Основная информация
Дата опубликования: | 27 августа 2018г. |
Номер документа: | RU76000201801048 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Губернатор Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Указы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 27.08.2018 № 220
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ
В целях разработки проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з «О бюджетном процессе»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Правительству области при разработке проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
3. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.
4. Указ вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
Д.Ю. Миронов
УТВЕРЖДЕНЫ
указом
Губернатора области
от 27.08.2018 № 220
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год
и на плановый период 2020 и 2021 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з «О бюджетном процессе». При подготовке учитывались итоги реализации задач, поставленных на период до 2018 года, приоритеты на краткосрочную и среднесрочную перспективу, условия и проблемы, над решением которых предстоит работать в планируемом трехлетнем периоде, а также положения следующих документов:
- постановление Правительства области от 06.03.2014 № 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года»;
- указ Губернатора области от 26.09.2017 № 309 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
- отчет Губернатора области «Об основных результатах деятельности Правительства Ярославской области в 2017 году».
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и определяют стратегию действий Правительства области в части доходов, расходов бюджета и межбюджетных отношений.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета. Основные цели бюджетной и налоговой политики Ярославской области – увеличение доходной части бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, решение текущих задач и задач развития в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 № 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года» (далее – Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года), наиболее эффективным способом.
2. Основные итоги бюджетной политики 2017 года – начала 2018 года
В течение 2017 года экономика Ярославской области характеризовалась преобладанием положительных тенденций и позитивной динамикой ключевых макропоказателей.
Реальный темп роста валового регионального продукта в 2017 году, по прогнозной оценке, составил 103,6 процента и в значительной степени обусловлен увеличением промышленного производства при опережающем росте ряда отраслей обрабатывающей промышленности, сохранением положительной тенденции развития розничного товарооборота. Промышленное производство в регионе в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросло на 13,6 процента.
За 2017 год на реализацию приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области направлено 6,6 млрд. рублей внебюджетных инвестиций, что соответствует уровню 2016 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций области в 2017 году составила 30 720 рублей и по сравнению с 2016 годом выросла на 7,7 процента. Реальная заработная плата по итогам отчетного года составила 104,1 процента.
Областной бюджет в 2017 году исполнен по доходам в сумме 57 937,1 млн. рублей (92 процента к годовому плану), профинансировано расходов в сумме 60 089,3 млн. рублей (93 процента к годовому плану), дефицит – 2 152,2 млн. рублей.
Сложилась следующая структура расходов областного бюджета: отрасли социальной сферы – 66,2 процента общей суммы расходов, отрасли производственной сферы – 18,7 процента, дотации муниципальным образованиям – 7,1 процента, общегосударственные вопросы – 4,2 процента, обслуживание госдолга – 2,4 процента, прочие – 1,4 процента.
Несмотря на недопоступление налоговых и неналоговых доходов в размере 3,9 млрд. рублей, Правительству области удалось в 2017 году обеспечить финансирование всех социальных обязательств, в том числе выполнить указы Президента Российской Федерации, своевременно выплатить заработную плату, обеспечить исполнение публичных нормативных и других социальных выплат и обязательств. При этом по отдельным направлениям деятельности по состоянию на 01 января 2018 года образовалась просроченная кредиторская задолженность в сумме 1,5 млрд. рублей.
С целью погашения просроченной кредиторской задолженности принят указ Губернатора области от 28.02.2018 № 37 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по погашению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета области на 2018 – 2020 годы, образовавшейся по состоянию на 01.01.2018», который полностью исполняется.
На 2018 год принят бездефицитный бюджет Ярославской области, сформированный по принципу концентрирования на следующих приоритетах: выполнение майских указов Президента Российской Федерации, обеспечение всех социальных обязательств и поддержка муниципальных образований области.
Закон Ярославской области от 4 мая 2018 г. № 17-з «О стратегическом планировании в Ярославской области» устанавливает порядок осуществления стратегического планирования в Ярославской области и регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Ярославской области, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
3. Основные задачи и направления бюджетной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Эффективное управление государственными финансами является приоритетом бюджетной политики на период 2019 – 2021 годов, что обусловлено задачей по сохранению устойчивости бюджетной системы области.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ярославской области, а также выполнения соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, при формировании проекта бюджета Ярославской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов необходимо принять меры, направленные на ограничение дефицита бюджета и снижение уровня государственного долга, что создаст условия для социальной и экономической стабильности в области.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
- увязка стратегического и бюджетного планирования для обеспечения долгосрочной стабильности и устойчивости областного бюджета;
- улучшение условий жизни населения Ярославской области;
- проведение политики сдерживания роста бюджетных расходов при безусловном исполнении законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств;
- повышение эффективности бюджетных расходов и устойчивости бюджета за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
- использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения задач бюджетной сферы;
- оказание поддержки реальному сектору экономики;
- стимулирование инновационного развития экономики;
- повышение открытости бюджетного процесса на областном и муниципальном уровнях, в том числе публикации бюджетной информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru);
- проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Ярославской области, способствующих получению различными категориями населения новых знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни;
- дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений как стимула для более эффективного использования бюджетных средств в муниципальных образованиях области, укрепления экономической основы органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее – ОМС), повышения уровня прозрачности и предсказуемости формирования межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу.
Первоочередными задачами и направлениями бюджетной политики в области расходов в ближайшую трехлетку являются:
- результативное управление бюджетными средствами при планировании и реализации государственных программ;
- повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах;
- установление государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ исключительно на услуги и работы, предусмотренные общероссийскими базовыми перечнями государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ;
- определение финансового обеспечения государственных заданий на основе нормативных затрат, установленных с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности;
- расширение практики привлечения негосударственных организаций для оказания государственных услуг, выполнения работ;
- оптимизация сети государственных учреждений с учетом потребности в объемах оказываемых ими государственных услуг;
- совершенствование системы оплаты работников государственных учреждений в зависимости от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг;
- безусловная реализация указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда в сфере образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения;
- совершенствование форм и методов социальной поддержки населения для обеспечения большей адресности при предоставлении социальной помощи, услуг и льгот;
- оказание мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости;
- повышение результативности предоставления субсидий посредством мониторинга достижения показателей результативности их предоставления;
- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, в том числе за счет стимулирования субъектов бюджетного планирования, показывающих наилучшие результаты;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
- усиление контроля за размещением заказов и исполнением контрактов, договоров, заключенных по итогам размещений;
- обеспечение прозрачности бюджета путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» основных положений областного закона в формате «Бюджет для граждан», стимулирование интереса населения Ярославской области к финансовым вопросам;
- неустановление с 2018 года новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках повышения прозрачности и открытости бюджетного планирования будет продолжена работа по широкому вовлечению граждан в обсуждение и принятие конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
На сайте Народного правительства был проведен опрос граждан по вопросам формирования проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в результате которого по наиболее волнующим вопросам выявлено следующее мнение населения:
- увеличение доходной части бюджета за счет создания условий для развития промышленности и предпринимательства в регионе;
- при поступлении дополнительных доходов в областной бюджет в первую очередь направление их на строительство и ремонт дорог;
- сокращение расходов бюджета в целях недопущения роста государственного долга Ярославской области;
- продолжение реализации губернаторского проекта «Решаем вместе».
Задачей главных распорядителей бюджетных средств является рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
Одним из главных инструментов, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей региональной политики, являются государственные программы. Дальнейшее развитие методологии разработки государственных программ, повышение эффективности их реализации будут продолжены по следующим направлениям:
- обязательное отражение в государственных программах показателей стратегических документов регионального и федерального уровней и их целевых значений, что должно обеспечить полное соответствие государственных программ приоритетам государственной и региональной политики;
- повышение качества планирования значений целевых показателей государственных программ;
- обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов государственной политики (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями);
- определение объемов финансирования государственных программ за пределами трехлетнего бюджета в соответствии с долгосрочным бюджетным прогнозом;
- проведение комплексной оценки эффективности государственных программ, включающей оценку эффективности их реализации в разрезе подпрограмм, оценку финансового обеспечения и качества планирования каждой государственной программы. Результаты такой оценки должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения государственных программ на дальнейшую перспективу.
Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по основным направлениям, определенным Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года:
- обеспечение доступности и повышение качества образования;
- повышение качества и доступности медицинских услуг;
- развитие промышленности;
- обеспечение граждан качественным и доступным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие общественного транспорта и транспортной инфраструктуры;
- развитие массового спорта и спорта высших достижений;
- повышение инвестиционной привлекательности региона;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие туризма;
- развитие культуры;
- повышение эффективности работы и открытости органов власти.
Для развития экономики региона необходимо создать условия для притока инвестиций, повышения привлекательности Ярославской области не только для отдельных производств, а комплексно, постоянно усиливать позиции региона в конкурентной борьбе за инвесторов.
Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в Ярославской области являются:
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- сокращение муниципального долга;
- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов к ее наращиванию;
- соблюдение ОМС бюджетного законодательства и повышение уровня финансовой дисциплины;
- создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами, эффективности расходования бюджетных средств и ответственности ОМС за проводимую бюджетную политику.
В целях решения поставленных задач планируется:
- продолжить практику предоставления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований области;
- заключить с высокодотационными муниципальными образованиями области, имеющими наиболее высокий уровень долга, соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях сокращения муниципального долга;
- сохранить механизм кредитования муниципальных образований области из областного бюджета по ставке в размере 1 процента годовых, в том числе с целью поддержания платежеспособности муниципальных образований области и замещения кредитов коммерческих банков;
- проводить не реже 1 раза в 2 года проверку годового отчета об исполнении местного бюджета в тех муниципальных образованиях области, с которыми заключены соглашения о межбюджетных трансфертах (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
4. Итоги налоговой политики на 2017 и 2018 годы
4.1. Стимулирование инвестиционной деятельности.
Доработаны региональные нормативные правовые акты, определяющие порядок и формы стимулирования инвесторов.
В связи с уменьшением на федеральном уровне региональной ставки налога на прибыль с 18 до 17 процентов на период 2017 – 2020 годов на 1 процент сократился размер льготы по налогу на прибыль для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. За счет средств областного бюджета потери инвесторам были восполнены. Внесены изменения в Закон Ярославской области от 15 октября 2003 г. № 45‑з «О ставках налога на прибыль организаций», размер льготной ставки сохранен на уровне 15,5 процента.
Постановлением Правительства области от 26.05.2017 № 427-п «Об установлении критериев экономической и бюджетной эффективности региональных инвестиционных проектов» определены критерии экономической и бюджетной эффективности региональных инвестиционных проектов. Критерий бюджетной эффективности характеризуется суммой дополнительных налогов в консолидированный бюджет Ярославской области, возникающих в связи с реализацией проекта.
Законом Ярославской области от 31 октября 2017 г. № 44-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах» установлены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций:
- для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Ярославской области;
- для участников специальных инвестиционных проектов.
Заключены трехсторонние соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством области и администрациями Тутаевского и Гаврилов-Ямского муниципальных районов о создании на территориях городов Тутаева и Гаврилов-Яма территорий опережающего социально-экономического развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2018 г. № 762 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Ростов» моногород Ростов (Ярославская область) получил статус территории опережающего социально-экономического развития.
Увеличению налоговых поступлений в бюджет области способствует развитие в регионе фармацевтического кластера, локализации крупных фармацевтических производств.
Регион включен в федеральную целевую программу «Фарма-2020» в качестве одного из приоритетных для развития фармацевтической промышленности. Осуществлено софинансирование строительства лабораторного комплекса по контролю качества лекарственных средств в Ярославской области.
По состоянию на 01 апреля 2018 года в области реализуется 20 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 56,0 млрд. рублей. Сумма начисленных налогов за 2017 год в консолидированный бюджет области составила 816,3 млн. руб. Объем государственной поддержки за счет средств областного бюджета за указанный период – 409,6 млн. рублей. В результате реализации приоритетных инвестиционных проектов в 2017 году было создано 958 рабочих мест.
4.2. Расширение практики применения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в налогообложении.
В 2018 году продолжен переход на налогообложение объектов недвижимости исходя из кадастровой стоимости. Ранее кадастровая стоимость объектов применялась при расчете земельного налога, налога на имущество физических лиц. С 01 января 2018 года в соответствии со статьями 372, 3782 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Ярославской области осуществлен переход на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости торговых центров и помещений в них площадью от 3 000 до 25 000 кв. м.
Применение кадастровой стоимости позволит обеспечить единообразный подход к налогообложению имущества организаций и физических лиц, более справедливое распределение налоговой нагрузки, так как кадастровая стоимость имущества наиболее приближена к рыночной, и исключить возможность применения недобросовестными налогоплательщиками схемы ухода от уплаты налога путем дробления бизнеса.
Одним из условий обеспечения справедливого распределения налоговой нагрузки на налогоплательщиков является актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости. Федеральное законодательство об оценочной деятельности претерпело в последние годы значительные изменения в части методики государственной оценки, сроков ее проведения и требований к оценщику.
В Ярославской области обязанность по проведению государственной кадастровой оценки возложена на государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» (далее – ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов»).
В рамках подготовки к проведению государственной кадастровой оценки ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» проанализированы данные о 920,2 тыс. объектах капитального строительства для выявления несоответствий и противоречий в сведениях, влияющих на результаты кадастровой оценки. За период с 01 января 2017 по 01 июля 2018 года в адрес филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области направлена информация о несоответствиях в сведениях содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), выявленных в отношении 55,4 тыс. объектов капитального строительства. По состоянию на 01 июля 2018 года в отношении 23,41 тыс. указанных объектов недвижимости филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области устранены несоответствия в сведениях ЕГРН.
В адрес ОМС направлены запросы о представлении сведений о фактическом использовании 26,5 тыс. объектов капитального строительства, о которых в ЕГРН отсутствует информация, позволяющая произвести группировку объектов оценки. В отношении 18,3 тыс. объектов капитального строительства ОМС представили уточненные данные о фактическом использовании объекта недвижимости.
В Ярославской области проводятся мероприятия по подтверждению привязки объектов капитального строительства к земельным участкам, в границах которых они расположены. В ОМС направлены перечни для проверки и утверждения связей 106,1 тыс. объектов капитального строительства с земельными участками. По состоянию на 01 июля 2018 года привязка объектов капитального строительства к земельным участкам утверждена ОМС в отношении 43,4 тыс. объектов капитального строительства. Работы продолжаются.
4.3. Обеспечение достоверного учета объектов налогообложения.
Проводятся мероприятия по вовлечению в налогообложение объектов недвижимости, в том числе земельных участков в соответствии с Планом мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных бюджетов Ярославской области, согласованным с территориальными органами федеральной власти (далее – План).
План включает следующие направления деятельности:
- сбор и обработка актуальных сведений о земельных участках и формирование верификационных баз данных;
- выявление несоответствий и ошибок технического характера в информационных базах и направление для исправления перечней земельных участков в федеральную кадастровую палату и налоговые органы;
- выявление земельных участков, по которым в налоговых органах отсутствуют сведения для налогообложения, вследствие не оформленной должным образом регистрации права собственности на участок и проведение мобилизационных мероприятий;
- мероприятия по выявлению и устранению несоответствий сведений в базах об объектах капитального строительства, содержащихся в ЕГРН.
Координацию действий по выполнению Плана, методическую разработку мероприятий и контроль за достижением результатов осуществляет ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов».
По состоянию на 01 июля 2018 года выявлены и направлены для устранения несоответствий и ошибок в профильные органы власти сведения о 46,5 тыс. земельных участках и об их правообладателях. Общая сумма согласованного налогового резерва составила около 191 млн. рублей.
Начиная с 2017 года проводится информационная кампания, направленная на привлечение правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав собственности на принадлежащие им земельные участки и объекты капитального строительства. Значительная роль в информационной кампании отводится ОМС. Для них ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» разработаны рекомендации по стимулированию собственников к регистрации прав собственности должным образом, памятки для правообладателей для персонального вручения собственникам, алгоритм действия при государственной регистрации прав на землю.
В течение 2017 года ОМС осуществлена публикация информационных материалов в 17 местных газетах и на 42 сайтах, размещены информационные материалы на 136 стендах, вручено либо направлено по почте 10,7 тыс. персональных обращений к правообладателям.
Указанные мероприятия направлены на увеличение количества земельных участков, в отношении которых в ЕГРН внесены сведения о зарегистрированных правах, а соответственно и на увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу. За 2017 год количество земельных участков, права на которые не зарегистрированы, сократилось на 17 тысяч единиц.
Резервом увеличения поступления земельного налога в местные бюджеты является выявление неиспользуемых земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, либо земельных участков, используемых с нарушениями вида разрешенного использования. Сведения о таких участках представляются в налоговые органы для их налогообложения по повышенной ставке.
Для координации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по выявлению таких земельных участков в автоматизированной информационной системе «ЗемРесурс76» создана интерактивная карта «Земельный контроль».
4.4. Оптимизация налоговых льгот и ставок региональных налогов.
В соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации по оздоровлению государственных финансов Ярославской области и законодательством Ярославской области осуществлена оценка бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот, предоставленных региональными законами, а также проведено оптимальное увеличение ставок по региональным налогам.
До 2018 года ставки транспортного налога в Ярославской области сохранялись на уровне, установленном с 2010 года. Мониторинг ставок транспортного налога в субъектах Центрального федерального округа (далее – ЦФО) показал, что по отдельным видам транспортных средств ставки налога, действующие на территории Ярославской области, ниже средних значений ставок, установленных субъектами ЦФО. Например, по гидроциклам ставки транспортного налога были самыми низкими в ЦФО.
С целью оптимального увеличения ставок начата поэтапная дифференцированная корректировка размера ставок транспортного налога с учетом значений ставок в регионах ЦФО.
С 2018 года увеличены налоговые ставки для катеров, моторных лодок, гидроциклов, яхт и других парусно-моторных судов. Предусмотрена дополнительная дифференциация налоговых ставок для маломерных судов, на которые ставки увеличены незначительно.
Осуществлена оценка социальной и бюджетной эффективности региональных налоговых льгот. В 2017 году предоставлены налоговые льготы 13 категориям налогоплательщиков, выпадающие доходы бюджета – около 1 млрд. рублей. Наибольшая величина льгот приходится на инвестиционную деятельность – 409,6 млн. рублей, сельскохозяйственных товаропроизводителей – 325 млн. рублей. Льготы в отношении спортивных объектов – 343 млн. рублей.
В целях оптимизации налоговых льгот с 2018 года внесены изменения в региональное налоговое законодательство:
- из льготной категории по транспортному налогу – организации общероссийских общественных организаций инвалидов исключены налогоплательщики – владельцы дорогостоящих легковых автомобилей, по которым налог рассчитывается с повышающим коэффициентом (статья 362 Налогового кодекса Российской Федерации), а также на транспортные средства, переданные во владение и (или) в пользование по договору аренды или на ином законном основании;
- предоставлены льготы резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, участникам специальных инвестиционных контрактов;
- предоставлены льготы по налогу на имущество организаций – в отношении движимого имущества, принятого с 01 января 2016 года на учет в качестве основных средств, в течение четырех налоговых периодов.
4.5. Содействие эффективному администрированию налогов.
Для увеличения собираемости налогов продолжили работу межведомственные комиссии по укреплению налоговой дисциплины. Рассмотрена деятельность 1 887 налогоплательщиков.
Управлением Федеральной налоговой службы по Ярославской области при участии региональных и местных органов власти была проведена информационная кампания по привлечению граждан к своевременной уплате имущественных налогов.
На территории области осваиваются новые формы взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, позволяющие создать комфортные условия для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Это касается предоставления на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) возможности получать государственные услуги, оказываемые налоговыми органами. Например, в МФЦ можно:
- запросить информацию об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, а также о представлении акта сверки расчетов;
- подать заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам;
- оформить уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц;
- направить сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами.
С февраля 2018 года начата реализация «пилотного проекта» в филиале МФЦ Некрасовского муниципального района – «Направление в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ н бумажном носителе для налогоплательщиков физических лиц».
5. Мероприятия по реализации налоговой политики, планируемые
на 2019 – 2021 годы
5.1. Разработка изменения в порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестра инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков.
5.2. Расширение сфер сотрудничества с крупными государственными корпорациями и холдингами, стимулирование развития высокотехнологичных малых предприятий в регионе.
Разрабатываются проекты, направленные на развитие инновационных производств, для нужд крупных корпораций, в том числе для судостроительной и автомобильной промышленности, для нужд публичного акционерного общества «Россети» и тому подобное.
5.3. Взаимодействие с предприятиями военно-промышленного комплекса в регионе по формированию условий для выхода на новые рынки гражданской продукции, развитию технологического трансфера с субъектами малого и среднего предпринимательства.
5.4. Продолжение работы по комплексному развитию территорий моногородов и привлечение стратегических инвесторов, формирование привлекательных мер поддержки для них.
5.5. Расширение практики использования предприятиями региона федеральных инструментов поддержки, в первую очередь инструментов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, что будет способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиций. Основная мера поддержки – предоставление субсидий из средств федерального бюджета.
5.6. Развитие внешнеэкономического сотрудничества области с зарубежными странами с целью наращивания экспортного потенциала предприятий региона, поиска и привлечения стратегических инвесторов в регион. Развитие партнерских проектов с зарубежными инвесторами по запуску новых промышленных объектов на базе самых современных технологий, развитие трансфера технологий и повышения технологического уровня предприятий региона.
5.7. Вовлечение субъектов торговой сферы в обложение налогом на имущество организаций, исчисляемым исходя из кадастровой стоимости. С 2019 года планируется изменить критерии для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость, понизив нижнюю границу площади для торговых центров и нежилых помещений, используемых для размещения торговых объектов, с 3 000 кв. м до 1 000 кв. м.
5.8. Изменение ставки транспортного налога для владельцев гидроциклов и мощных автомобилей, катеров, моторных лодок, яхт и других парусно-моторных судов с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил. Основных налогоплательщиков – владельцев менее мощных легковых автомобилей изменение регионального законодательства не затронет.
5.9. Введение льготной категории плательщиков транспортного налога – одного из родителей ребенка-инвалида.
5.10. Изменение порядка оценки эффективности налоговых льгот, установленных на региональном уровне, в соответствии с методикой и рекомендациями, которые будут разработаны Министерством финансов Российской Федерации. В проекте методики, размещенной для предложений, предусмотрены следующие новации:
- введение в порядок оценки таких понятий, как тип льготы (социальные, финансовые, стимулирующие);
- осуществление в зависимости от типа льготы оценки целесообразности и результативности льгот;
- оценка результативности налоговых льгот на основании их влияния на результаты реализации соответствующей государственной программы либо на достижение конкретных целей государственной политики;
- сопоставление эффективности налоговых льгот с альтернативными механизмами достижения государственных целей (субсидии, государственные гарантии и нормативное регулирование).
5.11. Резервом увеличения доходного потенциала бюджета области должны стать платежи и налоги, уплачиваемые недропользователями. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- создание межведомственной рабочей группы по вопросам недропользования;
- актуализация лицензионных условий ранее выданных лицензий;
- систематизация данных о недропользователях;
- проведение мониторинга недропользователей в части соответствия уплаченного налога на добычу полезных ископаемых объему добычи, отраженному в статистической отчетности.
Выполнение данных мероприятий приведет не только к увеличению налоговых отчислений в бюджет, но и к улучшению экологической обстановки в районах добычи общераспространенных полезных ископаемых.
5.12. Продолжить инвентаризацию объектов недвижимости с целью вовлечения их в налогообложение, в том числе с использованием интерактивной карты «Земельный контроль» и аэрофотосъемки.
5.13. Расширить перечень услуг, оказываемых налогоплательщикам – физическим лицам в МФЦ, в том числе предоставить возможность направления в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц на бумажном носителе.
ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 27.08.2018 № 220
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ
В целях разработки проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з «О бюджетном процессе»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Правительству области при разработке проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
3. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.
4. Указ вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
Д.Ю. Миронов
УТВЕРЖДЕНЫ
указом
Губернатора области
от 27.08.2018 № 220
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год
и на плановый период 2020 и 2021 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з «О бюджетном процессе». При подготовке учитывались итоги реализации задач, поставленных на период до 2018 года, приоритеты на краткосрочную и среднесрочную перспективу, условия и проблемы, над решением которых предстоит работать в планируемом трехлетнем периоде, а также положения следующих документов:
- постановление Правительства области от 06.03.2014 № 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года»;
- указ Губернатора области от 26.09.2017 № 309 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
- отчет Губернатора области «Об основных результатах деятельности Правительства Ярославской области в 2017 году».
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и определяют стратегию действий Правительства области в части доходов, расходов бюджета и межбюджетных отношений.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета. Основные цели бюджетной и налоговой политики Ярославской области – увеличение доходной части бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, решение текущих задач и задач развития в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 № 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года» (далее – Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года), наиболее эффективным способом.
2. Основные итоги бюджетной политики 2017 года – начала 2018 года
В течение 2017 года экономика Ярославской области характеризовалась преобладанием положительных тенденций и позитивной динамикой ключевых макропоказателей.
Реальный темп роста валового регионального продукта в 2017 году, по прогнозной оценке, составил 103,6 процента и в значительной степени обусловлен увеличением промышленного производства при опережающем росте ряда отраслей обрабатывающей промышленности, сохранением положительной тенденции развития розничного товарооборота. Промышленное производство в регионе в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросло на 13,6 процента.
За 2017 год на реализацию приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области направлено 6,6 млрд. рублей внебюджетных инвестиций, что соответствует уровню 2016 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций области в 2017 году составила 30 720 рублей и по сравнению с 2016 годом выросла на 7,7 процента. Реальная заработная плата по итогам отчетного года составила 104,1 процента.
Областной бюджет в 2017 году исполнен по доходам в сумме 57 937,1 млн. рублей (92 процента к годовому плану), профинансировано расходов в сумме 60 089,3 млн. рублей (93 процента к годовому плану), дефицит – 2 152,2 млн. рублей.
Сложилась следующая структура расходов областного бюджета: отрасли социальной сферы – 66,2 процента общей суммы расходов, отрасли производственной сферы – 18,7 процента, дотации муниципальным образованиям – 7,1 процента, общегосударственные вопросы – 4,2 процента, обслуживание госдолга – 2,4 процента, прочие – 1,4 процента.
Несмотря на недопоступление налоговых и неналоговых доходов в размере 3,9 млрд. рублей, Правительству области удалось в 2017 году обеспечить финансирование всех социальных обязательств, в том числе выполнить указы Президента Российской Федерации, своевременно выплатить заработную плату, обеспечить исполнение публичных нормативных и других социальных выплат и обязательств. При этом по отдельным направлениям деятельности по состоянию на 01 января 2018 года образовалась просроченная кредиторская задолженность в сумме 1,5 млрд. рублей.
С целью погашения просроченной кредиторской задолженности принят указ Губернатора области от 28.02.2018 № 37 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по погашению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета области на 2018 – 2020 годы, образовавшейся по состоянию на 01.01.2018», который полностью исполняется.
На 2018 год принят бездефицитный бюджет Ярославской области, сформированный по принципу концентрирования на следующих приоритетах: выполнение майских указов Президента Российской Федерации, обеспечение всех социальных обязательств и поддержка муниципальных образований области.
Закон Ярославской области от 4 мая 2018 г. № 17-з «О стратегическом планировании в Ярославской области» устанавливает порядок осуществления стратегического планирования в Ярославской области и регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Ярославской области, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
3. Основные задачи и направления бюджетной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Эффективное управление государственными финансами является приоритетом бюджетной политики на период 2019 – 2021 годов, что обусловлено задачей по сохранению устойчивости бюджетной системы области.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ярославской области, а также выполнения соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, при формировании проекта бюджета Ярославской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов необходимо принять меры, направленные на ограничение дефицита бюджета и снижение уровня государственного долга, что создаст условия для социальной и экономической стабильности в области.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
- увязка стратегического и бюджетного планирования для обеспечения долгосрочной стабильности и устойчивости областного бюджета;
- улучшение условий жизни населения Ярославской области;
- проведение политики сдерживания роста бюджетных расходов при безусловном исполнении законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств;
- повышение эффективности бюджетных расходов и устойчивости бюджета за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
- использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения задач бюджетной сферы;
- оказание поддержки реальному сектору экономики;
- стимулирование инновационного развития экономики;
- повышение открытости бюджетного процесса на областном и муниципальном уровнях, в том числе публикации бюджетной информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru);
- проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Ярославской области, способствующих получению различными категориями населения новых знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни;
- дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений как стимула для более эффективного использования бюджетных средств в муниципальных образованиях области, укрепления экономической основы органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее – ОМС), повышения уровня прозрачности и предсказуемости формирования межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу.
Первоочередными задачами и направлениями бюджетной политики в области расходов в ближайшую трехлетку являются:
- результативное управление бюджетными средствами при планировании и реализации государственных программ;
- повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах;
- установление государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ исключительно на услуги и работы, предусмотренные общероссийскими базовыми перечнями государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ;
- определение финансового обеспечения государственных заданий на основе нормативных затрат, установленных с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности;
- расширение практики привлечения негосударственных организаций для оказания государственных услуг, выполнения работ;
- оптимизация сети государственных учреждений с учетом потребности в объемах оказываемых ими государственных услуг;
- совершенствование системы оплаты работников государственных учреждений в зависимости от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг;
- безусловная реализация указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда в сфере образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения;
- совершенствование форм и методов социальной поддержки населения для обеспечения большей адресности при предоставлении социальной помощи, услуг и льгот;
- оказание мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости;
- повышение результативности предоставления субсидий посредством мониторинга достижения показателей результативности их предоставления;
- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, в том числе за счет стимулирования субъектов бюджетного планирования, показывающих наилучшие результаты;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
- усиление контроля за размещением заказов и исполнением контрактов, договоров, заключенных по итогам размещений;
- обеспечение прозрачности бюджета путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» основных положений областного закона в формате «Бюджет для граждан», стимулирование интереса населения Ярославской области к финансовым вопросам;
- неустановление с 2018 года новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках повышения прозрачности и открытости бюджетного планирования будет продолжена работа по широкому вовлечению граждан в обсуждение и принятие конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
На сайте Народного правительства был проведен опрос граждан по вопросам формирования проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в результате которого по наиболее волнующим вопросам выявлено следующее мнение населения:
- увеличение доходной части бюджета за счет создания условий для развития промышленности и предпринимательства в регионе;
- при поступлении дополнительных доходов в областной бюджет в первую очередь направление их на строительство и ремонт дорог;
- сокращение расходов бюджета в целях недопущения роста государственного долга Ярославской области;
- продолжение реализации губернаторского проекта «Решаем вместе».
Задачей главных распорядителей бюджетных средств является рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
Одним из главных инструментов, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей региональной политики, являются государственные программы. Дальнейшее развитие методологии разработки государственных программ, повышение эффективности их реализации будут продолжены по следующим направлениям:
- обязательное отражение в государственных программах показателей стратегических документов регионального и федерального уровней и их целевых значений, что должно обеспечить полное соответствие государственных программ приоритетам государственной и региональной политики;
- повышение качества планирования значений целевых показателей государственных программ;
- обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов государственной политики (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями);
- определение объемов финансирования государственных программ за пределами трехлетнего бюджета в соответствии с долгосрочным бюджетным прогнозом;
- проведение комплексной оценки эффективности государственных программ, включающей оценку эффективности их реализации в разрезе подпрограмм, оценку финансового обеспечения и качества планирования каждой государственной программы. Результаты такой оценки должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения государственных программ на дальнейшую перспективу.
Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по основным направлениям, определенным Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года:
- обеспечение доступности и повышение качества образования;
- повышение качества и доступности медицинских услуг;
- развитие промышленности;
- обеспечение граждан качественным и доступным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие общественного транспорта и транспортной инфраструктуры;
- развитие массового спорта и спорта высших достижений;
- повышение инвестиционной привлекательности региона;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие туризма;
- развитие культуры;
- повышение эффективности работы и открытости органов власти.
Для развития экономики региона необходимо создать условия для притока инвестиций, повышения привлекательности Ярославской области не только для отдельных производств, а комплексно, постоянно усиливать позиции региона в конкурентной борьбе за инвесторов.
Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в Ярославской области являются:
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- сокращение муниципального долга;
- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов к ее наращиванию;
- соблюдение ОМС бюджетного законодательства и повышение уровня финансовой дисциплины;
- создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами, эффективности расходования бюджетных средств и ответственности ОМС за проводимую бюджетную политику.
В целях решения поставленных задач планируется:
- продолжить практику предоставления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований области;
- заключить с высокодотационными муниципальными образованиями области, имеющими наиболее высокий уровень долга, соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях сокращения муниципального долга;
- сохранить механизм кредитования муниципальных образований области из областного бюджета по ставке в размере 1 процента годовых, в том числе с целью поддержания платежеспособности муниципальных образований области и замещения кредитов коммерческих банков;
- проводить не реже 1 раза в 2 года проверку годового отчета об исполнении местного бюджета в тех муниципальных образованиях области, с которыми заключены соглашения о межбюджетных трансфертах (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
4. Итоги налоговой политики на 2017 и 2018 годы
4.1. Стимулирование инвестиционной деятельности.
Доработаны региональные нормативные правовые акты, определяющие порядок и формы стимулирования инвесторов.
В связи с уменьшением на федеральном уровне региональной ставки налога на прибыль с 18 до 17 процентов на период 2017 – 2020 годов на 1 процент сократился размер льготы по налогу на прибыль для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. За счет средств областного бюджета потери инвесторам были восполнены. Внесены изменения в Закон Ярославской области от 15 октября 2003 г. № 45‑з «О ставках налога на прибыль организаций», размер льготной ставки сохранен на уровне 15,5 процента.
Постановлением Правительства области от 26.05.2017 № 427-п «Об установлении критериев экономической и бюджетной эффективности региональных инвестиционных проектов» определены критерии экономической и бюджетной эффективности региональных инвестиционных проектов. Критерий бюджетной эффективности характеризуется суммой дополнительных налогов в консолидированный бюджет Ярославской области, возникающих в связи с реализацией проекта.
Законом Ярославской области от 31 октября 2017 г. № 44-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах» установлены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций:
- для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Ярославской области;
- для участников специальных инвестиционных проектов.
Заключены трехсторонние соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством области и администрациями Тутаевского и Гаврилов-Ямского муниципальных районов о создании на территориях городов Тутаева и Гаврилов-Яма территорий опережающего социально-экономического развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2018 г. № 762 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Ростов» моногород Ростов (Ярославская область) получил статус территории опережающего социально-экономического развития.
Увеличению налоговых поступлений в бюджет области способствует развитие в регионе фармацевтического кластера, локализации крупных фармацевтических производств.
Регион включен в федеральную целевую программу «Фарма-2020» в качестве одного из приоритетных для развития фармацевтической промышленности. Осуществлено софинансирование строительства лабораторного комплекса по контролю качества лекарственных средств в Ярославской области.
По состоянию на 01 апреля 2018 года в области реализуется 20 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 56,0 млрд. рублей. Сумма начисленных налогов за 2017 год в консолидированный бюджет области составила 816,3 млн. руб. Объем государственной поддержки за счет средств областного бюджета за указанный период – 409,6 млн. рублей. В результате реализации приоритетных инвестиционных проектов в 2017 году было создано 958 рабочих мест.
4.2. Расширение практики применения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в налогообложении.
В 2018 году продолжен переход на налогообложение объектов недвижимости исходя из кадастровой стоимости. Ранее кадастровая стоимость объектов применялась при расчете земельного налога, налога на имущество физических лиц. С 01 января 2018 года в соответствии со статьями 372, 3782 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Ярославской области осуществлен переход на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости торговых центров и помещений в них площадью от 3 000 до 25 000 кв. м.
Применение кадастровой стоимости позволит обеспечить единообразный подход к налогообложению имущества организаций и физических лиц, более справедливое распределение налоговой нагрузки, так как кадастровая стоимость имущества наиболее приближена к рыночной, и исключить возможность применения недобросовестными налогоплательщиками схемы ухода от уплаты налога путем дробления бизнеса.
Одним из условий обеспечения справедливого распределения налоговой нагрузки на налогоплательщиков является актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости. Федеральное законодательство об оценочной деятельности претерпело в последние годы значительные изменения в части методики государственной оценки, сроков ее проведения и требований к оценщику.
В Ярославской области обязанность по проведению государственной кадастровой оценки возложена на государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» (далее – ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов»).
В рамках подготовки к проведению государственной кадастровой оценки ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» проанализированы данные о 920,2 тыс. объектах капитального строительства для выявления несоответствий и противоречий в сведениях, влияющих на результаты кадастровой оценки. За период с 01 января 2017 по 01 июля 2018 года в адрес филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области направлена информация о несоответствиях в сведениях содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), выявленных в отношении 55,4 тыс. объектов капитального строительства. По состоянию на 01 июля 2018 года в отношении 23,41 тыс. указанных объектов недвижимости филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области устранены несоответствия в сведениях ЕГРН.
В адрес ОМС направлены запросы о представлении сведений о фактическом использовании 26,5 тыс. объектов капитального строительства, о которых в ЕГРН отсутствует информация, позволяющая произвести группировку объектов оценки. В отношении 18,3 тыс. объектов капитального строительства ОМС представили уточненные данные о фактическом использовании объекта недвижимости.
В Ярославской области проводятся мероприятия по подтверждению привязки объектов капитального строительства к земельным участкам, в границах которых они расположены. В ОМС направлены перечни для проверки и утверждения связей 106,1 тыс. объектов капитального строительства с земельными участками. По состоянию на 01 июля 2018 года привязка объектов капитального строительства к земельным участкам утверждена ОМС в отношении 43,4 тыс. объектов капитального строительства. Работы продолжаются.
4.3. Обеспечение достоверного учета объектов налогообложения.
Проводятся мероприятия по вовлечению в налогообложение объектов недвижимости, в том числе земельных участков в соответствии с Планом мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных бюджетов Ярославской области, согласованным с территориальными органами федеральной власти (далее – План).
План включает следующие направления деятельности:
- сбор и обработка актуальных сведений о земельных участках и формирование верификационных баз данных;
- выявление несоответствий и ошибок технического характера в информационных базах и направление для исправления перечней земельных участков в федеральную кадастровую палату и налоговые органы;
- выявление земельных участков, по которым в налоговых органах отсутствуют сведения для налогообложения, вследствие не оформленной должным образом регистрации права собственности на участок и проведение мобилизационных мероприятий;
- мероприятия по выявлению и устранению несоответствий сведений в базах об объектах капитального строительства, содержащихся в ЕГРН.
Координацию действий по выполнению Плана, методическую разработку мероприятий и контроль за достижением результатов осуществляет ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов».
По состоянию на 01 июля 2018 года выявлены и направлены для устранения несоответствий и ошибок в профильные органы власти сведения о 46,5 тыс. земельных участках и об их правообладателях. Общая сумма согласованного налогового резерва составила около 191 млн. рублей.
Начиная с 2017 года проводится информационная кампания, направленная на привлечение правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав собственности на принадлежащие им земельные участки и объекты капитального строительства. Значительная роль в информационной кампании отводится ОМС. Для них ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» разработаны рекомендации по стимулированию собственников к регистрации прав собственности должным образом, памятки для правообладателей для персонального вручения собственникам, алгоритм действия при государственной регистрации прав на землю.
В течение 2017 года ОМС осуществлена публикация информационных материалов в 17 местных газетах и на 42 сайтах, размещены информационные материалы на 136 стендах, вручено либо направлено по почте 10,7 тыс. персональных обращений к правообладателям.
Указанные мероприятия направлены на увеличение количества земельных участков, в отношении которых в ЕГРН внесены сведения о зарегистрированных правах, а соответственно и на увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу. За 2017 год количество земельных участков, права на которые не зарегистрированы, сократилось на 17 тысяч единиц.
Резервом увеличения поступления земельного налога в местные бюджеты является выявление неиспользуемых земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, либо земельных участков, используемых с нарушениями вида разрешенного использования. Сведения о таких участках представляются в налоговые органы для их налогообложения по повышенной ставке.
Для координации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по выявлению таких земельных участков в автоматизированной информационной системе «ЗемРесурс76» создана интерактивная карта «Земельный контроль».
4.4. Оптимизация налоговых льгот и ставок региональных налогов.
В соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации по оздоровлению государственных финансов Ярославской области и законодательством Ярославской области осуществлена оценка бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот, предоставленных региональными законами, а также проведено оптимальное увеличение ставок по региональным налогам.
До 2018 года ставки транспортного налога в Ярославской области сохранялись на уровне, установленном с 2010 года. Мониторинг ставок транспортного налога в субъектах Центрального федерального округа (далее – ЦФО) показал, что по отдельным видам транспортных средств ставки налога, действующие на территории Ярославской области, ниже средних значений ставок, установленных субъектами ЦФО. Например, по гидроциклам ставки транспортного налога были самыми низкими в ЦФО.
С целью оптимального увеличения ставок начата поэтапная дифференцированная корректировка размера ставок транспортного налога с учетом значений ставок в регионах ЦФО.
С 2018 года увеличены налоговые ставки для катеров, моторных лодок, гидроциклов, яхт и других парусно-моторных судов. Предусмотрена дополнительная дифференциация налоговых ставок для маломерных судов, на которые ставки увеличены незначительно.
Осуществлена оценка социальной и бюджетной эффективности региональных налоговых льгот. В 2017 году предоставлены налоговые льготы 13 категориям налогоплательщиков, выпадающие доходы бюджета – около 1 млрд. рублей. Наибольшая величина льгот приходится на инвестиционную деятельность – 409,6 млн. рублей, сельскохозяйственных товаропроизводителей – 325 млн. рублей. Льготы в отношении спортивных объектов – 343 млн. рублей.
В целях оптимизации налоговых льгот с 2018 года внесены изменения в региональное налоговое законодательство:
- из льготной категории по транспортному налогу – организации общероссийских общественных организаций инвалидов исключены налогоплательщики – владельцы дорогостоящих легковых автомобилей, по которым налог рассчитывается с повышающим коэффициентом (статья 362 Налогового кодекса Российской Федерации), а также на транспортные средства, переданные во владение и (или) в пользование по договору аренды или на ином законном основании;
- предоставлены льготы резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, участникам специальных инвестиционных контрактов;
- предоставлены льготы по налогу на имущество организаций – в отношении движимого имущества, принятого с 01 января 2016 года на учет в качестве основных средств, в течение четырех налоговых периодов.
4.5. Содействие эффективному администрированию налогов.
Для увеличения собираемости налогов продолжили работу межведомственные комиссии по укреплению налоговой дисциплины. Рассмотрена деятельность 1 887 налогоплательщиков.
Управлением Федеральной налоговой службы по Ярославской области при участии региональных и местных органов власти была проведена информационная кампания по привлечению граждан к своевременной уплате имущественных налогов.
На территории области осваиваются новые формы взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, позволяющие создать комфортные условия для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Это касается предоставления на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) возможности получать государственные услуги, оказываемые налоговыми органами. Например, в МФЦ можно:
- запросить информацию об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, а также о представлении акта сверки расчетов;
- подать заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам;
- оформить уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц;
- направить сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами.
С февраля 2018 года начата реализация «пилотного проекта» в филиале МФЦ Некрасовского муниципального района – «Направление в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ н бумажном носителе для налогоплательщиков физических лиц».
5. Мероприятия по реализации налоговой политики, планируемые
на 2019 – 2021 годы
5.1. Разработка изменения в порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестра инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков.
5.2. Расширение сфер сотрудничества с крупными государственными корпорациями и холдингами, стимулирование развития высокотехнологичных малых предприятий в регионе.
Разрабатываются проекты, направленные на развитие инновационных производств, для нужд крупных корпораций, в том числе для судостроительной и автомобильной промышленности, для нужд публичного акционерного общества «Россети» и тому подобное.
5.3. Взаимодействие с предприятиями военно-промышленного комплекса в регионе по формированию условий для выхода на новые рынки гражданской продукции, развитию технологического трансфера с субъектами малого и среднего предпринимательства.
5.4. Продолжение работы по комплексному развитию территорий моногородов и привлечение стратегических инвесторов, формирование привлекательных мер поддержки для них.
5.5. Расширение практики использования предприятиями региона федеральных инструментов поддержки, в первую очередь инструментов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, что будет способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиций. Основная мера поддержки – предоставление субсидий из средств федерального бюджета.
5.6. Развитие внешнеэкономического сотрудничества области с зарубежными странами с целью наращивания экспортного потенциала предприятий региона, поиска и привлечения стратегических инвесторов в регион. Развитие партнерских проектов с зарубежными инвесторами по запуску новых промышленных объектов на базе самых современных технологий, развитие трансфера технологий и повышения технологического уровня предприятий региона.
5.7. Вовлечение субъектов торговой сферы в обложение налогом на имущество организаций, исчисляемым исходя из кадастровой стоимости. С 2019 года планируется изменить критерии для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость, понизив нижнюю границу площади для торговых центров и нежилых помещений, используемых для размещения торговых объектов, с 3 000 кв. м до 1 000 кв. м.
5.8. Изменение ставки транспортного налога для владельцев гидроциклов и мощных автомобилей, катеров, моторных лодок, яхт и других парусно-моторных судов с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил. Основных налогоплательщиков – владельцев менее мощных легковых автомобилей изменение регионального законодательства не затронет.
5.9. Введение льготной категории плательщиков транспортного налога – одного из родителей ребенка-инвалида.
5.10. Изменение порядка оценки эффективности налоговых льгот, установленных на региональном уровне, в соответствии с методикой и рекомендациями, которые будут разработаны Министерством финансов Российской Федерации. В проекте методики, размещенной для предложений, предусмотрены следующие новации:
- введение в порядок оценки таких понятий, как тип льготы (социальные, финансовые, стимулирующие);
- осуществление в зависимости от типа льготы оценки целесообразности и результативности льгот;
- оценка результативности налоговых льгот на основании их влияния на результаты реализации соответствующей государственной программы либо на достижение конкретных целей государственной политики;
- сопоставление эффективности налоговых льгот с альтернативными механизмами достижения государственных целей (субсидии, государственные гарантии и нормативное регулирование).
5.11. Резервом увеличения доходного потенциала бюджета области должны стать платежи и налоги, уплачиваемые недропользователями. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- создание межведомственной рабочей группы по вопросам недропользования;
- актуализация лицензионных условий ранее выданных лицензий;
- систематизация данных о недропользователях;
- проведение мониторинга недропользователей в части соответствия уплаченного налога на добычу полезных ископаемых объему добычи, отраженному в статистической отчетности.
Выполнение данных мероприятий приведет не только к увеличению налоговых отчислений в бюджет, но и к улучшению экологической обстановки в районах добычи общераспространенных полезных ископаемых.
5.12. Продолжить инвентаризацию объектов недвижимости с целью вовлечения их в налогообложение, в том числе с использованием интерактивной карты «Земельный контроль» и аэрофотосъемки.
5.13. Расширить перечень услуг, оказываемых налогоплательщикам – физическим лицам в МФЦ, в том числе предоставить возможность направления в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц на бумажном носителе.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.09.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 080.060.010 Общие положения, 080.100.030 Региональные налоги и сборы |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: