Основная информация

Дата опубликования: 05 мая 2008г.
Номер документа: RU175130002008001
Текущая редакция: 23
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Тыва
Принявший орган: Хурал представителей муниципального района Тоджинского кожууна Республики Тыва
Раздел на сайте: Уставы муниципальных образований
Тип документа: Уставы МО

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ХУРАЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТОДЖИНСКОГО КОЖУУНА

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

от 05 мая 2008 г.

№ 33

УСТАВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ТОДЖИНСКИЙ КОЖУУН

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

Выражая волю и интересы населения муниципального района Тоджинского кожууна Республики Тыва, реализуя право представительного органа муниципального района, сознавая ответственность за социально-экономическое и культурное развитие, проявляя уважение к историческим традициям населения, принимая во внимание особенности географического положения, социально-демографической ситуации, разнообразия форм собственности, формирование бюджетно-финансовой системы, в целях создания условий для реализации принципа народовластия, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва, Хурал представителей Тоджинского кожууна принимает настоящий Устав в качестве основного нормативно-правового акта.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Устав муниципального района.

Устав муниципального района Тоджинского кожууна является основным нормативным правовым актом муниципального района, устанавливающим формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения на территории Тоджинского кожууна, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления Тоджинского кожууна, виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов.

Статья 2. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в муниципальном районе - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, направленных на интересы населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

ГЛАВА II . СТАТУС И СОСТАВ ТЕРРИТОРИИ

Статья 3. Наименование и статус муниципального района

Наименование муниципального образования:

Тоджинский кожуун Республики Тыва (далее - муниципальный район).

Наименования «район» и «кожуун» равнозначны.

Статья 4. Границы и состав территории муниципального района

Границы территории муниципального района установлены Законом Республики Тыва «О статусе и границах муниципальных образований Республики Тыва».

Тоджинский кожуун - это муниципальное образование, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Административным центром муниципального района является село Тоора-Хем.

4. В состав муниципального района Тоджинского кожууна входят: сумон Тоора-Хемский с административным центром в селе Тоора-Хем ;сумон Азасский с административным центром в селе Адыр-Кежиг ; сумон Ийский с административным центром в селе Ий; сумон Сыстыг-Хемский с административным центром в селе Сыстыг-Хем; сумон Чазыларский с административным центром в селе Чазылары ; сумон Ырбан с административным центром в селе Ырбан.

Статья 5. Официальные символы и порядок их использования

Муниципальный район имеет официальную символику, отражающую исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

Порядок использования официальных символов муниципального района устанавливается решением Хурала представителей Тоджинского кожууна.

ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОСЕЛЕНИИ

Статья 6. Вопросы местного значения муниципального района

1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района , а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

10) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям ( за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения ) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а так же организация отдыха детей в каникулярное время;

11) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

12) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

13) утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий;

13.1) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе";

14) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

15) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

16) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

17) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

17.1) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

17.2) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

18) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

19) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

21) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях;

22) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

23) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

24) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

25) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;

26) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.

Органы местного самоуправления отдельных поселений входящих в состав муниципального района , вправе заключать соглашение с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счёт субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Статья 6.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:

1) создание музеев муниципального района;

2) участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;

5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района.

6) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи.

2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 ФЗ №131), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4.1) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

8.1.) организация подготовки , переподготовки и повышения квалификации выборных лиц местного самоуправления , членов выборных органов местного самоуправления депу4татов представительных органов муниципальных образований2 , а так же профессиональной подготовки , переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

9) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом.

2. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 8. Отдельные государственные полномочия органов местного самоуправления

1. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района, установленные федеральными законами и законами Республики Тыва, по вопросам, не отнесенным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления муниципального района.

2. Наделение органов местного самоуправления муниципального района отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Республики Тыва, отдельными государственными полномочиями Республики Тыва - законами Республики Тыва.

3. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района, осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.

4. Органы местного самоуправления муниципального района несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных поселению на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

ГЛАВА IV. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 9. Права граждан на осуществление местного самоуправления

1. Население вправе непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения посредством:

1) участия в референдумах муниципального района (далее - местный референдум);

2) участия в выборах депутатов Хурала представителей Тоджинского кожууна;

3) участия в голосовании по отзыву депутата и главы муниципального района;

4) участия в голосовании по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района;

5) правотворческой инициативы;

6) участия в территориальном общественном самоуправлении;

7) участия в публичных слушаниях;

8) участия в собраниях граждан;

9) участия в конференциях граждан;

10) участия в опросе граждан;

11) обращения в органы местного самоуправления;

12) иных форм, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Тыва, законам Республики Тыва.

2. Иностранные граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального района, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Граждане, проживающие на территории муниципального района, имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 10. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления

1. На территории муниципального района действуют все гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва.

2. Органы местного самоуправления муниципального района обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по защите прав населения на осуществление местного самоуправления.

Статья 11. Местный референдум

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

2. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального района.

3. Решение о назначении местного референдума принимается Хуралом представителей Тоджинского кожууна:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах или референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе Хурала представителей и председателя администрации Тоджинского кожууна, выдвинутой ими совместно.

4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в п.2 и п.3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Республики Тыва и составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального района в соответствии с Федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в п. 2 и п.3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и законом Республики Тыва «О местном референдуме Республики Тыва».

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и председателем администрации, оформляется правовыми актами Хурала представителей района и председателя администрации.

5. Хурал представителей обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Хурал представителей Тоджинского кожууна документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен Хуралом представителей района в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, Правительством Республики Тыва, Избирательной комиссии Республики Тыва или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется Правительством Республики Тыва или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах Тоджинского кожууна. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории Тоджинского кожууна и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.

9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными Федеральным законом органами государственной власти.

10. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом Республики Тыва.

Статья 12. Голосование по отзыву депутата.

1. Голосование по отзыву депутата Хурала представителей Тоджинского кожууна (далее - депутат) проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Республики Тыва для проведения местного референдума, с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Выдвижение инициативы проведения отзыва депутата не может быть осуществлено ранее, чем через 6 месяцев со дня регистрации избирательной комиссией Тоджинского кожууна избранного депутата и позднее, чем за 12 месяцев до окончания установленного срока их полномочий.

Датой внесения предложения об отзыве депутата считается дата поступления ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению отзыва (далее по тексту настоящей статьи - инициативная группа) в избирательную комиссию Тоджинского кожууна.

3. Основанием для отзыва депутата являются однократное грубое нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва, настоящего Устава, иных муниципальных правовых актов. Указанные нарушения проявляются в форме конкретных противоправных решений или действия (бездействия) и могут служить основанием для отзыва в случае их подтверждения в судебном порядке.

4. Под грубым нарушением правовых актов понимается:

решение, действие (бездействие) депутата повлекшие за собой нарушения прав и свобод значительного числа граждан;

Под систематическим нарушением правовых актов понимается совершение депутатом двух и более нарушений, повлёкших нарушения прав и свобод граждан, иных нарушений, подтверждённых в судебном порядке.

5. Выдвижение инициативы проведения отзыва возможно только в связи с правонарушениями, совершёнными в период текущего срока полномочий: депутатом со дня регистрации его избрания избирательной комиссией Тоджинского кожууна.

Предложение о проведении голосования по отзыву может быть внесено не позднее чем через 6 месяцев со дня совершения либо со дня, когда инициативной группе стало известно о совершении депутатом последнего правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

6. При совершении депутатом правонарушений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи (кроме грубого правонарушения), инициативная группа письменно предупреждает соответственно депутата впредь не допускать правонарушений, которые могут служить основанием для их отзыва.

7. Инициативная группа вправе принять решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву депутата в случае:

либо совершения депутатом грубого правонарушения впервые;

либо совершения повторно правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

Инициативная группа обязана письменно уведомить депутата о времени и месте проведения своего собрания (заседания) по выдвижению инициативы проведения голосования по его отзыву. Лицо, в отношении которого выдвигается инициатива проведения голосования по отзыву, вправе присутствовать при рассмотрении этого вопроса на собрании (заседании) и давать устные или представлять письменные объяснения.

8. Инициативная группа обращается с ходатайством о регистрации в избирательную комиссию Тоджинского кожууна, которая со дня его получения действует в качестве комиссии отзыва.

В ходатайстве инициативной группы должны быть указаны сведения и приложены документы, предусмотренные федеральными законами, законом Республики Тыва для проведения местного референдума, а также:

1) указано правонарушение (правонарушения), послужившее основанием для выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву с приложением решения суда (официально заверенной копии), подтверждающего совершение депутатом правонарушения (правонарушений);

2) протокол собрания (заседания) инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву;

9. Избирательная комиссия Тоджинского кожууна в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федеральных законов, закону Республики Тыва и настоящему Уставу о регистрации инициативной группы, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

В случае регистрации инициативной группы избирательная комиссия Тоджинского кожууна выдаёт ей регистрационное свидетельство и удостоверения её членам, а также доводит информацию о регистрации инициативной группы до населения. Избирательная комиссия Тоджинского кожууна извещает о принятом решении Хурал представителей Тоджинского кожууна и лицо, в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, а также по просьбе указанного лица предоставляет ему копии решения о регистрации инициативной группы, ходатайства о её регистрации и приложенных к нему документов.

В случае отказа инициативной группе в регистрации, ей выдаётся соответствующее решение, в котором указываются основания отказа.

10. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву депутата составляет 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

В подписном листе, форма которого утверждается избирательной комиссией Тоджинского кожууна, указывается правонарушение (правонарушения), послужившее (послужившие) основанием для выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву.

11. При рассмотрении Хуралом представителей Тоджинского кожууна вопроса о назначении голосования по отзыву лицо, в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, вправе дать устные или представить письменные объяснения. При принятии решения депутат, в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, в голосовании не участвует.

12. Голосование по отзыву должно быть проведено не позднее чем через 65 дней со дня принятия решения о назначении голосования по отзыву. Указанное решение подлежит официальному обнародованию не менее чем за 45 дней до дня голосования.

13. Депутат имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для его отзыва.

14. Депутат считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном районе, либо соответствующем избирательном округе.

15. Избирательная комиссия Тоджинского кожууна регистрирует отзыв депутата в день определения результатов голосования по отзыву.

16. Итоги голосования по отзыву депутата и принятые решения подлежат официальному обнародованию.

17. Члены инициативной группы, не собравшей в установленный срок требуемое количество подписей, не могут повторно выступать с инициативой проведения голосования по отзыву того же депутата по тем же основаниям ранее, чем через один год с последнего дня периода сбора подписей.

В случае принятия решения об отказе в проведении голосования по отзыву члены соответствующей инициативной группы не могут в течение одного года со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения голосования по отзыву того же депутата по тем же основаниям.

Если отзыв был признан несостоявшимся или по результатам голосования депутат не был отозван, повторное выдвижение инициативы проведения голосования по его отзыву по тем же основаниям, возможно, не ранее чем через один год со дня официального обнародования общих результатов отзыва.

Статья 13. Публичные слушания.

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района Хуралом представителей Тоджинского кожууна и главой Тоджинского кожууна могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения Хуралом представителей Тоджинского кожууна и главой Тоджинского кожууна.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Хурала представителей, назначаются Хуралом представителей.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального района, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального района.

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется настоящим Уставом или нормативными правовыми актами Хурала представителей и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Статья 14. Собрание граждан.

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, могут проводиться собрания граждан.

2. Собрание граждан может проводиться по инициативе населения, а так же в случаях, предусмотренных данным Уставом.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения или Хурала представителей, назначается Хуралом представителей Тоджинского кожууна в порядке, установленном данным Уставом.

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются федеральным законом, данным Уставом или нормативными правовыми актами Хурала представителей муниципального района.

6. Итоги собрания граждан подлежат официальному обнародованию.

Статья 15. Конференция граждан.

1. Для обсуждения вопросов местного значения, затрагивающих интересы всех жителей муниципального района, а так же для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться конференции граждан.

Конференция граждан также может осуществлять полномочия собрания граждан.

2. Порядок назначение и проведения конференции граждан, а также полномочия конференции граждан определяются Положением о собраниях и конференциях граждан.

3. Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимает участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов.

4. Итоги проведения конференции граждан подлежат официальному обнародованию.

Статья 16. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава V. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 17. Органы местного самоуправления.

1. В структуру органов местного самоуправления Тоджинского кожууна входят:

1) Хурал представителей Тоджинского кожууна;

2) глава Тоджинского кожууна;

3) администрация Тоджинского кожууна (исполнительно-распорядительный орган);

4) контрольный орган (ревизионная комиссия).

Все органы обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются данным Уставом.

3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

4. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Устав.

5. Решение Хурала представителей об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Хурала представителей, принявшего указанное решение.

Статья 18. Хурал представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва.

1. Хурал представителей Тоджинского кожууна (далее - Хурал представителей) - представительный орган муниципального района, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Хурал представителей состоит из глав поселений и депутатов представительных органов муниципальных образований сельских поселений, делегированных сельскими Хуралами представителей из своего состава в соответствии с равной независимо от численности поселения нормой представительства, которая устанавливается настоящим Уставом и равна 2 депутатам от каждого сельского Хурала представителей. Численность Хурала представителей Тоджинского кожууна устанавливается настоящим Уставом и равна 16 депутатам.

3. Депутаты Хурала представителей избираются сроком на 5 лет.

4. Хурал представителей правомочен при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов.

5. Хурал представителей обладает правами юридического лица.

6. Депутатом Хурала представителей может быть избран гражданин Российской Федерации, по достижении 21 года обладающий избирательным правом.

7. Заседание Хурала представителей считается правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов от установленного числа депутатов.

Заседания Хурала представителей проводятся не реже одного раза в три месяца.

Вновь избранный Хурал представителей кожууна собирается на первое заседание в установленный уставом Тоджинского кожууна срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания Хурала представителей Тоджинского кожууна в правомочном составе.

8. Расходы на обеспечение деятельности Хурала представителей предусматриваются в бюджете муниципального района отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

9. Хуралу представителей принадлежит право от лица всего населения муниципального района принимать решения по вопросам своего ведения.

10. В исключительной компетенции Хурала представителей находится:

1) принятие устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

11. Полномочия Хурала представителей могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Полномочия Хурала представителей могут быть также прекращены:

1) в случае принятия Хуралом представителей Тоджинского кожууна решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее двух третей голосов от числа депутатов, установленного настоящим Уставом для Хурала представителей.

2) в случае вступления в силу решения Верховного суда Республики Тыва о неправомочности данного состава депутатов Хурала представителей Тоджинского кожууна, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального района.

4) в случаях упразднения муниципального образования , утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом , увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов , произошедшего в следствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

12. Досрочное прекращение полномочий Хурала представителей Тоджинского кожууна влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Статья 19. Полномочия Хурала представителей.

В компетенции Хурала представителей находятся:

- принятие устава муниципального района и внесение в него изменений;

- утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении по представлению председателя администрации;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, их изменение, установление льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- принятие планов и программ социально-экономического развития, экологических программ, программ борьбы с преступностью, утверждение отчетов об их исполнении;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

- определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества;

- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

- иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Республики Тыва и настоящим Уставом.

Статья 20. Структура Хурала представителей муниципального района.

В структуру Хурала представителей Тоджинского кожууна входят:

- постоянные комиссии (порядок работы, полномочия комиссий Хурала представителей Тоджинского кожууна определяются регламентом Хурала представителей);

- председатель Хурала представителей избирается из числа депутатов Хурала представителей тайным голосованием и осуществляет свою деятельность на постоянной (штатной) основе в течение срока его полномочий, выполняет обязанности согласно настоящему Уставу и Регламенту Хурала представителей;

- заместитель председателя Хурала представителей работает на общественных началах;

- секретарь Хурала представителей избирается из числа депутатов Хурала представителей тайным голосованием и осуществляет свою деятельность на постоянной основе в течение срока полномочий в соответствии с Регламентом Хурала представителей, настоящим Уставом и распределением обязанностей между председателем и секретарем Хурала представителей

Статья 21. Статус депутата Хурала представителей муниципального района.

1. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления своих полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Хурала представителей нового созыва.

Полномочия Председателя Хурала представителей начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Председателя Хурала представителей.

3. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий председателя Хурала представителей применяется только к председателю Хурала представителей, избранному после вступления в силу соответствующего решения, путем внесения изменений в настоящий Устав.

4. Гарантии прав депутатов, председателя Хурала представителей при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, выборных должностных лиц органов местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

5. Депутат, председатель Хурала представителей не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, председателя Хурала представителей, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, председателем Хурала представителей были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутаты Хурала представителей работают на непостоянной основе без отрыва от основного места работы.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.

Депутаты Хуралов представителей сельских поселений, согласно закону Российской Федерации в исключительном случае, предусмотренном данным Уставом, могут быть депутатами Хурала представителей кожууна и не могут быть депутатами Великого Хурала Республики Тыва. Депутаты, работающие на постоянной основе, не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской (педагогической) или иной творческой.

Депутат Хурала представителей имеет депутатское удостоверение установленного образца.

Депутат, выборное должностное лицо , являющимся на день начала срока соответствующих полномочий лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы , работниками органов прокуратуры , органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ , учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях.

Статья 22. Досрочное прекращение полномочий депутатов Хурала представителей.

1.Полномочия депутатов Хурала представителей прекращаются досрочно в случае:

смерти;

2) отставки по собственному желанию;

признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

отзыва избирателями;

досрочного прекращения полномочий Хурала представителей;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую её альтернативную гражданскую службу;

11)в иных случаях, установленных федеральным законом.

Статья 23. Гарантии самостоятельности деятельности выборного должностного лица местного самоуправления.

1. В пределах своих полномочий выборное должностное лицо обладает

правом самостоятельного осуществления своей деятельности.

2. Вмешательство в деятельность выборного должностного лица, осуществляемую в рамках реализации его полномочий , не допускается. При этом выборное должностное в соответствии с уставом муниципального образования несёт ответственность за результаты своей деятельности перед населением непосредственно.

Статья 24. Социальные гарантии деятельности депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, выборного должностного лица.

К социальным гарантиям деятельности депутата , осуществляющего свои полномочия на постоянной основе , выборного должностного лица относятся :

ежемесячное денежное вознаграждение , денежные поощрения и иные выплаты , предусмотренные законом;

ежегодный оплачиваемый отпуск;

зачисление времени осуществления полномочий депутата , выборного должностного лица в стаж муниципальной службы;

медицинское обслуживание депутата, выборного должностного лица и их членов семьи;

пенсионное обеспечение депутата, выборного должностного лица;

обязательное государственное медицинское страхование депутата, выборного должностного лица ;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения депутатом, выборным должностным лицом своих полномочий;

иные социальные гарантии , предусмотренные федеральными законами , законами Республики Тыва , уставом муниципального образования.

Статья 25. Социальные гарантии выборных должностных лиц муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва»

На выборных должностных лиц поселения и кожууна настоящим Уставом распространяются социальные гарантии, установленные для муниципальных служащих.

Выборные должностные лица поселения и кожууна, замещающие свою деятельность не менее одного года продолжают получать денежные содержание ( с учетом индексации) выплачиваемое им по замещаемой должности до устройства на новое место работы в течении 4(четырёх) месяцев со дня прекращения полномочий до устройства на новое место работы в случаях:

1) удовлетворения Хуралом представителей Тоджинского кожууна заявление об отставке по собственному желанию;

2) после окончания срока полномочий и при не избрании на должность на новый срок полномочий;

3) при упразднении должностей выборного должностного лица Тоджинского кожууна в связи с преобразованием и упразднением муниципального образования.

Положения, изложенные в данном пункте, не действуют, в случаях:

отзыва выборного должностного лица Тоджинского кожууна с занимаемой должности;

вступления в законную силу приговора суда в отношении должностного лица.

В случае если выборное должностное лицо получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размеров денежного содержания (с учетом индексации) выплачиваемого ему по занимаемой ранее должности, то ему производится доплата до уровня денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по занимаемой ранее должности, но не более 4 (четырёх) месяцев со дня прекращения его полномочий по этой должности.

Статья 26. Глава Тоджинского кожууна

1. Глава Тоджинского кожууна является высшим должностным лицом Тоджинского кожууна и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения .

Глава Тоджинского кожууна одновременно является председателем Хурала представителей Тоджинского кожууна.

2.Глава Тоджинского кожууна в соответствии с настоящим Уставом :

избирается Хуралом представителей Тоджинского кожууна из своего состава тайным голосованием на срок полномочий 5 лет;

не может быть одновременно председателем Хурала представителей и председателем администрации Тоджинского кожууна.

3.Глава Тоджинского кожууна в пределах своих полномочий :

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования «Тоджинский кожуун»;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом нормативные правовые акты, принятые Хуралом представителей, которые подлежат обязательному исполнению на территории Тоджинского кожууна;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Хурала представителей;

Глава Тоджинского кожууна подконтролен и подотчётен населению и Хуралу представителей Тоджинского кожууна.

Полномочия главы Тоджинского кожууна прекращаются досрочно в случае :

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отзыва избирателями;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) призыва на военную службу или направления на заменяющую её альтернативную гражданскую службу.

10) в случае преобразования муниципального образования , а также в случае упразднения муниципального образования , утраты сельским поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом , увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов , произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

11) досрочного прекращения полномочий Хурала представителей , так как Глава Тоджинского кожууна избран из состава Хурала представителей.

В случае досрочного прекращения полномочий главы Тоджинского кожууна его полномочия временно исполняет заместитель председателя Хурала представителей Тоджинского кожууна .

В случае досрочного прекращения полномочий главы Тоджинского кожууна, досрочные выборы главы Тоджинского кожууна - председателя Хурала представителей проводятся в сроки, установленные Хуралом представителей , но не позднее чем через один месяц.

Статья 27. Администрация Тоджинского кожууна

1. Администрация Тоджинского кожууна (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) (далее - администрация) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрацией руководит председатель администрации Тоджинского кожууна (далее - председатель администрации) на принципах единоначалия.

2.Председатель администрации является лицо, назначаемое на должность председателя администрации по контракту , заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий 5 лет.

Условия контракта для председателя администрации утверждаются Хуралом представителей в части , касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

4. Порядок проведения конкурса на замещение должности председателя администрации устанавливается Хуралом представителей Тоджинского кожууна. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса , сведений о дате, времени месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной2 комиссии устанавливается Хуралом представителей.

При формировании конкурсной комиссии две трети её членов назначаются Хуралом представителей, а одна треть - Палатой представителей Великого Хурала Республики Тыва по представлению Председателя Правительства Республики Тыва.

5. Лицо назначается на должность председателя администрации Тоджинского кожууна Хуралом представителей Тоджинского кожууна по результатам тайного голосования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.

Контракт с председателем администрации заключает Глава Тоджинского кожууна.

6. Администрация обладает правами юридического лица.

7. Структура администрации утверждается Хуралом представителей Тоджинского кожууна по представлению председателя администрации . В структуру администрации могут входить отраслевые ( функциональные) и территориальные органы администрации Тоджинского кожууна.

8. Председатель администрации не вправе заниматься предпринимательской , а так же иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической , научной и другой творческой деятельности.

9. Полномочия председателя администрации осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае :

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отзыва избирателями;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) призыва на военную службу или направления на заменяющую её альтернативную гражданскую службу.

10) в случае преобразования муниципального образования , а также в случае упразднения муниципального образования , утраты сельским поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом , увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов , произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Председатель администрации района подотчётен населению района, Хуралу представителей.

Полномочия председателя администрации начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного председателя администрации.

10. В случае досрочного сложения полномочий председателя администрации кожууна до вступления в должность вновь избранного председателя администрации исполняющего обязанности председателя администрации назначает Хурал представителей кожууна из числа заместителей председателя администрации согласно структуре администрации, утвержденной Хуралом представителей.

Статья 28. Компетенция администрации Тоджинского кожууна

1. К компетенции администрации относится:

1) обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления поселения по реализации вопросов местного значения;

2) обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Хурала представителей Тоджинского кожууна и постановлениями и распоряжениями главы Тоджинского кожууна;

3) осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва;

4) подготовка проектов решений Хурала представителей Тоджинского кожууна, постановлений и распоряжений главы Тоджинского кожууна, иных местных нормативно - правовых актов;

5) разработка программ и планов социально - экономического развития поселения и обеспечение их выполнения;

6) разработка местного бюджета, обеспечение его исполнения и подготовка отчета о его исполнении;

7) управление и распоряжение муниципальной собственностью;

8) разработка генерального плана, проектов планировки и застройки, а также планов землеустройства на территории Тоджинского кожууна;

9) участие в охране окружающей среды;

10) координация деятельности муниципальных учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта;

11) управление муниципальным жилищным фондом и коммунальным бытовым хозяйством;

12) строительство и реконструкция муниципальных объектов социальной и производственной инфраструктуры;

13) разработка и реализация программ использования и охраны земель и другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва;

Статья 29. Контрольный орган (ревизионная комиссия)

1. В целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в структуре органов местного самоуправления Тоджинского кожууна образуется контрольный орган - ревизионная комиссия.

2. Ревизионная комиссия формируется Хуралом представителей в количестве 1 человек, сроком на 5 лет.

3. Порядок формирования и деятельности ревизионной комиссии, порядок избрания и освобождения председателя ревизионной комиссии устанавливаются Положением о ревизионной комиссии, утверждаемым Хуралом представителей.

Статья 30. Основные принципы деятельности ревизионной комиссии.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в ревизионную комиссию по ее требованию необходимые информацию и документы по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.

Ревизионная комиссия отвечает за полноту и качество осуществляемых проверок, объективность выводов, своевременное доведение результатов проверок до сведения соответствующих органов.

Результаты проверок, осуществляемых ревизионной комиссией, подлежат опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации.

Статья 31. Муниципальная служба

1. Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, устанавливается в соответствии федеральным законом и законом Республики Тыва, настоящим уставом.

2. Приём на муниципальную службу, как правило, осуществляется в порядке назначения на должность, согласно структуре утверждённой Хуралом представителей.

3. Замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы должно производиться на конкурсной основе.

4. Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределённый срок, или срочного трудового договора по результатам конкурса на замещение вакантной должности.

5. Наряду с основаниями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по иным основаниям, установленными Федеральным законом « О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25 от 2 марта 2007 года, Законом Республики Тыва « О муниципальной службе в Республике Тыва » № 389 от 12 января 2000 года.

Статья 32. Избирательная комиссия Тоджинского кожууна

1. Избирательная комиссия Тоджинского кожууна организует подготовку и проведение муниципальных выборов депутатов Хурала представителей, главы Тоджинского кожууна, подготовку и проведение местного референдума, голосования по отзыву депутата, голосования по вопросам изменения границ Тоджинского кожууна, преобразования Тоджинского кожууна.

2. Избирательная комиссия Тоджинского кожууна формируется из 7 членов с правом решающего голоса сроком на 4 года.

3. Формирование и полномочия избирательной комиссии, порядок и гарантии ее деятельности регулируются федеральными законами, законами Республики Тыва, настоящим Уставом.

4. Избирательная комиссия Тоджинского кожууна формируется Хуралом представителей Тоджинского кожууна на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Великом Хурале Республики Тыва, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Хурале представителей Тоджинского кожууна, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии Тоджинского кожууна предыдущего состава, Избирательной комиссии Республики Тыва, избирательной комиссии Тоджинского кожууна.

ГЛАВА VI. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Статья 33. Система муниципальных правовых актов.

1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) Устав Тоджинского кожууна, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты Хурала представителей Тоджинского кожууна;

3) постановления и распоряжения председателя администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Устав Тоджинского кожууна и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Тоджинского кожууна.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории Тоджинского кожууна.

4. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом Хурала представителей, на рассмотрение которого вносятся указанные проекты.

5. Глава Тоджинского кожууна в пределах своих полномочий, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения.

6. В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.

В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами , обладающими равной юридической силой, действуют положения акта принятого позднее.

7. Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в печатных средствах массовой информации или обнародуются.

8. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам, иным нормативным правовым актам Республики Тыва, настоящему Уставу.

Статья 35. Подготовка правовых актов

1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Хурала представителей Тоджинского кожууна, главой Тоджинского кожууна и органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан.

2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Статья 35. Порядок принятия и вступления в силу правовых актов

1. Хурал представителей Тоджинского кожууна по вопросам своего ведения принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Хурала представителей Тоджинского кожууна открытым голосованием.

2. Решения Хурала представителей Тоджинского кожууна, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов избранного числа депутатов. Иные акты Хурала представителей Тоджинского кожууна принимаются в порядке, установленном Регламентом Хурала представителей Тоджинского кожууна.

3. Принятые Хуралом представителей Тоджинского кожууна нормативные правовые акты направляются главе Тоджинского кожууна для подписания и обнародования. Глава Тоджинского кожууна в течение 5 дней подписывает нормативные правовые акты. Акты Хурала представителей Тоджинского кожууна вступают в силу после подписания в порядке, установленном Регламентом Хурала представителей Тоджинского кожууна.

5. Муниципальные правовые акты Тоджинского кожууна не имеют обратной силы и вступают в действие со дня их принятия (издания) либо со дня, указанного в самом акте.

6. Муниципальные правовые акты Тоджинского кожууна, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования ( обнародования).

7. Муниципальные правовые акты Тоджинского кожууна могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Тыва - уполномоченным органом государственной власти.

ГЛАВА VII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 36. Экономическая основа

1. Экономическую основу муниципального района составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права поселения.

2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Статья 37. Муниципальное имущество

1. В собственности муниципального района может находиться имущество, предназначенное:

1) для решения вопросов местного значения:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество межпоселенческих библиотек;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Республики Тыва;

3. Для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Хурала представителей Тоджинского кожууна.

4. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Статья 38. Бюджет Тоджинского кожууна

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет Тоджинского кожууна и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет Тоджинского кожууна.

2. Бюджет Тоджинского кожууна разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта Хурала представителей Тоджинского кожууна.

3. Порядок разработки, утверждения и исполнения местного бюджета определяется Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в поселении, утверждаемым Хуралом представителей Тоджинского кожууна в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации, законами Республики Тыва.

4. Расходование средств бюджета Тоджинского кожууна осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных нормативными правовыми актами Хурала представителей о бюджете Тоджинского кожууна на очередной финансовый год.

5. Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Тыва.

Статья 39. Доходы местного бюджета

1. Доходы местного бюджета Тоджинского кожууна формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, других доходов в безвозмездном и безвозвратном порядке поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Тыва, нормативными правовыми актами Хурала представителей в распоряжение органов местного самоуправления.

2. К доходам местного бюджета Тоджинского кожууна относятся:

- средства самообложения граждан;

- доходы от местных налогов и сборов;

- доходы от региональных и федеральных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами;

- безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения, предоставляемые в соответствии с федеральными законами;

- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Хурала представителей поселения, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

- штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

- добровольные пожертвования;

- иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Тыва и решениями органов местного самоуправления.

3. В состав собственных доходов бюджетов Тоджинского кожууна, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав Тоджинского кожууна, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Размер указанных субвенций определяется Хуралом представителей Тоджинского кожууна по единому для всех поселений, входящих в состав муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.

4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 Федерального закона № 131-ФЗ.

5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 Федерального закона № 131-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 40. Расходы местного бюджета

1. Расходы местного бюджета Тоджинского кожууна осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Администрация Тоджинского кожууна ведет реестр расходных обязательств поселения в порядке, установленном администрацией Тоджинского кожууна.

3. Хурал представителей Тоджинского кожууна определяет размеры и условия оплаты труда депутатов, председателя и секретаря Хурала представителей Тоджинского кожууна осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

4. Размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения устанавливаются нормативными правовыми актами главы Тоджинского кожууна.

5. Расходование средств местного бюджета Тоджинского кожууна осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных нормативными правовыми актами Хурала представителей Тоджинского кожууна о бюджете Тоджинского кожууна на очередной финансовый год.

6. Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Тыва.

Статья 41. Исполнение бюджета

1. Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Порядок и сроки разработки проекта бюджета Тоджинского кожууна, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе поселения, утверждаемым Хуралом представителей Тоджинского кожууна.

3. Разработку проекта местного бюджета Тоджинского кожууна осуществляет администрация Тоджинского кожууна.

4. Проект нормативного правового акта о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Хурала представителей вносит глава Тоджинского кожууна.

5. Порядок рассмотрения проекта местного бюджета Тоджинского кожууна, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета устанавливается Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в поселении, утверждаемым Хуралом представителей Тоджинского кожууна.

6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. В случае невозможности их опубликования органы местного самоуправления Тоджинского кожууна обеспечивают жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями.

Статья 42. Муниципальный заказ

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.

3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается Положением о муниципальном заказе, утвержденным Хуралом представителей Тоджинского кожууна в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Ответственность органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением Тоджинского кожууна, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами .

Статья 44. Порядок принятия Устава, порядок внесения изменений и дополнений в Устав

1. Проект Устава Тоджинского кожууна, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав Тоджинского кожууна не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава Тоджинского кожууна, внесении изменений и дополнений в Устав Тоджинского кожууна подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного Хуралом представителей Тоджинского кожууна порядка учета предложений по проекту указанного Устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

2. Устав Тоджинского кожууна, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав Тоджинского кожууна принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Хурала представителей Тоджинского кожууна.

3. Устав Тоджинского кожууна, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав Тоджинского кожууна подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 45. Вступление в силу Устава

1. Настоящий Устав, пройдя государственную регистрацию, вступает в силу на всей территории муниципального района со дня его официального опубликования (обнародования), за исключением положений, для которых Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены иные сроки вступления в силу.

2. Экземпляры настоящего Устава хранятся в администрации Тоджинского кожууна, администрациях сельских поселений и во всех библиотеках муниципального района.

3. Со дня вступления в силу настоящего Устава признать утратившим силу Устав муниципального образования Тоджинского кожууна Республики Тыва, принятый решением Хурала представителей Тоджинского кожууна от 26.01.2007 г. № 6, за исключением пункта 2 ст. 18 настоящего Устава, который вступает в силу после окончания срока полномочий Хурала представителей Тоджинского кожууна принявшего настоящий Устав.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: глава муниципального образования от 10.07.2008 опубликован в газете "Байлак Тожу" от 10.07.2008 г. № 5, Хурал представителей муниципального образования от 05.05.2008
Рубрики правового классификатора: 010.150.020 Устав муниципального образования

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать