Основная информация

Дата опубликования: 25 февраля 2011г.
Номер документа: RU56000201100081
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Оренбургская область
Принявший орган: Губернатор Оренбургской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



О комиссии по вопросам

1

ГУБЕРНАТОРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 25.02.2011 № 80-ук

О КОДЕКСЕ ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции указа Губернатора Оренбургской области от 18.01.2019 № 6-ук)

В целях установления этических норм и правил служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области постановляю:

1. Утвердить Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области (далее – Кодекс) согласно приложению.

2. Руководителям органов исполнительной власти Оренбургской области:

2.1. Организовать ознакомление государственных гражданских служащих с Кодексом.

2.2. Внести в служебные контракты гражданских служащих положения об ответственности за нарушение Кодекса.

2.3. Учитывать при проведении аттестации и оценке деловых и моральных качеств государственных гражданских служащих соблюдение ими положений Кодекса.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять кодексы этики и служебного поведения муниципальных служащих.

4. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на вице-губернатора – заместителя председателя Правительства – руководителя аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области.

(в редакции указа Губернатора Оренбургской области от 18.01.2019 № 6-ук)

5. Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Губернатор                                                                                               

                                                                                                                             Ю.А. Берг

1

Приложение

к указу Губернатора

области

от 25.02.2011 № 80-ук

(в редакции указа Губернатора Оренбургской области от 18.01.2019 № 6-ук)

Кодекс

этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области

1. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области (далее – Кодекс) основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Федеральных законов от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Оренбургской области (далее – государственные служащие) независимо от замещаемой должности.

3. Целью Кодекса являются установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных служащих.

4. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу  в органы исполнительной власти Оренбургской области (далее – государственная служба), должен ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

5. Каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение государственным служащим положений Кодекса являются одними из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы  и правила служебного поведения государственных служащих

9. Основные принципы служебного поведения государственных служащих представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

10. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов исполнительной власти области;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов исполнительной власти области и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего органа исполнительной власти области;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в органе исполнительной власти области правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе органа исполнительной власти области, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

11. Государственный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12. Государственный служащий в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13. Государственный служащий обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

14. Государственный служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

15. Государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

16. Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного служащего.

17. Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственными служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Оренбургской области и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в органе исполнительной власти области норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

20. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

21. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

22. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

23. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействия.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных служащих

24. В служебном поведении государственному служащему необходимо руководствоваться конституционными положениями о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

25. В служебном поведении государственному служащему необходимо воздерживаться от:

а) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, некорректности замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

26. Государственные служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

27. Внешний вид государственных служащих при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к органам исполнительной власти Оренбургской области и соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Государственным служащим при выборе одежды следует отдавать предпочтение  функционально целесообразной, удобной для работы одежде.

Деловой стиль для мужчин предполагает костюм классического покроя умеренных, неярких тонов: пиджак и брюки, сорочка с длинным рукавом, предпочтительно светлых тонов, галстук. В летнее время при отсутствии пиджака допускается сорочка с коротким рукавом, а также отсутствие галстука. Рекомендуется классическая обувь.

Деловой стиль для женщин предполагает строгий костюм: жакет и юбка, жакет и брюки, жакет и платье классического покроя. Допускаются также сочетания: блузка и юбка, блузка и брюки. При отсутствии жакета рекомендуется прикрывающий плечи рукав блузки или платья.  Рекомендуется классическая обувь. Основные рекомендации к украшениям, макияжу и аксессуарам – умеренность и элегантность.

(в редакции указа Губернатора Оренбургской области от 18.01.2019 № 6-ук)

IV. Рекомендуемая инструкция по профессиональному взаимодействию государственных служащих

(в редакции указа Губернатора Оренбургской области от 18.01.2019 № 6-ук)

28. Согласно  пункту  4  части  1  статьи  15  Федерального закона от

27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный служащий  обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и  организаций.

29. Государственным служащим  рекомендуется соблюдать следующие стандарты взаимодействия:

уточнение с целью проявления уважения к собеседнику («Как я могу к Вам обращаться?»);

проявление вежливости и доброжелательности;

проявление уважения к обычаям и традициям народов Российской Федерации;

проявление заинтересованности к проблеме гражданина, представителя организации;

умение выслушать и не перебивать гражданина, представителя организации в процессе разговора;

изложение своих мыслей четко и в убедительной форме, не допуская оскорблений или грубости в общении;

умение избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету органа исполнительной власти Оренбургской области;

соблюдение правил публичных выступлений и представления служебной информации.

30. Стандартами, указанными в пункте 29 настоящего Кодекса, рекомендуется руководствоваться как при прямой контакте, так и при общении по телефону, с помощью электронной почты.

31. Государственные служащие вне зависимости от органа исполнительной власти Оренбургской области при взаимодействии друг с другом должны:

оказывать поддержку и содействие в рамках соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;

проявлять уважение, исключая обращения на «ты» без взаимного согласия;

соблюдать субординацию;

проявлять сдержанность и стрессоустойчивость;

не допускать обсуждения личных и профессиональных качеств государственных служащих в коллективе;

не допускать публичных высказываний, суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности (решений) органов исполнительной власти Оренбургской области и их руководителей;

оказывать содействие в формировании взаимопонимания, взаимопомощи и доброжелательности в коллективе.

V. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных служащих в целях противодействия коррупционным и иным правонарушениям

(раздел введен указом Губернатора Оренбургской области от 18.01.2019 № 6-ук)

32. Государственный служащий вне зависимости от места и времени должен учитывать, что его поведение не должно нарушать ограничения, запреты и требования, установленные законодательством Российской Федерации и Оренбургской области о государственной службе и (или) противодействии коррупции.

33. Государственный служащий должен помнить, что его неэтичный поступок, в том числе совершенный во внеслужебное время, может повлечь причинение вреда его репутации, авторитету органа исполнительной власти Оренбургской области и в целом государственной службе.

34. Государственный служащий при размещении в личных целях информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), в том числе в социальных сетях, должен учитывать, что изображения, текстовые или видеоматериалы, не должны прямо или косвенно указывать на замещаемую им должность государственной  службы, а также содержать информацию от имени органа исполнительной власти Оренбургской области в случае, если размещение такой информации не связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей государственного служащего.

35. Государственному служащему рекомендуется не допускать совершение следующих неэтичных поступков:

получение подарков или каких-либо иных вознаграждений, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от лиц, связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, в отношении которых государственный служащий непосредственно осуществляет функции государственного управления;

участие в развлекательных мероприятиях, отдых, в том числе за рубежом, в компании лиц, в отношении которых государственный служащий осуществляет функции государственного управления, а также в случае, если данные функции выполняют иные лица, подчиненные или подконтрольные государственному служащему;

использование служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных (муниципальных) органов, организаций, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера как для себя, так и в интересах лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, а также связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;

использование служебного удостоверения, служебного транспорта, а также служебной информации для получения личных преимуществ для себя или лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, а также связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;

упоминание  фамилий, имен, отчеств или должностей третьих лиц, обладающих политическим или административным влиянием, с целью получения преимущества при решении вопросов личного характера для себя или в интересах лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, а также связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;

упоминание супругой (супругом), детьми и лицами, состоящими с ним в близком родстве или свойстве, а также связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, имени и должности государственного служащего для решения вопросов личного характера;

использование своего  должностного положения в целях, не связанных с осуществлением служебной деятельности (в том числе реклама товаров и услуг);

воздержание от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, имущества, в том числе во временное пользование, от коммерческих и некоммерческих организаций;

воздержание от действий и высказываний, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

VI. Ответственность за нарушение положений Кодекса

(раздел введен указом Губернатора Оренбургской области от 18.01.2019 № 6-ук)

36. За нарушение положений Кодекса государственный служащий несет моральную, а также иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.

37. Факт совершения государственным служащим неэтичного поступка может быть рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной в органе исполнительной власти Оренбургской области (далее – комиссия).

По итогам рассмотрения на заседании комиссии факта совершения государственным служащим неэтичного поступка руководителю органа исполнительной власти Оренбургской области может быть рекомендовано:

указать государственному служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка;

применить к государственному служащему конкретную меру ответственности, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Оренбургской области о государственной службе и  (или) противодействии коррупции.

Указание государственному служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка может выражаться в:

устном замечании;

предупреждении о недопустимости совершения неэтичного поступка;

требовании о публичном извинении.

По решению руководителя органа исполнительной власти Оренбургской области указание на недопустимость совершения неэтичного поступка может быть совершено в присутствии иных государственных служащих.

38. Меры дисциплинарной ответственности должны применяться к государственному служащему в случае, если совершение неэтичного поступка повлекло нарушение ограничений, запретов и требований, установленных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области о государственной службе и (или) противодействии коррупции.

39. Соблюдение государственным служащим положений настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестации государственного служащего, формировании кадрового резерва для выдвижения государственного служащего на вышестоящие должности, а также при наложении на государственного служащего дисциплинарных взысканий.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать