Основная информация

Дата опубликования: 14 мая 1997г.
Номер документа: В199705702
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Указания

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199705702

В199705702

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                         14.05.97 N 25/7

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        12.05.97 N 1/8588

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

                     16.04.97 N Д0-5-27/166

УКАЗАНИЕ

ОБ УСИЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ

С НАРУШЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛОВ

О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ И ЛЕСОНАРУШЕНИЯХ

В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

В последние годы в Российской Федерации отмечается значительный рост нарушений федерального лесного законодательства. Только за 1990 - 1996 гг. число зарегистрированных случаев незаконных порубок леса возросло с 8,8 до 22,3 тыс., кубомасса незаконно вырубленного леса - с 319 до 400 тыс. куб. м, порубки с невыявленными лесонарушителями - с 39 до 150 тыс. куб. м.

В стране ежегодно возникает до 30 тыс. лесных пожаров, уничтожающих сотни тысяч гектаров леса, из них 80% - по вине человека. Наибольшее количество пожаров отмечается в Республиках Бурятия, Тыва и Саха (Якутия), Красноярском и Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Читинской и других областях.

Вместе с тем, несмотря на распространение нарушений лесного законодательства, к уголовной ответственности привлекается около 2% виновных, к административной - 10%.

Таким образом, количество возбуждаемых уголовных и административных дел явно не соответствует числу реально совершаемых правонарушений, отражает неадекватность реакции органов управления лесным хозяйством и правоохранительных органов на сложившуюся кризисную ситуацию в сфере борьбы с нарушениями федерального лесного законодательства.

Все чаще нарушители отказываются повиноваться законным требованиям работников гослесоохраны и оказывают вооруженное сопротивление. Участились случаи нападения на работников гослесоохраны с применением оружия. В результате поджогов уничтожается большое количество производственных зданий, кордонов и жилых домов, хозяйственных построек, служебного транспорта.

В то же время органы управления лесным хозяйством не всегда дают принципиальную оценку установленным фактам нарушений, в ряде случаев не ставят вопросы об отмене незаконных решений и постановлений местных органов власти и управления, не используют в должной мере установленных законом полномочий, а ограничиваются зачастую привлечением нарушителей к материальной ответственности.

Следственный аппарат органов прокуратуры и внутренних дел, органы дознания не всегда используют имеющиеся возможности в оперативном и квалифицированном расследовании нарушений федерального лесного законодательства, фактов возникновения лесных пожаров. Отсутствует должное взаимодействие правоохранительных органов и гослесоохраны, допускается волокита при принятии решений в порядке ст. 109 УПК РСФСР.

Все это вызывает безотлагательную необходимость укрепления законности в сфере охраны лесов России, установления четкого взаимодействия и координации органов прокуратуры, внутренних дел и территориальных органов гослесоохраны при проведении соответствующих проверок и передаче материалов о нарушениях федерального лесного законодательства с признаками уголовно наказуемых деяний.

В этих целях рекомендуется создание на местах специализированных следственно - оперативных групп из опытных, прошедших специальную подготовку сотрудников органов внутренних дел, владеющих методикой проведения неотложных следственных действий и оперативных мероприятий по делам о нарушениях лесного законодательства, лесных пожарах, включающих также работников гослесоохраны.

Для регламентации передачи материалов о нарушениях лесного законодательства и лесных пожарах в органы прокуратуры и внутренних дел установить следующий порядок:

1. Органам управления лесным хозяйством в обязательном порядке не позднее чем в 3-дневный срок со дня получения протокола о лесонарушении или протокола о лесном пожаре направлять материалы<*> в территориальные органы прокуратуры и внутренних дел, а в бассейне реки Волга - в Волжскую природоохранную прокуратуру для проверки и принятия по ним процессуального решения в соответствии с действующим уголовно - процессуальным законодательством в случаях:

--------------------------------

<*> Материалы, содержащие признаки преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 260, ч. 2 ст. 261 и ст. 262 УК РФ, направляются в органы внутренних дел для производства предварительного расследования; предусмотренные ч. 1 ст. 260 и ч. 1 ст. 261 УК РФ - в органы дознания, содержащие признаки иных уголовно наказуемых деяний - в органы прокуратуры.

- уничтожения или повреждения пожарами лесов и насаждений;

- незаконных порубок деревьев и кустарников, совершенных в значительном или крупном размере <*> или на особо охраняемых природных территориях;

- самовольных захватов земель лесного фонда и других нарушений лесного законодательства, повлекших значительный или крупный ущерб.

--------------------------------

<*> значительным размером признается исчисленный по существующим таксам ущерб, в 20 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, крупным размером - в 200 раз.

В случае неустановления юридического или физического лица, причастного к совершению преступного нарушения федерального лесного законодательства, материалы направляются в органы внутренних дел для проведения необходимых оперативно - розыскных мероприятий и принятия процессуального решения.

2. Материалы, направляемые государственными органами управления лесным хозяйством в правоохранительные органы, должны содержать:

- сопроводительное письмо с изложением данных о нарушителе, существа нарушения лесного законодательства; справки с полным расчетом причиненного ущерба; ходатайства о признании органа управления лесным хозяйством гражданским истцом по уголовному делу (при наличии ущерба), доверенность на лицо, представляющее в суде интересы органа управления лесным хозяйством; перечень прилагаемых документов, предметов, которые могли быть признаны вещественными доказательствами;

- протокол о лесонарушении или протокол о лесном пожаре, содержащий исчерпывающие сведения о месте, времени и обстоятельствах нарушения или лесного пожара;

- копии донесения летчика - наблюдателя, обнаружившего пожар, а также составленных им карт и схем визуального наблюдения;

- письменное объяснение нарушителя по существу совершенных действий;

- письменное объяснение лиц, принимавших участие в обнаружении и задержании нарушителей;

- копию извещения руководителя органа управления лесным хозяйством о предъявлении нарушителю иска о возмещении ущерба.

3. Все документы, направляемые в органы прокуратуры и внутренних дел, должны быть надлежаще оформлены в соответствии с Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.86 N 1.

4. Органы прокуратуры и внутренних дел при получении материалов о нарушениях федерального лесного законодательства в установленные законом сроки принимают соответствующие процессуальные решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР.

В случае истребования прокурором, следователем или органом дознания дополнительных материалов орган управления лесным хозяйством обязан обеспечить их своевременное предоставление, дать информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.

О принятом по материалам процессуальном решении прокурор, следователь, орган дознания уведомляют руководство органа управления лесным хозяйством.

Кроме материалов о фактах нарушений лесного законодательства, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, органам управления лесным хозяйством следует информировать органы прокуратуры о принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления незаконных правовых актов или совершении действий, нарушающих федеральное лесное законодательство, в том числе:

- о незаконной выдаче разрешений на рубку леса в лесах всех групп;

- о необоснованном переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;

- о нарушениях установленного порядка выдачи разрешений (лицензий) на пользование лесным фондом и т.д.

В целях обеспечения законности, совершенствования взаимодействия и повышения эффективности борьбы с нарушениями федерального законодательства об охране лесов предлагаем:

- прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. г. Москвы и Санкт - Петербурга, военным, природоохранным и другим специализированным прокурорам принять реальные меры к улучшению координации и взаимодействия с органами внутренних дел и органами управления лесным хозяйством по усилению борьбы с нарушениями федерального лесного законодательства.

Органам прокуратуры обеспечить действенный надзор за соблюдением законодательства, полнотой и объективностью расследования уголовных дел данной категории, законностью принимаемых органами гослесоохраны мер. Особое внимание уделять надзору за рассмотрением материалов о посягательстве на жизнь и здоровье работников гослесоохраны и общественных инспекторов при выполнении ими служебных обязанностей;

- природоохранным и территориальным прокурорам регулярно проводить семинарские занятия с госинспекторами по вопросам оформления материалов о совершении уголовно наказуемых деяний и исполнения действующего лесного законодательства;

- министрам и начальникам управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальникам ОВД районов, городов разработать конкретные меры по улучшению координации и взаимодействия с органами управления лесным хозяйством в целях усиления борьбы с нарушениями федерального лесного законодательства;

- правоохранительным органам при отказе в возбуждении либо при прекращении за отсутствием состава преступления уголовного дела, но при наличии в действиях правонарушителя административного правонарушения в 3-дневный срок направлять материалы уполномоченным органам для привлечения виновных к административной ответственности;

- руководителям правоохранительных органов и органов управления лесным хозяйством ежеквартально проводить сверку переданных и поступивших материалов и принятых по ним решений;

- руководителям органов управления лесным хозяйством обеспечить незамедлительное оповещение органов внутренних дел о возникновении лесных пожаров и ходе их развития; доставку лесхозами и авиаотделениями следственно - оперативных групп к местам возникновения лесных пожаров, оформление и своевременную передачу материалов о нарушениях федерального лесного законодательства с признаками уголовно наказуемых деяний в правоохранительные органы.

Заместитель

Генерального прокурора

Российской Федерации,

Государственный советник

юстиции 1 класса

В.И. ДАВЫДОВ

Заместитель Министра

внутренних дел

Российской Федерации,

генерал - полковник милиции

П.М. ЛАТЫШЕВ

Заместитель Руководителя

Федеральной службы

лесного хозяйства России

Д.И. ОДИНЦОВ

[отформатировано 08.04.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.050.000 Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов (см. также 200.150.030), 110.050.110 Охрана и защита лесов от пожаров, вредителей и болезней (см. также 200.150.020), 110.050.130 Разрешение споров о лесопользовании. Ответственность за нарушение лесного законодательства, 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.010.000 Прокуратура, 190.010.030 Прокурорский надзор

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать