Основная информация

Дата опубликования: 05 ноября 2020г.
Номер документа: RU14000202001007
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Глава Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

ОТ 05 НОЯБРЯ 2020 ГОДА №1491

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ

ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2020-2030 ГОДЫ

В целях обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан и снижения доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в два раза к 2030 году п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить региональную программу снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) на 2020-2030 годы (далее – региональная программа) согласно приложению к настоящему Указу.

2. Рабочей группе по разработке и реализации региональной программы снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума:

1) осуществлять мониторинг реализации мероприятий по направлениям региональной программы;

2) ежеквартально, 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять сводный отчет о реализации мероприятий региональной программы в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

Глава

Республики Саха (Якутия)

А.НИКОЛАЕВ

УТВЕРЖДЕНА

Указом Главы

Республики Саха (Якутия)

от 5 ноября 2020 г. № 1491

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Республики Саха (Якутия)

«Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума

в Республике Саха (Якутия) на 2020-2030 годы»

Паспорт

региональной программы

Наименование программы

Региональная программа Республики Саха (Якутия) «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2030 годы»

Основание для разработки программы

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.08.2020 № 491
«О внесении изменений в методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.06.2020 г. № 326»

Координаторы программы

Министерство экономики Республики Саха (Якутия) по направлению «Достижение показателей экономического роста в Республике Саха (Якутия)»,

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) по направлениям «Совершенствование системы мер социальной поддержки населения, в том числе в малоимущих семьях, имеющих детей, учитывающих выявленную структуру и глубину бедности в Республике Саха (Якутия)», «Модернизация системы оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта», «Социальная адаптация малоимущих граждан»

Исполнители программы

Министерство экономики Республики Саха (Якутия),

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия),

Министерство финансов Республики Саха (Якутия),

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения,

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия),

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия),

Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия),

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия),

Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия),

Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия),

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия),

Министерство строительства Республики Саха (Якутия),

Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия),

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия),

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия),

Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия),

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия),

Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия)

Цели программы

Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;

обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции

Задачи программы

повышение уровня доходов граждан, в том числе реальной заработной платы;

развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;

развитие системы социального контракта;

организация социальной адаптации малоимущих граждан

Целевые показатели (индикаторы) программы

реальные располагаемые денежные доходы населения;

реальная заработная плата работников организаций;

доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь;

доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта

Сроки реализации программы

2020 –2030 годы

Ожидаемые результаты реализации программы

повышение реальных располагаемых денежных доходов населения;

снижение уровня безработицы;

снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2 раза
к 2030 году;

построение эффективной системы по выводу граждан из сложной жизненной ситуации

Общие положения

Региональная программа Республики Саха (Якутия) «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2030 годы» (далее – региональная программа) направлена на достижение национальных целей развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года по снижению уровня бедности в Республике Саха (Якутия) в два раза по сравнению с показателем 2017 года и обеспечению темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. Региональная программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Срок реализации региональной программы: 2020 – 2030 годы.

Методическое руководство по реализации региональной программы осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее – министерство).

Мониторинг выполнения региональной программы осуществляется в соответствии с показателями реализации региональной программы согласно приложению № 1 к региональной программе и на основании плана мероприятий согласно приложению № 2 к региональной программе, а также ежегодно утверждаемого плана-графика реализации региональной программы согласно приложению № 3 к региональной программе.

Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), ответственные за выполнение мероприятий и показателей реализации региональной программы, представляют информацию в министерство:

ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет по результатам мониторинга реализации региональной программы за квартал, по форме согласно приложению № 4 к региональной программе;

ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным годом, по форме согласно приложению № 4 к региональной программе.

Министерство в целях более полного представления информации имеет право запрашивать и утверждать дополнительные формы отчетности.

Анализ текущей ситуации

2.1. Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия)
за 2015-2019 годы

Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России, занимает ведущее место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, сурьмы. Удельный вес запасов по алмазам – 82 процента, золоту - 17 процентов, урану - 61 процент, сурьме - 82 процента, железным рудам - 6,2 процента, углю - 40 процентов, олову - 28 процентов, ртути - 8 процентов. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама. На 1 января 2019 года в республике учитываются 2116 месторождений полезных ископаемых по 59 видам минерального и углеводородного сырья.

По целому ряду показателей за эти годы республика опережала среднероссийские темпы развития. Валовой региональный продукт в сопоставимых ценах вырос на 14,5 процента к 2014 году (в РФ – 102 процента), занимает по величине 20 место в России и 1 место на Дальнем Востоке. Республика входит в первую десятку регионов России с наибольшим объемом ВРП на душу населения.

Индексы промышленного производства за 2015 - 2019 годы увеличились в 1,3 раза (108 процентов – РФ), инвестиции в 1,6 раза, (100,1 процента – РФ).

В результате деятельности в республике крупных компаний мирового уровня выросли объемы добычи в 2019 году: нефти – 14,1 млн т (рост в 1,6 раза к 2014 году) и угля – 17,3 млн т (рост в 1,4 раза). Добыча золота составила – 36,7 тонн (рост в 1,6 раза к 2014 году).

За 2015 - 2019 годы создана инвестиционная инфраструктура, приняты законы об инвестиционной деятельности, региональных инвестиционных проектах, реализуются проекты государственно-частного партнерства. Полностью налажена система оценки проведения оценки регулирующего воздействия, в том числе на муниципальном уровне. Население полностью охвачено предоставлением государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» на базе многофункциональных центров.

Рост экономики связан с реализацией крупных инвестиционных проектов, в первую очередь, за счет развития нефтегазовой отрасли и алмазодобычи, строительства инфраструктурных проектов. За 2015-2019 годы на развитие экономики и социальной сферы республики направлено инвестиций в основной капитал на сумму 1,6 трлн рублей, что выше уровня периода 2010-2014 годы в 1,8 раза (901,2 млрд руб.).

Объем инвестиций в основной капитал на 2020 год оценивается в 253,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах к 2019 году составляет 65 процентов. Из общего объема инвестиций в основной капитал в 2020 году 53,2 процента приходится на долю добывающей отрасли, включая проекты по добыче и транспортировке нефти и газа – 33,7 процента, проекты угледобывающей отрасли – 9,5 процента, проекты алмазодобывающей отрасли – 5,2 процента, проекты золотодобывающей отрасли – 4,4 процента.

Созданы две территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР) «Якутия» и «Южная Якутия». В 2019 году заключено 35 соглашений, вложено инвестиций в размере 37,6 млрд рублей, создано 6086 рабочих мест.

В 2020 году ТОР «Якутия»расширена на новых площадках Якутской агломерации в п. Жатай (якорный проект по строительству высокотехнологичной Жатайской судоверфи), п. Нижний Бестях (якорный проект по строительству грузового терминала), туристско-рекреационный кластер «Северная мозаика» (якорный проект по строительству круглогодичного детского лагеря «Полярная звезда») с общим объемом инвестиций 9,7 млрд рублей, созданием 922 новых рабочих мест.

В целях повышения инвестиционной привлекательности, в рамках федерального законодательства в республике также установлены преференциальные режимы для компаний, реализующих региональные инвестиционные проекты.

В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) реализуются 16 региональных инвестиционных проектов, из которых 11 инвестиционных проектов включены в реестр: 2 угледобывающих проекта (ООО «Эльгауголь» и ООО «Долгучан»), 9 золотодобывающих: ООО «Рябиновое», ООО «Томпо-Аурум», АО «Тарынская Золоторудная Компания», ООО «Артель старателей «Дражник», ООО Рудник «Дуэт», ООО «Чочимбал», ООО «Янзолото», АО «ЮВГК», ООО «ЧАРАН», а также 5 инвестиционных проектов, получивших статус регионального инвестиционного проекта в заявительном порядке – золотодобывающие предприятия ООО «Золото Ыныкчана», ООО «Нерюнгри металлик», ООО «АДК», ООО «Удачный», ООО «ГРК «Двойной-Дук».

Общий объем инвестиций в реализацию инвестиционных проектов
с момента включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов составляет более 101 млрд рублей, из них осуществлено более 23,2 млрд рублей.

За 2015-2019 годы Республика Саха (Якутия) улучшила позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации с 58 места до 22 места (в 2015 году – 41 место, в 2016 году – 56 место, в 2017 году – 58 место, в 2018 году – 52 место, в 2019 году – 22 место, в 2020 году – 20 место).

Благодаря реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году приведено в нормативное состояние 122,9 км региональных автодорог (31,6 процента дорог в нормативном состоянии) и 25 км города Якутска (38,4 процента). Доля населения, имеющего круглогодичную транспортную доступность составила 20,9 процента.

Продвинулась работа по строительству Ленского моста – ключевого элемента Северного широтного пояса, который соединит три федеральные автомобильные дороги:«Колыма», «Вилюй», «Лена». Реализация проекта увеличит круглогодичную транспортную доступность населения Республики Саха (Якутия) с 20,9 процента до 70 процентов к 2025 году, вовлечет инвестиции в несырьевые проекты, что значительно улучшит инвестиционный климат в регионе.

За 2019 год в Республике Саха (Якутия) построено дополнительно более 1600 км волоконно-оптических линий связи (далее – ВОЛС), подключены порядка 50 населенных пунктов. Доступ к сети Интернет организован в 512 (из 637) населенных пунктах, в которых проживает 99,3 процента населения Республики Саха (Якутия). Построено свыше 8000 км волоконно-оптических линий связи, подключен 251 населенный пункт, в которых проживает 86 процентов населения республики. В зоне охвата сотовой связи стандарта 2G проживают 99,3 процента населения республики (480 населенных пунктов). Сотовой связью стандарта 3G охвачены 167 населенных пунктов (80,02 процента населения), стандарта 4G (LTE) – 132 населенного пункта (76,23 процента населения).

Среди регионов Дальневосточного федерального округа по общему объему производства сельскохозяйственной продукции Республика Саха (Якутия) занимает третье место, после Амурской области и Приморского края. В 2019 году объем продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств составил 26,1 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом производство продукции сельского хозяйства уменьшилось на 0,3 процента в сопоставимых ценах.

Структура валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств за период 2015-2019 годы не изменилась. Доля валовой продукции хозяйств населения составляет 46 процентов.

Итоги основных показателей экономики за 2015-2019 годы подтверждают сохранение стабильного социально-экономического положения республики с небольшим, но устойчивым ростом.

Численность населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2020 года составила 972,0 тыс. чел. и увеличилась на 5,0 тыс. чел., или на 0,5 процента за счет естественного прироста 5,2 тыс. чел. (в 2015 году – 8,2 тыс. чел.) и сокращения миграционной убыли населения (-0,2 тыс. чел.) против (-5,4 тыс. чел.) в 2015 году.

В настоящее время в республике вследствие снижения рождаемости в 90-е годы XX века наблюдается сокращение населения трудоспособного возраста. Если на начало 2015 года доля численности населения республики трудоспособного возраста в общей численности населения составляла 60,5 процента, то на начало 2019 года это соотношение сократилось до 57,7 процента.

Демографические процессы, выразившиеся в снижении численности населения в трудоспособном возрасте, отразились и на динамике трудовых ресурсов. В 2018 году численность трудовых ресурсов была ниже чем в 2015 году на 0,6 процента. В структуре численности трудовых ресурсов наблюдается снижение доли трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, которое восполнялось ростом доли лиц старше трудоспособного возраста.

Рынок труда республики имеет свою ярко выраженную специфику: в силу своей обширной территории и в условиях слабо развитой транспортной инфраструктуры он является практически изолированным от рынка труда Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации. На территории республики выделяются специфичные рынки труда в пределах экономических зон.

Исходя из этого рынок труда республики формируется под воздействием негативных факторов:

суровые природно-климатические условия, низкая плотность населения и уклад жизни, связанный с традиционным ведением хозяйства и промыслом;

дисбаланс территориального размещения трудовых ресурсов;

сокращение населения в трудоспособном возрасте приводит к дефициту трудовых ресурсов на рынке труда. Если на начало 2010 года доля численности населения республики трудоспособного возраста в общей численности населения составляла 63,9 процента, то на начало 2020 года - это соотношение сократилось до 57,4 процента;

отсутствие у граждан необходимого профессионального образования, несоответствие квалификации требованиям работодателей. 48 процентов безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, не имеют профессионального образования.

Численность рабочей силы сохранилась на уровне и составила 501,4 тыс. человек в 2019 году. Численность занятых в экономике увеличилось на 2,5 тыс. чел. (2015 г. – 464,5 тыс. чел.). Уровень общей безработицы снизился с 7,3 процента до 6,9 процента. В то же время сохраняется высокий уровень безработицы практически во всех северных и арктических, а также отдельных сельских улусах: уровень сельской безработицы в январе-декабре 2019 года составил 8,6 процента, что выше среднереспубликанского показателя. Основными причинами безработицы на арктической территории являются дефицит рабочих мест из-за узкоотраслевой специализации экономики и низкий спрос на рабочую силу.

В настоящее время распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло серьезные экономические последствия в целом на экономику республики, особенно для малого и среднего предпринимательства, а также в сфере занятости населения и доходов населения. Численность занятых в экономике уменьшилась на 0,9 тыс. человек и составила 457,1 тыс. человек. Общая численность безработных увеличилась на 15,8 процента и составила 38,2 тыс. чел. Уровень общей безработицы повысился и составил 7,7 процента от численности рабочей силы (в РФ – 6 процентов, в ДФО – 6,8 процента).

Исходя из общероссийских тенденций развития рынка труда, роста количества обращений граждан в органы службы занятости и роста численности безработных граждан уровень общей безработицы к концу 2020 года может возрасти до 8 процентов (или до 40,0 тыс. человек). В связи со сложившейся эпидемиологической и экономической ситуацией в стране, введением Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, наблюдается рост обращений граждан в службу занятости населения и снижение количества вакансий.

По данным органов службы занятости с 1 января по 1 сентября текущего года в поиске работы в органы службы занятости населения республики обратилось 45 051 человек (что на 71,1 процента превышает соответствующий период прошлого года (26 334 человек), из них с 1 марта – 38 697 человек. На регистрационном учете в качестве безработных зарегистрировано 32 520 человек, что в 3,8 раза больше, чем в прошлом году.

Ситуация на рынке труда в сельской местности остается сложной: возможности трудоустройства и выбор вакансий ограничены, уровень и продолжительность безработицы выше, чем в городе, широко распространена неформальная и сезонная занятость. Уровень общей безработицы в сельской местности составляет 10,0 процентов, в городских поселениях – 6,7 процента.

По итогам 2019 года при обращении 36,4 тыс. граждан в службу занятости населения трудоустроено 20,0 тыс. человек (55,1 процента). В 2020 году в связи с принятыми мерами по борьбе с пандемией в органы службы занятости обратились 45,1 тыс. человек, трудоустроено 9,8 тыс. человек (21,7 процента), в т.ч. на постоянные работы – 3,6 тыс. человек, на временные – 6,2 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение значения показателя трудоустройства составило 5,4 тыс. человек (35,7 процента).

Средняя заработная плата за 2019 год составила 73 402 рубля с ростом на 6,6 процента к предыдущему году, реальный рост заработной платы составил 2,3 процента к предыдущему году. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» ежегодно опережающими темпами индексировалась заработная плата целевых категорий и иных работников бюджетной сферы. Для обеспечения дополнительной поддержки наименее оплачиваемой категории работающих граждан уделяется особое внимание повышению минимальных государственных гарантий по оплате труда.

За последние пять лет среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 22,5 процента и по итогам 2019 года составили 45 335.5 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения республики несмотря на снижение в 2016 – 2017 годы в 2019 году увеличились на 2,5 процента по сравнению с 2014 годом. Наибольшее снижение реальных располагаемых денежных доходов населения отмечено в 2016 году и составило 97,8 процента. Несмотря на динамику макроэкономических показателей и объема инвестиций в основной капитал на душу населения показатель уровня бедности в республике является одним из самых низких показателей среди субъектов Российской Федерации.

За период 2020-2030 годы планируется создать около 34 тыс. рабочих мест за счет реализации всех планируемых инвестиционных проектов Республики Саха (Якутия), в том числе проектов освоения Эльгинского угольного месторождения, золоторудных месторождений Нежданинское и Кючус, крупных нефтегазовых месторождений в Западной Якутии, магистрального газопровода со Средневилюйского месторождения с выходом на Охотское море, увеличения мощностей ГОКов в ТОР «Южная Якутия», Таежного железорудного месторождения, строительства мостового перехода через реку Лену и Жатайской судоверфи, масштабной модернизацией аэропортовых комплексов, строительством федеральных и региональных автодорог.

С 1 июля 2020 года введен специальный налоговый режим на профессиональный доход. По состоянию на 18 сентября 2020 года в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано более 1,8 тыс. самозанятых, до 2030 года их количество достигнет 30,5 тыс. человек.

2.1.1. Мероприятия, реализуемые в рамках национальных проектов, направленные на сокращение уровня бедности населения

и повышение занятости населения

«Повышение производительности труда и поддержка занятости»:

Республика Саха (Якутия) досрочно с 2020 года реализует национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» в части региональных проектов «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» и «Системные меры по повышению производительности труда».

В 2020 году поставлены задачи по вовлечению в национальный проект 5 предприятий, внедряющих инструменты повышения производительности труда самостоятельно или с привлечением независимых консультантов, обучению методикам бережливого производства 40 сотрудников предприятий и достижению показателя по росту производительности труда на уровне 102,9процента к предыдущему году.

Соглашения об участии в национальном проекте заключены 16 июня 2020 года со следующими предприятиями: АО «Якутская птицефабрика», АО «АК «Железные дороги Якутии», АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии», АО «РИК Автодор» и АО «Якутский хлебокомбинат».

До 2024 года в реализацию национального проекта будут вовлечены 39 предприятий, обучение инструментам повышения производительности труда пройдут 272 человека.

Также в 2021-2022 годы будет организовано опережающее профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в целях повышения производительности труда 483 работников предприятий – участников национального проекта, в том числе находящихся под риском высвобождения.

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

мероприятия региональных проектов республики, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», оказывают прямое влияние на сокращение бедности.

Повышение предпринимательской активности населения, вовлечение большего числа работников в субъекты МСП ведет к увеличению доходов и повышению благосостояния населения.

В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в 2019 году оказана поддержка 5,1 тыс. субъектов МСП, до 2024 года целевой показатель составляет 12,65 тыс. субъектов МСП и самозанятых граждан.

Региональным проектом «Популяризация предпринимательства» предусмотрено обучение населения основам ведения бизнеса и навыкам предпринимательской деятельности, в 2019 году обучены 605 человек, до 2024 года запланировано обучение 3 тыс. человек. Участниками регионального проекта в прошедшем году создано 60 субъектов МСП, в целом до 2024 года должно быть создано не менее 410 субъектов МСП.

В соответствии с региональным проектом «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» до 2024 года в сфере сельского хозяйства будет создано не менее 181 субъекта МСП (2019 год – 43 ед.), 340 новых рабочих мест (2019 год – 76 рабочих мест).

«Демография»:

региональным проектом «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» предусмотрены в том числе мероприятия по переобучению и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. До 2024 году обучением будет охвачен 491 человек.

В рамках регионально проекта в целях создания условий для трудовой занятости женщин предусмотрено повышение доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

В 2019 году введено 1402 места в дошкольных учреждениях, в том числе 1 055 мест – путем ввода 12 детских садов. В 2020-2021 годы будет введено 8 детских садов на 1 749 мест.

В рамках регионального проекта «Старшее поколение» предусмотрены мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан старшего возраста. В 2019 году обучены 893 человека при плане 387 человек, до 2024 года обучением будет охвачено не менее 1 тыс. человек.

Косвенное влияние на сокращение бедности оказывают мероприятия по профилактическим осмотрам и иммунизации граждан старше трудоспособного возраста, что позволяет им не затрачивать меньше средств на медицинские услуги.

Так, в 2019 году охват профилактическими осмотрами составил 22 процента от численности населения старше трудоспособного возраста при плане 18,7 процента. До 2024 года охват профилактическими осмотрами составит 70 процентов.

«Цифровая экономика Российской Федерации»:

в рамках национального проекта косвенное влияние на сокращение уровня бедности оказывает обучение населения компетенциям цифровой экономики.

В 2019 году количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики составило 348 человек, также 500 человек были переобучены по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования.

В 2020-2021 годы в соответствии с доведенными целевыми значениями количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики должно составить 2,8 тыс. чел., число переобученных в рамках дополнительного образования – 3,9 тыс. чел.

2.1.2. Мероприятия, реализуемые в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия)

Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы».

Число субъектов МСП в 2019 году составило 46986 ед., что на 1,67 процента меньше, чем в 2015 году (47785 ед.). Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году (371,4 млрд рублей) по сравнению с 2015 годом (265 млрд рублей) увеличился на 40,15 процента.

По данным Федеральной налоговой службы на 1 декабря 2019 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (3,29 млрд. рублей) на 3,3 процента возрос объем поступлений по специализированным налоговым режимам от субъектов малого и среднего предпринимательства и составил 3,40 млрд рублей.

По состоянию на 10 августа 2020 года по данным Единого реестра МСП ФНС России численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, с учетом введенного с 1 июля 2020 года налога на профессиональный доход составляет 84 812 ед., по сравнению с 2015 годом (84 467 ед.) численность занятых выросла на 0,4 процента.

В течение 2019 года субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются более 30 тысяч консультационно-информационных, более 10 тысяч образовательных, более 300 финансовых и более 300 имущественных услуг, на реализацию которых в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) направлено из государственного, федерального бюджета и внебюджетных источников 1,1 млрд руб. (2018 год – 1,2 млрд руб., 2017 год - 0,8 млрд руб.),в том числе из федерального бюджета 354,12 млн руб., государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 247,28 млн руб., внебюджетных источников 575,95 млн руб. (источники Фонда развития предпринимательства РС(Я), в том числе по поступлениям от ранее выданных микро займов 200,0 млн руб., гарантийный капитал поручительства по кредитам 375,95 млн руб.).

Создаются новые объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса в республике. В течение 2019 года обеспечено предоставление государственных и муниципальных услуг, услуг институтов поддержки предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность через Центр «Мой бизнес» в 10 муниципальных образованиях (Алданский, Мегино-Кангаласский, Намский, Нюрбинский, Амгинский, Вилюйский, Горный, Усть-Майский, Нерюнгринский районы) и в г. Якутске. Головной офис Центра «Мой бизнес» открыт в сентябре 2019 года в рамках деловой программы Форума предпринимателей Якутии.

Для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства организуются информационные сессии с участием всей инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе и моногородах.

С начала 2020 года по итогам тестирования по выявлению предпринимательских способностей реализована акселерационная программа «FastForce» для потенциальных, начинающих и действующих предпринимателей (по направлениям: «Start-Up», «Business», «45+»). В рамках программы в течение 3 месяцев прошли интенсивные обучающие курсы, выездной тренинг-семинар с эффектом глубокого погружения в «бизнесовый мир».

С 2019 года утверждены правлением Фонда развития предпринимательства новые продукты субсидирования (под 6 процентов годовых на срок до 5 лет до 5 млн рублей) в арктических районах, а также  для приоритетных направлений развития предпринимательской инициативы: ювелирная отрасль, туризм, местное производство и народно-художественные промыслы.

По программе льготного микрофинансирования займы получили 159 субъектов МСП из 26 районов и г. Якутска (49,4 процента - 181,8 млн рублей). Общая сумма займов, выданных Фондом развития предпринимательства Республики Саха (Якутия) в течение данного периода, составила 367 931,00 тыс. руб. Средний размер одного займа за отчетный период составил 2 314,03 тыс. руб.

В целях реализации паспорта федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. № 145«О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», а также в соответствии с распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2017 г. №1126-РГ «О создании на территории Республики Саха (Якутия) центров оказания услуг для бизнеса» на территории нашей республики, помимо уже открытых 10 окон в муниципальных районах и офиса в г. Якутске, в 2020 году планируется открыть дополнительные окна Центра «Мой бизнес» в пяти районах.

Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы».

За 2012-2018 годы 874 начинающим и семейным фермерам оказана грантовая поддержка в размере 1,86 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 1,37 млрд рублей. В результате объем валовой продукции сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) по КФХ и ИП за 2012-2018 годы возрос от 5,0 до 7,2 млрд рублей.

Прирост производства продукции сельского хозяйства в 2017-2018 годы(после непрерывного спада с 2010 года) был обеспечен за счет изменения состава прямых субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в пользу инвестиционных затрат:

за 2015-2018 годы в рамках грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы оказана поддержка 72 проектам по переработке сельскохозяйственной продукции;

за 2014-2018 годы построено 65 животноводческих комплексов общей мощностью 9 тысяч скотомест;

во исполнение Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2016 г. № 1373 «О мерах по развитию табунного коневодства в Республике Саха (Якутия)» за 2017-2018 годы построено 199 коневодческих баз;

в 2017-2018 годы реализованы муниципальные программы развития кормопроизводства с паритетным софинансированием из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов муниципальных районов (городских округов). В 2017 году софинансировано 9 программ, в 2018 году – 14 программ. Введено 30 силосных траншей, построено 1341 км изгородей, восстановлено 7 447 га заброшенных пашен, приобретено 228 единиц пропашной сельскохозяйственной техники и оборудования;

за счет увеличения финансирования подпрограммы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» за 2017-2018 годы в оборот вовлечено 3,5 тыс. га выбывших земель, произведен капитальный ремонт 5 мелиоративных систем и гидротехнических сооружений;

за 2012-2017 годы построено 22 хранилища овощей и картофеля общей мощностью 10 тыс. тонн с доведением общего количества используемых хранилищ до 87.

На динамику сельскохозяйственного производства положительно повлияла реализация с 2015 года программы финансового оздоровления скотоводческих хозяйств, имеющих не менее 100 голов дойного стада (в 2015 году в программу вошло 47 хозяйств, по состоянию на 01 января 2019 года участниками программы являются 60 хозяйств).

В 2016-2017 годы поддержаны муниципальные программы сельского хозяйства 40 сельских поселений,предоставлены гранты от 2 до 3 млн рублей.

Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства за 2012-2018 годы по сельскохозяйственным организациям снизился на 17,5 процента на фоне прироста сельскохозяйственного производства по КФХ и ЛПХ граждан. Доля сельскохозяйственных организаций в совокупном объеме производства продукции сельского хозяйства снизилась от 25 до 23 процентов.

В рамках реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2017 г. № 1869 «Об установлении ежемесячных денежных выплат молодым специалистам, работающим в сельскохозяйственных организациях, сельскохозяйственных потребительских кооперативах и крестьянских (фермерских) хозяйствах Республики Саха (Якутия)» ежегодно из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделяется 36 млн рублей на ежемесячные денежные выплаты молодым специалистам в размере от 6 до 15 тыс. рублей в месяц в зависимости от уровня образования и территориальной зоны.

В 2020 году плановый объем финансирования государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы» составляет 10 млрд 066,7 млн рублей, в том числе из федерального бюджета предусмотрено 763,2 млн рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 9 млрд 233,0 млн рублей, местных бюджетов - 35,0 млн рублей, внебюджетных источников – 35,5 млн рублей.

На отчетную дату фактическое исполнение средств составило 5 млрд 904 млн рублей (58,7 процента), в том числе средств федерального бюджета – 213,7 млн рублей (28,0 процента), государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 5 млрд 591,0 млн рублей (61,6 процента).

За январь-июнь 2020 года в республике произведено продукции сельского хозяйства на сумму 4 млрд 920,0 млн рублей, индекс производства к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах составил 100,4 процента (за январь-июнь 2019 года - 99,0 процента).

На 1 июля2020 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 239,2 тыс. голов с увеличением к уровню аналогичного периода 2019 года на 1,2 процента, в том числе коров – 75,7 тыс. голов с увеличением на 0,4 процента, лошадей – 242,5 тыс. голов с увеличением на 0,1 процента, оленей – 173,1 тыс.голов с увеличением на 6,4 процента, свиней – 24,3 тыс. голов, птиц – 811,8 тыс.голов.

По оперативным данным МКУ УСХ муниципальных образований на 9 июля 2020 года всего по республике отелилось 72,6 процента от всего маточного поголовья скота, получено 56,5 тыс.телят (09.07.2019 – 53,6 тыс.голов) или 105,3 процента к уровню соответствующего периода прошлого года.

Выжеребка кобыл во всех категориях хозяйств составляет 58,3 тыс.голов (09.07.2019 – 60,6 тыс.голов) или 91,5 процента к уровню с соответствующего периода 2019 года. Всего ожеребилось 50,2 процента от всего поголовья кобыл (в 2019 г. - 56,3 процента).

От общего маточного поголовья оленей отелилось 54,5 процента, получено 39,1 тыс.тугутов.

По данным статистики за январь-июнь надоено 58,1 тыс.тонн молока или 103,5 процента к уровню аналогичного периода 2019 года, произведено 3,1 тыс.тонн скота и птицы на убой в живом весе или 87,2 процента, в сельскохозяйственных организациях объем производства мяса увеличился на 15,3 процента (произведено 1,3 тыс.тонн), объем производства яиц составил 65,1 млн штук или 100,8 процента.

По республике, учитывая сложившуюся ситуацию, заготовка молока проходит активно. На 1 июля 2020 года объем заготовки сырого молока составил 25,6 тыс.тонн или 31,7 процента от годового плана в размере 80,7 тыс.тонн. Для сравнения необходимо отметить, что в прошлом году за этот период заготовлено 24,5 тыс.тонн. Средняя закупочная цена за литр молока составила 45,9 рублей.

Государственная программаРеспублики Саха (Якутия) «Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы».

С 2015 года по 2019 годы в Республике Саха (Якутия) существенно расширена сеть волоконно-оптических линий связи (ВОЛС): построено более 8 000 км линий, охвачено 262 н.п. (86 процентов населения).

Ведется строительство резервной ВОЛС к уже проложенной линии на участке «Якутск - Магадан». В конце 2020 года ВОЛС будет доведена до арктического села Оленек, в дальнейшем охватит Анабарский район. Разработан проект и ведется поиск инвестора на строительство ВОЛС по маршруту «Якутск - Черский - Билибино» с охватом 18 населенных пунктов республики, в которых проживает порядка 21 тыс. человек.

Ведется масштабное подключение социальных объектов к сети Интернет, в 2019 году подключено 318 социальных объектов. Всего до 2021 планируется подключение 1,2 тысяч социально значимых объектов, которым в течение первых трех лет интернет-трафик будет предоставляться на безвозмездной основе.

Повышение доступности высокоскоростного подключения к сети Интернет позволит снизить расходы населения на связь, удовлетворить растущую потребность в качественных социальных услугах. Расширится возможность получения медицинских услуг посредством телемедицинских технологий без необходимости посещений специализированных медицинских учреждений в г. Якутске или районных центрах. Получение образования в дистанционном формате откроет больше возможностей для трудоустройства, в том числе удаленно, и повышения уровня доходов населения.

Республика Саха (Якутия) обеспечивает 82 процента экспорта ИТ-услуг Дальнего Востока, занимая 1 место по ДФО. За 2019 год по сравнению с 2018 годом объем экспорта ИТ-услуг увеличился в 2 раза и составил порядка 2 млрд рублей.

В декабре 2018 года состоялось открытие первого Парка высоких технологий «ИТ-парк» на Дальнем Востоке. В настоящее время количество резидентов ИТ-парка составляет 119, из них 64 дистанционных, создано более 130 рабочих мест. Для поиска и поддержки инициативных и перспективных ИТ-компаний действует Фонд развития инноваций с акселерационной программой B8, в пяти районах республики открыты ИТ-центры.

ИТ-парк входит в экосистему ГАУ «Технопарк «Якутия». В соответствии с Концепцией развития ГАУ «Технопарк «Якутия» ядром развития выступят проекты, направленные на создание цифровых продуктов и решений для конечных потребителей и бизнеса, созданные на базе применения сквозных технологий. Также получат развитие проекты образовательного характера, направленные на формирование компетенций будущего. На базе Технопарка планируется создание Центра биотехнологических исследований и разработок, будет создан инфраструктурный комплекс для реализации проектов, исследований и разработок в области регенеративной медицины, химии и биохимии, генетики, а также смежных областей.

Предложенные Президентом России льготы для ИТ-компаний (снижение ставки страховых взносов до 7,6 процента, уменьшение налога на прибыль до 3 процентов на бессрочной основе) будут способствовать увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства в ИТ-отрасли, что повлечет за собой увеличение численности занятых и рост их доходов.

До 2030 года резидентами Технопарка будет создано 3,08 тыс. рабочих мест, число участников образовательных программ составит 10 тыс. человек.

Республика Саха (Якутия) является первым субъектом Российской Федерации, в котором на региональном уровне принят стратегический документ по развитию креативной экономики – Концепция развития креативной экономики до 2025 года. Основными направлениями креативных индустрий являются дизайн, архитектура, маркетинг, кинопроизводство, консалтинг.

Системообразующими проектами являются создание в г. Якутске Креативного кластера и Парка будущих поколений.

Креативный кластер представляет собой площадку, где концентрируются представители креативных индустрий, в том числе в сфере дизайна, информационных технологий, аудио- и видео контента, искусства и организации развлечений, издательства. Целью реализации проекта является создание комфортной среды для развития творческого потенциала креативных индустрий и способствование эффективному сотворчеству.

Ключевым функциональным наполнением Парка будущих поколений является образовательный центр, направленный на развитие навыков будущего у детей и молодежи, повышение креативных и предпринимательских компетенций.

До 2026 года будет создано 1 250 рабочих мест, доля креативных индустрий в ВРП республики превысит 2 процента, до 10 тыс. человек будут обучены креативным и предпринимательским навыкам.

Государственная программаРеспублики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы».

Государственная программа нацелена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию рынка труда с естественным уровнем безработицы.

Финансирование мероприятий государственной программы Республики Саха (Якутия) на 2020 год составляет 2198,5 млн рублей, из них средства федерального бюджета – 1682,1 млн рублей (76,5 процента от общего объема), средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 516,4 млн рублей (23,5 процента). На осуществление полномочий в области содействия занятости населения предусмотрено 255,7 млн рублей (11,6 процента от общего объема), на реализацию мероприятий активной политики занятости населения предусмотрено 299,4 млн рублей (13,6 процента от общего объема).

На 2020 год предусмотрено средств субвенций из федерального бюджета на осуществление социальных выплат безработным гражданам на общую сумму 1585,6 млн рублей, в том числе на социальные выплаты безработным гражданам – 1562,2 млн рублей, на затраты по организации осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам (содержание центров занятости населения) – 23,4 млн рублей.

Активная политика на рынке труда оказывает помощь в трудоустройстве, содействует самозанятости, повышает конкурентоспособность человека путем обучения, переподготовки, профессионального консультирования и т.д.

В 2020 году мероприятиями активной политики занятости в Республике Саха (Якутия) планируется охватить не менее 19 тыс. человек. Мероприятия активной политики занятости направлены на достижение следующих плановых показателей:

в целях повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда планируется организовать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для 2300 безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости;

оплачиваемыми общественными работами планируется охватить 930 человек, в том числе в сельской местности – 553 чел.;

единовременную финансовую помощь безработным и незанятым гражданам на открытие собственного дела в целом за год получат 352 чел. Размер единовременной финансовой помощи на 1 гражданина составляет до 152,0 тыс. рублей;

планируется оказать содействие 100 участникам программы добровольного переселения в республику соотечественников, проживающих за рубежом;

в целях повышения мотивации к труду, активизациипоиска работы и трудоустройства, повышения адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры специалистами Центра занятости оказываются услуги по социальной адаптации на рынке труда и психологической поддержки. Также оказывается услуга по профессиональной ориентации.

В рамках активной политики занятости населения реализуются два приоритетных проекта «Местные кадры – в промышленность» и «Занятость на селе». В рамках реализации приоритетного проекта «Местные кадры – в промышленность» планируется трудоустроить 4 436 человек.

Согласно плану трудоустройства в промышленные предприятия, ведущие хозяйственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), в том числе вахтовым методом, и плану профессионального обучения граждан на 2019-2024 годы до 2024 года планируется трудоустроить на 27 промышленных предприятиях 27487 человек. В проекте «Местные кадры в промышленность» участвуют 34 компании. В текущем году дополнительно подписаны соглашения с АО РИК «Автодор», АО «ДСК», ООО «Сунтаравтодор», ООО «Газартстрой», ООО «Стройтрансгаз Трубопроводстрой», АО «Железные дороги Якутии», ООО «Богуславец», ООО «Дальзолото», ООО «Стройкон», АО РИК «Автодор».

Утверждены новые паспорт и календарный план (дорожная карта) проекта «Местные кадры в промышленность», действующие на период 2020-2023 годы.

Проект «Занятость на селе», направленный на снижение уровня безработицы путем индивидуального, адресного подхода, ведения персонифицированного учета незанятых граждан и кураторства, реализуется на сельских территориях.

Социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы».

Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы» разработана на основе Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г.
2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года».

Целью государственной программы Республики Саха (Якутия)является повышение доступности социального обслуживания населения и создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки.

В рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) определены следующие задачи:

1. Повышение качества жизни граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе развития сети учреждений социального обслуживания.

2. Повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных гарантий.

3. Улучшение условий труда работников.

4. Создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Финансирование мероприятий государственной программы Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы» составляет 127 795 150 тыс. руб., из них средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 80 641 323 тыс. руб., федерального бюджета – 44 674 275 тыс. руб., местных бюджетов – 17 073 тыс. руб., внебюджетных средств – 2 462 479 тыс. руб.

Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.

Проводится системная работа по улучшению качества жизни семей с детьми, принимаются дополнительные меры поддержки семей с низким уровнем доходов, в полном объеме реализуются меры поддержки семей с детьми, в том числе многодетных и малоимущих семей.

В рамках усиления адресной поддержки наиболее нуждающимся гражданам Законом Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 г.
1907-З № 1405-V «О ежемесячном пособии на ребенка» увеличены в 1,5 раза размеры ежемесячных пособий на ребенка гражданам, имеющим детей.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Саха (Якутия) за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, предоставляется ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с 1 января 2018 года.

В рамках реализации с 2019 года национального проекта «Демография» реализуется региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», в рамках которого Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2019 г. № 367 «О дополнительных мерах, направленных на поддержку рождаемости в Республике Саха (Якутия)» установлены следующие меры поддержки для семей, родивших детей после 1 января 2019 года:

при рождении (усыновлении) первого ребенка семьям оказывается помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 33 812 рублей;

при рождении (усыновлении) второго ребенка установлен региональный материнский капитал в размере 135 907,8 рублей;

при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей семьям предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 16 906 рублей до достижения детьми возраста трех лет.

Повышение эффективности системы социальной поддержки населения требует перехода к активной политике, стимулирующей усилия семьи для обеспечения самостоятельного источника доходов населения и постепенного выхода из состояния бедности.

Предоставление государственной социальной помощи на основе социального контракта имеет особую значимость в улучшении благосостояния малоимущих. Социальная помощь на основе социального контракта о взаимных обязательствах предоставляется в виде ежемесячной или единовременной денежной выплаты и может быть направлена на поддержку семейной экономики, развитие личного подсобного хозяйства, реализацию комплекса мер по содействию занятости и т.д.

В целях повышения уровня и качества жизни неработающих пенсионеров неработающим пенсионерам, общая сумма материального обеспечения которых ниже величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Саха (Якутия), предоставляется региональная социальная доплата к пенсии.В общую сумму материального обеспечения пенсионера включаются размеры пенсии и ЕДВ без учета их индексации, произведенной в текущем году.

В соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления федеральные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) как исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) реализовывает следующие федеральные полномочия:

1) выплата государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности);

2) выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

3) выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;

4) оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;

5) осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР»;

6) выплата единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений;

7) предоставление отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

8) выплата инвалидам компенсации страховых премий по договорам ОСАГО;

9) ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

2.2. Текущая ситуация по уровню бедности

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О  национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»одной из национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2030 года является снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. То есть к 2030 году уровень бедности в Республике Саха (Якутия) должен быть снижен до 10,1 процента. За период 2020-2030 годы численность населения с доходами ниже прожиточного минимума должна сократиться (по предварительной оценке) со 189 до 98,7 тысяч человек или на 90,3 тыс. человек.

По состоянию на 1 января 2019 года численность населения Республики Саха (Якутия) составляла 967,0 тыс. человек, в том числе городское – 637,5 тыс. человек (66 процента), сельское – 329,5 тыс. человек (34 процента). На 1 января 2019 года доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в республике составила 17,9 процента от общей численности населения или 173,2 тыс. человек.

Таблица 1

Численность населения

с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Российская Федерация

12,7

10,7

10,8

11,3

13,4

13,2

12,9

12,6

12,3

Республика Саха (Якутия)

18,6

16,7

16,8

18

19,4

19,8

19,6

18,6

17,9

В рейтинге РИА за 2019 год республика занимает 15 место по уровню доходов населения, при этом одновременно имеет высокий уровень бедного населения (17,9 процента против среднего значения по России 12,3 процента). Доля населения, находящегося за чертой крайней бедности (с доходами менее половины прожиточного минимума), составила 3,3 процента при среднем показателе по стране в 1,9 процента.

              Из одиннадцати субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) по уровню бедности находится на четвертом месте в порядке убывания.

В 2019 году среднедушевые денежные доходы в Республике Саха (Якутия) составили 45 335,5 руб. в месяц и по сравнению с 2018 годом увеличились на 6,4 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2019 году составили 101,9 процента к предыдущему году.

По источникам формирования доходов населения республики наибольшую долю составляют оплата труда – 71 процент (в РФ -51,9 процента) и социальные выплаты – 19,1 процента (РФ – 19 процентов), доходы от предпринимательской деятельности оставляют лишь 7,3 процента (РФ – 6,1 процента).

Таблица 2

Соотношение денежных доходов по основным источникам их формирования за 2019 год

Денежные доходы - всего

В том числе

Доходы от предприни-мательской деятельно-сти

Оплата труда

Социаль-ные выплаты

Доходы от собствен-ности

Другие доходы

Российская Федерация

100,0

6,1

57,9

19,0

4,4

12,6

Республика Саха (Якутия)

100,0

7,3

71,2

19,1

1,7

0,7

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Республике Саха (Якутия) в 2019 году составила 73 402 рубля, увеличилась по отношению к 2011 году в 2,2 раза, рост реальной заработной платы составил 1,3 раза. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы с прожиточным минимумом трудоспособного населения (IV квартал 2019 г. – 18 327 рублей) составило 400,5 процента.

В разрезе основных видов экономической деятельности наибольшая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2019 году наблюдается по деятельности«добыча полезных ископаемых» - 118 144 рубля, наименьшая по деятельности«сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» – 36 075,8 рублей. Наибольший рост заработной платы с 2011 года наблюдается по деятельности: «образование» - 2,6 раза, «здравоохранение и предоставление социальных услуг» - 3 раза.

На положительную динамику роста заработной платы в бюджетной сфере повлияла реализация майских указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы целевых категорий работников. В результате принятых решений об опережающем повышении оплаты труда заработная плата 57 тысяч отдельных категорий работников бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) по сравнению с 2012 годом возросла в 2,1 – 5,8 раза в зависимости от категории.

В целях сохранения соотношения в оплате труда в бюджетной сфере для отдельных работников (более 47 тысяч), не отнесенных к «майским указам» Президента Российской Федерации, в течение 2012 - 2019 годов принимались решения о повышении их заработной платы. В результате принятых мер среднемесячная заработная плата работников, не отнесенных к «майским указам» Президента Российской Федерации, с 2012 года возросла в 1,8 раза.

С доведением минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) до прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации и с изменением правового регулирования определения МРОТ, в соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерацииот 7 декабря 2017 г. № 38-П в 3,3 раза возросла минимальная гарантия оплаты трудав Республике Саха (Якутия) по сравнению с 2012 годом. На обеспечение заработной платы более 33 тысяч работников бюджетной сферы до уровня МРОТ с применением районного коэффициента и процентных надбавок из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направлено более 4 млрд рублей.

С 1 января 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2020 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»минимальный размер оплаты труда составляет 12130 рублей, с применением районного коэффициента и процентных надбавок МРОТ для работников бюджетной сферы - 30 325 и 33 964 рубля.

Для хозяйствующих субъектов минимальный размер оплаты труда зависит от действующих в организации районных коэффициентов (1,4; 1,6; 1,7 или 2,0), но при этом МРОТ с применением районного коэффициента и процентных надбавок не должен быть ниже установленного в 3 квартале предыдущего года прожиточного минимума для трудоспособного населения в Республике Саха (Якутия) (3 квартал 2019 г. – 18 072 руб.).

В 2019 году величина прожиточного минимума в среднем увеличилась на 4 процента к уровню 2018 года и составила в среднем на душу населения 17181 руб., для трудоспособного населения - 18229 руб., для пенсионеров - 13823 руб., для детей - 17725 руб.

Таблица 3

Соотношение среднедушевых доходов населения

с величиной прожиточного минимума (%)

2016

2017

2018

2019

Российская Федерация

314,1

316,2

322,5

323,7

Республика Саха (Якутия)

242,1

245,0

258,4

263,9

Повышение величины прожиточного минимума как в среднем на душу населения, так и по социально-демографическим группам в 2019 году обусловлено увеличением стоимости продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, непродовольственных товаров и услуг.

Таблица 4

Динамика величины прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия)

за 2014-2019 годы

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, рублей

12879

15140

16055

16554

16511

17181

по социально-демографическим группам:

трудоспособное население

13679

16040

16938

17551

17527

18229

пенсионеры

10423

12181

12853

13293

13267

13823

дети

13158

15670

16662

16983

16993

17725

По итогам выборочного наблюдения, проведенного Саха(Якутия)стат, наибольшая доля малоимущих домохозяйств расположена в сельской местности – 59,3 процента, состоит из 3-х и более человек (89,3 процента), имеет детей в возрасте до 16 лет (86,7 процента). 

В составе малоимущего населения в возрасте 16 лет и старше 55 процентов составляют занятые в экономике, что свидетельствует о том, что фактором бедности является сравнительно высокая демографическая нагрузка, низкий уровень заработной платы в отдельных отраслях экономики, таких как сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, а также низкий уровень заработной платы отмечается среди категорий работников, не отнесённых к «майским» указам Президента Российской Федерации.

По статистическим сведениям о распределении численности работников по размерам заработной платы за март 2019 года численность работников с заработной платой ниже номинальной начисленной заработной платы за 2019 год (73 204 руб.) составила порядка 181 тыс. человек, в том числе в бюджетной сфере 87 тыс. человек.

С 2017 года по сведениям органов местного самоуправления формируется персонифицированный учет «бедного» населения в виде единого реестра граждан, семей с детьми, особо нуждающихся в социальной поддержке на основе не только денежных доходов, но и дополнительных критериев нуждаемости (материально-бытовое положение домохозяйства, состояние жизненной ситуации, занятость и др.).

В реестре граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке,состоят128,4 тыс. гражданили 13,4 процента населения.

Выявлено, что среди особо нуждающихся домохозяйств демографическая нагрузка детьми значительно выше и составила 1074 ребенка на 1000 трудоспособного населения, что в 2,5 раза превышает коэффициент нагрузки детьми в целом по республике (429 детей на 1000 трудоспособных по данным на начало 2019 года). В то же время нагрузка пожилыми складывается ниже республиканского значения - 135 чел. против 305 чел. на 1000 человек трудоспособного населения.

В структуре особо нуждающихся граждан по гендерному признаку преобладает доля женщин.

При соотнесении числа нуждающихся граждан с общей численностью населения на начало 2019 года в 16 районах их удельный вес был выше, чем уровень бедности в целом по республике (17,9процента): в Эвено-Бытантайском районе доля нуждающихся составила 33,2 процента, в Мегино-Кангаласском - 28,4 процента, Среднеколымском - 27,2 процента, Верхоянском - 26,6 процента, Сунтарском - 26,2 процента, Амгинском- 26,1 процента, Усть-Янском - 22,6 процента, Нюрбинском- 22,4 процента, Жиганском и Горном - 22,1 процента, Усть-Алданском - 21,6 процента, Момском и Верхневилюйском - 21,2 процента, Чурапчинском - 20,9 процента, Абыйском- 20,4 процента, Вилюйском - 19,2 процента.

Дефицит денежного дохода в 2019 году составил 11 179,2 млн рублей или 2,1 процента от общего объема денежных доходов населения.

Как отмечалось выше, наиболее нуждающиеся домохозяйства имеют наиболее высокую демографическую нагрузку.

Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции по рождаемости среди субъектов Дальневосточного федерального округа и входит в десятку регионов Российской Федерации с высоким уровнем рождаемости. За 2019 год общий коэффициент рождаемости на 1000 населения составил 13,2 процента, естественный прирост на 1000 населения составил 5,4 процента.

Наблюдается увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население. За последние 5 лет коэффициент демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте вырос на 12,6 процента и в 2019 году составил 734,47, т.е. на 1000 трудоспособного населения приходится 734,47 нетрудоспособного населения.

В целях создания условий для самостоятельного выхода малоимущих семей из трудной жизненной ситуации за счет постоянных самостоятельных источников дохода реализуется мероприятие по оказанию государственной социальной помощи на основе социального контракта.

Государственная социальная помощь на основе социального контракта оказывается по направлениям:

развитие и ведение личного подсобного хозяйства;

осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

преодоление трудной жизненной ситуации.

Так, за 2019 год социальный контракт заключили 3 539 семей (13 466 человек), из них 2 936 малоимущих семей с детьми на сумму 247,9 млн руб., в том числе на развитие и ведение личного подсобного хозяйства и осуществление предпринимательской деятельности социальные контракты заключили 1 430 семей и одиноко проживающих граждан, на преодоление трудной жизненной ситуации – 2109 семей.

Всего на эти цели из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 году было направлено 293,1 млн рублей, в 2020 году предусмотрено 330,0 млн рублей, на 2021 год предусмотрено софинансирование из федерального бюджета в сумме 277,0 млн рублей. Таким образом, в 2021 году помощь получат более 7 тысяч семей, что в 2 раза больше, чем в 2020 году.

Принимаемые меры поддержки семей с детьми позволяют уменьшить негативные последствия, обусловленные уровнем их жизни, и направлены на повышение социальной защищенности.  

Преобладающее большинство мер предоставляется с учетом уровня дохода семьи или критериев нуждаемости. Всего на реализацию мероприятий по поддержке семей с детьми на 2020 год предусмотрено 8,5 млрд рублей (2019 год – 4,5 млрд рублей).

Так, в 2019 году ежемесячное пособие на ребенка получили 43,6 тыс. семей на общую сумму 1 494,4 тыс. рублей, что на 1,5 тыс. семей меньше 2018 года. 

В рамках Национального проекта «Демография» установлена нуждающимся в поддержке семьям ежемесячная денежная выплата при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей после 1 января 2019 года до достижения ими возраста трех лет.

В целях оказания дополнительной поддержки семьям с детьми Президентом России предложено в два раза увеличить минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком, максимальный размер данного пособия увеличился с 6 000 рублей до 13 504 рублей.

В рамках реализации регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» реализуется 5 мер, направленных на поддержку рождаемости, из которых по 2 выплатам предусмотрены критерии нуждаемости:

ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста трех лет, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Саха (Якутия);

ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 42 119,3 рублей.

Наряду с уже действующими механизмами поддержки семей с детьми с июня 2020 года предоставляется пособие малоимущим семьям с детьми в возрасте от 3 до 7 лет включительно в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей.

Таким образом, размер выплаты составляет для арктических районов – 10 274,5 руб., в остальных районах – 8 651,0 руб. Начисление выплат осуществляется с 1 января 2020 года.

В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации семьям, имеющим сертификат на республиканский материнский капитал «Семья», предоставлено право на единовременную денежную выплату в размере 15 000,0 рублей.

Кроме того, Президентом России Владимиром Путиным расширено право семей:

на ежемесячную выплату 5 000,0 рублей, которая с апреля по июнь предоставляется на детей до трех лет. Выплаты произведены 38 853 заявителям на общую сумму 596,87 млн рублей;

на единовременную выплату 10 000,0 рублей, которая предоставляется на детей в возрасте от трех до шестнадцати лет. Выплаты произведены 124 528 заявителям на общую сумму 1 941,7 млн. рублей.

Единовременная выплата в размере 10 000 рублей предоставляется выпускникам 11 классов 2019/2020 учебного года общеобразовательных организаций республики. Выплаты получили 8 153 заявителя на общую сумму 40,77 млн рублей.

Для поддержки безработных граждан с детьми в период пандемии, уволенным начиная с 1 марта 2020 года, и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - августе 2020 года увеличен пропорционально количеству детей из расчета 3000,0 рублей за каждого ребенка одному из родителей.

Учитывая значимость принимаемых мер поддержки, а также в целях обеспечения своевременного их получения особое внимание уделяется информированию семей с детьми.

3. Основные цели, задачи

и целевые показатели (индикаторы) региональной программы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации региональной программы определены исходя из Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474«О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».

Целями региональной программы являются:

1) обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;

2) снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.

Для достижения целей предусматривается решение следующих задач:

повышение уровня доходов граждан, в том числе реальной заработной платы;

развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;

развитие системы социального контракта;

организация социальной адаптации малоимущих граждан.

Реализация мероприятий региональной программы в сочетании с положительной динамикой экономического развития будет способствовать повышению уровня жизни населения.

Расширение масштабов адресной социальной поддержки, оказываемой населению, при прочих равных условиях смягчит негативные последствия бедности, будет способствовать сокращению неравенства, улучшению социального климата в обществе и более эффективному использованию бюджетных средств. Региональная программа направлена на повышение роли социальной ответственности граждан.

Реализация мероприятий региональной программы будет способствовать достижению следующих результатов к 2030 году:

рост реальных располагаемых денежных доходов населения – 1,4 раза к 2019 году;

рост реальной заработной платы – 1,2 раза к 2019 году;

индекс потребительских цен на товары и услуги (среднегодовой) – 102,9 процента;

численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - 98,68 тыс. человек;

доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь - 19 процентов;

доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта - 25 процентов;

уровень безработицы в соответствии с методологией Международной организации труда - 5,4 процента.

Сведения о целевых показателях (индикаторах) региональной программы и их значениях приведены в приложении № 1 к региональной программе.

4. Обобщенная характеристика основных мероприятий региональной программы

Региональная программа включает мероприятия, которые в комплексе должны обеспечить достижение поставленной цели и решение программных задач, повышение уровня жизни граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) посредством:

усовершенствования мероприятий при заключении социальных контрактов для повышения социальной ответственности при участии и реализации социально ориентированных проектов;

соблюдения прав и интересов, поддержки уязвимых категорий граждан,семей, имеющих несовершеннолетних детей, инвалидов, неполных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

совершенствования государственной политики в сфере образования и здравоохранения в части доступности и гарантированности качественного и повсеместного оказания таких услуг;

создания новых рабочих мест путем реализации инвестиционных проектов и других социальных проектов, расширения производства;

роста средней заработной платы в организациях всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия).

В рамках региональной программы будут реализованы мероприятия, направленные на организацию своевременного и в полном объеме обеспечения прав отдельных категорий граждан на меры социальной поддержки, на совершенствование норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления государственной социальной помощи.

Предусмотрена разработка новых подходов к совершенствованию системы информационного обеспечения предоставления мер социальной поддержки, в том числе учета граждан-получателей мер социальной поддержки.

5. Анализ рисков реализации региональной программы

и описание мер управления рисками реализации региональной программы

Важным условием успешной реализации настоящей региональной программы является компонент управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей региональной программы.

Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.

Макроэкономические риски: возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция.

Финансовые риски: возможное уменьшение объема средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемого на реализацию мероприятий региональной программы, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании.

Законодательно-правовые риски обусловлены изменением федерального и регионального законодательства в сфере социальной поддержки населения.

В целях управления указанными рисками предусматриваются:

ежегодная корректировка мероприятий, показателей (индикаторов) и объемов финансирования региональной программы на основе проведения мониторинга реализации региональной программы;

информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации региональной программы;

обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя и соисполнителей региональной программы;

перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 24.11.2020
Рубрики правового классификатора: 010.050.000 Население

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать