитет, Ассоциация молодых исследователей полярных регионов, Международная ассоциация по социальным наукам и другие международные объединения Арктики имеют значение для развития научно-образовательного потенциала республики, становления новых высококвалифицированных кадров с учетом создания Международной арктической школы, Арктического научно-образовательного центра, расширения программ Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

3.1.11. Республика Саха (Якутия) будет укреплять взаимодействие с международными организациями в сфере развития сотрудничества в Арктике.

3.1.12. В рамках международного сотрудничества в Арктике внимание будет уделено развитию побратимских связей на региональном и муниципальном уровнях арктических стран.

3.2. Развитие сотрудничества с субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями государств-участников Содружества Независимых Государств

3.2.1. Республика Саха (Якутия) выступает за развитие социально-экономического, научно-технического, культурного, гуманитарного сотрудничества с Содружеством Независимых Государств на принципах взаимной выгоды посредством участия в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

3.2.2. Особое значение для Республики Саха (Якутия) имеет взаимодействие со странами, входящими в Евразийский экономический союз в рамках экономической комиссии, с учетом цифровой повестки ЕАЭС, включающей цифровую торговлю, создание цифровых транспортных коридоров, цифровую промышленную кооперацию.

3.2.3. Республика Саха (Якутия) будет стимулировать повышение внешнеэкономического оборота путем организации взаимных бизнес-миссий, презентаций экспортного потенциала предприятий республики во взаимодействии с торговыми представительствами Российской Федерации в странах Евразийского экономического союза и дипломатическими миссиями.

3.2.4. С целью интеграции в деятельность Евразийского экономического союза Республика Саха (Якутия) в рамках своей компетенции стремится к привлечению инвестиций и поддержке экспорта не только с государствами Евразийского экономического союза, но и государствами, входящими в ассоциацию стран Юго-Восточной Азии на основании нормативных правовых документов, подписанных Евразийским экономическим союзом и иностранными государствами.

3.2.5. Важное значение в целях координации совместных усилий по урегулированию рынка труда в Республике Саха (Якутия) имеет взаимодействие со странами, из которых наиболее массово прибывают граждане на постоянное место жительство и для осуществления трудовой деятельности.

3.2.6. К приоритетам межрегионального взаимодействия с государствами-участниками Содружества Независимых Государств относится также активизация сотрудничества в гуманитарной сфере с центрально-азиатскими странами.

3.2.7. Республика Саха (Якутия) будет оказывать содействие развитию евразийского культурного сотрудничества путем осуществления совместных проектов с регионами государств-участников Содружества Независимых Государств в области литературы, театрального искусства, кинематографии.

3.2.8. Значительное место в укреплении и развитии отношений между народами занимает спорт. В Республике Саха (Якутия) опережающими темпами развиваются национальные виды спорта: мас-рестлинг, хапсагай, национальные виды прыжков, стрельба из традиционного лука, настольные игры. Планируется уделить усиленное внимание организации спортивных мероприятий по национальным видам спорта и приглашению на них команд из государств-участников Содружества Независимых Государств.

3.2.9. Национально-культурные объединения государств-участников Содружества Независимых Государств играют важную роль в вопросах укрепления и развития межрегиональных связей, снижения напряженности в отношениях между регионами, а также организации мероприятий по линии общественной дипломатии.

3.2.10. Республика Саха (Якутия) примет участие в мероприятиях при объявлении перекрестных годов с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, мероприятиях по празднованию юбилейных дат государственных и общественных деятелей Республики Саха (Якутия), государств-участников Содружества Независимых Государств, внесших значительный вклад.

3.3. Развитие сотрудничества с субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями стран Азии

3.3.1. Для Республики Саха (Якутия) важно развитие сотрудничества с субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями государств Азии.

3.3.2. Приоритетными странами Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества являются Китайская Народная Республика, Республика Корея и Япония. Также Республика Саха (Якутия) открыта для сотрудничества с другими странами Азии и продолжит взаимодействие с ними в области социально-экономического, культурного, гуманитарного направлений.

3.3.3. Республика Саха (Якутия) намерена участвовать в реализации положений совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений партнерства и стратегического взаимодействия от 5 июня 2019 года.

3.3.4. В рамках реализации соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 22 марта 2004 года разработан и принят план действий по его реализации, создана межрегиональная комиссия под председательством глав двух регионов. Рассматривается вопрос создания в городе Харбин филиала представительства Республики Саха (Якутия) при Торговом представительстве Российской Федерации в Китайской Народной Республике, предложено создание представительства провинции Хэйлунцзян в городе Якутске.

3.3.5. Будет проведена работа по установлению сотрудничества с другими провинциями Китайской Народной Республики с учетом потребностей в тех или иных ресурсах.

3.3.6. Республика Саха (Якутия) будет сохранять позиции активного участника Российско-Китайского ЭКСПО, Харбинской торгово-экономической ярмарки, рассмотрит участие в работе Китайско-Монголо-Российского ЭКСПО.

3.3.7. Будет обеспечено системное участие в реализации положений совместного заявления Российской Федерации и Республики Корея от 22 июня 2018 года в целях расширения сотрудничества между регионами обоих государств в таких сферах, как экономика, торговля, наука, образование, культура и туризм.

3.3.8. Основой сотрудничества с Японией являются российский список приоритетных проектов и японский «План сотрудничества по восьми направлениям»: медицина, городская среда, малое и среднее предпринимательство, энергетика, промышленность, развитие Дальнего Востока, высокие технологии, гуманитарные обмены. В рамках реализации проектов и плана Республика Саха (Якутия) будет вести активную инвестиционную политику, учитывая положительный опыт сотрудничества с компаниями Японии в области сельского хозяйства и энергетики.

3.3.9. Республика Саха (Якутия) будет принимать активное участие в работе Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам и ее структур, прорабатывать возможность подключения к российско-японским механизмам на региональном уровне.

3.3.10. Республика Саха (Якутия) станет активным участником мероприятий российско-японских межрегиональных и побратимских обменов, а также деятельности Совета губернаторов России и Японии.

3.3.11. Одним из перспективных направлений в данном регионе является активизация межрегионального сотрудничества с Индией. Основой для этого может стать меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Саха (Якутия) и Правительством штата Гуджарат Республики Индия по вопросам делового сотрудничества, подписанный в г. Владивостоке 12 августа 2019 года в рамках официального визита делегации Республики Индия на Дальний Восток.

3.3.12. Являясь председательствующим регионом в Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА) в 2018-2020 годы, координатором подкомиссии по спорту, Республика Саха (Якутия) будет наращивать формы участия в данной международной организации в целях достижения максимальной эффективности и пользы для социально-экономического развития региона.

3.3.13. Ключевой площадкой для делового и инвестиционного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является Восточный экономический форум.

3.3.14.Республика Саха (Якутия) приложит усилия по привлечению регионов стран Азиатско-Тихоокеанского региона в члены международной организации северных регионов «Северный Форум».

3.3.15. Республика Саха (Якутия) поддерживает деятельность институтов общественной дипломатии (созданные региональные отделения обществ дружбы «Россия-Япония», «Россия-Китай», ассоциация межрегионального сотрудничества «Республика Саха (Якутия) – Республика Корея», Японский комитет по содействию сотрудничеству с Республикой Саха (Якутия), общество Монголо-Саха сотрудничества, общественные организации соотечественников за рубежом)и инициативы по созданию новых объединений с регионами и странами Азии.

3.3.16.Учитывая положительный опыт предыдущих лет, Республика Саха (Якутия) будет содействовать развитию побратимских связей с регионами стран Азии на муниципальном уровне.

3.3.17. Республика Саха (Якутия) будет способствовать расширению научного и образовательного сотрудничества путем развития Международных интеллектуальных игр, обеспечения участия школьников и студентов Якутии в международных олимпиадах, поддержки изучения, в первую очередь, китайского, корейского, японского языков.

3.3.18. Имеющийся опыт проведения культурного фестиваля «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо», проведения Дней культуры в странах Азии, осуществления совместных проектов театров, культурных центров Якутии и стран Азии, регулярных гастрольных туров играет огромную роль в международном сотрудничестве.

3.3.19. С 1996 года Республика Саха (Якутия) проводит Международные спортивные игры «Дети Азии», которые в дальнейшем будут проводиться и в других странах. С 2019 года также проводятся Международные зимние спортивные игры «Дети Азии». Республика Саха (Якутия) будет всемерно способствовать дальнейшему развитию и расширению игр путем внесения необходимых преобразований в Концепцию игр и деятельность Международного комитета игр «Дети Азии».

3.3.20. Одним из ведущих направлений международной деятельности республики является продвижение национальных видов спорта (борьба хапсагай, перетягивание палки – мас-рестлинг, национальные прыжки, настольные игры). Приоритетной задачей для создания национальных федераций является пропаганда мас-рестлинга в странах Азии.

3.4. Развитие сотрудничества с субъектами иностранных федеративных государств и административно - территориальными образованиями стран Европы и Северной Америки

3.4.1. Республика Саха (Якутия) открыта для сотрудничества с субъектами и административно-территориальными образованиями стран Европы, Северной Америки на основе рекомендаций Министерства иностранных дел Российской Федерации. Республика Саха (Якутия) будет оказывать всемерную поддержку по сохранению позитивного взаимодействия со странами Европы и Северной Америки на региональном уровне.

3.4.2. Приоритетными направлениями сотрудничества с США, Канадой, странами Евросоюза являются наука, образование, культура, спорт. Основное внимание уделяется взаимодействию с арктическими странами в области охраны окружающей среды, исследований и минимизации последствий изменений климата, укрепления и развития системы особо охраняемых природных территорий, предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий, поддержки коренных малочисленных народов Севера с учетом потенциала международной организации северных регионов «Северный Форум», Российско-Американского Тихоокеанского партнерства, а также проекта по реакклиматизации канадских бизонов в Республике Саха (Якутия).

3.4.3. В целях активного внедрения культурного достояния республики, ее традиций, национального праздника Ысыах, героического эпоса «Олонхо», внесенного в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, народного искусства и традиционных промыслов в мировое культурное пространство Республика Саха (Якутия) будет содействовать организации их презентации в разных странах мира в рамках общественной дипломатии, оказывая поддержку созданным и вновь создаваемым общественным организациям соотечественников за рубежом (общество «Чорон» в Латвийской Республике, Саха-Канадская ассоциация)и обществам дружбы (общество дружбы Сербия-Якутия).

3.5. Сотрудничество с международными организациями в рамках органов, специально созданных для этой цели, при координирующей роли МИД России

3.5.1. Сотрудничество с неправительственными международными организациями расширяет возможности для продвижения позитивного имиджа республики, повышения узнаваемости региона на разных континентах, международного сотрудничества в самых разных областях человеческой деятельности, а также участия и влияния на процессы принятия решений в глобальном масштабе. Республика Саха (Якутия) будет активно участвовать в составе российских делегаций и самостоятельно в деятельности международных неправительственных организаций, являющихся неотъемлемой частью системы международных отношений.

3.5.2. Республика Саха (Якутия) продолжит активную поддержку деятельности международной организации северных регионов «Северный Форум» и будет способствовать достижению ее основных целей и созданию единой ассоциации регионов Арктики и Севера.

3.5.3. Республика Саха (Якутия) будет наращивать участие в деятельности Арктического совета и его рабочих групп, а также Арктического экономического совета как через международную организацию северных регионов «Северный Форум», так и через участие в работе официальных делегаций Российской Федерации.

3.5.4. Республика Саха (Якутия) будет занимать лидирующие позиции в ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии(АРАССВА) и обеспечит активное продвижение интересов Российской Федерации на Азиатском континенте на региональном уровне.

3.5.5. Являясь крупнейшим регионом в Арктике и Российской Федерации и имея выгодное географическое расположение между Арктикой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, Республика Саха (Якутия) будет способствовать взаимовыгодному взаимодействию международных организаций – Северный Форум и АРАССВА – в целях построения продуктивной и позитивной системы межрегионального сотрудничества, содействия политике обеспечения мира и стабильности в мировой Арктике и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

3.5.6. Приоритетное значение также отводится участию в работе различных структур Организации Объединенных Наций:организации объединенных наций по культуре, науке и образованию (ЮНЕСКО), программы окружающей среды ООН (ЮНЕП), продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций (ФАО ООН), постоянного форума ООН по коренным народам. Значительное внимание будет уделяться деятельности Международного олимпийского комитета, Олимпийского совета Азии, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ), Всемирной метеорологической организации, Всемирного Банка.

3.5.7. Плодотворное сотрудничество с ЮНЕСКО через комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО позволило внести в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО якутский героический эпос «Олонхо» и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Национальный парк «Ленские столбы». Будет продолжена работа по реализации совместных коммюнике с ЮНЕСКО 2014 и 2017 годов, расширению сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, клубов ЮНЕСКО, развитию кафедры ЮНЕСКО при Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова, участию Республики Саха (Якутия) в международных программах ЮНЕСКО по экологии «Человек и биосфера» (МАБ) игеонаукам и геопаркам (МПГГ), в частности, созданию геологического парка «Кембрий» и внесению парка в глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО, созданию биосферного резервата ЮНЕСКО на базе государственного природного заказника «Кыталык», поддержке и реализации проектов ЮНЕСКО «Кочевые школы», «Учителя Арктики», «Международная Арктическая школа»,организации периодических презентаций Республики Саха (Якутия) в штаб-квартире ЮНЕСКО в г. Париже и внесению юбилейных дат республики, выдающихся деятелей культуры, науки и образования в календарь памятных дат ЮНЕСКО, получению патроната и эгиды ЮНЕСКО для крупных международных мероприятий, проводимых на территории республики.

3.5.8.В целях продвижения местных инициатив, совершенствования системы местного самоуправления в условиях глобализации, достижения целей устойчивого развития на местном и региональном уровнях Республика Саха (Якутия) будет поддерживать членство в Евразийском региональном отделении Всемирной организации «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ), а также стремиться к членству в Совете всемирной организации. Республика Саха (Якутия) является одним из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации, в котором гармонично сочетаются крупномасштабное промышленное производство с развитием социальной инфраструктуры с сильным уклоном на культурное и духовное развитие, сохранение окружающей среды и традиционного природопользования. Участие в деятельности крупнейшей Всемирной организации «Объединенные города и местные власти» позволит не только учесть лучшие мировые практики, оказывать влияние на процессы принятия решений на глобальном уровне, но и внести ощутимый вклад во всемирное дело гармонизации отношений «государство – регион – промышленность – окружающая среда – традиции и культура».

3.6. Содействие развитию международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия)

3.6.1. Республика Саха (Якутия) содействует развитию международных и внешнеэкономических связей на межмуниципальном уровне как дополнительного инструмента укрепления позитивного имиджа региона и государства. Исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), координирующий международные и внешнеэкономические, межрегиональные связи Республики Саха (Якутия), способствует подписанию побратимских соглашений между органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) и иностранными партнерами.

3.6.2. В целях проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), координирующий международные и внешнеэкономические, межрегиональные связи Республики Саха (Якутия), на постоянной основе проводит соответствующую работу с органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия).

3.6.3. Исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), координирующий международные и внешнеэкономические, межрегиональные связи Республики Саха (Якутия), оказывает помощь органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в подготовке и проведении презентационных мероприятий на международных площадках в России и за рубежом.

3.6.4. В целях дальнейшего развития международных связей органы местного самоуправленияРеспублики Саха (Якутия) привлекаются к участию в проектах, реализуемых в рамках участия и членства Республики Саха (Якутия) в международных организациях и межрегиональных объединениях.

3.6.5. Социально-экономический, культурный, научно-образовательный, спортивный потенциал органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) активно привлекается для продвижения традиционной культуры и обычаев народов Республики Саха (Якутия).

3.6.6. Республика Саха (Якутия) совместно с Россотрудничеством задействует потенциал внешних связей органов местного самоуправления для проведения мероприятий, направленных на продвижение объективной информации об истории и современном социально-экономическом и культурно-гуманитарном развитии Российской Федерации, разъяснение значения Победы в Великой Отечественной войне, противодействие фальсификации исторических фактов и итогов Второй мировой войны, понимание важности соответствующей работы с молодежью, волонтерами, поисковиками. Республика Саха (Якутия) во взаимодействии с Россотрудничеством привлекает российские некоммерческие организации для установления и развития международного муниципального сотрудничества, в дальнейшем задействует потенциал неправительственного сектора для расширения культурно-гуманитарных связей между муниципалитетами.

4. Основные направления межрегиональных связей Республики Саха (Якутия)

4.1. Приоритетной целью межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) является укрепление и расширение существующих взаимовыгодных и равноправных межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) с субъектами Российской Федерации.

4.2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном Представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» Республика Саха (Якутия) входит в состав Дальневосточного федерального округа.

4.3. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 220 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» 13 улусов (районов) Республики Саха (Якутия) отнесены к Арктической зоне.

4.4. Принципиальное значение для Республики Саха (Якутия) имеет развитие межрегиональных связей с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, регионами Арктической зоны Российской Федерации. Основополагающими документами в этом направлении являются Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р, Указ Президента Российской Федерации от 05 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».

4.5. Республика Саха (Якутия) готова к активному сотрудничеству со всеми субъектами Российской Федерации. Приоритетное значение для обеспечения устойчивого развития региона имеет взаимодействие со столицей Российской Федерации – городом Москвой, а также с городами федерального значения – Санкт-Петербургом и Севастополем.

4.6. Сотрудничество с регионами и городами федерального значения Российской Федерации устанавливается на основе соглашений о торгово-экономическом, культурном и научно-техническом сотрудничестве и планов совместных действий (протоколов по реализации соглашений), являющихся неотъемлемой частью соглашений. В 2019 году подписано 45 соглашений с субъектами Российской Федерации. Взаимодействие с субъектами Российской Федерации устанавливается на основе всестороннего анализа и мониторинга, выявления ясных и экономически выгодных для обеих сторон направлений и при наличии устойчивого интереса к совместной деятельности в различных сферах экономики. В целях реализации действующих и вновь подписываемых соглашений будут приниматься планы совместных мероприятий с учетом внедрения проектного управления для достижения максимальной эффективности для участвующих сторон.

4.7. Основными задачами в укреплении и развитии межрегиональных связей в рамках Дальневосточного федерального округа являются создание благоприятных условий для закрепления и увеличения численности населения путем развития существующих и создания новых производств, точек роста, активного продвижения программы «Дальневосточный гектар», совершенствования и расширения системы транспортной и инфокоммуникационной инфраструктуры, повышения уровня и качества транспортной мобильности населения.

4.8. В развитии транспортной инфраструктуры большое значение имеет дальнейшее укрупнение единой сети автомобильных и железных дорог, строительство мостов, расширение действующих и создание новых транспортных коридоров, ведение единой тарифной политики, сохранение и расширение сети аэродромов, особенно для самолетов малой авиации, а также развитие речной и морской инфраструктуры.

4.9. Республика Саха (Якутия) будет активным участником существующих и вновь разрабатываемых туристических проектов Дальнего Востока и Арктики, в частности, дальневосточного маршрута «Восточное кольцо», круизов по морям Северного Ледовитого океана, развивать сотрудничество с потенциальными партнерами и инвесторами по совершенствованию туристической инфраструктуры в республике.

4.10. У Республики Саха (Якутия) сложились особые связи с регионами Сибирского федерального округа Российской Федерации, обусловленные схожими условиями социально-экономического развития, территориальной приближенностью, совместной реализацией инфраструктурных проектов и тесной взаимосвязью по наполнению рынка республики за счет товарной продукции Сибири. В связи с этим Республика Саха (Якутия) уделяет значительное внимание развитию межрегиональных связей с субъектами Сибирского федерального округа Российской Федерации.

4.11. В целях укрепления межрегионального взаимодействия и выработки консолидированных подходов по экономическому сотрудничеству в области привлечения инвестиций, поддержки экспорта и импорта Республика Саха (Якутия) будет расширять присутствие на крупных экономических форумах (Петербургский международный экономический форум, Восточный экономический форум, Российский инвестиционный форум), а также развивать программу Северного форума по устойчивому развитию.

4.12. При развитии межрегионального сотрудничества значительное внимание будет уделяться организации детского отдыха и оздоровления, санаторно-курортного лечения людей старшего возраста, нетрудоспособных граждан, поддержке обменных программ для школьников и молодежи, организации взаимных стажировок специалистов для подготовки квалифицированных кадров для муниципального и регионального уровня, учреждений и предприятий различных секторов экономики.

4.13. Республика Саха (Якутия) придает особое значение участию в работе межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Членство в Ассоциации инновационных регионов России способствует продвижению совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов, привлечению финансирования на развитие инновационной инфраструктуры. Будет рассмотрена возможность участия в деятельности Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», в которую входят как главы регионов, так и руководители законодательных органов субъектов Российской Федерации, что позволяет синхронизировать межрегиональное взаимодействие по экономическим программам с учетом совершенствования регионального законодательства и подготовки соответствующих консолидированных предложений в федеральные программы и федеральное законодательство.

4.14. В целях формирования консолидированного подхода по развитию Арктической зоны Российской Федерации Республика Саха (Якутия) будет содействовать активному взаимодействию в рамках единого соглашения арктических регионов Российской Федерации.

4.15. Будет уделено внимание стимулированию взаимодействия муниципальных образований Республики Саха (Якутия)с межмуниципальными объединениями в целях активной интеграции муниципалитетов в межрегиональное и международное сотрудничество в Арктической зоне.

5. Механизм реализации международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия)

5.1. Глава Республики Саха (Якутия) как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации представляет республику в международных и внешнеэкономических связях, вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Саха (Якутия). Глава Республики Саха (Якутия) может делегировать представление республики при осуществлении международных и внешнеэкономических связей и подписание договоров и соглашений от имени Республики Саха (Якутия) Председателю Правительства Республики Саха (Якутия).

5.2. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в рамках своих конституционных полномочий ведет законодательную работу по обеспечению осуществления международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) и выполнения ее обязательств в этой области.

5.3. Исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), координирующий международные и внешнеэкономические, межрегиональные связи Республики Саха (Якутия), ведет работу по непосредственной реализации положений настоящей Концепции.

5.4. Осуществление международной, внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) проводится в координации и тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации и его Представительством в г. Якутске.

5.5. Постоянные представительства Республики Саха (Якутия) содействуют реализации соглашений о торгово-экономическом, культурном и научно-техническом сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, информируют уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий координацию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия), о состоянии и перспективах сотрудничества.

5.6. Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) развивают международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» и иными правовыми актами.

5.7. Система обеспечения международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей республики включает институты развития, единого регионального оператора по конгрессно-выставочной деятельности, институты гражданского общества. Реализация настоящей Концепции тесно взаимосвязана с реализацией национальных проектов.

5.8. В целях проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации, а также неукоснительного соблюдения требований законодательства и Министерства иностранных дел Российской Федерации исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), координирующий международные и внешнеэкономические связи Республики Саха (Якутия), во взаимодействии с Россотрудничеством координирует осуществление органами местного самоуправления деятельности в сфере международных и внешнеэкономических связей, в том числе по вопросам их участия в международных мероприятиях, визитов в иностранные государства, визитов представителей иностранных государств в Республику Саха (Якутия), подготовки и согласования проектов документов о партнерских отношениях с муниципальными образованиями иностранных государств.

5.9. Важное значение для современного этапа развития внешнеэкономических, международных и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) приобретают вопросы подготовки квалифицированных кадров по специальностям «Международные отношения», «Мировая экономика» и «Международное право». В связи с этим необходимо усиление взаимодействия с учебными заведениями Министерства иностранных дел Российской Федерации. Будет оказана постоянная поддержка республиканскому конкурсу «Будущий дипломат» с гарантией поступления победителя конкурса на целевое место в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

5.10. Реализация настоящей Концепции осуществляется также во взаимодействии с институтами гражданского общества, способствует их участию в международном, внешнеэкономическом и межрегиональном сотрудничестве.

Заключительные положения

Настоящая Концепция синхронизируется по срокам действия со стратегическими актами и решениями Президента Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с перспективой видения до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 21.09.2020
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать