Основная информация

Дата опубликования: 30 июля 2012г.
Номер документа: RU76000201200861
Текущая редакция: 5
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Губернатор Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 30.07.2012 № 361

г. Ярославль

О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей

(В редакции

указа Губернатора ЯО от 13.12.2012 № 639 ru 76000201201509

указа Губернатора ЯО от 14.03.2013 № 129 ru76000201300352

указа Губернатора ЯО от 20.07.2015 № 399 ru 76000201501202

указа Губернатора ЯО от 22.06.2016 № 330 ru76000201601012)

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 № 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (преамбула в редакции указа Губернатора ЯО от 22.06.2016 № 330 ru76000201601012)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, "Родительские университеты». (пункт в редакции указа Губернатора ЯО от 13.12.2012 № 639 ru 76000201201509)

2. Пункт утратил силу: указ Губернатора ЯО от 20.07.2015 № 399 ru 76000201501202.

3. (Пункт в редакции указа Губернатора ЯО от 22.06.2016 № 330 ru76000201601012) Контроль за исполнением указа возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, культуры, спорта и молодежной политики.

4. Указ вступает в силу с 01 сентября 2012 года.

Губернатор области               С.Н. Ястребов

УТВЕРЖДЕНА

указом

Губернатора области

от 30.07.2012 № 361

(В редакции

указа Губернатора ЯО от 13.12.2012 № 639 ru 76000201201509

указа Губернатора ЯО от 22.06.2016 № 330 ru76000201601012)

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, "Родительские университеты"

Общие положения

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется организациями, которым органы опеки и попечительства муниципальных образований области  передали полномочия по подготовке кандидатов в усыновители или опекуны в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – уполномоченные организации).

Формы проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется  на основании заявления гражданина в следующих формах:

- очная (посещение занятий, организованных на территории уполномоченной организации);

- очно-заочная (отдельные разделы программы изучаются гражданином самостоятельно, остальные разделы программы изучаются на занятиях, организованных на территории уполномоченной организации).

2. При организации проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в очно-заочной форме используется дистанционный метод подготовки (с применением компьютерных технологий) в следующих случаях:

- территориальная удалённость населённого пункта, в котором проживает гражданин, и наличие затруднённого транспортного сообщения с уполномоченной организацией;

- невозможность прохождения подготовки в очной форме вторым родителем (по причине работы вахтовым методом, пребывания в командировке длительностью более чем один месяц и т.п.);

- заявление гражданина, осуществляющего функции опекуна в отношении ребёнка в период предварительной опеки.

3. В случаях проведения подготовки в очно-заочной форме с применением дистанционного метода подготовки в заявлении указывается основание проведения подготовки в очно-заочной форме с применением дистанционного метода.

4. Подведение итогов освоения курса осуществляется в очной форме.

Учебно-тематический план

(в редакции указа Губернатора ЯО от 14.03.2013 № 129 ru76000201300352)

N п/п

Темы

Количество часов

всего

в том числе

лекции

семинары-тренинги

индивидуальное консультирование

1

2

3

4

5

6

1.

Раздел 1.

Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты)

2

1

1

2.

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях и мотивации кандидатов

4

1

2

1

3.

Раздел 3.

Этапы развития ребенка

4

2

1

1

4.

Раздел 4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению, диспропорции развития ребенка

3

1

2

5.

Раздел 5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

6

4

2

6.

Раздел 6.

Адаптация ребенка в замещающей семье

5

1

3

1

7.

Раздел 7.

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

4

1

3

8.

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

2

2

9.

Раздел 9. Особенности полового воспитания ребенка

2

1

1

10.

Раздел 10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

3

1

2

11.

Раздел 11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

4

2

2

12.

Раздел 12. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1

1

13.

Раздел 13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов

3

1

2

Всего

44

13

18

13

Программа

Раздел 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей*

1. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты).

2. Задачи подготовки, в том числе касающиеся:

- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- оказания помощи кандидатам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, ответственности замещающих родителей;

- ознакомления кандидатов с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирования у кандидатов знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

- формирования у кандидатов представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

- ознакомления кандидатов с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

- ознакомления кандидатов с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

- ознакомления кандидатов с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов, осваивающих курс подготовки).

4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.

5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

* Введение в курс подготовки кандидатов включает в себя проведение с каждым из кандидатов индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях и мотивации кандидатов

1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами необходимости их обеспечивать.

2. Проведение оценки кандидатами своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

3. Проведение оценки кандидатами имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. Этапы развития ребенка

1. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

2. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению, диспропорции развития ребенка

1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

2. Диспропорции развития ребенка. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.

3. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

4. Оценка кандидатом своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

2. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

3. Типы "нарушенной привязанности" ("негативная (невротическая) привязанность", "амбивалентная привязанность", "избегающая привязанность", "дезорганизованная привязанность").

4. Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.

Раздел 6. Адаптация ребенка в замещающей семье

1. Особенности ожидания замещающих семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

2. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

3. Тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

4. Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье.

Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

1. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.

2. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

3. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

4. Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

2. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

3. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице и в общественных местах.

4. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Раздел 9. Особенности полового воспитания ребенка

1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

2. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

1. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

2. Стабильность семейных отношений кандидатов; способы реагирования семьи на стрессовые ситуации; социальные связи семьи кандидата; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи; семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции; понимание всеми членами семьи кандидатов проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

1. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

2. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

3. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам; порядок представления кандидатами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем; порядок представления кандидатам сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

5. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

6. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье.

7. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

8. Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и региональным законодательством; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

9. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

10. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

11. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства; порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

1. Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.

2. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

3. Информирование кандидатов о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи; взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов

1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов, выполнения домашних заданий.

2. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов.

3. Проведение самооценки кандидатов и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание.

4. Совместное составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов к приему детей на воспитание в семью.

УТВЕРЖДЁН

указом

Губернатора области

от 30.07.2012 № 361

В редакции указа Губернатора ЯО от 13.12.2012 № 639 ru 76000201201509

ПОРЯДОК

проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Порядок исключен: указ Губернатора ЯО от 20.07.2015 № 399 ru 76000201501202.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: газета "Документ-регион" № 65 от 07.08.2012
Рубрики правового классификатора: 040.060.040 Приемная семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать