Основная информация

Дата опубликования: 30 июня 2011г.
Номер документа: RU76000201100512
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Губернатор Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 30.06.2011 № 296

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ

В целях разработки проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з «О бюджетном процессе»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

2. Правительству Ярославской области при разработке проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

3. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.

4. Указ вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области                                                                                                   С.А. Вахруков

УТВЕРЖДЕНЫ

указом

Губернатора области

от 30.06.2011 № 296-п

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

1. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з «О бюджетном процессе». При подготовке учитывались положения следующих документов:

- Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах от 29 июня 2010 года;

- Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов;

- Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов определяют стратегию действий Правительства области в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики. Основная цель - решать большее количество текущих задач и задач развития в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

2. Основные итоги региональной бюджетной и налоговой политики 2010 - начала 2011 годов

2.1. Основные итоги социально-экономического развития области в 2010 году

В 2010 году были преодолены кризисные тенденции в экономическом развитии Ярославской области и наметилась положительная динамика. Особенно важно это для промышленного производства. Индекс промышленного производства по сравнению с 2009 годом увеличился на 8,4 процента. Объем отгруженной продукции в промышленности в целом в 2010 году оказался даже чуть выше «докризисного» 2008 года (103 процента).

Возобновился рост инвестиционной активности. Благодаря реализации значительного числа масштабных проектов в рамках подготовки празднования 1000-летия основания города Ярославля по итогам 2010 года в регионе удалось обеспечить прирост объёма инвестиций в основной капитал, сохранить объемы строительных работ. В 2010 году организациями области, включая субъекты малого предпринимательства и объёмы неформальной деятельности, инвестировано в основной капитал 63 594,5 млн. рублей, что составило 105 процентов к уровню 2009 года (в сопоставимых ценах). На реализацию приоритетных инвестиционных проектов направлено 4,6 млрд. рублей внебюджетных инвестиций, что в 2,9 раза больше 2009 года. Область поддержала реализацию 35 приоритетных проектов с общим объемом инвестиций 27,9 млрд. рублей.

Юбилейные мероприятия в честь 1000-летия основания г. Ярославля позволили вывести область на качественно новый уровень развития, было привлечено 13 млрд. рублей федеральных средств.

В рамках реализации основных направлений антикризисных действий Правительства области на выполнение мероприятий комплексных инвестиционных планов модернизации 8 монопрофильных муниципальных образований области в 2010 году привлечено 2 866 млн. рублей, в том числе 1 547 млн. рублей бюджетных средств, из которых 1 362 млн. рублей составляют средства федерального бюджета.

На фоне развивающихся процессов в экономике в 2010 году происходило постепенное восстановление покупательского спроса: оборот розничной торговли увеличился на 5,1 процента, объем платных услуг - на 6 процентов.

В условиях экономического роста в 2010 году происходили позитивные изменения на региональном рынке труда. В январе-декабре 2010 года в органы службы занятости Ярославской области за содействием в трудоустройстве обратились 68,4 тыс. человек, или в 1,3 раза меньше, чем в 2009 году. Уровень регистрируемой безработицы на конец года составил 2,8 процента экономически активного населения (4,2 процента годом ранее).

В целом за 2010 год среднемесячная начисленная заработная плата по области сложилась в размере 16 005 рублей (в 2009 году – 14 455 рублей). Несмотря на невысокие темпы роста оплаты труда, Ярославская область удерживает высокие позиции в Центральном федеральном округе по размеру среднемесячной заработной платы – 5-ое место в декабре 2010 года (включая Москву и Московскую область).

Эффективное использование федеральных и областных средств в рамках реализации приоритетных национальных проектов позволило достичь значимых результатов. Реализация в Ярославской области мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» оказала существенное влияние на снижение смертности населения от управляемых причин, так, за 2010 год в сравнении с 2009 годом отмечается снижение смертности от острых и повторных инфарктов миокарда (на 6,1 процента), от острых нарушений мозгового кровообращения (на 21,5 процента).

В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2010 году улучшили жилищные условия 2 136 семей. Кроме того, на территории Ярославской области были реализованы три программы по расселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расселено 14,5 тыс. кв. метров жилищного фонда. Объем работ, выполненных организациями по виду деятельности «Строительство», в 2010 году составил 34,2 млрд. рублей, или 100,1 процента к уровню 2009 года.

2.2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики 2010 - начала 2011 годов

2.2.1. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета.

Сохранена социальная направленность областного бюджета. Доля расходов областного бюджета на социальную сферу в 2010 году составила 51 процент, в 2009 году – 42 процента.

В целях оптимизации текущих расходов бюджетов и недопущения наращивания кредиторской задолженности по принятым обязательствам (особенно по заработной плате и социальным выплатам) проводился мониторинг кредиторской задолженности получателей бюджетных средств.

По состоянию на 01.01.2010 просроченная кредиторская задолженность составила по бюджетной деятельности 1 487 тыс. рублей, по предпринимательской деятельности – 2937,1 тыс. рублей. В результате проведенных мероприятий по инвентаризации и реструктуризации, а также ежемесячного мониторинга состояния просроченной кредиторской задолженности достигнуто её снижение до 512,9 тыс. рублей и 876,4 тыс. рублей соответственно.

В части расходов областного бюджета постоянным направлением деятельности органов исполнительной власти стала оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности. Доля неэффективных расходов на государственное управление снизилась почти в 2 раза. Получили дальнейшее развитие принципы бюджетирования, ориентированного на результат, и повышение качества управления финансами путем реализации мероприятий программы реформирования финансов.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов предусматривалось первоочередное обеспечение выполнения действующих обязательств бюджета и реализацию ряда приоритетных направлений политики области. Обоснования бюджетных ассигнований сформированы главными распорядителями бюджетных средств с учетом требований федерального и регионального бюджетного законодательства, содержат расшифровку по видам планируемых ассигнований в увязке с показателями непосредственных и конечных результатов. Доля программных расходов бюджета в 2010 году достигла 56 процентов в сравнении с 52 процентами в 2009 году.

В 2010 году в рамках программы реформирования финансов внедрены и закреплены в практике главных распорядителей бюджетных средств новые механизмы и инструменты управления финансами:

- формирование государственных заданий на оказание государственных услуг для всей сети бюджетных учреждений, полный охват государственных услуг базовыми требованиями к качеству;

- автоматизация планирования областного бюджета и внедрение нового программного продукта «АИС Планирование и БОР», позволяющего сформировать проект областного бюджета в разрезе действующих и принимаемых обязательств, в увязке с целями и задачами деятельности главных распорядителей бюджетных средств и показателями результатов использования ассигнований;

- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований области, снижение объемов просроченной кредиторской задолженности и объемов налоговых льгот;

- распределение субсидий на реформирование муниципальных финансов по итогам реализации первого этапа бюджетной реформы на местном уровне.

Многие из мероприятий, которые в рамках бюджетной реформы проводились впервые, должны стать ежегодными. Конечным результатом реализации программы реформирования финансов в 2010 году явилось повышение уровня качества управления финансами в Ярославской области до 98 баллов (из 100 возможных по оценке Министерства финансов Российской Федерации).

2.2.2. Итоги налоговой политики и формирование доходов бюджета.

В консолидированный бюджет области в 2010 году налоговые и неналоговые доходы (без учета возврата субсидий и субвенций, полученных из федерального бюджета) поступили в сумме 38 765,5 млн. рублей, что на 21,5 процента, или на 6 859,9 млн. рублей, выше аналогичных поступлений за 2009 год. Значительный рост доходов был обеспечен поступлением налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов.

В ходе реализации бюджетной и налоговой политики в 2010 - начале 2011 годов:

- на более качественном уровне продолжила работу межведомственная комиссия по укреплению налоговой дисциплины и легализации налоговой базы, а также аналогичные комиссии на уровне администраций городских округов и муниципальных районов области. Проведено 134 заседания комиссий, рассмотрена деятельность 606 налогоплательщиков.

В результате всего комплекса принятых на областном и местном уровне мер налогоплательщики-должники перечислили в консолидированный бюджет области 284,3 млн. рублей.

В течение года была активизирована деятельность управления по налоговым преступлениям Управления внутренних дел по Ярославской области. Особое внимание уделено проблеме своевременного перечисления налоговыми агентами сумм удержанного с работников налога на доходы физических лиц. Информацией о состоянии задолженности послужил ежемесячный мониторинг платежей 479 организаций, организованный на уровне финансовых органов области. По результатам мониторинга управлением по налоговым преступлениям Управления внутренних дел по Ярославской области проведены проверочные мероприятия в отношении должностных лиц организаций-должников;

- для поддержки малого бизнеса были сохранены пониженные ставки налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения для отдельных категорий субъектов малого предпринимательства;

- сохранен мораторий на увеличение коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход;

- продолжена работа с крупнейшими налогоплательщиками бюджета области с целью обеспечения своевременного поступления платежей
в бюджет, увеличения налогооблагаемой базы.

Для увеличения доходов бюджета в части поступления акцизов принято решение стимулирования производства пива на территории области. Дополнительно поступило в бюджет 450 млн. рублей акцизов.

Благодаря действиям Правительства области открытым акционерным обществом «Ростовский оптико-механический завод» была получена субсидия из федерального бюджета на погашение долгов. В результате в консолидированный бюджет области поступило 118,7 млн. рублей.

Разработан механизм расчета с бюджетом по долгам
открытого акционерного общества «Славич» и открытого акционерного общества «Гаврилов-Ямский льнокомбинат». В общей сложности от них поступило средств на сумму 51 млн. рублей в погашение долгов со значительным сроком давности;

- проводился мониторинг расчетов с бюджетом по основным налогам по 160 крупным и средним организациям области;

- органами местного самоуправления муниципальных образований области продолжена работа по идентификации земельных участков и предоставлению данных сведений в налоговые органы. В начале 2011 года завершена работа по переоценке кадастровой стоимости земель населенных пунктов;

- продолжена совместная работа Правительства области, Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области и управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ярославской области по вопросу сокращения задолженности и увеличения собираемости транспортного налога;

- осуществлялась работа по оптимизации региональных налоговых льгот. Усовершенствована Методика оценки экономической и социальной эффективности налоговых льгот, утвержденная постановлением Правительства области от 11.03.2009 № 223-п «Об оценке бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот». Количество льготных категорий сокращено на 3 вида деятельности. Сумма выпадающих доходов бюджета 2010 года в результате предоставления налоговых льгот составила 631 млн. рублей, при этом 221 млн. рублей (35 процентов от всей суммы) в виде льгот по налогам получили участники инвестиционной деятельности, реализующие приоритетные инвестиционные проекты на территории региона;

- проведены работы по вовлечению 186 земельных участков общей площадью 2 348,5 га, в том числе образуемых в счет невостребованных земельных долей, в экономический и гражданский (хозяйственный) оборот для привлечения инвестиций в экономику Ярославской области;

- с целью оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ярославской области за счет имущества и имущественных прав Ярославской области проведены мероприятия по созданию и развитию на территории области индустриальных парков и перспективных площадок, обеспечение их объектами инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов;

- в течение 2010 года в областной бюджет поступило 43,2 млн. рублей доходов от реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области.

2.2.3. Итоги политики в сфере межбюджетных отношений.

В 2010 году политика Ярославской области в части межбюджетных отношений была направлена на повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований области, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований области, обеспечение сбалансированности местных бюджетов, повышение качества финансового менеджмента муниципальных финансов.

Повышение финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований области в значительной степени достигалось за счет предоставления финансовой помощи из областного бюджета в виде дотаций и субсидий.

Для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям области выделялись дотации. В результате применения механизма выравнивания было достигнуто сокращение разницы фактической бюджетной обеспеченности между самым «бедным» и самым «богатым» муниципальным образованием области с 3,6 раза до 1,17 раза, или сокращение дифференциации муниципальных образований области более чем в три раза.

Кроме дотаций на выравнивание, муниципальным образованиям области из областного бюджета были предусмотрены дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов.

В условиях напряженного исполнения местных бюджетов в 2010 году с учетом своевременного финансирования дотаций органы местного самоуправления муниципальных образований области смогли обеспечить выполнение расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и первоочередных социально значимых расходов. Не было допущено образования просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы в муниципальных образованиях области.

В 2010 году были оптимизированы пропорции между различными формами финансовой помощи местным бюджетам путем частичного сокращения целевых субсидий и увеличения размера дотаций. Количество субсидий сократилось по сравнению с предыдущим годом с 76 до 59. При этом объем дотаций увеличился относительно 2009 года на 11,7 процента.

Межбюджетные трансферты из областного бюджета предоставлялись при условии соблюдения муниципальными образованиями области требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Внесены изменения в методики расчета и предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований области, дифференцирован подход к определению уровня софинансирования из областного бюджета с учетом уровня бюджетной обеспеченности.

Главными распорядителями средств областного бюджета проводилась работа по обеспечению соответствия методик предоставления и распределения субсидий местным бюджетам установленным требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, особенно в части принципов бюджетирования, ориентированного на результат: требованиям к результативности, эффективности, условиям перераспределения субсидий.

Распределение целевых видов финансовой помощи осуществлялось соответствующими главными распорядителями бюджетных средств.

В 2010 году была внедрена практика заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Соглашения были заключены с одиннадцатью муниципальными районами области.

Оценка финансового положения и качества управления муниципальными финансами за 2010 год, ежегодно проводимая в соответствии с постановлением Правительства области от 26.03.2009 № 244-п «О мониторинге и оценке качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области», показала хороший уровень качества управления. В среднем по муниципальным районам (городским округам) области оценка качества управления муниципальными финансами увеличилась с 23,8 в 2009 году до 27,3 балла. Семь муниципальных районов области достигли уровня, соответствующего высокому качеству управления муниципальными финансами.

В Ярославской области за ряд последних лет немало сделано для усиления финансовой самостоятельности и укрепления экономической независимости органов местного самоуправления муниципальных образований области. Осуществлены меры по разграничению и закреплению полномочий между региональным и муниципальными уровнями. Законодательно утверждены единые нормативы распределения доходов от поступлений по федеральным и региональным налогам и сборам между региональным и местными бюджетами.

2.2.4. Итоги долговой политики.

В 2010 году погашение и обслуживание долговых обязательств области осуществлялось своевременно и в полном объеме, тем самым еще раз был подтвержден статус области как надежного заемщика.

Улучшение ситуации на финансовом рынке и грамотное управление государственным долгом позволили значительно сократить расходы на его обслуживание. Расходы на обслуживание государственного долга за 2010 год составили 836 млн. рублей, что на 311 млн. рублей меньше, чем в 2009 году.

Несмотря на увеличение объема государственного долга, связанное с необходимостью финансирования дефицита областного бюджета, уровень долга относительно доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений снизился на 2,3 процента по сравнению с 2009 годом.

При управлении государственным долгом осуществлялось использование различных инструментов заимствований в зависимости от складывающейся конъюнктуры на рынке кредитных ресурсов. Была продолжена практика осуществления областных облигационных займов, приостановленных в 2009 году по причине мирового финансового кризиса и его последствий.

Приоритетным направлением в рамках достижения целей развития было поддержание и повышение кредитного рейтинга области.

В 2010 году международное рейтинговое агентство Fitch Ratings улучшило прогноз со «стабильного» на «позитивный» долгосрочных рейтингов Ярославской области в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» и краткосрочного рейтинга области в иностранной валюте на уровне «B». Агентством также подтвержден национальный долгосрочный рейтинг области на уровне «A+»(rus).

3. Основные цели бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение качества жизни и конкурентоспособности экономики региона и реализуется по следующим основным направлениям стратегии социально-экономического развития региона:

- предоставление жителям региона цивилизованных и достойных условий проживания на основе стандарта жизнеобеспечения;

- обеспечение развития человеческого и социального капитала в регионе в соответствии с требованиями экономического развития;

- обеспечение опережающего развития доходных отраслей экономики региона, реализация кластерной политики;

- осуществление модернизации и внедрения инноваций в экономику региона;

- обеспечение привлечения инвестиций в экономику региона в объеме, необходимом для решения задач социально-экономического развития;

- обеспечение эффективности государственного управления в регионе;

- обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса в регионе на основе стандарта бизнес-среды;

- обеспечение комплексного и дифференцированного развития территорий региона.

4. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

4.1. Основные направления бюджетной политики в части расходов бюджета

При формировании областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предполагается обеспечить его социальную и инвестиционную направленность, обратив особое внимание на финансовое обеспечение приоритетных направлений деятельности Правительства области.

Обеспечение координации стратегического и бюджетного планирования позволит перераспределять бюджетные ресурсы на основе расставления приоритетов стратегических задач в пользу эффективных направлений развития региона с учетом реальных возможностей.

При формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривается разделение бюджетных ресурсов на две части: бюджет текущих обязательств и бюджет развития (набор программ развития и инвестиционных проектов). Необходимо обеспечить рост относительной доли бюджетных средств, выделяемых на развитие, по сравнению с долей средств, выделяемых на текущие расходы. При этом приоритетными расходами на развитие должны стать расходы, обеспечивающие реализацию инвестиционной и инновационной политики Правительства области, направленной на расширение экономического потенциала региона. Распределение бюджетных ресурсов следует осуществлять на основе комплексного подхода к принятию стратегических решений.

Одним из направлений бюджетной политики на среднесрочный период является повышение качества жизни населения Ярославской области, в том числе за счет улучшения обеспечения граждан доступными и качественными услугами. С этой целью будут осуществлены:

- продолжение совершенствования структуры государственной бюджетной сети области;

- разработка и обеспечение информационной доступности клиентоориентированных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг (функций), которые осуществляют органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области и подведомственные им учреждения;

- доработка стандартов качества предоставляемых населению бюджетных услуг и методик оценки качества и доступности предоставляемых услуг;

- создание системы мониторинга качества оказываемых услуг.

В части расходов областного бюджета постоянным направлением деятельности органов исполнительной власти области должно стать повышение эффективности бюджетных расходов путем создания соответствующих условий и механизмов для решения целого ряда задач:

- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;

- разработка методологии и создание системы комплексной оценки эффективности бюджетных расходов;

- совершенствование программно-целевых методов деятельности органов государственной власти и переход к программному бюджету;

- совершенствование механизмов бюджетного планирования и процедур распределения бюджетных средств с учетом требований их обоснованности и эффективности;

- развитие новых форм финансового обеспечения оказания услуг государственными и муниципальными учреждениями, реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и реструктуризация бюджетного сектора;

- создание условий для мотивации органов исполнительной власти в постоянном повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности;

- стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований области к повышению эффективности бюджетных расходов и эффективности деятельности.

Реализация мероприятий программы повышения эффективности расходов позволит создать необходимую базу для решения ключевых стратегических задач социально-экономического развития Ярославской области в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

В соответствии с федеральным законодательством и проводимой Правительством области политикой необходимо продолжить работу по выполнению задач энергосбережения и повышения энергоэффективности, стимулированию проведения энергосберегающих мероприятий во всех сферах. В целях совершенствования деятельности по указанному направлению планирование потребности по оплате коммунальных услуг необходимо производить на основе установленных нормативов их потребления с учетом заданий по экономии.

Кроме этого, необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, ввести четкие правила оценки и обоснования объема действующих расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность и качество их финансово-экономических обоснований, новые программы и проекты рассматривать в строгом соответствии с Положением о системе управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях Правительства области, утвержденным постановлением Правительства области от 01.06.2011 № 412-п «О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области».

Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения и вклада в достижение стратегических целей развития области.

Актуальной остается задача сокращения дефицита областного бюджета. В качестве максимально возможной ставится задача сформировать бездефицитный бюджет.

Эту задачу можно решить путем ревизии действующих обязательств с целью оптимизации бюджетных расходов и пересмотра объема расходов по вновь принимаемым обязательствам в планируемом периоде.

4.2. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджета

Приоритеты налоговой политики на трехлетнюю перспективу формируются с учетом изменений федерального законодательства и направлены на использование имеющейся финансово-экономической базы региона и создание условий для дальнейшего её развития.

В 2012-2014 годах планируется:

- продолжить работу с крупнейшими налогоплательщиками области на базе заключения двусторонних соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве для обеспечения полного поступления налоговых платежей и увеличения налогооблагаемой базы;

- оказывать содействие в регистрации на территории Ярославской области дочерних подразделений крупных налогоплательщиков для увеличения налогового потенциала области;

- проводить мониторинг расчетов с областным бюджетом крупных и средних предприятий и организаций области в целях предотвращения сокращения платежей в областной бюджет и роста задолженности по налогам;

- продолжить работу межведомственной комиссии по укреплению налоговой дисциплины и легализации налоговой базы при Губернаторе области. Активизировать работу аналогичных комиссий на уровне администраций городских округов и муниципальных районов области;

- продолжить работу по оптимизации налоговых льгот;

- продолжить совместную работу органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам формирования единой региональной политики в отношении местных налогов, поддержания актуальной базы для исчисления земельного налога, налога на имущество физических лиц, увеличения собираемости местных налогов. С 2012 года в условиях новой кадастровой оценки земли органам местного самоуправления муниципальных образований области произвести корректировку ставок земельного налога, пересмотр перечня льготных категорий налогоплательщиков с учетом влияния изменения кадастровой оценки земли на налогооблагаемую базу;

- проводить мониторинг по применению корректирующего коэффициента (К2) по единому налогу на вмененный доход с целью определения налоговой нагрузки по основным видам предпринимательской деятельности. С учетом изменений федерального законодательства выработать единый подход при установлении муниципальными районами области корректирующего коэффициента (К2), оказывающего непосредственное влияние на сумму налога;

- в целях поддержки малого и среднего бизнеса сохранить пониженные ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков;

- в целях увеличения неналоговых доходов от использования и продажи имущества, находящегося в собственности Ярославской области, развивать и совершенствовать механизмы обеспечения эффективности использования имущества: оптимизировать количество объектов областной собственности, приватизировать государственное имущество, не задействованное в обеспечении государственных функций, и осуществлять целенаправленное формирование земельных участков для предоставления под инвестиционные площадки на основе разработанной схемы территориального планирования области.

4.3. Основные направления политики в сфере межбюджетных отношений

Формирование межбюджетных отношений на 2012 - 2014 годы будет осуществляться с учетом необходимости повышения их эффективности, улучшения качества управления муниципальными финансами, создания эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований области на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их интересов.

Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в Ярославской области остаются:

- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований области;

- корректировка механизмов оказания финансовой помощи местным бюджетам в целях повышения ее эффективности;

- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;

- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;

- укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований области, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований области бюджетного законодательства;

- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств;

- повышение прозрачности муниципальных финансов;

- оказание методической и консультативной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований области.

В целях решения поставленных задач планируется:

- сократить наименее эффективные виды финансовой помощи, повышать концентрацию межбюджетных трансфертов на важнейших социально-экономических направлениях;

- совершенствовать методику оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области;

- предоставлять межбюджетные трансферты с учетом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области, оценки качества финансового менеджмента;

- продолжить применение практики поощрения органов местного самоуправления муниципальных образований области в форме выделения грантов за достижение наилучших значений показателей деятельности;

- продолжить практику заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований области за проводимую бюджетную политику; проводить не реже одного раза в два года внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета в тех муниципальных образованиях области, с которыми заключены соглашения (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- в целях обеспечения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований области продолжить применение практики выделения из областного бюджета дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. При этом основными условиями предоставления дотации на обеспечение сбалансированности по-прежнему будут являться: ненаращивание кредиторской задолженности, ограничение необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований области;

- внедрить практику приостановления финансирования по целевым видам финансовой помощи (за исключением субвенций) в случае невыполнения органами местного самоуправления муниципальных образований области условий предоставления межбюджетных трансфертов;

- в связи с дальнейшим совершенствованием действующей системы разграничения полномочий между Российской Федерацией, регионами и муниципальными образованиями в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий и отнесения отдельных вопросов местного значения на вышестоящие уровни бюджетов начиная с 2012 года производить финансовое обеспечение полиции за счет средств федерального бюджета, а расходы по отрасли «здравоохранение» перевести на региональный уровень. Вследствие этого планируется сокращение единых нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц в муниципальные районы (городские округа) области до 10 процентов, а также общего объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) области;

- сохранить в 2012 году механизм расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области без передачи муниципальным образованиям области дополнительных нормативов отчислений от отдельных видов налогов взамен дотации;

- продолжить практику выделения средств муниципальным образованиям области на обеспечение равной доступности жилищно-коммунальных услуг для населения;

- в отдельных случаях переходить к конкурсной системе выделения субсидий из областного бюджета, а также замене их на гранты с целью оптимизации расходов местных бюджетов при сохранении стимулов по выполнению расходных обязательств;

- сохранить в 2012 году механизм кредитования муниципальных образований области из областного бюджета.

Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и качества управления бюджетным процессом на местном уровне.

4.4. Основные направления долговой политики

Основными целями долговой политики на период 2012-2014 годов являются обеспечение сбалансированности областного бюджета и повышение эффективности управления государственным долгом области.

Для реализации указанных целей в среднесрочной перспективе планируется сосредоточить усилия на следующих направлениях:

- продолжение положительной кредитной истории области;

- продолжение работы по минимизации стоимости обслуживания, а также рисков, связанных с обслуживанием и погашением долга;

- поддержание диверсифицированной структуры заимствований;

- обеспечение равномерной долговой нагрузки по годам;

- поддержание и повышение кредитного рейтинга области.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: газета "Документ-регион" № 55 от 13.07.2011
Рубрики правового классификатора: 080.060.020 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать